программа Удивительный мир букв и цифр Титова

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Удивительный мир букв и цифр» разработана с учетом действующих федеральных,
региональных нормативно-правовых документов и локальных актов. Идея
программы в единстве с основным школьным курсом русского языка и математики
начального звена. Программа «Удивительный мир букв и цифр» будет обеспечивать
сознательное усвоение обучающимися школьного курса, в том числе путем
подготовки домашних заданий.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа обучающихся,
требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного
труда. Педагогу необходимо очень тщательно инструктировать обучающихся, как
им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок
выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить
внимание, способствовать формированию навыков самостоятельной учебной
работы.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует
развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - соответствие потребностям времени. Программа направлена на
повышение качества образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении образовательных программ. Реализация задачи воспитания
любознательного, активно познающего мир младшего школьника. Важным
фактором реализации данной программы является стремление развить у
обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Отличительная особенность, новизна. Программа разработана в рамках
предметной области «Математика», а также захватывает «Русский язык» в рамках
выполнения домашних заданий, предназначена для учащихся начальных классов.
Содержание программы направлено на решение домашних заданий школьной
программы, формирование устойчивого уровня знаний по русскому языку и
математике. Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир в области математики. Это имеет большое значение
для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы:
способствовать систематизации знаний, полученных во время обучения в
общеобразовательной школе, восполнить пробелы, полученные при изучении
предметов, закрепить имеющиеся у обучающихся знания. Дополнительная
общеразвивающая программа «Удивительный мир букв и цифр» поможет добиться
максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного,
здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский
интеллект, направлена на целенаправленное развитие познавательных психических
процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка.

Адресат программы- обучающиеся в возрасте от 7 до 11 лет.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, возможно применение дистанционных
образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения
обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум);
направляться по электронной почте.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность
занятий - 40 минут.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры,
практические занятия, конкурсы, викторины.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Удивительный мир букв и цифр» доступна для детей различных категорий,
проявляющих интерес к школьным предметам начального звена, обеспечивает
развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие
специальной подготовки.
Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется
возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Цель программы: создание условий для полноценного развития личности
младшего школьника, для успешного усвоения школьной программы, путем
внедрения методов активного обучения, систематизации знаний, закрепления и
освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование, систематизация и закрепление знаний, умений у обучающихся по
изучаемым школьным предметам,
- формирование навыков выполнения домашних заданий,
- формирование знаний по истории математики, истории слов,
-.формирование умений решения геометрических и логических задач.
Развивающие:
- формирование положительной учебной мотивации,
- развитие смекалки и сообразительности,
- формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе,
- развитие у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и
волевой сферы,
- развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного
отношения к учёбе.
Воспитательные:
- воспитание дружеских чувств между членами коллектива,
- формирование разносторонних интересов, культуры мышления,

- формирование духовно – нравственных ценностей в рамках воспитательных
мероприятий.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п

Наименование
тематического модуля

Количество часов
Всего
3

Теория
2

Формы
аттестации/
контроля

Практика
1

Раздел 1.

Введение.

Тема 1.1

Математика вокруг нас

1

1

Тема 1.2

Профессии, где нужно
дружить с математикой.
Из истории математики

2

1

1

7

3,5

3,5

Старинные
системы
записи чисел.
Из истории чисел и цифр.

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

беседа

Тема 2.7

Как
люди
научились
считать.
Удивительное рядом или
старинные меры длины.
Из
истории
математических открытий.
Архимед-гений
математики и изобретений.
Первые учебники.

1

0,5

0,5

опрос

Раздел 3.

Построение фигур

18

4

14

Тема 3.1

4

1

3

практикум

4

1

3

практикум

4
6

1
1

3
5

практикум
практикум

Раздел 4.

Построение
прямоугольников.
Построение
треугольников.
Построение квадратов.
Геометрические задачи на
смекалку.
Увлекательные задачи

24

4

20

Тема 4.1

Решение задач по рисунку.

6

1

5

практикум

Тема 4.2

Занимательные задачи.
Промежуточная
аттестация
Логические задачи.

6

1

5

Практикум
Викторина

6

1

5

практикум

Раздел 2.
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Тема 2.6

Тема 3.2
Тема 3.3
Тема 3.4

Тема 4.3

беседа
беседа

Тема 4.4

Геометрические задачи.

6

1

5

Раздел 5.

8

2

6

Тема 5.1

Очень важную науку
постигаем мы без скуки.
Задачи в стихах.

2

0,5

1,5

практикум

Тема 5.2

Задачи сказки.

