Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы………………………………,,,…………………………..
3
Пояснительная записка…………………………………………………...………………..
3
Цели и задачи программы………………………………………………………..………..
4
Содержание программы:
Учебный план…………………………………………………………………………….... 6
Содержание учебного плана………………...……………………………………………..
8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
9
Календарный учебный график……………………………………………………………..
9
Методическое обеспечение программы…………………………………………………
10
Условия реализации программы…………………………………………………………
10
Оценочные материалы……………………………………………………………………
11
1
Раздел
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцуй
сердцем» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от
31.03.2022;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Бейский Центр детского творчества»;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Бейский Центр детского творчества».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцуй
сердцем» имеет художественную направленность, так как ориентирована на
развитие творческих способностей ребёнка в области хореографического
искусства.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Программа способствует развитию у обучающихся музыкального
слуха, гибкости, выворотности, координации движений, зрительно –
пространственной ориентировки, внимания, логического мышления. Формирует
навыки исполнения танцевальных элементов, трюковых элементов и навыки
исполнения танцевальных номеров.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания самосознания
обучающихся. Получение сведений о танцах разных народов мира знакомит детей
с особенностями своей культуры и расширяет кругозор знаний о мире. Каждый
народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его
история, его обычаи и характер.
Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные переживания,
формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять своё отношение к
происходящему. Всё это создаёт необходимые условия для воспитания
нравственных качеств личности ребёнка.
Творческие задания совершенствуют трудовые умения ребенка, формируют
культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут
полезны и во взрослой жизни.
2
Отличительная особенность, новизна.
Отличительной особенностью данной программы является ориентация
обучающихся на процесс воспитания и развития личности посредством
хореографии. Для этого используется многожанровость видов хореографии. В
программу включены разделы: ритмика, партерная гимнастика, импровизация,
современный танец, народный танец. Тем самым формирование творческого
начала происходит с азов постижения хореографического искусства.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её
реализации каждый ребенок приобщается к танцевально-музыкальной культуре,
учиться слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку, совершенствуясь
физически, укрепляя свое здоровье посредством хореографии, которая
объединяет в себе музыку, ритмику и пластику движений. Танцевальное
искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне
развитой личности. Соприкосновение с танцем учит детей слушать,
воспринимать, оценивать и любить музыку. Занятия хореографией приобщают
ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, а также дают
возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, тем самым
открывая более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.
Адресат программы дети в возрасте от 7 до 14 лет, желающие научиться
правильно и красиво танцевать.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для обучающихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум);
направляться по электронной почте.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность занятий
- 40 минут.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: концерты, конкурсы, творческие выступления, открытые занятия,
игровые занятия, праздники, практические занятия.
Доступность
реализации
программы
для
различных
категорий
обучающихся.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Танцуй сердцем» доступна для детей различных категорий,
проявляющих интерес к танцам, хореографии, обеспечивает развитие творческих
способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной
подготовки.
Цель программы: создание условий для приобщения ребенка к искусству
хореографии, для развития творческих способностей и формирования
физических, хореографических и музыкальных данных, развитие мотивации к
3
познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать у ребенка базовые хореографические и физические данные;
- обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой, танцевальной и исполнительской деятельности;
- научить детей основным хореографическим движениям, пластики, чувствовать
характер музыкального сопровождения, выражения чувств с помощью танца;
- познакомить детей с многообразием хореографии.
Развивающие:
- развивать художественные и творческие способности детей, используя
эффективные педагогические технологии, методы и приёмы;
- развивать воображение, фантазию, наглядно-образного, ассоциативного
мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического
материала;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность,
побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитание морально волевых качеств: выдержки, настойчивости, побуждение
ребёнка к более дисциплинированному и настойчивому труду;
- воспитание внимания и уважения к людям, терпимость к чужому мнению,
умение работать в группе;
- развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки;
- формирование культуры поведения и общения.
Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий
мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов
реализации Программы.
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для
повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг
проводится на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе
освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления
образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на
отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце.
Виды контроля
Формы контроля
Входящий мониторинг, проводится в опрос
начале года (на первом занятии)
сентябрь
Текущий контроль, проводится в опрос,
беседа,
течение года
практические задания
наблюдение,
Промежуточная аттестация, проводится импровизационные этюды
в середине года (январь)
4
Подведение
итогов
реализации исполнение танца
программы проводится в конце учебного
года (май) (аттестация по итогам
завершения программы)
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
выступления в дошкольных учреждениях села, общеобразовательных
организациях, на сельских и районных мероприятиях;
участие в ежегодном творческом отчете.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п
Раздел
1.
