Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Основу прикладного искусства составляет творческий ручной труд
мастера. Содержание предлагаемой программы по обучению обучающихся
столярному делу направлено на воспитание творческого труда школьников,
развитие их интереса к народному ремеслу, его творчеству и наследию. Столярное
дело – позволяет формировать у ребят качественное отношение к труду, прививает
целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность.
Обработка древесины – один из распространенных видов декоративноприкладного искусства. Оно постоянно развивается благодаря таланту мастера,
работающего в центрах народных промыслов России, и совершенствованию
деревообрабатывающего оборудования. Изучение на занятиях столярного дела, как
части духовного и материального наследия своего народа, будет способствовать
воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у обучающихся
чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных
образов.
На занятиях, допускающих постоянное общение между детьми,
воспитываются и укрепляются высокие нравственные качества: взаимопомощь,
ответственность и за себя, и за окружающих, доброта, честность. Воспитание и
осознание в себе этих качеств поднимает личную самооценку, что очень важно для
данного возраста.
Новизна программы обусловлена: во-первых, ее практической
значимостью. Решение этой проблемы в приобретении детьми определенного
опыта при изготовлении и оформлении изделий: усвоение технических понятий,
овладение технологическими операциями, создание эскизов и рисунков, ручной
обработке дерева,
выпиливание заготовок, шлифование поверхности,
художественное оформление изделий. Поэтому данная программа не только
способствует формированию эстетического вкуса, но и дает необходимые
технические знания, то есть осуществляет психологическую и практическую
подготовку к труду и выбору будущей профессии.
Во – вторых, занятия носят интегрированный характер. Эффективность
данных занятий определяется включением элементов истории, изобразительного
искусства, технологии обработки древесины, что повышает деятельность детей.
Педагогическая целесообразность. Обработка дерева занимает особое
место в системе дополнительного образования обучающихся. С одной стороны,
связана с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный
инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании. С другой
стороны, это прикладной вид деятельности, так как каждый предмет, созданный
руками обучающегося, может быть использован в быту. Реализация программы
происходит во взаимосвязи процессов обучения и воспитания, что способствует
развитию творческого потенциала детей, их профессиональному самоопределению.
Отличительная особенность программы «Хозяин» заключается в том,
чтобы помочь ребенку в профессиональном определении, разобраться в
собственных способностях и склонностях. Программа помогает детям понять,
являются ли они натурой творческой, обладают ли усидчивостью, терпением,
способностью к достижению цели, интересны ли им будут профессии, связанные с
обработкой древесины.
В данной программе обучения применяется принцип «от простого к
сложному»: от вырезания простых и симметричных форм к выполнению сложных
композиций, от работы на плоскости к обработке объемных фигур.
Адресат программы дети в возрасте 7 – 16 лет, проявляющие интерес к
декоративно – прикладному искусству.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем – 144 часа.
Срок реализации программы - 1 год обучения.
Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность
занятия 40 минут.
Форма
организации
деятельности
детей:
индивидуальные,
индивидуально-групповые, групповые.
Цель программы: формирование у детей навыков работы с деревом,
создание условий для всестороннего развития технических и художественных
способностей обучающихся путём изучения основ столярного дела, привития
любви к традиционному российскому художественному ремеслу.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать знания о породах древесины и ее свойствах,
- научить практическим навыкам работы с деревом, технике безопасности при
работе с электроинструментами;
- обучить технологии изготовления изделий;
- научить работать с различными инструментами, приспособлениями;
- научить выполнять обработку лакокрасочными материалами.
Развивающие:
- развить познавательный интерес к столярному делу;
- развить творческие способности, а также умения самостоятельно применять на
практике полученные знания;
- развить художественный вкус через овладение технологиями в декоративно –
прикладном творчестве;
- развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Воспитательные:
- воспитать любовь к ручному труду, терпеливость и усидчивость,
- воспитать уверенность в себе, в своих силах,
- привить уважение к истории и традициям народа,
− сформировать стремление к самовыражению.
Содержание программы
№ п.п
Раздел 1.
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Тема 1.3
Тема 1.4
Раздел 2.
Тема 2.1.
Название раздела,
темы
Вводное занятие.
Введение в
программу
Изготовление
кухонных
разделочных досок
Вводное занятие.
