Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Данная Программа является одной из составляющих частей системы физического воспитания в общеобразовательной школе, основная цель которой – всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры ребенка. Под физической культурой подразумевается: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир спортивных игр» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности ребенка, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Спортивные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность спортивных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает обучающегося. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо - эмоциональное и социальное развитие личности. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – физкультурно – спортивная. Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. В основу концепции программы легло знание о том, что все дети любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя в различные спортивные игры, в частности - в волейбол, баскетбол, футбол - они учатся жить. Когда дети осваивают сначала элементарные, а затем и более сложные навыки спортивных игр, выполняют различные приемы, у них лучше создается представление о движении. Повышенный интерес школьников к занятиям по физической культуре через реализацию мгновенно меняющихся игровых ситуаций и в процессе тренировочных упражнений, и в процессе игры создает благоприятный психоэмоциональный фон для изучения требуемого двигательного действия. Отличительные особенности программы. Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов избранного вида спорта. Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься спортом, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться спортивными играми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол», «лапту» в школе, а также уделить внимание вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества. При разработке программы учитываются ведущие принципы спортивной подготовке обучающихся: гуманизма – отношение преподавателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию; природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей; культуросообразности – воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни; принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем. Адресат программы дети в возрасте 11-14 лет. К занятиям по программе «Мир спортивных игр» допускаются дети, по состоянию здоровья, отнесенные к основной медицинской группе и получившие допуск врача. Объем программы – 72 учебных часа. Сроки реализации программы - 1 год обучения. Уровень программы ознакомительный. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применятся электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий - одно занятие в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятия 40 минут, перемена 10 минут. Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы является МБОУ «Табатская СОШ». Форма организации деятельности детей: групповая. Группы комплектуются из детей близких по возрасту. Формы проведения занятий разнообразны: однонаправленные, комбинированные, целостно – игровые, контрольные учебные занятия. Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир спортивных игр» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к спорту, обеспечивает развитие физических способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию детей, воспитание осознанной необходимости заниматься спортом. Задачи программы: Обучающие: -формирование и совершенствование у обучающихся двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений и двигательным действиям; -обеспечение усвоения систематизированных знаний; -формирование правильного отношения к физкультурным занятиям, мероприятиям; -формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья; -формирование навыков правильной осанки при статических положениях и передвижениях. Развивающие: - развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости) в соответствие с возрастом; -развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы. -развитие способностей: а) координационные (умения рационально выполнять движения и двигательные действия); б) скоростные (развитие способности выполнять двигательные действия в максимальном темпе за максимальный промежуток времени; проявление решительности и уверенности в действиях); в) силовые (умения преодолевать физические трудности; воспитывать силу воли, настойчивость в достижении поставленной цели); г) выносливости (проявление волевых качеств: целеустремленности, выдержки, развитие способности выполнять физические упражнения без снижения их интенсивности); д) гибкости (развитие подвижности в суставах). Воспитательные: -способствовать проявлению смелости, настойчивости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей; - воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, чувство дружбы и товарищества; -обеспечивать социальное формирование личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей; -создавать условия для проявления положительных эмоций; -воспитывать у школьников устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Учебный план № п/п Название раздела, тема Количество часов Всег о Раздел 1. Основы знаний в области 2 физической культуры Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные определения Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка Тема 2.1 Стойки. Ходьба Теори я 2 Формы контроля/ аттестации Практи ка Беседа 2 2 - 14 1 13 2 1 1 Тема 2.2 Бег в команде, с препятствиями. Челночный бег. Тема 2.3 Прыжки с поворотом, с места, со скакалкой. Напрыгивание Тема 2.4 Метания мяча 2 - 2 2 - 2 2 - 2 Тема 2.5 Кувырки, перекаты, акробатические комбинации Тема 2.6 Подвижные игры 2 - 2 4 - 4 Сдача нормативов Раздел 3. Основные правила, техника и тактика игры в футбол. Тема 3.1 Правила игры и жесты судьи 20 2 18 2 2 - Тестирование Тема 3.2 Стойки и перемещения 2 - 2 Тема 3.3 Удар внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу Тема 3.4 Передача мяча. Учебная игра. 2 - 2 Практическое занятие Практическое занятие 4 - 4 Тема 3.5 Учебная игра в футбол Промежуточная аттестация Раздел 4. Основные правила, техника и тактика игры в баскетбол. Тема 4.1 Правила игры и жесты судьи. 