программа Умелые ручки

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы - художественная.
Актуальность программы обусловлена приобщением к разным видам
рукоделия. Дети имеют возможность последовательно осваивать технологические
особенности изготовления изделий из ткани, природных материалов, соленого
теста, вязания, вышивки, мягкой игрушки, рисования. Программа способствует
развитию у детей изобразительных, художественно – конструктивных
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Обучающиеся могут создавать красивые и оригинальные изделия в процессе
изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные
способности, что особенно определяет успешность выполнения творческой
деятельности.
Программа направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, точных
действий пальцев, развитие глазомера, а также на накопление ими социального
опыта через освоение простых техник декоративно – прикладного творчества.
Отличительная особенность программы.
Развитие у детей навыков творческого и исследовательского характера,
пространственных представлений. Происходит знакомство со свойствами
различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Еще одной
отличительной особенностью программы является принцип дозированности
учебного материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими
порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической
деятельности. Работу дети начинают с простых по конструкции и небольших по
объёму изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить
самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе
работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного
творчества.
Достоинством
таких
техник
является
универсальность их использования, тесная связь с экологическим воспитанием.
Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают
большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражения в целом.
Педагогическая целесообразность. Дополнительное образование позволяет
смягчить существующую перегрузку обучающихся в системе общего образования.
Ведь для педагога дополнительного образования главное даже не научить, а
открыть ребенка, развить его потенциал, включить его внутренние импульсы, что
поможет ему продвигаться в будущем. Понимая и принимая это, многие родители
целенаправленно записывают детей на занятия дополнительного образования.
Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают воспитывать у детей
любовь и уважение к труду, предоставляют ребенку возможность для проявления
собственного творчества через самостоятельные работы. Изучение истории ДПИ
способствует
формированию
духовной
культуры
детей,
воспитанию
патриотических чувств.

Адресат программ – дети, интересующиеся художественным творчеством, в
частности: мягкая игрушка, вязание, вышивка, аппликация, работа с тканью,
соленым тестом, в возрасте от 7 до 12 лет.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. В процессе обучения используются электронные презентации, видео
мастер классы. Данную программу возможно использовать при введении
карантинных мероприятий, материалы, рекомендации к занятиям будут
расположены на официальном сайте учреждения дополнительного образования,
выкладываться в чатах мессенджера Сферум, социальной сети «ВКонтакте».
Уровень программы – ознакомительный.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Занятие 40 минут.
Форма реализации образовательной программы: Программа реализуется
в сетевой форме с участием Базовой организации (Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества» и
организации – участника (Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Кирбинская средняя общеобразовательная школа»). Базовая
организация самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Умелые ручки». Базовая
организация и организация участник сотрудничают в рамках договора о сетевой
форме реализации образовательных программ, в которых указаны условия
реализации программы, права и ответственность сторон
Особенности организации образовательного процесса:
Формы организации деятельности детей - индивидуальные, групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают практические занятия, мастер-классы, мастерские, деловые и
ролевые игры, выставки, творческие отчеты.
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
- проведение мастер - классов в дошкольных учреждениях села,
общеобразовательных организациях, на районных и республиканских
мероприятиях;
- участие в конкурсах декоративно – прикладного творчества различных уровней,
- участие в районной выставке работ ДПИ,
- участие в патриотических и социальных акциях.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной
культуры ребенка через декоративно-прикладное творчество.
Задачи программы:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания и умения творческой направленности;
- обучать приемам и технологии изготовления композиций в различных
техниках;
- изучать свойства и работу различных материалов;

изучать историю возникновения различных видов декоративно –
прикладного творчества;
- создавать композиции и изделия, выполненные из бумаги, ткани, природных
и бросовых материалов, путем вязания, вышивки и мягкой игрушки.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал и художественный вкус
каждого ребенка, фантазию, наблюдательность;
- развивать образное мышление и воображение;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать мелкую моторику, точность пальцев рук, глазомер.
Воспитательные:
− воспитывать уважение к труду;
− формировать чувство коллективизма;
− воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение;
− сформировать адекватную самооценку обучающихся через проявление себя
в конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности.
-

