программа Хозяин 72 ч

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа “Хозяин” направлена на развитие у детей художественного вкуса,
творческих способностей и трудовых навыков через освоение техники резьбы по дереву и
выжиганию по дереву. Программа предусматривает изучение различных видов резьбы, от
простых геометрических узоров до более сложных элементов, а также овладение навыками
выжигания. В процессе обучения дети научатся работать с деревом, инструментами и
материалами, создавать изделия, соответствующие их творческим замыслам.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы: художественная.
Актуальность программы: В современном мире, где преобладают цифровые
технологии, существует потребность в развитии у детей практических навыков, мелкой
моторики, пространственного мышления и умения работать с натуральными материалами.
Программа “Хозяин” направлена на возрождение интереса к народным ремеслам, развитие
творческого потенциала и формирование бережного отношения к природе. Работа с
деревом способствует развитию усидчивости, аккуратности, формирует эстетический вкус
и позволяет создать уникальные изделия своими руками.
Отличительная особенность программы: Программа сочетает в себе освоение
нескольких видов декоративно-прикладного творчества, связанных с обработкой дерева:
выжигание, резьбу и изготовление функциональных изделий (шкатулки, скворечники).
Упор делается на доступность техник для детей разного возраста и уровня подготовки,
поэтапное усложнение задач и возможность создания практичных и красивых вещей.
Новизна программы: Новизна заключается в комплексном подходе к изучению
деревообработки, где каждый вид деятельности логически продолжает предыдущий,
позволяя обучающимся с разным уровнем подготовки освоить разнообразные техники и
получить разнообразный практический опыт. Интеграция различных видов работ
(выжигание, резьба, конструирование) в одном курсе дает более полное представление о
возможностях обработки дерева.
Педагогическая целесообразность: Программа способствует гармоничному
развитию личности ребенка, активизирует познавательную деятельность, формирует
положительные нравственные качества (трудолюбие, аккуратность, ответственность,
уважение к труду). Занятия в кружке способствуют социализации детей, развитию
коммуникативных навыков и умению работать в коллективе.
Адресат программы: Дети в возрасте от 7 до 16 лет. Программа адаптирована для
обучающихся с разным уровнем начальной подготовки.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы: 72 академических часа.
Срок реализации: 1 учебный год.
Форма обучения: Очная, возможно применение дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятий: 1 раз в неделю, по два учебных часа с одним перерывом 10 минут,
продолжительность одного занятия 40 минут.
Форма реализации программы: традиционная.
Форма организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий:
• Теоретические беседы, демонстрации.
• Практические занятия, мастер-классы.
• Индивидуальная работа с обучающимися.
• Экскурсии (при наличии возможности).
• Выставки работ.

Конкурсы.
Цель программы: Формирование у обучающихся устойчивого интереса к
декоративно-прикладному творчеству с деревом, развитие практических навыков работы с
различными инструментами и материалами, создание оригинальных изделий.
Задачи программы:
Образовательные:
• Познакомить с основами техники выжигания по дереву, элементами резьбы и
конструирования из дерева.
• Обучить безопасному обращению с инструментами и материалами.
• Сформировать представление о видах древесины, их свойствах и применении.
• Научить читать и понимать простейшие чертежи и схемы.
• Обучить основам композиции и цветоведения при работе с деревом.
• Сформировать навыки по резьбе, выжиганию и конструированию из дерева.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, координацию движений, глазомер.
• Развивать пространственное мышление, логику, творческое воображение.
• Развивать внимание.
• Развивать навыки самоанализа и самоконтроля.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к труду, уважение к народным ремеслам.
• Воспитывать бережное отношение к природе и материалам.
• Формировать чувство ответственности за выполненную работу, аккуратность,
терпение, усидчивость.
• Воспитывать эстетический вкус, умение ценить красоту.
• Воспитывать уважительное отношение к членам коллектива, умения работать в
группе.
•

Содержание программы:
Учебный план

Тематический
модуль

Наименование тем

Всего
часов

Теория
(ч)

Практ
ика (ч)

Форма аттестации/

Введение и
основы
безопасности

1. Знакомство с
кружком. Мир
дерева.

