ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
Пояснительная записка.
Программа направлена на приобщение детей к художественной культуре,
воспитание качеств личности, способной к самостоятельной творческой
деятельности, овладение основам рисунка, живописи и композиции.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная.
Актуальность программы. Изобразительная деятельность занимает особое
место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и
фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества,
дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами.
Отличительные особенности. Программа является краткосрочной,
модифицированной, она позволяет детям приобрести основные знания и
умения в области живописи, композиции и рисунка. При этом
последовательность тем выстроена таким образом, чтобы в процессе обучения
дети могли выполнять творческие работы, сопровождающиеся сменой
художественных материалов и техник. Данная особенность программы
позволит детям не испытывать чувства усталости.
Новизна программы состоит в том, чтобы в сжатый срок дать детям
необходимый объем знаний, умений и навыков по живописи, композиции и
рисунку.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью
формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании,
повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для
творческой практической деятельности обучающихся. Настоящая программа
призвана научить детей не только осваивать различные техники изобразительного
искусства, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и
решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Адресат программы. Данная программа разработана для обучающихся 9
- 14 лет. Состав группы может быть одновозрастным или разновозрастным.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём программы – 30 часов.
Срок реализации программы – 4 месяца.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
обучения
обусловлена
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и
аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для обучающихся,
которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например,
Сферум); направляться по электронной почте.
Режим занятий: 1 раз в неделю по два учебных часа.
Форма организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Программа доступна для детей различных категорий,
проявляющих интерес к изобразительной деятельности. Программу могут
освоить дети, не имеющие специальной подготовки.
Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты,
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать представления о видах изобразительного искусства, их
истории,
сформировать основные понятия в области рисунка, композиции и
живописи,
познакомить с различными художественными материалами и техниками их
применения,
обучить различным техникам рисования,
обучить технологии создания композиции и живописи.
Развивающие:
развить у детей внимание, память, фантазию, воображение,
развить колористическое видение,
развить моторику, гибкость рук и глазомер,
развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитательные:
сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
изобразительной деятельности,
сформировать уважительное отношение к природе, родному краю,
развить художественный и эстетический вкус,
воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.
Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий
мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов
реализации Программы.
С целью определения уровня освоения образовательной программы, а также
для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится
на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения программы.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня
развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения
программы, проводится в мае месяце.
Виды контроля
Формы контроля
Входящий мониторинг, проводится на беседа
первом занятии
Текущий контроль, проводится в течение опрос, наблюдение
года
Промежуточная аттестация, проводится в творческая работа
мае
Подведение
итогов
реализации творческая работа
программы проводится в конце учебного
года
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
экскурсия на природу для сбора природного материала и рисования пейзажа;
воспитательные мероприятия по воспитанию духовно – нравственных
ценностей посредством изобразительного искусства;
участие в районных, республиканских творческих конкурсах;
участие в ежегодной итоговой выставке творческих работ в ЦДТ.
Содержание программы:
№
Учебный план
Название раздела,
Количество часов
темы
всего теория практика
Тема 1.
Азбука рисования
Тема 2.
Использование
возможностей акварели
Тема 3.
Знакомство
композицией
Тема 4.
Эллипсы.
объема
Тема 5.
Гризайль.
Рисование
одним цветом
Тема 6.
Трансформация формы
Тема 7.
Освоение перспективы
с
Передача
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Форма
аттестации /
контроля
Творческая
работа, опрос
Входящий
мониторинг
Творческая
работа,
наблюдение
Творческая
работа, опрос,
наблюдение
Творческая
работа,
наблюдение
Творческая
работа,
наблюдение
Творческая
работа, опрос
Творческая
работа, опрос
Тема 8.
Передача
объема
помощью света
Тема 9.
Знакомство
с
композицией
Знакомство
с
природным материалом
Изучение
цвета
природного материала
Разнообразие силуэтов
деревьев
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
с
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Тема 13.
Зарисовка растения
Тема 14.
Передача
плановости,
воздушной перспективы
2
0,5
1,5
Тема 15.
Соотношение объемов
природных масс.
Завершающее занятие
2
0,5
1,5
30
8
22
Всего
Творческая
работа,
наблюдение
Творческая
работа, опрос
Творческая
работа, опрос
Творческая
работа, опрос
Творческая
работа, опрос,
наблюдение
Творческая
работа,
наблюдение
Промежуточная
аттестация
Творческая
работа,
наблюдение
Творческая
работа
Подведение
итогов.