Содержание программы
Учебный план

№ п/п

Количество часов

Название раздела, темы

Раздел 1. Многообразие техник в
осенних композициях
Тема 1.1 Вводное занятие

Формы
аттестации/
контроля

Всего
14

Теория
4

Практика
10

2

1

1

Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа

Тема 1.2

Аппликация «Ёжик»

4

1

3

Тема 1.3

Панно из соленого теста
«Корзина с осенними
дарами»

4

1

3

Тема 1.4

Пейзаж
«Природа вокруг нас»
Раздел 2. Работа с тканью
Тема 2.1 Аппликация из ткани

4

1

3

14
4

4
1

10
3

Тема 2.2

Объёмные фигуры

4

1

3

Тема 2.3

Новогодние игрушки

4

1

3

Тема 2.4

Открытки, сувениры

2

1

1

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая

работа
Раздел 3. Подарки для мамы
Тема 3.1 Букет из вискозных
салфеток
Тема 3.2 Картины в разных
техниках.
Промежуточная
аттестация
Тема 3.3 Объемный цветок из
гофрированной бумаги
Раздел 4. Мягкая игрушка

12
4

3
1

9
3

4

1

3

4

1

3

14

4

10

4

1

3

4

1

3

2

1

1

Декоративная пауза:
Пошив одежды для
кукол
Раздел 5. Работа с разными
материалами
Тема 5.1 Цветы из салфеток

4

1

3

6

2

4

4

1

3

Тема 5.2

Тема 4.1
Тема 4.2

Разные
игрушки
носков
Игольница «Фартук»

Тема 4.3

Кукла оберег из ниток

Тема 4.4

из

Открытки, сувениры к
Дню Победы
Раздел 6. Вязание

2

1

1

12

2

10

Тема 6.1

Способы вязания
крючком

4

1

3

Тема 6.2

Панно «Из вязаных
цепочек»
Вязание полотна

4

1

3

Тема 6.3
Тема 6.4

Аттестация по итогам
завершения программы
Выставка готовых
изделий
Итого часов

2

2

2

2

72

19

53

Содержание учебного плана
Раздел 1. Многообразие техник в осенних композициях
Тема 1.1 Вводное занятие.

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа
Беседа,
практическое
задание
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка

Теория. Вводное занятие. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Изучение различных техник,
применяемых в процессе обучения программе
Практика. Подбор материалов. Технологии изготовления изделий. Работа с
клеем.
Тема 1.2 Аппликация «Ёжик».
Теория. Использование природного и искусственного материала.
Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила ТБ.
Практика. Выполнение творческой работы «Ёжик»
Тема 1.3 Панно из соленого теста «Корзина с осенними дарами»
Теория. Соленое тесто – история появления. Свойства соленого теста.
Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила ТБ. Технология работы с соленым тестом.
Практика. Выполнение творческой работы – панно «Корзина с осенними
дарами».
Тема 1.4 Пейзаж «Природа вокруг нас»
Теория. Пейзаж – что это. Технология работы с красками. Организация
рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ.
Практика. Выполнение творческой работы – пейзаж «Природа вокруг нас»
Раздел 2. Работа с тканью
Тема 2.1 Аппликация из ткани.
Теория. История появления аппликации. Виды аппликаций. Организация
рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ.
Подбор материалов. Технология изготовления.
Практика. Выполнение аппликации из ткани.
Тема 2.2 Объёмные фигуры
Теория. Знакомство с понятием объём. Разнообразие объёмных фигур.
Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила ТБ. Технология изготовления.
Практика. Выполнение Объёмных фигур.
Тема 2.3 Новогодние игрушки
Теория. История праздника Новый год. Разнообразие новогодних игрушек.
Технология изготовления. Организация рабочего места, инструменты и материалы,
необходимые для работы. Правила ТБ.
Практика. Изготовление новогодних игрушек.
Тема 2.4 Открытки, сувениры
Теория. Виды открыток и сувениров. Технология изготовления. Организация
рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ.
Практика. Выполнение открыток, сувениров.
Раздел 3. Подарки для мамы
Тема 3.1 Букет из вискозных салфеток.
Теория. Знакомство с вискозными салфетками. Техника работы с ними.
Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила ТБ. Технология работы.
Практика. Выполнение букета из вискозных салфеток.
Тема 3.2 Картины в разных техниках.