4

2

2

Беседа

2. Техника
безопасности при
работе с
инструментами.
Правила поведения
в мастерской.

4

2

2

Инструктаж,
тестирование

контроля

Форма аттестации/

Тематический
модуль

Наименование тем

Всего
часов

Теория
(ч)

Практ
ика (ч)

Основы
выжигания
по дереву

3. Знакомство с
выжигательным
аппаратом.
Принципы работы.

4

1

3

Демонстрация,
практика

4. Простые линии и
штрихи. Создание
узоров.

4

1

3

Практическая
работа

5. Симметричные
узоры. Работа с
шаблонами.

4

1

3

Практическая
работа

6. Изображение
простых предметов
(лист, цветок).

4

1

3

Практическая
работа

7. Создание
композиции из
элементов.

4

1

3

Практическая
работа

8. Знакомство с
инструментами для
резьбы (ножи,
стамески). Техника
безопасности.

4

1

3

Инструктаж,
демонстрация

9. Геометрическая
резьба:
треугольник,
квадрат, ромб.

4

1

3

Практическая
работа

10. Простейшие
растительные

4

1

3

Практическая
работа

Резьба по
дереву
(простейшие
элементы)

контроля

Тематический
модуль

Форма аттестации/

Всего
часов

Теория
(ч)

Практ
ика (ч)

11. Обработка
грани. Создание
рельефа.

4

1

3

Практическая
работа

12.
Конструирование
шкатулки. Выбор
материала.
Простейшие
соединения.

4

1

3

Проектирование,
практика

13. Сборка деталей
шкатулки.
Шлифовка.

4

1

3

Практическая
работа

14. Декорирование
шкатулки
выжиганием и
элементами
резьбы.

4

1

3

Практическая
работа

15. Чертеж
скворечника.
Выбор древесины.

4

1

3

Чтение чертежей,
практика

16. Раскрой
деталей. Сборка
скворечника.

4

1

3

Практическая
работа

Наименование тем

контроля

мотивы (листик,
лепесток).
Промежуточная
аттестация

Изготовлени
е шкатулок

Изготовлени
е
скворечника

Тематический
модуль

Итоговое
занятие.
Выставка
работ

Всего:

Форма аттестации/

Наименование тем

Всего
часов

Теория
(ч)

Практ
ика (ч)

17. Декорирование
скворечника (по
желанию).

4

1

3

Практическая
работа

Выставка,
коллективное
обсуждение

18. Подведение
итогов.
Презентация работ.
Аттестация по
итогам завершения
программы

4

1

3

72

20

52

контроля

Содержание учебного плана
Раздел 1: Введение и основы безопасности (8 часов)
•

•

Тема 1.1: Знакомство с кружком. (4 часа).
o Теория: Приветствие. Знакомство с программой кружка. Беседа о том, что
такое дерево, откуда оно берется, его роль в жизни человека. Разнообразие
пород дерева, их свойства (твердость, текстура, цвет). Примеры изделий из
дерева. Демонстрация образцов.
o Практика: Знакомство с мастерской, расположением инструментов и
материалов. Обсуждение, какие изделия хотелось бы создать.
Тема 1.2: Техника безопасности при работе с инструментами. Правила
поведения в мастерской (4 часа).
o Теория: Важность соблюдения правил безопасности. Инструктаж по
безопасному использованию выжигательного аппарата (горячий, не
прикасаться к нагревательным элементам, работать в проветриваемом
помещении). Инструктаж по безопасному использованию ножей для резьбы
(держать инструмент только от себя, острые лезвия, не работать в спешке).
Правила поведения в мастерской: бережное отношение к инструментам,
порядок на рабочем месте, перемещение по мастерской.
o Практика: Обучение правилам безопасности через практические
упражнения (например, как правильно держать нож, как
включать/выключать выжигатель). Тестирование знаний правил
безопасности.