Тема 1.1
Тема 1.2
Тема 1.3
Тема 1.4
Раздел
2.
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3
Название раздела,
темы
Ритмика
Количество часов
Всего
Теория Практика
15
Формы
аттестации/
контроля
7
8
Метроритм,
4
динамические оттенки,
ритмический рисунок,
жанры музыки.
Двигательно-слуховые 3
упражнения.
2
2
Беседа,
педагогическое
наблюдение
1
2
Понятие: затакт,
простой и сложный
музыкальный размер.
Отображение
ритмического рисунка
в хлопках.
Партерная
гимнастика.
Упражнения,
направленные на
развитие
силы мышц голени и
стопы.
Упражнения,
направленные на
исправление
функциональных
нарушений
Осанки.
Развитие
выворотности,
гибкости,
«танцевального шага».
4
2
2
4
2
2
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
15
6
9
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
практическое
занятие
4
2
2
Педагогическое
наблюдение,
практическое
занятие
4
2
2
Беседа,
педагогическое
наблюдение
5
Тема 2.4
Группировка,
растяжка.
3
1
2
Раздел
3.
Тема
3.1
Импровизация.
12
5
7
Понятие –
импровизация.
2
1
1
Опрос
Тема
3.2
Импровизационные
этюды на заданную и
свободную темы.
Промежуточная
аттестация.
Образная
импровизация.
5
2
3
Промежуточная
аттестация
–
импровизационный
этюд
5
2
3
Педагогическое
наблюдение
Народный
(стилизованный)
танец
Тренировочные
упражнения на
середине.
Сценические
движения.
Танцевальные
композиции.
Каблучные
упражнения.
Подготовка к
веревочке.
Вращательные
движения.
Современный танец.
Модерн.
Пластика
Танцевальные
композиции
Элементы акробатики
15
7
8
4
2
2
3
1
2
4
2
2
4
2
2
13
5
8
4
2
2
Беседа
3
1
2
Упражнения для
развития подвижности
бедер
Кросс
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
3
1
2
Итог
2
-
2
Подведение итогов.
2
Аттестация по итогам
завершения
программы
-
2
Тема 3.3
Раздел
4.
Тема 4.1
Тема 4.2
Тема 4.3
Тема 4.4
Раздел
5.
Тема 5.1
Тема 5.2
Тема 5.3
Тема 5.4
Раздел
6.
Тема 6.1
6
Педагогическое
наблюдение,
практическое
занятие
Опрос,
практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Исполнение танца
Итого
72
30
42
Содержание учебного плана
Раздел 1. Ритмика – 15 ч.
Теория. Вводное занятие. Знакомство с творческим объединением, режимом
работы, основными видами деятельности по программе. Правила техники
безопасности на занятиях, формы одежды и прически. Выявляется взаимосвязь
музыки и движения – совместное вступление и окончание мелодии и
танцевального движения, передача единого характера и настроения. Изучение
основ музыкальной грамоты, основных понятий. Характер музыки.
Согласованность движений с музыкой. Художественное и выразительное
исполнение.
Практика. Обучение движениям. Определение характера музыки, движения в
характере, заданной музыки. Выполнение упражнений по темам.
Раздел 2. Партерная гимнастика – 15 ч.
Теория. Что такое партерная гимнастка. Основные упражнения, значение для
организма человека.
Практика. Выполнение упражнений на развитие отдельных групп мышц,
выворотности, гибкости, танцевального шага. Упражнения, направленные на
исправление функциональных нарушений осанки, укрепление позвоночника.
Выполняются на полу по одному или в паре.
Раздел 3. Импровизация – 12 ч.
Теория. Понятие – импровизация. Образная импровизация. Импровизация как
способ эмоционального раскрепощения ребёнка, адаптации его среди
обучающихся, а также выявления его интересов.
Практика.
Выполнение импровизационных этюдов на заданную тему, в
которых обучающиеся в пластике движений стремятся к выражению содержания
музыки, её образов, применяются для формирования двигательных умений и
навыков, памяти на движения. Выполнение музыкальных, подвижных игр.