10 - 10 16 2 14 2 2 - Тестирование Тема 4.2 Ведение мяча, ловля и передача мяча. Броски в корзину. Учебная игра Тема 4.3 Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, заслоны. Учебная игра Тема 4.4 Передача мяча, техника игры в защите. Игра. Тема 4.5 Броски мяча в кольцо. Игра. 2 - 2 Практическое занятие 2 - 2 Практическое занятие 2 - 2 2 - 2 Тема 4.6 Эстафета с элементами баскетбола Раздел 5. Основные правила, техника и тактика игры в волейбол. Тема 5.1 Правила игры и жесты судьи. 6 - 6 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 18 2 16 2 2 - Тестирование Тема 5.2 Стойки с перемещениями и исходными положениями. Техника передачи мяча Тема 5.3 Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней подачи мяча. Учебная игра Тема 5.4 Нижняя прямая подача. Учебная игра Тема 5.5 Прием мяча снизу. Учебная игра Тема 5.6 Учебная игра в волейбол 2 - 2 Практическое занятие 2 - 2 Практическое занятие 2 - 2 2 - 2 8 - 8 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Раздел 6. Итог 2 - 2 Тема 6.1 Завершающее занятие (аттестация) 2 2 Практическое занятие Практическое занятие Открытое мероприятие Всего 72 9 63 Содержание учебного плана Раздел 1. Основы знаний в области физической культуры Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные определения Теория. Основные определения - единая Всероссийская спортивная классификация, спортивные знания и разряды, достижения. Общие понятие о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Работоспособность мышц и работа суставов. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Понятия об утомляемости и переутомлении. Вред курения и алкоголя и наркотиков на растущий организм. Различие тренировок. Понятие о тренировке и спортивной форме. Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка. Тема 2.1 Стойки. Ходьба Теория. Значение общей физической подготовки. Виды подготовки. Практика. Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Тема 2.2 Бег в команде, с препятствиями. Челночный бег. Практика. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Тема 2.3 Прыжки с поворотом, с места, со скакалкой. Напрыгивание Практика. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Тема 2.4 Метания мяча Практика. Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита. Тема 2.5 Кувырки, перекаты, акробатические комбинации Практика. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения для развития мышц рук и плечевого сустава, упражнения для мышц туловища и шеи, ног и таза. Тема 2.6 Подвижные игры Практика. Подвижные игры на развитие координации и внимательности. Специальная физическая подготовка: подвижные игры подводящие непосредственно к основной теме занятий. Раздел 3. Основные правила, техника и тактика игры в футбол. Тема 3.1 Правила игры и жесты судьи Теория. Цель игры и её составляющие. Поле, количество игроков, время игры, основные нарушения. Техника игры: работа с мячом, набивание, ведение мяча, удары по воротам. Тактика: индивидуальная и командная игра. Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. Тема 3.2 Стойки и перемещения Практика. Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Тема 3.3 Удар внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу Практика. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одногодвух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Вбрасывание из-за «боковой» линии. Тема 3.4 Передача мяча. Учебная игра. Практика. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Тема 3.5 Учебная игра в футбол Практика. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». Учебная игра. Промежуточная аттестация в виде практического занятия. Раздел 4. Основные правила, техника и тактика игры в баскетбол. Тема 4.1 Правила игры и жесты судьи. Теория. Цель игры и её составляющие. Площадка, кольца, состав команды, форма, время игры, основные нарушения. Техника игры: работа с мячом, дриблинг, перетасовка, броски в кольцо. Индивидуальная и командная игра. Тема 4.2 Ведение мяча, ловля и передача мяча. Броски в корзину. Учебная игра Практика. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Учебная игра. Тема 4.3 Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, заслоны. Учебная игра Практика. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Повороты с мячом, заслоны. Учебная игра. Тема 4.4 Передача мяча, техника игры в защите. Игра. Практика. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Игра. Тема 4.5 Броски мяча в кольцо. Игра. Практика. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Тема 4.6 Эстафета с элементами баскетбола Практика. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает». Эстафета. Раздел 5. Основные правила, техника и тактика игры в волейбол. Тема 5.1 Правила игры и жесты судьи. Теория. Цель игры и её составляющие, площадка, высота сетки, количество игроков, подача, распасовка, блок. Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. Тема 5.2 Стойки с перемещениями и исходными положениями. Техника передачи мяча Практика. Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Тема 5.3 Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней подачи мяча. Учебная игра Практика. Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней подачи мяча. Тема 5.4 Нижняя прямая подача. Учебная игра Практика. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. Учебная игра. Тема 5.5 Прием мяча снизу. Учебная игра Практика. Прием мяча снизу. Учебная игра Тема 5.6 Учебная игра в волейбол Практика. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?» Учебная игра в волейбол. Раздел 6. Итог Тема 6.1 Завершающее занятие (аттестация, творческое выступление, концерт) Планируемые результаты В процессе обучения и воспитания, собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Предметные результаты: - знание основ истории развития игр в России, - влияние физических упражнений на организм спортсмена, - знание основ правил, техники и тактики игр в футбол, баскетбол, волейбол; умение: - технически правильно осуществлять двигательные действия избранной спортивной игры, - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга, - управлять своими эмоциями, - эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения, - пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий. Личностные результаты: - формирование этических норм, определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - воспитание поведения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога. Метапредметные результаты: - приобретение новых знаний: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - развитие способностей вырабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации программы Год обучени я (или группа) 1 Календарный учебный график Дата Дата Всего Всего Количеств начала окончани учебны учебны о учебных обучения я х х дней часов по обучения недель программ по е программ е 16.09. 