Раздел 2: Основы выжигания по дереву (20 часа)

•

•

•

•

•

Тема 2.1: Знакомство с выжигательным аппаратом. Принципы работы (4
часа).
o Теория: Устройство выжигательного аппарата. Различные насадки для
выжигания и их применение (точечный, линейный, контурный).
Регулировка температуры. Основы нанесения рисунка на дерево.
o Практика: Пробные штрихи и линии разными насадками на ненужных
обрезках дерева. Наблюдение за результатом.
Тема 2.2: Простые линии и штрихи. Создание узоров (4 часа).
o Теория: Техники нанесения ровных линий, волнистых линий, точек.
Создание простых геометрических узоров, сочетая разные виды линий.
o Практика: Выжигание различных линий и штрихов по прямым и
изогнутым траекториям. Создание простых узоров на заготовках.
Тема 2.3: Симметричные узоры. Работа с шаблонами (4 часа).
o Теория: Понятие симметрии. Использование шаблонов для создания
симметричных узоров. Методы переноса шаблона на дерево.
o Практика: Выжигание симметричных узоров с использованием готовых
шаблонов (например, “елочка”, “зигзаг”). Создание собственных простых
шаблонов.
Тема 2.4: Изображение простых предметов (лист, цветок) (4 часа).
o Теория: Основы контурного выжигания. Перенос контура изображения на
дерево. Техники заполнения контура штриховкой или тонированием.
o Практика: Выжигание контуров простых предметов (листья, цветы, ягоды).
Эксперименты с различной плотностью штриховки.
Тема 2.5: Создание композиции из элементов (4 часа).
o Теория: Принципы построения простой композиции. Сочетание различных
выжженных элементов в единое изображение.
o Практика: Создание собственной композиции из выжженных элементов на
небольших заготовках (например, панно с листьями, узор на подставке).

Раздел 3: Резьба по дереву (16 часов)
•

•

•

Тема 8: Знакомство с инструментами для резьбы (ножи, стамески). Техника
безопасности (4 часа).
o Теория: Разновидности ножей и стамесок для начинающих. Правила
заточки инструментов (обсуждение, на практике не выполняется). Техника
безопасности при работе с режущими инструментами: держать инструмент
только от себя, использовать защитную перчатку (при необходимости),
работать на прочной подложке, не работать у края стола.
o Практика: Инструктаж по правильному хвату ножа, демонстрация
безопасных движений. Пробные упражнения на мягкой древесине.
Тема 9: Геометрическая резьба: треугольник, квадрат, ромб (4 часа).
o Теория: Техники выполнения простых геометрических элементов
(треугольник, квадрат, ромб) с помощью ножа. Понятие “резьба по
направлению волокон”.
o Практика: Выполнение рядов треугольников, квадратов, ромбов на
заготовках. Аккуратность и точность выполнения.
Тема 10: Простейшие растительные мотивы (листик, лепесток) (4 часа).

Теория: Переход от геометрической резьбы к более сложным формам.
Техники формирования контура листа или лепестка.
o Практика: Вырезание простых контуров листьев и лепестков.
o Промежуточная аттестация
Тема 11: Обработка грани. Создание рельефа (4 часа).
o Теория: Техники снятия фаски, объемной обработки грани. Создание
легкого рельефа.
o Практика: Практическое освоение техник обработки грани на ранее
созданных элементах.
o

•

Модуль 4: Изготовление шкатулок (12 часов)
•

•

•

Тема 12: Конструирование шкатулки. Выбор материала. Простейшие
соединения (4 часа).
o Теория: Обсуждение конструкций простых шкатулок. Выбор подходящей
древесины (фанера, тонкие доски). Основы соединения деталей (клей,
маленькие гвоздики).
o Практика: Выбор эскиза шкатулки. Подготовка деталей (если они готовы
заранее). Изучение способов соединения.
Тема 13: Сборка деталей шкатулки. Шлифовка (4 часа).
o Теория: Техника склеивания и скрепления деталей. Правила шлифовки
деревянных поверхностей (наждачной бумагой разной зернистости).
o Практика: Сборка деталей шкатулки. Шлифовка поверхности для
гладкости.
Тема 14: Декорирование шкатулки выжиганием и элементами резьбы (4
часа).
o Теория: Применение ранее изученных техник (выжигание, простейшая
резьба) для украшения шкатулки.
o Практика: Декорирование готовой шкатулки. Создание уникального
дизайна.

