программа Кукловоды

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа “Кукловоды” направлена на развитие творческих способностей,
коммуникативных навыков, актерского мастерства и основ сценографии у детей и
подростков через освоение искусства кукольного театра. В процессе обучения
ребята познакомятся с различными видами кукол (перчаточные, тростевые, куклымарионетки), научатся их создавать, озвучивать и управлять ими, а также ставить
небольшие спектакли. Программа стимулирует развитие воображения, фантазии,
речи, мелкой моторики и способствует формированию навыков командной работы.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы: художественная.
Актуальность программы. Программа “Кукловоды” является крайне
актуальной в современном образовательном пространстве, так как она комплексно
отвечает на возрастающие потребности детей и общества в целом. Ее актуальность
обусловлена следующими факторами: креативность и творческое мышление,
коммуникативные навыки, командная работа и сотрудничество, самовыражение и
уверенность в себе, расширение кругозора, формирование ценностей, привитие
любви к искусству, снятие эмоционального напряжения.
Таким образом, программа “Кукловоды” не просто знакомит детей с миром
кукольного театра, но и предоставляет им уникальную возможность для
всестороннего развития, приобретения ценных навыков и раскрытия своего
творческого потенциала, что делает ее высоко актуальной и востребованной.
Отличительной особенностью программы является увлечение детей одной
общей работой и идеей, дающей один результат – спектакль: одни и те же дети
выполняют и исполнительную работу, и работу по оформлению спектакля
(изготовление кукол, бутафории, реквизитов). Такая организация деятельности не
предусматривает разделения трудовых и творческих процессов, разделения детей на
художников и исполнителей.
Педагогическая целесообразность. Программа “Кукловоды” целесообразна,
так как она: развивает творческий потенциал, предоставляя возможности для
создания собственных персонажей, сценариев и постановки спектаклей;
совершенствует речь путем озвучивания персонажей, дикцией и интонацией;
формирует актерские навыки, такие как развитие пластики, мимики, умения
передавать эмоции; развивает мелкую моторику в процессе изготовления кукол и
управления ими. Программа также способствует социализации детей, знакомит их с
культурой, формирует самостоятельность и ответственность, повышает уверенность
детей в себе путем выступления перед аудиторией.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей и подростков в
возрасте от 11 до 15 лет, проявляющих интерес к театру, актерскому мастерству,
декоративно-прикладному творчеству, и готовых к активной творческой работе.
Уровень программы. Уровень освоения содержания программы –
ознакомительный.
Объем и сроки реализации. Объем программы - 72 часа. Срок реализации 1 год (36 учебных недель).

Форма обучения очная, возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 40 минут).
Перерыв между занятиями 10 минут.
Форма организации деятельности детей: групповая.
Особенности организации образовательного процесса:
- Создание атмосферы доверия и сотрудничества: стимулирование открытого
общения, поддержки и взаимопомощи.
- Комбинирование форм работы: сочетание теоретических занятий,
практических мастер-классов, репетиций, обсуждений, просмотра видеоматериалов.
- Принцип “от простого к сложному”: постепенное освоение техник
изготовления кукол и постановки спектаклей.
- Регулярное обсуждение детских работ: аналитический подход к процессу
создания кукол и репетиций, выявление сильных сторон и зон роста.
- Гибкость: возможность корректировки содержания программы в
зависимости от интересов и успехов группы.
- Обязательное соблюдение правил техники безопасности при работе с
материалами, инструментами и на сцене.
Цель
программы:
формирование
у
обучающихся
творческих,
коммуникативных и актерских навыков через освоение искусства кукольного
театра, создание и показ театральных постановок.
Задачи программы:
Образовательные:
Знать: основные виды кукол, техники кукловождения, основы актерского
мастерства, принципы сценографии и режиссуры, основы драматургии.
Уметь: управлять различными типами кукол, создавать выразительные
образы персонажей, разрабатывать сюжеты, работать с пространством и светом,
озвучивать персонажей, вести диалоги.
Понимать: роль кукольного театра в культурном наследии, значение
командной работы для достижения общего результата.
Развивающие:
Развивать: креативность, фантазию, воображение, логическое мышление,
память, внимание, координацию движений, гибкость мышления, эстетический вкус.
Совершенствовать: коммуникативные
навыки,
навыки
публичных
выступлений, способность к самоанализу и самооценке.
Формировать: умение работать в команде, решать творческие задачи,
адаптироваться к новым условиям.
Воспитательные:
Прививать: любовь к искусству, интерес к театральной деятельности,
чувство ответственности, трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать: уважение к коллегам по команде, культуру общения, эмпатию,
толерантность, уверенность в себе.
Формировать: активную жизненную позицию, творческое отношение к
миру, стремление к самосовершенствованию.
Содержание программы:

Учебный план
№
п/п
1
1.1

1.2
1.3

1.4
1.5.