Основные виды
пород
Технология
изготовления
разделочных досок
Самостоятельная
работа по
технологии
Изготовление
табуретов разных
видов
Вводное занятие
Тема 2.2
Оборудование,
инструменты,
приспособления
Тема 2.3 Изготовление
табуретов по
чертежам.
Промежуточная
аттестация
Раздел 3. Деревянные
игрушки
Тема 3.1. Вводное занятие.
Выбор материалов.
Тема 3.3. Изготовление
деревянных
игрушек с
последующей
покраской
Раздел 4. Деревянные
изделия для дома
Тема 4.1. Вводное занятие
Тема 4.2. Изготовление
деревянных
Учебный план
Количество часов
Формы
Всего Теори Практика аттестации/контроля
я
2
2
Опрос. Входящий
мониторинг
18
5
13
2
2
1
1
1
1
Текущий контроль
Текущий контроль
2
1
1
12
2
10
Текущий контроль/
Практическая
работа
Текущий контроль/
Практическая
работа
22
4
18
2
1
1
Текущий контроль
2
1
1
Текущий контроль
18
2
16
Текущий контроль/
Практическая
работа
30
6
24
2
2
-
Текущий контроль
28
4
24
Текущий контроль/
Практическая
работа
28
5
23
2
26
1
4
1
22
Текущий контроль
Текущий контроль/
Практическая
изделий для дома
Раздел 5. Сувениры из
дерева
Тема 5.1. Вводное занятие
Тема 5.2 Изготовление
сувениров из дерева
работа
28
6
22
2
26
2
4
22
Раздел 6. Виды резьбы по
дереву
Тема 6.1 Вводное занятие
Тема 6.2 Геометрическая
резьба
14
2
12
2
6
2
-
6
Тема 6.3
6
-
6
2
2
-
2
2
144
30
114
Изготовление
поделок с
геометрической
резьбой
Раздел 7. Подведение итогов
Тема 7.1 Выставка
Аттестация по
итогам завершения
программы
Итого часов:
Текущий контроль
Текущий контроль/
Практическая
работа
Текущий контроль
Текущий контроль/
Практическая
работа
Текущий контроль/
Практическая
работа
Текущий контроль/
Практическая
работа
Содержание учебного плана
занятие. Введение в программу. Проведение
Вводное
входящего
мониторинга.
Раздел 1. Изготовление кухонных разделочных досок
Тема 1.1 Вводное занятие.
Теория. Электро и пожарная безопасность при производстве изделий из
дерева
Практика. Показ инструментов. Правила работы с ними.
Тема 1.2 Основные виды пород
Теория. Просмотр слайдов
Практика. Показ на разрезах и распилах разных пород деревьев.
Тема 1.3 Технология изготовления разделочных досок
Теория. Зарисовка лекал на бумаге.
Практика. Вырезание лекал на картоне.
Тема 1.4 Самостоятельная работа по технологии
Практика. Подготовка досточек для выпиливания. Шлифовка. Перевод
рисунка на основу (рыбка, груша, яблоко, перец). Выпиливание эл. лобзиком
рисунков из материала. Фрезерование. Шлифовка. Выпиливание задней фигуры.
Вытачивание держателей для досточек. Склеивание, шлифовка, покрытие
морилкой и лаком.
Раздел 2. Изготовление табуретов разных видов
Тема 2.1 Вводное занятие
Теория. Технико-технологические сведения, техника безопасности.
Практика. Показ готовых изделий, фотографий.
Тема 2.2 Оборудование, инструменты, приспособления
Теория. Показ инструментов. Зарисовка деталей на картоне
Практика. Пробная работа с инструментами. Вырезание лекал.
Тема 2.3 Изготовление табуретов по чертежам.
Теория. Зарисовка лекал по рисункам, расчёт размеров деталей (у каждого
свои размеры высоты).
Практика. Перевод рисунков на материал-доска обрезная 25мм толщиной.
Вырезание деталей из дерева (доски). Шлифование. Фрезерование. Разметка пазов,
шкантов, отверстий. Сверление, выдалбливание пазов стамеской. Сборка, монтаж
табуретов. Покрытие морилкой. Покрытие изделий лаком.
Промежуточная аттестация
Раздел 3. Деревянные игрушки
Тема 3.1 Вводное занятие. Выбор материалов.