2

0,5

1,5

практикум

Тема 5.3

Математические
головоломки.
Математические ребусы.
Мир русского языка

2

0,5

1,5

практикум

2
10

0,5
2,5

1,5
7,5

практикум

Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова
Путешествие по истории
слов
Крылатые слова

2

0,5

1,5

практикум

2

0,5

1,5

практикум

2

0,5

1,5

практикум

Игры со словами
Откуда пришли
имена
Итог

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

практикум
практикум

Тема 5.4
Раздел 6.
Тема 6.1
Тема 6.2
Тема 6.3
Тема 6.4
Тема 6.5
Раздел 7.
Тема 7.1
Итого

наши

Аттестация по итогам
завершения программы

2

практикум

2

2

-

2

72

18

54

творческая
работа

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Математика вокруг нас.
Теория. Беседа.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 1.2 Профессии, где нужно дружить с математикой.
Теория. Сообщение по теме.
Практика. Практическая работа «Диагностика имеющихся знаний». Выполнение
домашних заданий.
Раздел 2. Из истории математики.
Тема 2.1 Старинные системы записи чисел.
Теория. Беседа.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.2 Из истории чисел и цифр.
Теория. Сообщение по теме.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.3 Как люди научились считать.
Теория. Беседа.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.4 Удивительное рядом или старинные меры длины.
Теория. Сообщение по теме.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.5 Из истории математических открытий.

Теория. Беседа.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.6 Архимед-гений математики и изобретений.
Теория. Сообщение по теме.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 2.7 Первые учебники
Теория. Сообщение по теме.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Раздел 3. Решение геометрических задач.
Тема 3.1 Построение прямоугольников.
Теория. Алгоритм построения.
Практика. Выполнение домашних заданий. Работа по карточкам.
Тема 3.2 Построение треугольников.
Теория. Алгоритм построения.
Практика. Работа по заданию. Выполнение домашних заданий.
Тема 3.3 Построение квадратов.
Теория. Алгоритм построения.
Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий.
Тема 3.4 Геометрические задачи на смекалку.
Теория. Алгоритм решения задач.
Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий.
Раздел 4. Увлекательные задачи
Тема 4.1 Решение задач по рисунку.
Теория. Алгоритм решения задач.
Практика. Практическое занятие на тему. Выполнение домашних заданий.
Тема 4.2 Занимательные задачи. Промежуточная аттестация
Теория. Способы решения задач.
Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий.
Тема 4.3 Логические задачи.
Теория. Алгоритм решения.
Практика. Выполнение домашних заданий. Решение по схеме.
Тема 4.4 Геометрические задачи.
Теория. Рассмотрение вариантов.
Практика. Практическая работа. Домашняя работа.
Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки.
Тема 5.1 Задачи в стихах.
Теория. Прослушивание стихов.
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 5.2 Задачи сказки.
Теория. Прослушивание сказок.
Практика. Решение задач. Выполнение домашних заданий.
Тема 5.3 Математические головоломки.
Теория. Алгоритм решения.
Практика. Выполнение домашних заданий. Решение головоломок.
Тема 5.4 Математические ребусы.
Теория. Рассмотрение вариантов.
Практика. Разгадывание ребусов.
Раздел 6. Мир русского языка.
Тема 6.1 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
Теория. Знакомство с устаревшими словами

Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 6.2 Путешествие по истории слов
Теория. Знакомство с историей слов
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 6.3 Крылатые слова
Теория. Беседа о значении крылатых выражений
Практика. Выполнение домашних заданий.
Тема 6.4 Игры со словами
Теория. Знакомство с играми со словами
Практика. Выполнение домашних заданий
Тема 6.5 Откуда пришли наши имена
Теория. Знакомство с происхождением имен
Практика. Выполнение домашних заданий
Раздел 7. Итог.
Тема 7.1 Аттестация по итогам завершения программы.
Практика. Творческая работа. Награждение активных членов детского объединения.
Аттестация.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
воспитание
дружеских
чувств
между
членами
доброжелательного и уважительного отношения друг к другу,
- развитие духовно-нравственных ценностей.