2

2.1.

2.2.
2.3.

3

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.
4

Название раздела,
темы
Введение в мир
кукольного театра
Что такое кукольный
театр? История и
виды.
Первые шаги:
знакомство с куклами
Основы актерского
мастерства для
кукловодов.
Создание атмосферы:
свет и звук.
Командная работа:
первые упражнения.

Всего
8
1

Количество часов
Формы
Теория
Практика аттестации/контроля
4
4
- Устный опрос по
основным понятиям.
1
Беседа.
- Оценка координации
движений.
- Мини-этюды с
куклами (выражение
эмоций).
Мастер-класс,
изготовление, практика
- Наблюдение за
взаимодействием в
мини-группах.
- Демонстрация
освоенных техник.

2

1

1

2

1

1

1

1

-

2

-

2

Виды кукол и
техника управления
(Часть I)
Перчаточные куклы:
строение и
управление.
Куклы-марионетки:
основы управления.
Мимика и жесты
куклы: как оживить
персонажа.
Создание персонажа
и его истории

8

2

6

3

1

2

- Демонстрация
освоенных техник

3

1

2

2

0

2

- Демонстрация
освоенных техник
- Демонстрация
освоенных техник

8

2

6

Придумываем героя:
характер, внешний
вид.
Основы драматургии:
история, конфликт,
развязка.
Диалоги и реплики:
как говорить от имени
куклы.
Репетиция: первые
шаги к постановке.
Виды кукол и
техника управления
(Часть II)

2

1

1

- Презентация
созданного персонажа.
- Разработка сюжета и
его защита.
- Тестовое озвучивание
и управление
персонажем.
игра

2

1

1

беседа

2

0

2

беседа, игра

2

0

2

игра

8

2

6

- Демонстрация
освоенных техник.

- Индивидуальная
оценка качества
управления.
- Мини-этюды с
различными типами
кукол.
4.1.
4.2.

4.3.

5

5.1.

5.2.
5.3.

5.4.
6

6.1.

6.2.
6.3.

Тростевые куклы:
основы управления.
Плоские куклы
(варежки,
планшетные):
техники.
Работа с двумя
куклами
одновременно.
Сценография и
оформление
спектакля

3

1

2

Беседа. Этюды. Минисценки.
Беседа. Этюды. Минисценки.

3

1

2

2

0

2

Беседа. Этюды. Минисценки.

8

3

5

Сценография:
создание
пространства.
Цвет и композиция в
кукольном театре.
Создание декораций и
реквизита (простые
техники).
Промежуточная
аттестация

2

1

1

- Презентация эскизов
декораций и костюмов.
- Создание образцов
реквизита.
- Оценка
функциональности и
эстетики.
Создание эскиза
декораций

1

1

-

Эксперименты с цветом

3

-

3

Изготовление
декораций

Свет как инструмент
выразительности.
Режиссура и
постановка
спектакля

2

1

1

8

2

6

Композиция сцены:
расположение кукол и
актеров.
Работа с темпом и
ритмом спектакля.
Репетиции: отработка
деталей.

2

1

1

Минипостановка
Эксперименты со
светом
- Просмотр и анализ
репетиций.
- Обратная связь от
художественного
руководителя.
- Оценка вклада в общее
дело.
Игра

2

1

1

Отработка темпа

4

0

4

репетиция

7

Голос и звучание
куклы

8

2

6

7.1.