Лекция. Выбор игрушек по рисункам. Выбор материала для игрушек.
Тема 3.2 Изготовление деревянных игрушек с последующей покраской.
Практика. Изготовление игрушек. Разметка деталей по размерам.
Вырезание. Шлифовка вручную. Фрезерование. Сборка изделия. Покрытие
морилкой и лаком.
Раздел 4. Деревянные изделия для дома
Тема 4.1 Вводное занятие
Теория. Просмотр изделий для дома из дерева. Осмотр готовых изделий.
Определение назначения предметов.
Практика: Разборка и высчитывание размеров изделий из дерева.
Тема 4.2 Изготовление деревянных изделий для дома
Практика. Выбор изделия. Вырезание частей по размерам для лекал
(картон). Заготовка пиломатериала. Вырезание деталей, соединение. Сборка при
помощи клея, саморезов. Шлифовка, покраска.
Раздел 5. Сувениры из дерева
Тема 5.1 Вводное занятие
Теория. Просмотр сувениров, которые можно выполнять из дерева
Практика. Зарисовка с лекал на картон.
Тема. 5.2 Изготовление сувениров из дерева
Практика. Выбор сувениров.
Зарисовка. Выполнение изделий выпиливание, шлифовка, фрезерование, вырезание контура. Покрытие морилкой,
лаком.
Раздел 6. Виды резьбы по дереву
Тема 6.1 Вводное занятие
Лекция. Просмотр слайдов. История возникновения резьбы.
Тема 6.2 Геометрическая резьба
Практика. Изучение разметки узоров. Зарисовка на бумаге с помощью
циркуля.
Тема 6.3 Изготовление поделок с геометрической резьбой
Практика. Выполнение изделий
Раздел 7. Подведение итогов
Тема 7.1 Выставка
Практика. Проведение выставки. Аттестация по итогам завершения
программы.
В
учебно-воспитательном
плане
Программа
предусматривает
мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к процессу
обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
участие в выставке.
Программа также предусматривает мероприятия, направленные на развитие
личности, самоопределение и социализацию обучающихся на основе
социокультурных, духовно – нравственных ценностей, формирование чувства
патриотизма, взаимного уважения. В течение года дети привлекаются к
мероприятиям, проводимым в Бейском Центре детского творчества, согласно
утвержденного плана работы на 2025 – 2026 учебный год.
Планируемые результаты
Предметные результаты
В результате обучения дети будут знать:
- классификацию и породы древесины, ее свойства;
- основы графической документации (чертеж, эскиз, технический рисунок);
- правила и приемы безопасной работы с ручным столярным инструментом;
- основы работы со столярным инструментом, верстаком;
- приемы пользования лакокрасочными материалами;
- основные приёмы выпиливания из дерева;
- способы чистовой отделки изделий из дерева.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать инструменты в соответствии с требованиями техники безопасности;
- выполнять несложные элементы резьбы по дереву;
- изготавливать изделия из дерева;
- выполнять обработку лакокрасочными материалами.
Личностные результаты
- воспитание любви к ручному труду, терпеливости и усидчивости;
- воспитание уверенности у детей в себе, в своих силах;
- привитие уважения к истории и традициям народа, духовно – нравственных
ценностей;
- формирование стремления к самовыражению.
Метапредметные результаты
- развитие познавательного интереса к столярному делу;
- развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения,
внимания;
- умение самостоятельно применять на практике полученные знания;
- развитие художественного вкуса, эстетического чувства;
- формирование самостоятельной деятельности;
-умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других
обучающихся.
Раздел 2. Организационно – педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
1 группа
15.09.2025 31.05.2026
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
36
72
144
2 раза в неделю,
два занятия,
продолжительностью
40 мин.
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и
умений проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация
обучающихся и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль
осуществляется по окончанию изучения каждого раздела. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме практической работы, итоговая – по
окончанию освоения программы – май, в виде практической работы, выставки.
Оценочные материалы (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного занятия:
В процессе обучения используются различные формы организации занятий:
групповые, коллективные, фронтальные. Занятия могут проводиться в виде мастер
– классов, мастерских, выставок, конкурсов, тематических мероприятий,
практических занятий.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых
методов обучения:
-словесный (устное изложение, беседа);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ последовательности
(выполнение) работы педагогом, работа по образцу);
- практический (практическая работа);
-объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация педагогом приемов
работы, наглядных пособи), дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- стимулирование деятельности (одобрение, похвала).
