Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
хакасской литературы» является модифицированной, имеет художественную
направленность.
Актуальность программы. В условиях социально-экономических и
политических преобразований российскому государству необходимы творческие
кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих
способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших
задач современного образования. Литература играет важную роль во всестороннем
развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в
формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями.Программа способствует углубленному изучению
творчества хакасских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а
следовательно, привитию любви и уважению к хакасским национальным традициям,
истории и культуре своего народа. Программа включает в себя не только темы из
школьной программы, но и новые произведения, которые не изучаются на уроках
хакасской литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания
творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления
детьми целостной авторской позиции. Это дает возможность обучающимся глубже
проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и
интересным миром литературы. Содержание занятий программы «В мире хакасской
литературы» создает условия для углубления знаний, полученных на уроках
хакасской литературы, и применения их в самостоятельной читательской
деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами
книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Занятия по программе
«В мире хакасской литературы» способствует расширению читательского
пространства,
реализации
дифференцированного
обучения
и
развитию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя,
помогут
решать
задачи
эмоционального,
творческого,
литературного,
интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания и самовоспитания.
Для реализации творчества необходимы объективные (социальные,
материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие
способности). Для формирования литературно – творческой деятельности
обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия,
которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих
детей.
Как сделать жизнь детей разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным событиям? Как
сделать детскую жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут
участвовать и ребята, и педагоги, и в качестве выступающих, актёров и в качестве
зрителей? Таким средством является программа«В мире хакасской литературы»
Отличительная особенность, новизна. Отличительные особенности данной
программы заключаются в преемственности с основным курсом хакасской
литературы, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному
развитию и обогащению читательского опыта школьника. Новизна программы
заключена в подборе материала для формирования личностных результатов
литературных произведений, на смыслах которых обучающиеся получают
возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей,учатся различать
добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность, получают представления о
справедливости, упорстве, мужестве. В программе важное место занимает как
фольклор, так и литература.
Процесс обучения по программе включает постановку сценок к конкретным
мероприятиям, проведение музыкально - литературных вечеров, инсценировку
сценариев различных календарных праздников, театральных постановок сказок,
эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей
к искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. На занятиях дети учатся коллективной работе, работе с
партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа,
мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене,
приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом,
так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только
выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким
они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или
ином литературном произведении.
Н.В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не
пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Отличительной особенностью программы является также то, что в основе ее
концепции лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства –
сценической деятельности и литературы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы
помочь обучающимся освоить знания, умения и навыки по технике и логике речи,
искусству художественного слова. Обучение по программе способствует развитию
культуры речевого общения, расширению кругозора чтения, повышению
общекультурного уровня.
Адресат программы. Программа составлена для обучающиеся от 11 до 14
лет. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок
посещают в основном дети творческие, увлекающиеся литературой, поэзией,
театром, музыкой. Все члены кружка инициативные, активные, заинтересованные.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 144 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная. Возможно применение дистанционных
образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения
обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум);
направляться по электронной почте.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность
занятий - 40 минут, перемена 10 минут.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, лекции, игры,
практические занятия, конкурсы, практикумы, тренинги, библиотечные занятия,
викторины.
Форма реализации образовательной программы: Программа реализуется в
сетевой форме с участием Базовой организации (Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества» и
организации – участника (Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноключинскаяосновная общеобразовательная школа»). Базовая
организация самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «В мире хакасской
литературы». Базовая организация и организация участник сотрудничают в рамках
договора о сетевой форме реализации образовательных программ, в которых
указаны условия реализации программы, права и ответственность сторон
Цель программы: Развитие творческих способностей обучающихся
средствами сценической деятельности и литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров,разнообразных по
тематике,обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт.
2. Сформировать потребности в постоянном чтении книг, интерес к хакасской
литературе, творчеству писателей.
3. Сформировать навыки дикции и сценической культуры.
4. Научить пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать
постоянному
пополнению
словарного
запаса,
развитию
и
совершенствованию грамматического строя их речи).
5. Сформировать навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно
раскрывать содержание доступных ролей в действии и взаимодействии
обучающихся друг с другом.
6.Сформировать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние.
Развивающие:
1.Развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно,
нестандартно мыслить, уметь передать свою мысль в письменной и устной форме.
2.Развивать способности к созидательнойдеятельности.
3. Развивать речь, воображение, ассоциативное мышление, наблюдательность
обучающихся.
4. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
Воспитательные:
1.Воспитать уважение и любовь к хакасской литературе.
2. Воспитать культуру речи.
3. Воспитать добро, любовь к ближним, своей Родине.
4. Воспитать в детях внимание к людям, неравнодушное отношение к окружающему
миру.
Содержание программы:
№ п/п
Наименование
тематического модуля
Учебный план
Количество часов
Вводное
Раздел 1. Фольклор
хакасского народа
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Малые жанры устного
народного творчества
Классификация сказок:
хакасские народные сказки
о животных, бытовые,
волшебные
Тахпахи и знаменитые
тахпахчи
Легенды, предания и мифы
хакасского народа
Особенности хакасских
народных праздников и
обрядов
Н.Ф.Катанов – собиратель
хакасского фольклора
Всего Теория
Практика
2
1
1
беседа
34
4
11
1
23
3
практическое
задание
практика
6
2
4
4
1
3
4
1
3
4
2
2
4
2
2
Хакасский героический эпос 6
Инсценировка отрывка
героического эпоса (по
выбору)
Раздел 2. Писатели и
Формы
аттестации
/
контроля
2
4
2
0
2
36
10
26
практика
практика
творческое
задание
практика
практическое
задание
творческое
задание
2.1
2.2
поэты нашего края
Биография и творчество
Я.А.Тиспирекова
Биография и творчество
А.А.Халларова
2.3
Биография и творчество
К.Т.Нербышева
2.4
Биография и творчество
Н.В.Тюкпиекова
2.5
А.В.Сагатаев. Рассказы,
пьесы и стихотворения
6
2
4
8
2
6
8
2
6
практика
практическое
задание
Практика
6
2
4
Практика
6
2
4
Конкурс чтецов
2.6
творческое
задание
2
0
2
40
11
29
Творческое
задание
Промежуточная аттестация
Раздел 3. История и
развитие хакасской
литературы
3.1
Енисейская руническая
письменность
8
3.2
Основатели хакасской
литературы
3.3
Хакасская литература
военных и послевоенных
10
лет. Хакасская литература в
50-60 годов
8
3
2
2
5
6
8
практическое
задание
практическое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
3.4
Хакасская литература в 7012
90 года
3.5
Викторина по пройденному
2
материалу
4
0
8
практическое
задание
2
практическое
задание
Раздел 4. . Современная
хакасская литература
4.1
4.2
4.3
30
Поэзия и проза современной
12
хакасской литературы
Драматургия современной
хакасской литературы
10
В.М.Торосов. «Кодекс чести
8
хакасов»
9
4
2
3
21
8
8
5
творческое
задание
практика
творческое
задание
практика
творческое
задание
практика
5.1
Раздел 5. Итог
Аттестация по итогам
завершения программы
ИТОГО
2
2
2
2
144
42
творческое
задание
102
Содержание учебного плана
Вводное
занятие.
Организационное
занятие.
Инструктаж
по
правилам техники безопасности. Обсуждение и составление плана работы кружка.
Знакомство. Игры: «Знакомство», «Снежный ком», «ЧТО я люблю».
Раздел 1. Фольклор
хакасского народа
Тема 1.1. Малые жанры устного народного творчества
Теория: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о малых жанрах
фольклора, как однихиз литературных жанров. Пословицы поговорки, загадки,
скороговорки.
Практика: Игра «Путешествие по станциям – малым жанрам фольклора»,
написание рассказа завершением одной из пословиц.
Тема 1.2. Классификация сказок: хакасские народные сказки о животных,
бытовые, волшебные.
Теория: Типы, виды, жанры сказок, отличительные особенности,
характерные черты каждого вида, поэтика
Практика: Чтение и обсуждение различных по жанру сказок, использование
элементов театрализации одной из сказок, иллюстрация к сказке, сочинение сказки,
составление кроссвордов.
Тема 1.3. Тахпахи и знаменитые тахпахчи
Теория: История возникновения тахпахов, темы и композиционно –
стилистические особенности тахпахов, собиратели и исследователи, известные
тахпахчи прошлых лет и современности.
Практика: Чтение и анализ текстов, прослушивание аудиозаписей известных
исполнителей тахпахов, исполнение произведений, собственное сочинение и
исполнение тахпахов.
Тема 1.4. Легенды, предания и мифы хакасского народа.
Теория: Расширение и обобщение знаний о легендах, мифах, преданиях,
знакомство с некоторыми из них.