Основы вокальной
техники: дыхание,
дикция.
Развитие тембра и
интонации.
Озвучивание разных
персонажей: подбор
голоса.
Музыкальное
оформление
спектакля.
Финальная
постановка и показ

2

1

1

- Индивидуальная
запись озвучивания.
- Оценка
выразительности и
диапазона голоса.
Скороговорки

2

1

1

Работа с интонацией

2

0

2

Озвучка

2

0

2

Подбор музыки

16

2

14

Генеральные
репетиции.
Подготовка к показу:
грим, костюмы, сцена.
Показ спектакля.
Аттестация по итогам
завершения
программы
ИТОГО:

8

2

6

- Итоговая оценка
спектакля: Художественная
целостность.
- Техника
кукловождения. Актерская игра.
Репетиция

4

0

4

Генеральная репетиция

4

0

4

Игра

72

19

53

7.2.
7.3.

7.4.

8

8.1.
8.2.
8.3.

Содержание учебного плана.
Раздел 1: Введение в мир кукольного театра
Тема 1.1. Что такое кукольный театр? История и виды.
Теория: знакомство с различными видами кукольного театра (перчаточные, марионетки,
тростевые, планшетные, теневые и др.), краткий экскурс в историю кукольного театра в
России и мире. Обсуждение роли кукольного театра в культуре.
Практика: просмотр и анализ фрагментов известных кукольных постановок. Обсуждение
увиденного.
Тема 1.2. Первые шаги: знакомство с куклами.
Теория: типы и строение простых кукол (например, перчаточные, пальчиковые). Как
правильно брать куклу в руки.
Практика: первые попытки управления простейшими перчаточными куклами. Отработка
базовых движений (ходьба, повороты, взмахи).
Тема 1.3. Основы актерского мастерства для кукловодов.
Теория: как кукла может передавать эмоции (радость, грусть, страх, удивление). Основы
мимики и жестов куклы.
Практика: мини-этюды с куклами: передача простых эмоций, реакция на внешние
раздражители.

Тема 1.4. Создание атмосферы: свет и звук.
Теория: как свет и музыка могут влиять на восприятие кукольного спектакля. Простейшие
приемы создания звуковых эффектов.
Практика: эксперименты с фонариком для создания световых эффектов. Простые
звуковые игры.
Тема 1.5. Командная работа: первые упражнения.
Теория: важность слаженной работы в команде кукловодов. Роли в кукольной труппе.
Практика: игры на развитие взаимодействия и взаимопонимания в парах и мини-группах.
Раздел 2: Виды кукол и техника управления (Часть I)
Тема 2.1. Перчаточные куклы: строение и управление.
Теория: более детальное изучение конструкции перчаточных кукол. Техники управления
руками, головой, ногами (если есть). “Оживление” головы и рук.
Практика: отработка сложных движений перчаточными куклами: ходьба, бег, жесты,
взаимодействие с другими куклами.
Тема 2.2. Куклы-марионетки: основы управления.
Теория: устройство марионеток. Техники управления нитями. Сложности и особенности
работы с марионетками.
Практика: первые попытки управления простыми марионетками. Отработка базовых
движений: подъем, опускание, повороты.
Тема 2.3. Мимика и жесты куклы: как оживить персонажа.
Теория: приемы, позволяющие передать характер персонажа через едва уловимые
движения. Связь между голосом и движением куклы.
Практика: создание коротких сцен (мини-этюдов) с использованием разнообразных
жестов и мимики кукол.
Раздел 3: Создание персонажа и его истории
Тема 3.1. Придумываем героя: характер, внешний вид.
Теория: как создать запоминающегося персонажа. Разработка его биографии, характера,
особенностей.
Практика: участники придумывают своих персонажей, делают их эскизы, кратко
описывают их характер.
Тема 3.2. Основы драматургии: история, конфликт, развязка.
Теория: простые принципы построения сюжета: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. Создание небольшого конфликта.
Практика: придумывание коротких историй для своих персонажей, определение
основного конфликта.
Тема 3.3. Диалоги и реплики: как говорить от имени куклы.
Теория: написание диалогов, соответствующих характеру персонажа. Использование
реплик для раскрытия сюжета.
Практика: написание простых диалогов для своих персонажей. Озвучивание персонажей.
Тема 3.4. Репетиция: первые шаги к постановке.
Теория: организация репетиционного процесса. Работа над текстом и движением.
Практика: первые совместные репетиции, где дети пробуют соединить персонажа,
историю и диалоги.
Раздел 4: Виды кукол и техника управления (Часть II)
Тема 4.1. Тростевые куклы: основы управления.
Теория: строение тростевых кукол. Техники управления тростями. Возможности
выразительности.
Практика: отработка движений тростевыми куклами. Создание более сложных сцен.
Тема 4.2. Плоские куклы (варежки, планшетные): техники.
Теория: специфика работы с плоскими куклами. Техники перемещения, “оживления”
плоскости.
Практика: создание и управление плоскими куклами (например, из бумаги или ткани).