Теория. Технология выполнения картин. Организация рабочего места,
инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ.
Практика. Выполнение творческой работы. Промежуточная аттестация.
Тема 3.3 Объемный цветок из гофрированной бумаги.
Теория. Правила использования гофрированной бумаги. Подбор материалов.
Технология изготовления цветка.
Практика. Выполнение творческой работы объемный цветок из
гофрированной бумаги.
Раздел 4. Мягкая игрушка
Тема 4.1 Разные игрушки из носков
Теория. История игрушек. Материалы для изготовления игрушек.
Технология изготовления игрушек из носков
Практика. Выполнение мягкой игрушки.
Тема 4.2 Игольница «Фартук».
Теория. Беседа о пользе защитной одежды. Изделия для дома. Определение
деталей для изготовления игольниц. Подбор ткани и меха. Технология
изготовления.
Практика. Выполнение игольницы «Фартук».
Тема 4.3 Кукла оберег из ниток
Теория. Что такое оберег. Виды оберегов. Предназначение куклы оберег.
Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила ТБ.
Практика. Подбор материалов. Технология изготовления куклы оберег из
ниток. Выполнение творческой работы.
Тема 4.4 Декоративная пауза: Пошив одежды для кукол.
Теория. Для чего нужна одежда. Виды одежды. Моделирование одежды.
Эскиз. Технология изготовления одежды для кукол. Организация рабочего места,
инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практика. Выполнение работы.
Раздел 5. Работа с разными материалами
Тема 5.1 Цветы из салфеток.
Теория. Салфетки – многообразие применения. Технология выполнения
цветов. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для
работы. Правила ТБ.
Практика. Выполнение работы – цветы из салфеток.
Тема 5.2 Открытки, сувениры к Дню Победы
Теория. История праздника – День Победы. Многообразие открыток и
сувениров. Технология изготовления. Материалы для изготовления.
Практика. Выполнение открыток, сувениров ко Дню Победы.
Раздел 6. Вязание
Тема 6.1 Способы вязания крючком
Теория. История вязания. Способы вязания. Подбор ниток и крючка. Приемы
работы, правильное положение рук, набор петель, принципы образования первой
петли и ряда вязания. Технология выполнения воздушной петли.
Практика. Вязание отдельных частей и соединение.
Тема 6.2 Панно «Из вязаных цепочек»
Теория. Технология изготовления панно. Материалы для изготовления
панно. Выбор цветов, нитей и подбор рисунка.

Практика. Выполнение панно «Из вязаных цепочек»
Тема 6.3 Вязание полотна
Практика: Технология вязания полотна. Вязание полотна.
Тема 6.4 Аттестация по итогам завершения программы. Выставка готовых
изделий
Практика: Аттестация по итогам завершения программы. Оценка участия в
конкурсах различных уровней. Подготовка выставки.

-

-

Планируемые результаты
Предметные результаты
В результате обучения дети будут знать:
виды материалов, пластические и конструктивные свойства материалов,
применяемых при выполнении изделий;
виды декоративно-прикладного творчества;
безопасные приемы работы;
основные рабочие приемы вязания;
технологии изготовления композиций из различных материалов.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять приемы работы различными инструментами;
рассчитывать рациональный расход материалов;
подбирать инструменты и материалы для работы;
выполнять сборку и оформление готового изделия;
создавать композиции и изделия в различной технике.
Будут владеть базовыми понятиями и терминологией, используемых в ДПИ.
Метапредметные результаты
развитие фантазии, наблюдательности;
развитие образного мышления, воображения;
развитие мелкой моторики, точности пальцев рук, глазомера;
умение сравнивать изучаемые материалы по их свойствам;
умение работать в группе, уважать мнения других обучающихся.