Практика: Чтение и обсуждение, пересказ текста, творческая работа в
группах, сбор легенд и преданий своей семьи, края.
Тема 1.5. Особенности хакасских народных праздников и обрядов.
Теория: Особенности обрядовых действий календарных народных
праздников, их символическое значение; семейно-бытовая обрядность.
Практика: Иллюстрация обряда народного праздника, выставка рисунков,
просмотр видео про традиционные обряды хакасов, творческая коллективная работа
(инсценировка одного из обрядов).
Тема 1.6. Н.Ф.Катанов – собиратель хакасского фольклора.
Теория: Биография и творчество профессора Н.Ф.Катанова. Хакасский
фольклор в материалах Н.Ф.Катанова.
Практика: Чтение и обсуждение фольклорных материалов Н.Ф.Катанова.
Индивидуальная творческая работа (составление кроссвордов, написание рефератов,
докладов)
Тема 1.7. Хакасский героический эпос.
Теория: Понятие о героическом эпосе, история происхождения, исследователи
и собиратели героического эпоса, известные исполнители героических эпосов
(хайджи)
Практика: Чтение и обсуждение одного из героических эпосов,
выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей с исполнением героических
эпосов известными хайджи, творческая работа.
Тема 1.8. Инсценировка отрывка героического эпоса (по выбору).
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 2. . Писатели и поэты нашего края.
Тема 2.1. Биография и творчество Я.А.Тиспирекова.
Теория: Биография и творчество Я.А.Тиспирекова. Тематика лирики и песни
на стихи поэта. Хакасские композиторы.
Практика: Выразительное чтение стихотворений, разбор изобразительновыразительных средств, прослушивание песен на стихи поэта, заучивание и пение
одной из песен, игра «Сочинялки».
Тема 2.2. Биография и творчество А.А.Халларова.
Теория: Биография и творчество А.А.Халларова. Автобиографизм в прозе
писателя.
Практика: Составление портфолио писателя, чтение и обсуждение рассказов
А.А.Халларова, «заочная экскурсия» по значимым местам писателя, литературные
игры «Десять понятий», «вопросы ответы».
Тема 2.3. Биография и творчество К.Т.Нербышева.
Теория: Биография и творчество К.Т.Нербышева. Стихи и проза.
Практика: Чтение и обсуждение повести «Хорлаӊа хара суғ», литературная
игра «сто слов», написание творческой работы по повести «Дневник героя»
Тема 2.4 Биография и творчество Н.В.Тюкпиекова
Теория: Биография и творчество Н.В.Тюкпиекова. Жизнь сельских тружеников
в рассказах писателя.
Практика: Прочтение и обсуждение рассказов Н.В.Тюкпиекова «Дочь чабана»,
«Мукул», «Адок апсах». Коллективная работа (оформление стенгазеты по одному из
рассказов).
Тема 2.5. А.В.Сагатаев. Рассказы, пьесы и стихотворения.
Теория: Биография и творчество А.В.Сагатаева. Рассказы, пьесы и
стихотворения.
Практика: Прочтение и обсуждение рассказов, стихов А.В.Сагатаева. Встреча и
беседа с родственниками и беседа на тему «Как добиться успеха». Инсценировка
отрывка пьесы.
Тема 2.6. Конкурс чтецов. Промежуточная аттестация.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 3.История и развитие хакасской литературы.
Тема 3.1. Енисейская руническая письменность.
Теория: История открытия и разгадка сибирской рунической письменности.
Памятники древнетюркской письменности, их содержание.
Практика: Изучение и расшифровка знаков рунической письменности, чтение и
обсуждение, показ презентаций, написание докладов и рефератов, коллективная
творческая работа.
Тема 3.2. Основатели хакасской литературы.
Теория: В.А.Кобяков, А.М.Топанов, М.С.Коков, М.А.Аршанов. Биографии и
творчества писателей, первые произведения на хакасском языке, их тематика.
Практика: Прочтение и обсуждение рассказов и стихотворений первых
хакасских авторов, выразительное чтение, литературные игры «напиши письмо
литературному герою», «задай вопрос другу».
Тема 3.3. Хакасская литература военных и послевоенных лет. Хакасская
литература в 50-60 года.
Теория: Публицистика, поэзия, драматургия. М.Чебодаев, С.Чарков, И
Костяков,Н.Тиников,Т.Балтыжаков, Ф.Бурнаков, Г. Топанов.
Практика: Прочтение и обсуждение произведений писателей, работа с текстом
публицистического стиля, сочинение в форме репортажа или интервью, просмотр
видео спектаклей.