коллектива,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение школьных
предметов;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- развитие смекалки и сообразительности;
- развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения,
положительного отношения к учёбе, умения ставить цели;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;
- проявление инициативы и самостоятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сформированность знаний у обучающихся по изучаемым школьным
предметам;
- сформированность умений и навыков выполнения домашних заданий;
- сформированность знаний по истории математики, истории слов;
- сформированность умений решения геометрических и логических задач.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогическихусловий реализации
программы

Календарный учебный график
Год
обучени
я (или
группа)

1 группа

Дата
Дата
начала
окончани
обучения
я
по
обучения
программ
по
е
программ
е
15.09.
2025

31.05.
2026

Всего
учебны
х
недель

Всего
учебны
х дней

Количеств
о учебных
часов

Режим занятий

36

72

72

два раза в неделю
по одному
занятию,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам
завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения
каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме викторины, аттестация по итогам
завершения программы – май, в виде творческой работы.
Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой. (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный;
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
При организации образовательного процесса используется групповая,
индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы.
Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной
программы являются следующие формы организации учебных занятий:
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- занятие-игра;
- открытые уроки;
- круглые столы.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Современные педагогические технологии, используемые при реализации

программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного события.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях учащиеся
получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной
литературой, Интернетом.
Условия реализации программы
1.
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном
кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует
требованиям санитарно-гигиенических норм.
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты; стулья;
шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага,
тетради.
Информационное обеспечение:
- работа с интернет источниками;
- использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов;
- наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной
программы.
Список литературы:
1. Гайдина Л.И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий,
сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.:
ВАКО, 2013.
2. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 – 4-х классах (Серия “Сердце отдаю детям”). –
Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с.
3. Дружинина М. Умные задачки! Умникам и умницам! (игры, кроссворды,
головоломки)
4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для
родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”,
1998. – 192 с.
5. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010г.
6. Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи.
1-4 классы.

Приложение 1.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка. Для диагностики результатов используются
опросы, тестирование, викторины. Результаты фиксируются в карте мониторинга.
2. Практическая подготовка. Для диагностики результатов используются
практические и творческие задания, метод наблюдения. Результаты фиксируются в
карте мониторинга.
3. Общеучебные умения и навыки. Для диагностики результатов
используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в карте мониторинга.
4. Личностное развитие обучающихся. Для диагностики результатов
используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в карте мониторинга.
Степень выраженности оцениваемого качества (уровни): низкий, средний,
высокий.
Данная методика позволяет оценить как уровни обученности, так и уровень
развития обучающихся в целом.
Мониторинг результатов обучения детей
Показатели

Критерии

Предметные
результаты
1.Теоретическая
подготовка:
1.1 Теоретические
знания по основным
разделам учебного
плана.
1.2. Владение
специальной
терминологией

Соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям

Степень выраженности
оцениваемого качества

- высокий
образовательный
результат (полное
освоение содержание
образования, имеет
творческие
достижения)
Осмысленность - полное освоение
и правильность программы, но при
использования выполнении заданий
специальной
допускаются
терминологии
незначительные
ошибки
- не полное освоение
программы, допускает
существенные ошибки
в знаниях предмета и
при выполнении
практических заданий

Уровень/Во
зможное
количество
баллов

Формы
контроля

Высокий

Средний

Низкий

Опрос
тестировани
е

2. Практическая
подготовка
ребенка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

3.Метапредметные
результаты
Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

4. Личностные
результаты
Система ценностных
отношений
Мотивация

Соответствие
практических
умений и
навыков
обучающегося
программным
требованиям.

Высокий
образовательный
результат (полное
освоение содержание
образования, имеет
творческие
достижения)
- полное освоение
программы, но при
выполнении заданий
допускаются
незначительные
ошибки
- не полное освоение
программы, допускает
существенные ошибки
в знаниях предмета и
при выполнении
практических заданий
Управление
Высоко развита
своей
способность к
деятельностью, самостоятельному
инициативност усвоению новых
ь,
знаний и умений.
самостоятельно Успешно решает
сть
предметные задачи

Высокий

Речевая
деятельность,
навыки
сотрудничества

Средний

Работа с
информацией
выполнение
логических
операций
сравнения,
анализа,
обобщения

-соблюдении
норм и правил
поведения,
принятых в
образовательно
м учреждении;
- прилежание и
ответственност
и за результаты

Способен к
самостоятельному
усвоению новых
знаний и умений.
Испытывает
затруднения при
решении предметных
задач
Не всегда способность
к самостоятельному
усвоению новых
знаний и умений.
Испытывает
существенные
затруднения при
решении предметных
задач
-Имеет высокие
достижения в
личностном развитии.
Знает и выполняет
основные моральные
нормы, понимает их
социальную
необходимость
-Имеет достаточные

Наблюдение
Практически
е задания
Творческие
задания

Средний

Низкий

Высокий
Наблюдение

Низкий

Высокий

Средний

Наблюдение

обучения.

достижения в
личностном развитии.
Ориентирован на
выполнение норм на
основе понимания их
социальной
необходимости.
-Наблюдаются
незначительные
достижения в
личностном развитии.
Не всегда выполняет
нормы, испытывает
затруднения в
понимании их
социальной
необходимости

Низкий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.