Личностные результаты
- развитие терпения, усидчивости;
- формирование уверенности в своих силах и способностях, что положительно
влияет на самооценку;
- формирование доброжелательного отношения к другим обучающимся;
- воспитание любви к ручному труду, духовно – нравственных ценностей.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

группа)

1 год

по
программе

по
программе

15.09.2025 31.05.2026

36

36

72

2 раза в неделю,
по одному занятию,
продолжительностью
40 мин.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и
умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по
итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию
обучения каждого раздела в форме: беседа, творческая работа. Промежуточная
аттестация проводится в январе месяце в форме творческой работы. Аттестация по
итогам завершения программы – по окончанию освоения программы – май, в виде
опроса и выставки.
Оценочные материалы
Оценочные материалы позволяют определить уровень освоения
обучающимися разделов программы. (Приложение 1)
Эффективным методом оценки результатов освоения программы является
наблюдение за поведением обучающихся на занятиях, при выполнении творческо –
практических работ, на конкурсах различных уровней и других мероприятиях
творческой направленности.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей,
технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций,
наблюдение, работа по образцу и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие
конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной
деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические),
практикумы, мастерская, конкурсы, викторины. Формы организации занятий –
индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые. Основная форма
деятельности учащихся – это групповая самостоятельная интеллектуальная и

практическая деятельность в сочетании коллективной и индивидуальной формами
работы.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Занятия проводятся с использованием различного дидактического
материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных изделий,
презентации, видеофильмы). На занятиях учащиеся получают элементарные
навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом.
Большая роль уделяется практической творческой работе. Современные
педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология
образовательного события (трактуется как совместная деятельность или
совместное бытие, которые переживают обучающиеся при открытии чего-то
важного для детского коллектива и для каждого участника лично); личностноориентированные технологии; технология проблемного обучения; здоровье
сберегающие технологии; технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
технология разноуровневого обучения; игровые технологии. В процесс обучения
включены игры, настольные игры, головоломки, практикумы.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1.
Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами,
стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2.
Материалы: бумага, клей, ткань, наполнитель, пряжа, ватные диски,
природный и искусственный материал, краски, карандаши, ткань, салфетки, мука,
соль, нитки, материалы для оформления поделок.
3.
Оборудование: ножницы, линейка, крючки, спицы, деревянные
шпажки, канцелярские принадлежности, иглы, пяльца, кисти.
Методические и информационные материалы:
Для успешного освоения детьми предлагаемого материала во время занятий
используется специальная литература и журналы по декоративно-прикладному
творчеству, конспекты занятий, интернет источники.
Наглядный материал: образцы изделий, цветные иллюстрации, плакаты.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного
образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества.
Список литературы
для педагога
1. Коломеец Л.А. Все для любимой куклы. - М.: Рольф, 2000. -224 с.
2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина,
2015.11.

3. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, В.И. Савенков. –
М.: Российское педагогическое агентство, 2014.
4. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С.
Комарова. – М.: Альма матер, 2014
5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом
«Карапуз», 2014.
6. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -192
ил.
7. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка. - СПб. Издательский Дом «Литера,» 2001. 208с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного
образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Для родителей и обучающихся
1. Бригитта
Марина Штауб –Вахсмут Печворк и Квилт. Лоскутное шитье и
изделия в технике квилла. - Информационо-издательский дом, «Профиздат»
Москва 2000.
2. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -192
ил.
3. Журналы, Лена рукоделие, Клубок вяжем спицами, крючком. Ксюша для тех
вяжет. Головные уборы. Модно и просто вязание. Наталья вязание спицами и
крючком. Валя Валентина.