Тема 4.3. Работа с двумя куклами одновременно.
Теория: сложности и приемы одновременного управления двумя куклами. Создание
диалогов между двумя персонажами.
Практика: упражнения на координацию для управления двумя куклами. Постановка
коротких сцен с взаимодействием двух кукол.
Раздел 5: Сценография и оформление спектакля
Тема 5.1. Сценография: создание пространства.
Теория: соль декораций и сценического оформления. Как создать нужное настроение с
помощью фона, предметов.
Практика: создание эскизов декораций для своих будущих постановок.
Тема 5.2. Цвет и композиция в кукольном театре.
Теория: основы цветоведения и композиции. Как цвет влияет на восприятие персонажа и
сцены.
Практика: обсуждение цветовой гаммы эскизов. Эксперименты с цветом.
Тема 5.3. Создание декораций и реквизита (простые техники).
Теория: материалы и инструменты для изготовления простых декораций (картон, бумага,
ткань). Приемы сборки и крепления.
Практика: изготовление элементов декораций и реквизита для своих постановок.
Промежуточная аттестация в форме минипостановки.
Тема 5.4. Свет как инструмент выразительности.
Теория: как использовать свет для создания атмосферы, выделения персонажей,
обозначения времени суток.
Практика: эксперименты с различными источниками света (фонари, лампы) для создания
сценических эффектов.
Раздел 6: Режиссура и постановка спектакля
Тема 6.1. Композиция сцены: расположение кукол и актеров.
Теория: как расположить кукол и декорации на сцене для достижения максимального
драматического эффекта.
Практика: репетиции, где дети учатся выстраивать мизансцены.
Тема 6.2. Работа с темпом и ритмом спектакля.
Теория: как менять темп и ритм, чтобы держать внимание зрителя. Использование пауз.
Практика: отработка темповых переходов в своих сценах.
Тема 6.3. Репетиции: отработка деталей.
Теория: важность внимательной отработки каждой детали: движения, интонации,
мизансцены.
Практика: интенсивные репетиции, направленные на шлифовку всех элементов будущих
спектаклей.
Раздел 7: Голос и звучание куклы
Тема 7.1. Основы вокальной техники: дыхание, дикция.
Теория: правильное дыхание для поддержания голоса. Четкость произношения звуков.
Практика: Вокальные упражнения на дыхание и дикцию. Скороговорки.
Тема 7.2. Развитие тембра и интонации.
Теория: как менять тембр голоса, чтобы передать разные эмоции и характеры.
Использование интонации для выразительности.
Практика: упражнения на изменение высоты и силы голоса. Работа с интонацией.
Тема 7.3. Озвучивание разных персонажей: подбор голоса.
Теория: как найти подходящий голос для каждого персонажа. Эксперименты с голосом.
Практика: дети пробуют озвучивать разные типы персонажей (старик, ребенок,
животное).
Тема 7.4. Музыкальное оформление спектакля.
Теория: роль музыки в создании настроения и усилении эмоционального воздействия.