-
Содержание учебного плана:
№
Название темы
1
Азбука рисования
2
3
4
5
6
Содержание
Оборудование
и материалы
Кол-во
часов
Знакомство с программой, историей
Бумага, карандаш
появления ИД.
Рисунок. Знакомство со штриховкой.
Постоение и штриховка шара, яблока
Живопись. Акварель. Отработка
Использование
Бумага, акварель,
основных
приемов
(заливка,
мазками,
возможностей акварели
кисть
по-сырому ).
Рисуем яблоко
Знакомство с композицией
Композиция. Однофигурная,
Бумага, карандаш,
двухфигурная и многофигурная
фигуры из бумаги
композиции, варианты построения
схем (стат. и динам. композиции)
Эллипсы.
Рисунок. Выполнение тональных
Бумага, карандаш
Передача объема
растяжек. Упражнение на деление
отрезков линии на равные части. Освоение
эллипса. Цилиндр.
Гризайль. Рисование одним
Живопись. Гризайль. Передача объемов
Бумага, акварель,
цветом
цилиндра и куба с помощью одного
кисть
цвета
Трансформация формы
Композиция. Трансф-ия и стилизация форм Бумага, карандаш
3-х предметов при помощи изменения
про-ий:
•
уменьш. и увелич. ширины в 2 р.;
•
изменение пропорций внутри
предмета
2
Форма
проведения
занятия
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
7
Освоение перспективы.
Рисунок. Рисунок гипсового куба.
Собственная и падающая тень.
8
Передача объема с
помощью цвета
Живопись. Натюрморт с
цилиндрическим предметом.
9
10
11
12
2
Групповая
Бумага, акварель,
кисть
2
Групповая
Знакомство с композицией Композиция. Трансф-ия и стилизация форм Бумага, карандаш
3-х предметов при помощи изменения
про-ий:
•
уменьш. и увелич. ширины в 2 р.;
•
изменение пропорций внутри
предмета
Знакомство с природным
Рисунок. Передача образа, формы и
Бумага, карандаш
материалом
строения растения. Рисунок комнатного
растения
Изучение цвета природного
Живопись. Этюд природного материала.
Бумага, акварель,
материала
(шишки, коряги, листья)
кисть
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
Разнообразие силуэтов
деревьев
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
Рисунок. Наброски силуэтов деревьев
различных пород.
13
Зарисовка растения
Живопись. Этюды цветущих растений
(одуванчик, ромашка) в среде.
14
Передача плановости,
воздушной перспективы
Рисунок. Этюд группы деревьев на фоне
дальнего плана.
15
Соотношения объемов
природных масс
Живопись. Пленер. Краткосрочный
этюд на соотношения неба, земли, гор,
деревьев.
Бумага, карандаш
Бумага, карандаш
Бумага, акварель,
кисть
Бумага, карандаш
Бумага, акварель,
кисть
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знание различных видов изобразительной деятельности, их истории,
- знание цветовой гаммы красок, свойств красок и материалов,
контрастов цветов,
- знание симметрии, форм, пропорций плоскостных и объемных
предметов,
- знание основных понятий, используемых в композиции, живописи,
рисунке,
- умение работать с натуры, создавать этюды,
- формирование основных навыков в области рисования, создания
живописи и композиции,
- владение различными художественными материалами.
Метапредметные результаты:
- развитие воображения, фантазии, памяти,
- развитие колористического видения,
-,развитие моторики, гибкости рук и глазомера,
- умение работать в группе, уступать, доброжелательно относиться к
другим обучающимся.
Личностные результаты:
- проявление интереса и любви к природе, родному краю,
- воспитание трудолюбия, терпения, воли, усидчивости,
- развитие художественного и эстетического вкуса,
- формирование интересов к искусству и занятиям изобразительной
деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогические условий
реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата
Дата
Всего
начала
окончания учебных
обучения
обучения
недель
по
по
программе программе
1 группа
17.02.2025 31.05.2025
15
Всего
Количество
учебных
учебных
дней
часов
15
30
Режим занятий
1 раз в неделю по
два занятия,
продолжительность
каждого 40 мин.