Модуль 5: Изготовление скворечника (12 часов)
•

•

•

Тема 15: Чертеж скворечника. Выбор древесины (4 часа).
o Теория: Чтение простейших чертежей. Размеры и форма деталей
скворечника. Выбор подходящей древесины (необработанные доски,
фанера).
o Практика: Знакомство с чертежом скворечника. Анализ деталей.
Тема 16: Раскрой деталей. Сборка скворечника (4 часа).
o Теория: Техника разметки и раскроя деталей по чертежу. Сборка
скворечника с помощью гвоздей или саморезов.
o Практика: Разметка и раскрой деталей. Сборка скворечника.
Тема 17: Декорирование скворечника(4 часа).
o Теория: Возможности декорирования скворечника (выжигание, роспись,
простейшие элементы резьбы).
o Практика: Декорирование скворечника.

Модуль 6: Итоговое занятие. Выставка работ (4 часа)

•

Тема 18: Подведение итогов. Презентация работ (4 часа).
o Теория: Обсуждение достижений. Анализ выполненных работ.
o Практика: Организация небольшой выставки работ обучающихся.
Презентация своих изделий. Коллективное обсуждение.
o Аттестация по итогам завершения программы

В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
участие в выставке.
Программа также предусматривает мероприятия, направленные на развитие
личности, самоопределение и социализацию обучающихся на основе социокультурных,
духовно – нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма, взаимного
уважения.
В течение года дети привлекаются к мероприятиям, проводимым в Бейском Центре
детского творчества, согласно утвержденного плана работы на 2025 – 2026 учебный год.
Планируемые результаты:
Личностные:
• Развитие аккуратности, усидчивости, терпения.
• Формирование умения работать в коллективе, уважать труд других.
• Воспитание любви к труду, уважения к народным ремеслам.
• Воспитание бережного отношения к природе и материалам.
Метапредметные:
• Развитие мелкой моторики, координации движений, глазомера
• Развитие пространственного мышления, логики, творческого воображения,
внимания.
• Развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Предметные:
• Знать: Основные понятия декоративно-прикладного творчества с деревом, виды
древесины, названия и назначение основных инструментов, правила техники
безопасности.
• Уметь: Безопасно пользоваться выжигательным аппаратом и простейшими
инструментами для резьбы. Аккуратно наносить узоры выжиганием. Выполнять
простейшие элементы геометрической и контурной резьбы. Собирать и
декорировать простые изделия (шкатулка, скворечник). Читать простейшие
чертежи.
• Иметь представление: О возможностях художественной обработки дерева, о
многообразии техник и стилей.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических реализаций программы
Календарный учебный график
Год
обучения
или
группа

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
Всего
Количество Режим занятий
учебных учебных часов
недель
дней

1 группа

15.09.2025

31.05.2026

36

36

72

1 раз в неделю
по 2 занятия,
продолжительность
каждого 40 минут.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и
аттестация по итогам завершения программы.
Текущий контроль включает наблюдение, анализ качества выполнения
практических заданий, устные опросы.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах
усвоения программы. Проводится в январе месяце в форме практической работы
(например, создание узора выжиганием, выполнение ряда геометрических элементов
резьбы). Аттестация по итогам завершения программы – проводится в конце учебного года,
с целью определения уровня образования, степени подготовленности к самостоятельной
работе, выявление наиболее способных и талантливых детей, форма проведения –
практическая работа, выставка.
Оценочные материалы:
• Критерии оценки практических работ (аккуратность, соответствие заданию,
оригинальность, качество выполнения).
• Тесты на знание техники безопасности.
• Карточки с заданиями для текущего контроля.
• Журнал посещаемости и активности обучающихся.
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного занятия:
В процессе обучения используются различные формы организации занятий:
групповые, коллективные, фронтальные. Занятия могут проводиться в виде мастер –
классов, мастерских, выставок, конкурсов, тематических мероприятий, практических
занятий.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов
обучения:
-словесный (устное изложение, беседа);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ последовательности
(выполнение) работы педагогом, работа по образцу);
- практический (практическая работа);
-объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация педагогом приемов работы,
наглядных пособи), дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- стимулирование деятельности (одобрение, похвала).
Каждое занятие обычно содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению этого материала.
Каждое занятие разбивается (условно) на 3 части, которые и составляют в комплексе
целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала,
инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося;