Раздел 4. Народный (стилизованный) танец – 15 ч.
Теория. Разнообразие хореографии народов мира. Основные элементы народного
танца. Основные движения. Элементы русского народного танца. Использование
современных мелодий в народном искусстве.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений на середине. Исполнение
сценических движений. Танцевальные композиции. Отработка танцевальной
техники: каблучные упражнения, вращательные движения.
Раздел 5. Современный танец. Модерн – 13 ч.
Теория. Основные элементы современной пластики, современного танца.
Танцевальные комбинации современного танца. Основные элементы бального
танца (европейские, латиноамериканские). Элементы акробатики. Понятие кросс.
Практика. Выполнение упражнений для развития подвижности бедер.
Выполнение отдельных элементов современных танцев. Исполнение
танцевальных композиций. Постановка современного танца. Использование
кросса в танце.
Раздел 6. Итог – 2ч.
Практика. Итоговое занятие – подведение итогов работы за год. Исполнение
танцевального номера. Аттестация по итогом завершения программы.
7
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся будут:
– знать термины, используемые в хореографии;
- знать танцы разных народов мира, их историю;
- иметь навыки исполнения танцевальных элементов, танцевальных номеров;
- знать правила исполнения танцевальных элементов, ориентироваться в
композиционном пространстве, владеть навыками исполнения разных видов
танца;
– чувствовать характер музыки, различать музыкальные и танцевальные жанры;
- уметь обладать музыкальностью, координацией, актерской выразительностью и
применять полученные навыки и знания в самостоятельном творчестве.
Личностные результаты
- воспитание выдержки, настойчивости, дисциплинированности;
- воспитание уважения, терпимости по отношению к другим детям, умение
работать в группе;
- формирование культуры поведения и общения,
- воспитание духовно – нравственных качеств.
Метапредметные результаты:
- развитие слуха, внимательности, гибкости;
- развитие воображения, фантазии, наглядно – образного мышления;
- развитие познавательной активности, самостоятельности;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей;
- умение использовать базовые знания и умения в дальнейшем обучении, занятиях
иной деятельности.
В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются желание
работать в коллективе, умение устанавливать дружеские отношения, повысится
познавательная
активность,
сформируется
осознанный
интерес
к
хореографическому искусству.
Комплекс организационно - педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
1
группа
15.09.2025 31.05.2026
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
36
36
72
2 раза в неделю по 1
учебному часу,
продолжительность
занятий - 40 минут.
8
Методическое обеспечение программы
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный.
В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования,
мотивации.
При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии:
индивидуального обучения (использование индивидуального подхода);
коллективного взаимообучения, ориентированные на развитие умений
самостоятельной и познавательной деятельности детей; технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными
элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный
этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и
способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап
подведения итогов.
Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной
программы являются следующие формы организации учебных занятий: конкурс,
фестиваль, отчетный концерт, игра, практическое занятие, открытый урок.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают
элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой,
Интернетом.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся на сцене зрительного
зала.
Материально-техническое обеспечение: сцена зрительного зала, аппаратура с
флэш - носителем, аудио-, видео-материалы, мультимедийная установка.
Информационное обеспечение: видео материалы (выступления других
коллективов, исполнение танцевальных номеров).
Методические материалы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- дидактические и психологические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, музыкальный материал для
сопровождения номеров.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, отвечающим всем требованиям квалификационной
характеристики для соответствующей должности педагогического работника.
Оценочные материалы
Для определения оценки качества освоения образовательной программы
разработаны критерии по реализации задач.
9
Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся
Название объединения
ФИО педагога
Форма проведения
Дата проведения
Место проведения
№ группы__
Форма оценки результатов: 3 высокий уровень, 2 средний уровень, 1 низкий
уровень.
Критерии оценивания результатов
5. Умение работать в
танцевальной паре
4. Уровень исполнения
танцевальных движений
(выразительность, техника
исполнения и т.д.)
3. Навыки перестроения из
одной фигуры в другую
2. Знание рисунков танца
1. Соответствие
танцевальных движений
музыкальному
сопровождению
7. Эмоциональный отклик
Итого
№
6. Взаимодействие с другими
детьми
Фамилия, имя
обучающегося
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
обучающихся показали высокие результаты,
обучающихся показали средние результаты,
обучающихся показали низкие результаты.