31.05. 36 36 72 2024 2025 Режим занятий один раз в неделю по два занятия, продолжительност ь каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, а также аттестация по итогам учебного года – проводится в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, выявление наиболее способных и талантливых детей. По итогам освоения программы проводится итоговая сдача контрольных нормативов, либо открытое мероприятие. В процессе освоения программы для отслеживания результативности используется мониторинг физического развития и личных достижений детей в виде входящей диагностики и итоговой. Способы и формы проверки результатов 1. Педагогическое наблюдение за поведением воспитанников в коллективе, во время занятий, соревнований; 2. Проведение практических занятий через: - проведение открытых занятий; - участие в учебных или товарищеских играх по футболу, волейболу и баскетболу; - участие во всероссийских, межрегиональных и районных соревнованиях по футболу, волейболу и баскетболу. Кроме того, педагог в течение года проводит комплексный контроль за физическим развитием, состоянием здоровья обучающихся и освоением ими программного материала. Оценочные материалы (Приложение 1) Методическое обеспечение программы Алгоритм учебного занятия Занятие состоит из трех частей - вводной, основной и заключительной. Структура практического занятия: Вводная часть: сообщение цели и задач занятия. Вопросы обучающихся. Основная часть: выполнение практической части учебного плана. Заключительная часть: оценивание занимающихся. Структура теоретического занятия: Вводная часть: сообщение цели и задач занятия. Основная часть: изучение специальной терминологии. Изучение правил проведения соревнований. Изучение судейских жестов. Дозировка нагрузок). Заключительная часть: контрольные вопросы для обучающихся. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье сберегающих практик. Методы обучения: По источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы занятий: встреча с интересными людьми, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, представление, соревнование, турнир. Практические занятия с юными спортсменами различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные. В теоретических занятиях используются формы: лекции, беседы, зачеты. При реализации программы используются технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технологии игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных, презентации, видео и аудио материалы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: занятия проводятся в зале, освещение в зале стандартное, имеется 2 запасных выхода по технике безопасности, а также на спортивном стадионе. Наименование средств материально-технического обеспечения: Учебно-практическое оборудование - кольца баскетбольные - 2, щиты баскетбольные – 2, мяч баскетбольный - 10, сетка волейбольная - 1, мяч волейбольный - 6, мяч футбольный – 4, секундомер – 2, свисток – 2, турник - 3, маты гимнастические – 7, насос ручной со штуцером - 2 шт, гимнастическая стенка - 6 пролетов, стойки для обводки - 6 шт, , ворота переносные - 2 Спортивная форма (обеспечивают родители): 1. Футболка 2. Шорты 3. Спортивный костюм 4. Спортивная обувь (чешки) Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература, Интернет источники. Наглядный материал: плакаты, презентации, таблицы, схемы, карточки, цветные иллюстрации. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование. Список литературы 1. Веревкин М.П. Мини – футбол на уроках физической культуры. Издательство ТВТ Дивизион – 2006.-100с. 2. Гатман Б., Финнеган Т., Все о тренировке юного баскетболиста. Издательство АСТ, 2007 3. Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе. Программы, рекомендации. 2014.-168с 4. Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78. 5. Киселев П.А. Подвижные и спортивные игры с мячом. Издательство Планета – 2015.-76с. 6. Кузнецов В.С. Спортивная деятельность учащихся. Баскетбол. 2013.-113с. 7 .Федорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры. 5 – 8 класс. Издательство Экзамен – 2016.- 64с. 8. Федорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры. 9-11 класс. Издательство Экзамен - 2016. – 64с. 9. Физическая культура: 5-9 кл: тестовый контроль: пособие для учителя/В.И.Лях. — М.: Просвещение —144с. 10. «Федеральная комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича М.: Просвещение - 2016. Предметная линия учебников. В.И.Виленского, В.И.Ляха. 5 – 9 классы. 11. «Федеральная комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича.М.: Просвещение - 2016. Предметная линия учебников. В.И.Виленского, В.И.Ляха. 10 - 11 классы. Приложение 1 Мониторинг результатов обучения детей Показатели Степень выраженности оцениваемого качества Уровень/Возмож Формы ное количество контроля баллов - высокий образовательный результат (полное освоение содержание образования, имеет творческие достижения) - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки - не полное освоение программы, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий Высокий (10) Высокий образовательный результат (полное освоение содержание образования, имеет творческие достижения) - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки 2.2. Владение Отсутствие - не полное освоение специальным затруднений в программы, допускает оборудованием и использовании существенные ошибки в оснащением. специального знаниях предмета и при оборудования и выполнении оснащения. практических заданий 3.Метапредметные Высоко развита результаты способность к Регулятивные Управление своей самостоятельному деятельностью, усвоению новых знаний инициативность, и умений. Успешно самостоятельность решает предметные Высокий (10) Предметные результаты 1.