2 часть – практическая работа. Здесь происходит закрепление теоретического
материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это
коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого
обучающегося, педагога и всех вместе.
Системное применение этой формы учебной деятельности позволяет научиться
мыслить, рассуждать, оценивать, принимать решения.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся во время
занятий используются современные образовательные технологии. К таким технологиям
относится: применение на уроках ИКТ, технология проблемного обучения,
исследовательская и проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии,
личностно-ориентированные технологии.
Дидактические материалы: схемы, чертежи, образцы работ, шаблоны.
Методические рекомендации для педагога: подробное планирование каждого
занятия, описание техник, возможные трудности и пути их преодоления.
Наглядные пособия: плакаты по технике безопасности, образцы древесины,
инструменты.
Презентации: по темам программы, демонстрация приемов работы.
Видеоматериалы: обучающие ролики по техникам выжигания и резьбы.
Заготовки: для практических работ.

•

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
o Помещение: Светлое, хорошо проветриваемое помещение (мастерская) с
достаточным количеством рабочих столов и посадочных мест.
o Инструменты:
▪ Выжигательные аппараты (по количеству рабочих мест или с
возможностью поочередной работы).
▪ Насадки для выжигания (разнообразные).
▪ Ножи для резьбы по дереву (по количеству рабочих мест).
▪ Напильники, рашпили (небольшие).
▪ Рубанки (небольшие, для первичной обработки).
▪ Молотки (небольшие).
▪ Ножовки по дереву (ручные).
▪ Линейки, угольники.
▪ Карандаши, ластики.
▪ Шлифовальная бумага (разной зернистости).
▪ Защитные перчатки (для работы с резьбой).
▪ Фартуки (желательно).
o Материалы:
▪ Древесина: доски (сосна, липа), фанера (различной толщины),
деревянные бруски.
▪ Клей ПВА или столярный.
▪ Гвоздики, саморезы (маленькие).
▪ Лак, морилка (для финишной отделки, по желанию).
▪ Кисти для лака/морилки.
o Вспомогательное оборудование:
▪ Розетки для выжигательных аппаратов.
▪ Подставки для выжигательных аппаратов.
▪ Емкости для опилок.
▪ Аптечка первой помощи.

Система вытяжки (желательно, для выжигания).
Информационное обеспечение:
o Доступ к сети Интернет для поиска информации, просмотра обучающих
видео.
o Библиотека методической литературы, журналов по ремеслам.
o Фото- и видеоаппаратура для фиксации процесса работы и результатов.
Кадровое обеспечение:
o Педагог дополнительного образования, имеющий соответствующие знания
и навыки в области деревообработки, выжигания по дереву, резьбы, а также
умеющий работать с детьми. Важно, чтобы педагог обладал творческим
подходом, терпением и умением мотивировать обучающихся.
▪

•

•

Список литературы:
1. Бартенев И.А., Бартенева И.А. “Искусство резьбы по дереву”. – М.: Эксмо, 2013.
2. Гапанович В.А., Демченко И.Д. “Технология обработки древесины”. – М.:
Просвещение, 1990.
3. Железняк А.И., Куракин А.Н., Мартынов А.И. “Технологии обработки
конструкционных материалов”. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2005.
4. Калинова Т.П., Лебедева А.А. “Декоративно-прикладное творчество”. – М.:
Просвещение, 1988.
5. Соловьев В.И. “Резьба по дереву”. – М.: АСТ-Пресс, 2002.
6. Журналы: “Юный техник”, “Мастер”, “Ручная работа” и другие тематические
издания.
Интернет ресурсы:
1. Сайты по рукоделию и ремеслам: Например, “Скрапбукинг”, “Вдохновение”,
“Мастер-классы” и т.д., где можно найти статьи и идеи.
2. Форумы мастеров: Обмен опытом, советы, решение сложных вопросов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».