программа Знайка Пиксайкина

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа “Знайка” разработана с целью оказания комплексной помощи
детям младшего школьного возраста в освоении базовых навыков, необходимых для
успешного обучения в школе. Программа ориентирована на совершенствование
техники чтения, закрепление знаний таблицы умножения и формирование навыков
самостоятельного выполнения домашних заданий. Мы стремимся создать
благоприятную среду, в которой каждый ребенок сможет повысить свою
академическую успеваемость. Все занятия строятся на принципах игровой
педагогики и включают физкультминутки для поддержания концентрации внимания
и физической активности., развить познавательный интерес и обрести уверенность
в своих силах.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы: социально-гуманитарная, способствует развитию
личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству.
Актуальность программы. Современные образовательные стандарты
требуют от обучающихся высокого уровня грамотности и математической
подготовки. Программа “Знайка” помогает детям успешно осваивать школьную
программу, развивает их интеллектуальные способности и формирует
положительное отношение к обучению.
Отличительные особенности, новизна:
- Игровой формат: Все занятия построены на основе игр, квестов, эстафет и других
интерактивных методов.
- Интеграция физкультминуток: регулярные физические упражнения помогают
поддерживать концентрацию внимания и предотвращают утомляемость.
- Разнообразные темы: занятия охватывают широкий спектр тем, что делает
обучение более интересным и увлекательным.
- Индивидуальный подход: учитываются индивидуальные особенности и темп
обучения каждого ребенка.
- Создание позитивной образовательной среды: атмосфера сотрудничества,
взаимопомощи и поддержки.
Педагогическая целесообразность. Развитие навыков чтения и умения
считать — фундамент для дальнейшего обучения. Программа способствует
развитию когнитивных процессов, логического мышления, внимания, памяти, речи
и творческих способностей. Игровой формат делает процесс обучения
увлекательным и мотивирующим.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 7 до 11 лет.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем и сроки реализации. Объем программы - 72 часа. Срок реализации:
1 год.
Форма обучения очная, возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут).
Форма и организация деятельности детей - индивидуальная работа, работа
в парах, групповая работа.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к чтению и
математике, развитие интеллектуальных способностей и базовых учебных навыков
детей.
Задачи программы
Образовательные:
• Совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения.
• Обеспечить прочное усвоение таблицы умножения.
• Развивать умение решать задачи и примеры на умножение.
• Расширить кругозор обучающихся в области математики, чтения,
окружающего мира.
• Обучить самостоятельному выполнению домашних заданий.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, мышление и воображение.
• Развивать речевые навыки и словарный запас.
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, аккуратность и ответственность.
• Способствовать развитию самостоятельности.
• Воспитывать уважение к педагогу, другим детям, окружающим, умение
работать в команде.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Наименование
тематического
модуля
Путешествие в
страну знаний
Знакомство с
программой
Волшебный алфавит
Шаги в чтение

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/контроля

12

4

8

беседа, опрос, игры

2

1

1

беседа, игра

4
6

1
2

3
4

Раздел 2.

Математические
приключения

18

6

12

Тема 2.1

В мире чисел

6

2

4

Тема 2.2

Таблица умножения

6

2

4

Тема 2.3

Задачи -головоломки 6

2

4

Раздел 3.
Тема 3.1

Игротека развития
Развитие техники
чтения

6
2

18
6

беседа, игра
беседа, игра, работа с
карточками
тестирование,
викторины,
игры
беседа, игра, работа с
карточками
викторины, игра,
беседа, самопроверка
решение задач, игровые
соревнования
практические задания
чтение, игра

Раздел 1.
Тема 1.1
Тема 1.2
Тема 1.3

24
8

Викторина

Промежуточная
аттестация
Логические игры

Тема 3.2

8

2

6

8
16

2
4

6
12

4

1

3

Тема 4.2

Память и внимание
Расширение
кругозора
Удивительный мир
природы
Тайны космоса

4

1

3

Тема 4.3
Тема 4. 4

Вокруг света
Мир сказок

4
4

1
1

3
3

Раздел 5
Тема 5.1

Итог
Аттестация по
итогам завершения
программы

2
2

-

2
2

72

20

52

Тема 3.3
Раздел 4.
Тема 4.1

Итого

логические задачи,
игровые задания
игра
презентация, игра
викторина, творческие
работы
игра, просмотр
познавательного видео
фильма
игра, тестирование
игра, творческое
задание
практическая работа