Приложение 1.
Контрольно – измерительные материалы

1.
2.
3.
4.
5.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы.
Входящая диагностика состоит из теоретической части и практического
задания (выполнить аппликацию по образцу), по которому можно определить у
детей уже имеющиеся практические умения и навыки. Именно входящая
диагностика показывает уровень подготовки детей.
Теоретические знания проверяются в ходе беседы, состоящей из пяти
вопросов. Определены критерии, по которым выявляется уровень знаний
обучающихся:
- ответ на 5 вопросов – высокий уровень
- ответ на 4-3 вопроса – средний уровень
- ответ на 2-1 вопрос – низкий уровень
Практические умения и навыки детей проверяются в ходе выполнения
практического задания (изготовление аппликации по образцу). Работы детей
оцениваются по следующим критериям: вырезание, наклеивание, работа по
образцу. По критериям определяется уровень практических умений и навыков
обучающихся. Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе.
Максимально можно получить 15 баллов. По количеству баллов определяется
уровень практических умений и навыков обучающихся.
- 15 – 14 баллов - высокий уровень
- 13 - 10 баллов - средний уровень
- 9 – 1 балл - уровень ниже среднего
Диагностическая карта практических умений и навыков
(входящая диагностика)
Последовательность изготовления аппликации по образцу.
Рассмотри аппликацию.
Определи, из каких элементов (деталей) она состоит.
При помощи шаблонов изготовь элементы (детали) аппликации.
Наклей элементы (детали) аппликации на основу по образцу.
Оформи аппликацию дополнительными элементами.

Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения раздела, темы
программы в виде творческой работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний:
Назовите виды декоративно – прикладного творчества?
Какие материалы применяют в декоративно – прикладном творчестве?
Назовите свойства материалов, применяемых в декоративно – прикладном
творчестве?
Краткая история появления соленого теста.
Что такое пейзаж?
Технология выполнения пейзажа.
Технология изготовления аппликации из ткани?

Какие
виды
вышивки
знаете?
Инструменты
и
материалы
используемые
в
ДПИ?
Правила
работы
с
инструментами,
используемыми
в
ДПИ.
История
появления
аппликаций.
Виды
аппликаций.
Какие техники знаете в ДПИ?
Система оценивания – за каждый правильный ответ 1 балл:
Высокий уровень – 10-13 баллов
Средний уровень – 5-9 баллов
Низкий уровень – менее 5 баллов
Практические умения и навыки детей проверяются в ходе выполнения
практического задания - изготовление творческой работы. Работа детей
оценивается по критериям, указанным в таблице. По критериям определяется
уровень практических умений и навыков обучающихся. Уровневая оценка
работ: высокий, средний, низкий.
Критерий

Низкий уровень 1

1. Умение
пользоваться
инструментами.

Не знает и путает
Знает предназначение,
инструменты, не умеет
неуверенно держит в
пользоваться
руках инструменты.
ножницами.

2. Умение работать и
подбирать природный Не умеет составлять и
материал и иной
использовать
материал для
различные материалы.
творческой работы

Средний уровень

Подбирает материал,
выполняет творческую
работу, при это
возникают небольшие
трудности

Высокий уровень
Хорошо знает все
инструменты и применяет
их в работе.
Умело подбирает
материал, творчески
подходит к выполнению
работы

Грамотно подбирает
При выполнении
техники для выполнения
Может подобрать
3. Применение
творческой работы
работы, находит
техники выполнения
полученных навыков испытывает трудности
идеальные решения для
творческой работы,
выполнения работ в с подбором техник для
сочетания цветов,
имеются необходимые
разных техниках при изготовления картины,
демонстрирует отличные
навыки, но
выполнении
отсутствуют навыки
навыки владения
самостоятельно
творческой работы.
работы с различным
различными видами
работать не может.
Цветовые сочетания. материалом. Не умеет
техник ДПИ. Смело
Умеет сочетать цвета.
сочетать цвета.
применяет различные
материалы.

Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
по показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие,
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».