Практика: подбор подходящей музыки для своих постановок. Создание звуковых
эффектов.
Раздел 8: Финальная постановка и показ
Тема 8.1. Генеральные репетиции.
Теория: последние штрихи, отработка взаимодействия с техническими элементами (свет,
звук).
Практика: полные прогоны спектаклей, имитирующие реальный показ.
Тема 8.2. Подготовка к показу: грим, костюмы, сцена.
Теория: как подготовить себя и свою куклу к выступлению. Работа со сценическим
пространством.
Практика: украшение сцены, последние приготовления.
Тема 8.3. Показ спектакля.
Теория: вдохновение и поддержка друг друга.
Практика: выступление перед аудиторией (друзьями, родителями, другими группами).
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на развитие личности, самоопределение и социализацию обучающихся на основе
социокультурных, духовно – нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма,
взаимного уважения.
В течение года дети привлекаются к мероприятиям, проводимым в Бейском Центре
детского творчества, согласно утвержденного плана работы на 2025 – 2026 учебный год
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и слышать других, работать в
команде.
- Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания: умение передавать
эмоции персонажей, понимать чувства других.
- Воспитание уважительного отношения к труду и творчеству других людей, к членам
коллектива.
- Развитие самостоятельности, личной ответственности, уверенности в себе.
- Привитие любви к искусству, интереса к театральной деятельности.
Метапредметные результаты:
- Развитие креативности, фантазии, воображения, логического мышления, внимания,
координации движения.
- Совершенствование коммуникативных навыков, навыков публичных выступлений,
способности к самоанализу и самооценке.
- Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих
заданий.
- Уметь вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Предметные результаты:
• Знать:
- Основные виды кукол и их особенности.
- Этапы изготовления кукол.
- Основные приемы работы с текстилем, бумагой, картоном.
- Базовые принципы актерского мастерства и сценической речи.
- Основы сценографии.
- Историю кукольного театра.
• Уметь:
- Создавать перчаточных и тростевых кукол.

- Работать с выкройками, шить, кроить, клеить.
- Озвучивать персонажей, работать над дикцией и интонацией.
- Управлять куклами.
- Создавать простые декорации и реквизит.
- Адаптировать и писать простые сценарии.
- Работать в команде над постановкой спектакля.
• Иметь представление:
- О разнообразии кукольных театров.
- О профессии актера-кукловода.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график
Год обучения
(или группа)

1 группа

Дата
Дата
Всего
Всего
Количество
начала
окончания учебных учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
по
по
программе программе
15.09.2025 31.05.2026
36
36
72

Режим занятий

1 раз в неделю, по
два занятия,
продолжительность
каждого 40 мин.

Формы аттестации
В процессе реализации программы проводятся: входящий мониторинг, текущий
контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы
(аттестация по итогам реализации программы).
Входящий мониторинг проводится на первом занятии. Текущий контроль
проводится в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с
целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на
отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце.
Виды контроля

Формы контроля

Входящий мониторинг, проводится в
Опрос (диагностическая карта).
начале года (на первом занятии)
сентябрь
Беседа, опрос, наблюдение, практическое
Текущий контроль, проводится в течение
задание, игра
года
Промежуточная аттестация, проводится в
Минипоказы
с
целью
проверки
середине года
практических умений и навыков
январь
Подведение
итогов
реализации
программы проводится в конце учебного
Показ спектакля
года
май
•

Оценочные материалы
Критерии оценки кукол:

- Аккуратность изготовления, качество швов.
- Выразительность образа персонажа.
- Функциональность (удобство управления).
- Оригинальность идеи и исполнения.
• Критерии оценки актерского мастерства и речи:
- Четкость дикции, правильность произношения.
- Интонационная выразительность.
- Умение передавать эмоции персонажа.
- Пластичность и мимика.
• Критерии оценки работы над спектаклем:
- Качество декораций и реквизита.
- Связность и логичность сценария.
- Умение работать в команде.
- Организованность репетиционного процесса.
• Критерии оценки итогового спектакля:
- Общее впечатление от постановки.
- Мастерство кукловождения.
- Выразительность озвучивания.
- Сценическая культура.
Критерии оценки уровня освоения программы
• Низкий уровень:
- Слабое понимание основ кукольного театра.
- Неумение создавать кукол, неаккуратное исполнение.
- Проблемы с дикцией и речью.
- Трудности в работе в команде.
- Минимальное участие в постановке спектакля.
• Средний уровень:
- Базовое понимание основ кукольного театра.
- Умение создавать простые куклы с помощью педагога.
- Улучшение дикции и речи, но есть погрешности.
- Частичное включение в работу команды.
- Умеренное участие в спектакле.
• Высокий уровень:
- Глубокое понимание основ кукольного театра.
- Самостоятельное и качественное создание кукол.
- Хорошая дикция, выразительная речь, умение передавать эмоции.
- Активное участие в командной работе, проявляет инициативу.
- Активная роль в постановке спектакля, демонстрирует творческий подход.
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации программы является
разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих
возможностей обучающихся.
На занятиях по программе применяются:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения
(скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр.
В воспитательном процессе используются методы убеждения, поощрения,
стимулирования, мотивации и др.

Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим»
методом каждого тренировочного занятия.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе
подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что хочется.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровье сберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые
активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
2. Книги по теме.
3. Заготовки эскизов декорации.
4. Сценарии по темам.
5. Планы – конспекты занятий.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в актовом зале. Имеется
кабинет для отдельных занятий.
Материально-техническое обеспечение.
Для эффективной реализации программы имеется необходимая материальнотехническая база:
-кабинет;
-актовый зал;
Оборудование, инструменты и материалы:
- стол для преподавателя - 1,
- кресло для преподавателя – 1,
- кресла для учеников – 15,
- ноутбук - 1;
- видеокамера - 1;
- мультимедийная проекционная установка - 1;

- ширма театра - 1;
- осветительное оборудование (светодиодный прожектор) - 1;
- звуковые колонки - 2;
- дистанционные микрофоны – 2.
Методическое обеспечение: программа, методические разработки по изготовлению
кукол, актерскому мастерству, сценографии, видеоматериалы с примерами выступлений
кукольных театров, раздаточный материал (шаблоны, выкройки, сценарии), наглядные
пособия (образцы кукол, декораций), музыкальное сопровождение.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

Груздев П.Н. “Кукольный театр”.
Книги и журналы по рукоделию и изготовлению игрушек.
Образцов С.В. “Мои воспоминания”.
Симонович М.Ю. “Кукольный театр в школе”.
Шимидзу К. “Кукольный театр”.

Интернет- ресурсы
1. Сайты кукольных театров (информация о постановках, актерах).
2. Рутуб каналы с мастер-классами по изготовлению кукол (перчаточных, тростевых).
3.
Видеозаписи выступлений кукольных театров.
4.
Сайты, посвященные театральной педагогике.
5.
Форумы и сообщества, где обмениваются опытом по изготовлению кукол и
постановкам.

Приложение 1

Оценка полученных образовательных, практических результатов у
обучающихся проводится с помощью методов педагогического наблюдения, опроса,
минипоказов сказок, спектаклей, практических заданий, скороговорок.
Входной мониторинг (опрос)
1. Знаешь ли ты, что такое кукольный театр и его виды?
1. Играл(а) ли ты когда-нибудь в кукольном театре?
2.

Есть ли у тебя первоначальные навыки выступления на публику?

3.

Делал(а) ли ты когда-нибудь кукольных героев?

4.

Интересен(на) ли тебе роль актера?

5.

Хотел(а) ли бы ты научиться изготавливать различные виды кукол?

6.

Хотел(а) ли бы ты обучиться актерскому мастерству?

7.

Любишь ли ты выступать на публику?

Критерии оценки

низкий

Интерес к
кукольному театру

Имеет
первоначальные
знания о кукольном
театре

Выступление на
публику

Смущается в
присутствии
зрителей
до 60 %

Уровень
средний
Имеет
первоначальные
знания, пробовал
делать героев для
кукольного театра
Чувствует себя
более комфортно,
выступая в паре,
группе
61 – 80%

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи:
Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Баран Буян залез в бурьян.
Наш Полкан попал в капкан.
Бобры для бобрят добры.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Около кола колокола.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон!

высокий
Много знает о
кукольных театрах,
его видах, умеет
создавать своих
кукол
Чувствует себя
комфортно на
сцене
более 80 %

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Горихвостка, гори-хвосточка, выгорихвостила горихвостят.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
У Кондрата куртка коротковата.
Влас у нас, а Афанас у вас.
Скрепи скрепки крестиком.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Феофанова фуфайка Фефеле впору.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
На дворе — трава, на траве — дрова.
Из кузова в кузов сгружали арбузы.
Критерии оценки по минипоказу сказки (промежуточная аттестация):
Уровень
Критерии оценки
низкий
средний
высокий
Знает слова, но
Знание слов роли
Читает с листа
Четко знает слова
ошибается
Артистизм,
выразительность
Выполняет все
игры роли,
Выполняет один
Выполняет два
критерии и
вхождение в образ
критерий
критерия
добавляет свои
роли
действия
Выполнение кукол,
атрибутов,
соответствующих
содержанию сказки

Выполнены
небрежно

Выполнены с
учетом требований

Полностью
соответствуют
критериям

до 60 %

61 – 80%

более 80 %


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».