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр картин, эскизов, чертежей, образцов
работ, показ иллюстраций, видеоматериалов и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
творческие работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (творческие конкурсы; организация
самостоятельного поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
При реализации программы используются различные виды занятий:
выставки, мастер – классы, конкурсы, экскурсии, мероприятия.
Для более эффективной реализации программы используются групповые,
индивидуальные и коллективные формы организации образовательного процесса. В
процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также
индивидуальность в творческом развитии личности.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения, коллективной
творческой деятельности;
-Технология развивающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют
самостоятельно.
3. Творческая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены педагогом).
4. Заготовки эскизов.
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение. Данная программа может быть реализована
педагогом дополнительного образования, владеющего специальными
знаниями в области изобразительного искусства.
Материально-техническое обеспечение. Кабинет, который обеспечен
соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для
хранения, мольбертами, столом для руководителя.
Для полноценной реализации программы необходимы: компьютер и
проектор; материалы и инструменты: бумага для акварели и рисования
формата А4, А3, А1, краски акварельные и гуашь, художественные кисти,
стаканы-непроливайки, палитра, краски, цветные карандаши, цветные
акварельные карандаши, графитные карандаши, точилки для карандашей,
ластик.
Методические и информационные материалы. Видеоматериалы,
дидактические материалы, мультимедийные презентации, интернет источники,
календарно – тематические планы, планы занятия.
Оценочные материалы.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Критерии оценки уровня освоения программы.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания по видам и техникам
изобразительной деятельности, их истории, знания основ рисунка, живописи и
композиции, используемых терминов, названию применяемых инструментов и
материалов, безопасному труду при работе с различными материалами и
инструментами. Для диагностики результатов используются опросы, метод
наблюдения.
2. Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки по созданию творческих работ
(рисунок, композиция, пейзаж), владение различными художественными
материалами.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность, коммуникативные умения и навыки и др.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения. Результаты
фиксируются в карте мониторинга.
4. Личностное развитие обучающегося.
Оцениваются организационно – волевые качества, поведенческие, личностные
достижения. Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой; владеет основными понятиями, терминами.
- средний уровень – обучающийся освоил более половины знаний,
предусмотренных программой, знает основные понятия, термины, но допускает
небольшие ошибки.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем половиной объема
знаний, предусмотренных программой; знает не все понятия, термины, допускает
много ошибок.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой; выполняет творческие работы с элементами
творчества,
соблюдает
технологию
выполнения,
владеет
различными
художественными материалами.
- средний уровень – обучающийся овладел более половиной навыков и
умений, предусмотренных программой, выполняет творческие работы на основе
образца, технологию выполнения соблюдает частично, испытывает незначительные
трудности
при
использовании
художественных
материалов,
требуется
незначительная помощь педагога.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем половиной,
предусмотренных умений и навыков, в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога, не соблюдает технологию выполнения работ,
испытывает трудности при использовании художественных материалов, требуется
постоянная помощь педагога.
Список литературы:
1.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая
композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений
ДШИ. М., 2003.
2.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2008.
3.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2005.
4.
Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2002.
5.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств.
М., 2004.
6.
Елизаров
В.Е.
Примерная
программа
для
ДХШ
и
изобразительных отделений ДШИ. М., 2008.
7.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006.
Приложение 1.
Вопросы для опроса (в рамках промежуточной аттестации)
1. Краткая история возникновения различных видов изобразительной
деятельности.
2. С чего лучше начинать рисунок?
3. Какие цвета являются основными?
4. Какие цвета относятся к теплой гамме?
5. Какие цвета относятся к холодной гамме?
6. Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
7. Как называется изображение, выполненное от руки с помощью
графических средств?
8. Дайте определение пейзажа.
9. Человек, создающий произведения искусства – это?
10. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств –
это?
11. Дайте определение эскизу.
12. Дайте определение вида искусства, произведения которого создаются с
помощью красок.
13. Какие средства использует художник, чтобы выделить центр –
композиции?
14. Что означает тон в рисунке?
15. Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
16. Что означает техника «гризайль»
17.
Каждый обучающийся должен ответить на 8 вопросов. 1 вопрос – 1 балл.
7 - 8 баллов – высокий уровень
5 - 6 баллов – средний уровень
0 – 4 балла – низкий уровень
Тема творческой работы в рамках промежуточной аттестации (на выбор):
1. Натюрморт
2. Пейзаж – большой мир.
3. Эскиз на свободную тему.