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Путешествие в страну Знаний»
Тема 1.1. Знакомство с программой
Теория: Вводная беседа о правилах поведения. Знакомство с игровыми персонажами.
Техника безопасности.
Практика: Игра «Знакомство с героями». Диагностика начальных навыков. Выполнение
домашних заданий.
Тема 1.2. Волшебный алфавит
Теория: Путешествие по буквам. Звукобуквенный анализ. Интересные факты о буквах.
Практика:

Игра «Живые буквы». Создание буквенных коллажей. Работа с

интерактивными карточками. Выполнение домашних заданий.
Тема 1.3. Шаги в чтение
Теория: Основы чтения. Правила произношения. Работа со слогами.
Практика: Игра «Собери слово». Чтение с картинками. Упражнения на артикуляцию.
Выполнение домашних заданий.
Раздел 2. «Математические приключения»
Тема 2.1. В мире чисел
Теория: Знакомство с числами. Счётные операции. Геометрические фигуры.

Практика: Игра «Математический лабиринт». Работа с числовыми карточками.
Выполнение домашних заданий.
Тема 2.2. Таблица умножения
Теория: Основы умножения.
Практика: Игра «Умножай-ка». Математические викторины. Творческие задания.
Выполнение домашних заданий.
Тема 2.3. Задачи-головоломки
Теория: Структура задачи. Логические приёмы. Методы решения.
Практика: Игра «Реши задачу». Составление собственных задач. Математические бои.
Выполнение домашних заданий.
Раздел 3. «Игротека развития»
Тема 3.1. Развитие техники чтения
Теория: Методы скорочтения. Работа с текстом. Понимание прочитанного.
Практика: Игра «Читальный марафон». Упражнения на скорость. Работа с текстами.
Выполнение домашних заданий. Промежуточная аттестация в форме викторины.
Тема 3.2. Логические игры
Теория: Основы логики. Загадки и головоломки. Поиск закономерностей.
Практика: Игра «Найди закономерность». Логические цепочки. Творческие задания.
Выполнение домашних заданий.
Тема 3.3. Память и внимание
Теория: Методы запоминания. Концентрация внимания. Упражнения на память.
Практика:

Игра

«Запоминайка».

Мнемотехнические

приёмы.

Тренировочные

упражнения. Выполнение домашних заданий.
Раздел 4. Расширение кругозора
Тема 4.1. Удивительный мир природы
Теория: Многообразие животного мира. Удивительные растения планеты. Природные
явления и феномены. Экологические проблемы.
Практика: Экологическая игра. Викторина «Знатоки природы». Выполнение
домашних заданий.
Тема 4.2. Тайны космоса
Теория: Строение Солнечной системы. Звёзды и созвездия. Современные космические
исследования. История космонавтики.
Практика: Космические викторины. Выполнение домашних заданий.
Тема 3. Вокруг света

Теория: Материки и океаны. Страны и народы. Природные достопримечательности.
Культурные особенности.
Практика:

Географический

квест.

Интерактивная

игра. Творческие задания.

Выполнение домашних заданий.
Тема 4. Мир сказок
Теория: Виды сказок. Герои сказок. Мораль и смысл сказок. Сказочные традиции
народов мира.
Практика: Сочинение(устно) собственных сказок. Презентация сказок. Выполнение
домашних заданий.
Раздел 5. Итог
Тема 5.1. Аттестация по итогам завершения программы
Практика: аттестации по итогам завершения программы в форме практической работы.
Подведение итогов работы за год.
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на развитие личности, самоопределение и социализацию обучающихся на
основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей, формирование чувства
патриотизма, взаимного уважения.
В течение года дети привлекаются к мероприятиям, проводимым в Бейском Центре
детского творчества, согласно утвержденного плана работы на 2025 – 2026 учебный год.
Планируемые результаты
Личностные:
- Развитие самостоятельности, формирование положительной мотивации к
обучению.
- Воспитание уважения к членам коллектива, умения работать в группе.
- Воспитание усидчивости, аккуратности и ответственности.
Метапредметные:
- Умение планировать свою деятельность.
- Умение контролировать и оценивать результаты своей работы.
- Развитие внимания, памяти, мышления и воображения.
- Развитие речевых навыков и словарного запаса.
- Формирование навыков самооценки.
Предметные:
- Умение читать осмысленно и выразительно.
- Умение решать примеры и задачи на умножение.
- Знание таблицы умножения.
- Умение самостоятельно выполнять домашние задания.
- Знание интересных фактов из предметов математики, чтения, окружающего мира.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы

1 группа

Дата
начала
обучения
по
программе
15.09.2025

Календарный учебный график
Дата
Всего
Всего
Количество
окончания учебных учебных учебных
обучения
недель
дней
часов
по
программе
31.05.2026 36
72
72

2 группа

15.09.2025

31.05.2026

Год
обучения
(или
группа)

36

72

72

Режим занятий

Два раза в
неделю по
одному
занятию, по 40
мин каждого
Два раза в
неделю по
одному
занятию, по 40
мин каждого

Формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности во всех учебных
группах проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль: наблюдение за работой детей на занятиях, выполнение
практических заданий. Текущий контроль проводится в течение года.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в январе месяце в форме
викторины.
Аттестация по итогам завершения проводится в конце учебного года в форме
практической работы.
Форма контроля аттестации
- Словесная оценка
- Оценка выполненных работ
- Участие в играх и конкурсах
Оценочные материалы
- Тесты: на скорость чтения (слов в минуту), на понимание прочитанного, на знание
таблицы умножения, на решение задач.
- Карточки: с заданиями для устных вычислений, для отработки таблицы
умножения.
Критерии оценки:
Техника чтения:
- Слова в минуту (нормы для соответствующего возраста).
- Правильность (количество ошибок).
- Осмысленность (правильность ответов на вопросы, пересказ).
Высокий уровень – чтение правильное, осмысленное, количество прочитанных слов
в минуту соответствует возрастной норме.

Средний уровень – слоговой способ чтения, допускает от 2 до 4 ошибок, темп чтения
на 10 слов меньше нормы, соответствующей возрасту, ребенок не может понимать
отдельные слова, но в целом понимает прочитанное.
Низкий уровень – чтение по буквам, темп чтения – ниже на более, чем 10 слов от
нормы, соответствующей возрасту, без смысловых пауз и четкости произношения,
ребенок не понимает общий смысл прочитанного текста, не может ответить на
вопросы.
Математические навыки:
- Правильность решения примеров и задач.
- Скорость устных вычислений.
- Знание таблицы умножения (без ошибок).
Высокий уровень – ребенок правильно решает примеры и задачи, быстро проводит
вычисления в уме, не допускает ошибок при выполнении заданий на знание таблицы
умножения.
Средний уровень – ребенок справился с половиной или более половиной заданий на
проверку математических навыков правильно, для вычисления в уме требуется
больше затрат времени.
Низкий уровень – ребенок справился с менее половиной заданий, не может
проводить устные вычисления.
Выполнение домашних заданий – проверяется в форме наблюдения и проверки
домашних заданий:
- Самостоятельность.
- Аккуратность.
- Своевременность.
Расширение кругозора:
- Активность участия в обсуждениях.
- Проверка теоретических знаний по программе.
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный;
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
При организации образовательного процесса используется групповая,
индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы.
Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной
программы являются следующие формы организации учебных занятий:
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- занятие-игра;
- открытые уроки.

Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Современные педагогические технологии, используемые при реализации
программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного
события.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях
обучающиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и
справочной литературой, Интернетом.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 5 шт.;
стулья - 10 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., ноутбук,
интерактивная доска, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради.
Информационное обеспечение:
-работа с интернет-источниками;
- использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов;
- наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.

Список литературы
1. Аверкина Т.В., Аверина Е.И. “Арифметика. 1-4 класс. Все темы в таблицах”.
2. Книги из серии “Мир вокруг нас”, “Энциклопедия для детей”.
3.
Ломаковская Г.В., Козлова С.А. “Учимся читать”.
4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. “Математика. Учебник для 1-4
классов”.
5. Сборники диктантов и изложений.
6.
Шварцбург И.А. “Скорочтение для детей”.
Интернет- ресурсы
«ЯКласс» (yaklass.ru) - интерактивные задания по всем предметам.
«Учи.ру» (uchi.ru) - интерактивные курсы для начальной школы.
«Сказки.ру» (skazki.rusf.ru) - сказки для чтения.
Рутуб-каналы с развивающими видео для детей.
Онлайн-тренажеры по таблице умножения.
Виртуальные экскурсии в музеи и по достопримечательностям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».