Педагог дополнительного образования
ФИО
10
подпись
Критерии оценок промежуточной аттестации в форме импровизационного
этюда на свободную тему
Критерии
Промежуточная аттестация
№ оценивания
результатов
3- полное соответствие танцевальных движений
1. Соответствие
музыкальному сопровождению.
танцевальных
2 – среднее соответствие танцевальных движений
музыкальному сопровождению.
движений
1 – не соответствие танцевальных движений музыкальному
музыкальному
сопровождению.
сопровождению
2.
Знание
рисунков
танца
3.
Навыки
перестроения из
одной фигуры в
другую
4.
Уровень
исполнения
танцевальных
движений
(выразительность,
техника
исполнения и т.д.)
3 - знание нескольких рисунков танца, знание
последовательности рисунков танца, чѐткое исполнение
всех рисунков танца в соответствии с музыкальными
фразами.
2 - знание нескольких рисунков танца, знание
последовательности рисунков танца, нечѐткое исполнение
всех рисунков танца.
1 – незнание названий рисунков танца, медленное
перестроение из одного рисунка танца в другой.
3- точное и своевременное перестроение из одной фигуры в
другую, соблюдение четких интервалов.
2- правильное перестроение из одной фигуры в другую,
несоблюдение нужных интервалов в различных фигурах.
1- неправильное перестроение из одной фигуры в другую,
несоблюдение интервалов.
3- высокий уровень исполнения танцевальных движений.
Присутствие выразительности, эмоциональности.
2- средний уровень исполнения танцевальных движений.
Присутствие выразительности.
1- низкий уровень исполнения танцевальных движений.
11
5.
6.
Умение работать в 3- полное эмоциональное взаимодействие с партнером,
танцевальной паре синхронное исполнение движений.
2- сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнером,
синхронное исполнение движений.
1- отсутствие эмоционального взаимодействия с
партнером.
Взаимодействие с
другими детьми
3- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен.
Действует согласованно, включается в действие
одновременно и последовательно.
2- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен.
Действует не всегда согласованно, включается в действие
не всегда одновременно и последовательно.
1- Ребенок не проявляет активности к детям. Действует не
согласованно, не включается в действие.
3-Ребенок проявляет положительный эмоциональный
отклик, сохраняет интерес в процессе всего праздника.
Ребенок делится впечатлениями спедагогами,
взрослыми.
2-Ребенок проявляет положительный отклик, сохраняет
интерес в процессе всего праздника. Ребенок делится
впечатлениями.
1-Ребенок не проявляет положительного отклика,
Интерес в процессе всего праздника не проявляет.
Высокий уровень 18 - 21 баллов
Средний уровень 11 -17 баллов
Низкий уровень 0-10 баллов
7.
Эмоциональный
отклик
12
Таблица оценочной диагностики танцевальных способностей обучающихся
№
Оценка по
параметрам
диагностики
Фамилия, имя
Высокий
Средний
уровень оценки оценки
1
2
3
4
1
2
уровень Низкий уровень
оценки
3
4
1
2
3
4
Критерии оценки по параметрам диагностики
1. Координация движений.
Высокий уровень оценки - ребѐнок хорошо умеет согласовывать движения
различных частей тела, точность движений.
Средний уровень
оценки
– не всегда присутствует точность движений.
Низкий уровень оценки - ребѐнок не может согласовать движения различных
частей тела, движения не точные.
2. Эмоциональное восприятие.
Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыки.
Средний
уровень
оценки
- реагирует,
но не очень
ярко самовыражается.
Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.
3. Чувство музыкального ритма.
Высокий уровень оценки выполняют ритмические движения соответствуют ритму
музыки.
Средний уровень оценки выполняют ритмические движения периодически
соответствуя ритму музыки.
Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.
4. Гибкость.
Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной
гимнастики.
Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной
гимнастики.
Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.
13
Оценка теоретических знаний форме опроса
1. Что такое партерная гимнастика?
2. Значение упражнений для организма человека?
3. Что такое метроритм?
4. Дайте объяснение понятию «ритмический рисунок»?
4. Что такое затакт?
5. Что такое музыкальный размер?
6. Какие Вы знаете жанры музыки?
7. Что такое импровизация?
8. Значение импровизации в танце?
За правильный ответ – 1 балл.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 6 до 8 баллов – высокий уровень освоения программы
От 4 до 5 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 3 баллов – низкий уровень освоения программы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется
методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
14