Теоретическая подготовка: 1.1 Теоретические знания по основным разделам учебного плана: - Правила судейства - Влияние физических упражнений на организм занимающихся - Правила игры -Характеристика техники передачи - Самоконтроль 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой Критерии Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям. опрос Тестирова ние Средний (5) Низкий (1) Наблюден ие Практичес кие задания Средний (5) Низкий (1) Высокий (10) Наблюден ие Коммуникативные Речевая деятельность, навыки сотрудничества Познавательные Работа с информацией выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения 4. Личностные результаты Система ценностных отношений Мотивация -соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - прилежание и ответственности за результаты обучения. задачи Способен к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Испытывает затруднения при решении предметных задач Не всегда способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Испытывает существенные затруднения при решении предметных задач -Имеет высокие достижения в личностном развитии. Знает и выполняет основные моральные нормы, понимает их социальную необходимость -Имеет достаточные достижения в личностном развитии. Ориентирован на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости. -Наблюдаются незначительные достижения в личностном развитии. Не всегда выполняет нормы, испытывает затруднения в понимании их социальной необходимости Средний (5) Низкий (1) Высокий (10) Средний (5) Низкий (1) Наблюден ие Приложение 2. Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий Игры с перемещениями игроков 1.«Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша. 2.«Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта- финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии стартафиниша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. 3.Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков». Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение. Игры с передачами мяча 1.Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру. 2.«Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 — 1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза. 3.«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков. 4.«Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары — волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар. 5.«Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча. 6.«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время. 7.«Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок. 8.«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведённое время. Варианты 1. Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др. 2. Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п. 3. Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берёт его в руки, выполняет передачу партнёру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. 9.Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две - три команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7—8 м По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок. 10.Эстафета «Передал — садись». Две колонны на расстоянии 3—4 м одна от другой, расстояние между игрока ми — длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5—6 м — круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других. 11.Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мяч двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 12.Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые построены в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был адресован. 13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч поднимает тот волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное количество раз. Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку. 14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то же задание и т. д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своё место. Вариант. По сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за голову предпоследнему в обратном направлении и т. д. Выигрывает команда, в которой игрок, начавший упражнение, получит мяч первым. 15.«Приём и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков. 16.«Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8—10 человек, каждая группа играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки. Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы игроков вперёд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и игра возобновляется. 17.«Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды по 6 человек, одна из которых является подающей, другая — принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит вокруг площадки и возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернётся на своё место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку. Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол. Игры с передачами мяча через сетку 1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2—3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи. 2.Эстафета «Мяч над сеткой». 2—3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Вариант. После передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны. Игры с подачами мяча 3.«Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своего партнёра, который принимает мяч и выполняет передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок. 4.«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположение на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются. 5.«Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. 4. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается и команда соперников получает очко. 5. При неудачной подаче противоборствующая команда тоже получает очко. 6. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде присуждается очко. 7. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде не засчитывается. 8. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй команде. 9. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди. Игры с атакующим ударом 1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли — 1 очко; если приняли — 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара. Побеждает команда, набравшая больше очков. Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют. Игры с блокированием атакующих ударов 1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 2. «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие — по одному в зонах 2, 3, 4, их задача — организация группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.