Тема 3.4. Хакасская литература в 70-90 года.
Теория: Н.Г.Доможаков, М.Е.Кильчичаков,
И.М.Костяков,
М.Р.Баинов,
И.Капчигашев,В.Угдыжеков,
Г.Саражакова,
Ю.Г.Топоев, Т.В.Татарова,Г.Г.Казачинова.Тематика и жанры произведений
хакасской литературы этого периода.
Практика: Прочтение и обсуждение произведений писателей, выразительное
чтение и чтение наизусть стихотворений, театрализация отрывка одного из пьес.
Тема 3.5. Викторина по пройденному материалу.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Современная хакасская литература.
Тема 4.1. Поэзия и проза современной хакасской литературы.
Теория: Паин Саа (Александр Алексеевич Баинов), Р.П.Топоев, Л.И.Чебодаева,
Сибдей Том, Г.Г.Казачинова.
Практика: Прочтение и обсуждение рассказов и стихотворений современных
писателей, игры и упражнения для запоминания стихотворений, творческие
литературные игры, конкурс чтецов.
Тема 4.2. Драматургия современной хакасской литературы.
Теория: С.Чаптыкова, И.П.Топоев, А.В.Сагатаев.
Практика: Прочтение и обсуждение драматических произведений авторов,
чтение по ролям, инсценировка пьесы по выбору, игра «Своя игра».
Тема 4.3. В.М.Торосов. «Кодекс чести хакасов»
Теория: В.М.Торосов – общественный деятель, писатель.Основные моральные
устои хакасов.
Практика: Прочтение и обсуждение книги В.М.Торосова, работа с пословицами,
обсуждение ситуаций, в которые попали герои художественных произведений,
написание сочинений по темам связанные с нравственными качествами.
Тема 4.3. Аттестация по итогам завершения программы.
Планируемые результаты
Предметные: к концу обучения обучающие будут:
- Знать малые жанры устного народного творчества, фольклор хакасского народа.
- Знать народные календарные праздники, особенности хакасских народных
праздников и обрядов.
- Знать историю хакасской литературы, современную хакасскую литературу.
- Знать хакасских писателей и поэтов, их биографию и творчество.
- Уметь выразительно читать, знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представлять характер героев произведений,обыгрывать их содержание.
- Иметь навыки грамотной речи, дикции, сценической культуры.
Метапредметные: обучающиеся научатся:
- Применять полученные знания и умения на практике.
- Работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене, слушать товарищей,
отстаивать свою точку зрения и воспринимать идеи других участников.
- Сопереживать и эмоционально воспринимать художественные произведения,
анализировать характеры и мотивации героев, уметь выражать свои чувства и мысли
по поводу прочитанного.
- Излагать четко и логично свои мысли, аргументировать свою точку зрения, иметь
навыки ассоциативного мышления, воображения
- Анализировать прочитанное, высказывать собственное мнение и оценивать
различные точки зрения.
– Иметь навыки публичных выступлений через участие в обсуждениях и
мероприятиях.
Личностные:
- Воспитание уважения и любви к хакасской литературе.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание внимания к людям, неравнодушного отношения к окружающему миру,
любви к ближним, своей Родине.
- Воспитание духовно – нравственных качеств.
Раздел2. Комплекс организационно – педагогическихусловий реализации
программы
Год
обучени
я (или
Дата
начала
обучения
Календарный учебный график
Дата
Всего
Всего Количеств
окончани учебны учебны о учебных
я
х
х дней
часов
Режим занятий
группа)
по
обучения
программ
по
е
программ
е
1 группа
15.09.
31.05.
2025
2026
недель
36
72
144
два раза в неделю
по два занятия,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания уровня знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам
завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения
каждого раздела, темы в форме:опроса, практической работы. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме творческого задания.Аттестация по итогам
завершения программы – май, в виде творческого задания.
Оценочные материалы (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
по
характеру
деятельности
обучающихся:
объяснительно
–
иллюстрационный, репродуктивный;
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Современные педагогические технологии, используемые при реализации
программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают
элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой,
Интернетом.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья,
книжный шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение:
- работа с интернет источниками;
- использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов;
- наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы:
БутанаевВ.Я.,Традиционная культура и быт хакасов.Абакан,1991.
Кошелева А.Л., История хакасской литературы. Абакан,2011.
Кужакова Г.,Воины-писатели Хакасии.Абакан,2020.
Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А. Литературные вечера. 2011.
Кызласов И.Л., Енисейская письменность древнехакасского государства.
Москва-Абакан, 2017.
Мамышева Н.А.,Современная литература Хакасии.Хрестоматия:Абакан,2020.
Торосов В.М.,Кодекс чести хакасов,2024.
Фадеева Е. И. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие.: Москва,
2003 год.
Приложение 1.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания по жанрам устного
народного творчества, фольклору хакасского народа, особенностям хакасских
народных праздников и обрядов, истории хакасской литературы, современной
литературе, по произведениям хакасских писателей и их биографии. Для
диагностики результатов используется опрос, тестирование, метод наблюдения.
2. Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки: знание наизусть
стихотворений и умение правильно их произносить, умение выразительно читать,
умение представить характер героев, умение раскрывать содержание ролей и т.д.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения, анализ творческого
задания.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность,умения слушать и слышать, выступать перед
аудиторией, участвовать в дискуссии и т.д. Для диагностики результатов
используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в карте мониторинга.
4. Личностное развитие обучающегося.
Оцениваются организационно – волевые качества, ориентационные,
поведенческие. Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням:
высокий,средний, низкий.
Мониторинг результатов обучения детей
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Предметные
результаты
1.Теоретическая
подготовка:
1.1 Теоретические
знания по основным
разделам учебного
плана.
Соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
- высокий образовательный
результат (полное освоение
содержание образования,
имеет творческие
достижения, количество
баллов _10_)
- полное освоение
программы, но при
выполнении заданий
допускаются
Уровень/Во
зможное
количество
баллов
Формы
контро
ля
Высокий
Средний
Опрос
тестир
ование
2. Практическая
подготовка
ребенка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Соответствие
практических
умений и
навыков
обучающегося
программным
требованиям.
2.2. Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
незначительные ошибки,
количество баллов 7
- не полное освоение
программы, допускает
существенные ошибки в
знаниях предмета и при
выполнении практических
заданий, 4
Высокий образовательный
результат (знает наизусть
стихотворение, не допускает
ошибок, правильно и
выразительно произносит
слова, эмоционально
представляет характер
героев, полностью
раскрывает их роль,
творчески подходит к
выполнению задания)
- Обучающийся допускает
небольшие ошибки при
прочтении стихотворения, в
правильности
произношения,
недостаточно эмоционально
представляет характер
героев, не полностью
раскрывает их роль, не
совсем творчески подходит
к выполнению задания.
- Обучающийся допускает
много ошибок при
прочтении стихотворения
наизусть, неправильно и
нечетко произносит слова,
не раскрывает роль героев,
требуется постоянная
помощь со стороны
педагога.
Низкий
Высокий
Наблю
дение
Творче
ские
задани
я
Средний
Низкий
Опрос или тест, содержащий вопросы, по программе, для отслеживания теоретических
знаний
1. Кто является автором фольклорных произведений:
а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель;
г) народ.
2. Виды народных сказок:
а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе;
б) волшебные, реалистические, сентиментальные;
в) волшебные, бытовые, о животных.
3. В какой области науки работал Н.Ф.Катанов?
а) математика;
б) география;
в) востоковедение.
4.На какое стихотворение Я.А.Тиспирекова была написана песня?
а) «Часхы»;
б) «Арғыстарыма»;
в) «Инейніӊ ыры».
5.Кто из писателей участвовал в Великой Отечественной войне?
а) К.Т.Нербышев;
б) А.А.Халларов;
в) Н.В.Тюкпиеков;
г) Я.А.Тиспиреков;
6.Кто из ученных расшифровал рунические енисейские письмена?
а) Вильгельм Томсен;
б) Д.Г.Мессершмидт;
в)Н.Ф.Катанов;
г)В.В.Радлов.
7.Кто из писателей не является основателем хакасской литературы?
а) В.А.Кобяков;
б) А.М.Топанов;
в)Н.Г.Доможаков;
г) М.А.Аршанов.
8.Кто пишет под псевдонимом Сибдей Том?
а) Р.П.Топоев;
б)С.А.Майнагашев;
в)А.В.Сагатаев;
г)А.А.Баинов.
9.Кто из современных хакасских писателей пишет драматические произведения?
а)Л.И.Чебодаева;
б) Г.Г.Казачинова;
в) С.Чаптыкова.
10.Напишите 5 Основных моральных устоев хакасов.
Каждому обучающемуся задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ
обучающийся получает 1 балл.