Каждое занятие обычно содержит теоретическую часть и практическую
работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие разбивается (условно) на 3 части, которые и составляют в
комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого
обучающегося;
2 часть – практическая работа. Здесь происходит закрепление
теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это
коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого
обучающегося, педагога и всех вместе.
Системное применение этой формы учебной деятельности позволяет
научиться мыслить, рассуждать, оценивать, принимать решения.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся во
время занятий используются современные образовательные технологии. К таким
технологиям относится: применение на уроках ИКТ, технология проблемного
обучения, исследовательская и проектная деятельность, здоровьесберегающие
технологии, личностно-ориентированные технологии.
Дидактические материалы: схемы, чертежи, образцы работ, шаблоны.
Наглядные пособия: плакаты по технике безопасности, образцы древесины,
инструменты.
Заготовки: для практических работ.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами,
стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2. Материалы: древесина, наждачная бумага, лак для древесины.
3. Оборудование: токарный станок по дереву, электродрель, электролобзик,
рубанки – 4 шт, напильники, точильный станок, электрофреза, резаки, линейки,
уголки, тиски, верстак, набор стамесок, ножовки – 3 шт, пилка по металлу.
Методические и информационные материалы:
Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий
используется специальная литература по декоративно-прикладному творчеству,
художественной резьбе по дереву, домовой резьбе, плотническим работам.
Наглядный материал: образцы изделий.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного
образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного искусства,
столярным делом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы
Логачёва Л.А. Резчиком по дереву (альбом орнаментов- выпуск-2). Народное творчество, 2001 г.
Нипель Франк. Мастер на все руки. - Мир, 1993 г.
Плотничные работы. Издание 2 Е переработанное и дополненное. - Москва
«Высшая школа», 1976 г.
Прорезная резьба (альбом орнаментов). Выпуск 1, 2. - Народное творчество,
2001 г.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - Просвещение,
1984 г.
Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - Трастпресс, 1999 г.
Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск, 1990 г.
Степанов Н.С. Художественная резьба по дереву. - Москва: «Народное
творчество», 2007 г.
Приложение 1.
Контрольно-измерительные средства
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1. Приспособление, на котором работает столяр
А) парта; Б) верстак; В) стол – книжка
2. Какие деревья относятся к лиственным?
а) береза, лиственница, ольха, липа б) сосна, ель, береза, дуб в) дуб, береза, ольха,
липа
3. Центр древесины?
А) ядро; Б) сердцевина; В) годичные кольца
4. Чертеж выполняют карандашом от руки (без помощи линейки)?
А) да; Б) нет; В) всё равно как
5. Документ, в котором указывается последовательность изготовления изделия
А) чертёж; Б) технический рисунок; В) технологическая карта
6. Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на заготовку?
А) да; Б) нет
7. Инструмент для пиления
А) рубанок; Б) рашпиль; В) пила
8. Какие правила безопасности надо соблюдать при строгании древесины?
9. Какие виды отверстий бывают
А) глухие; Б) сквозные; В) отверстия – дырки
10. Режущий инструмент для выполнения отверстий:
А) шерхебель; Б) колодка; В) сверло
11. Приспособление для сжатия склеиваемых деталей
А) упор; Б) струбцина; В) стусло
12. Каким инструментом надо воспользоваться, чтобы выдернуть забитый гвоздь:
А) стамеска; Б) отвёртка; В) клещи
13. Лакирование деревянных изделий выполняют
А) для обработки шлифовальной шкуркой; Б) для защиты поверхности от влаги и
гниения
14. Для чего каждый инструмент служит:
Дрель, наждачная бумага, рашпиль, рубанок, молоток, тиски, отвертка, линейка.
Практическая работа на тему: «Изготовление мини разделочной доски».
Критерии оценивания:
- высокий уровень – обучающийся владеет теоретическими знаниями,
умениями и навыками, не испытывает трудностей, самостоятельно выполняет
практическую работу, имеет навыки работы с инструментами и материалом;
- средний уровень – обучающийся допускает незначительные ошибки при
демонстрации теоретических знаний, практических умений и навыков, работает с
помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – обучающийся допускает существенные ошибки в знаниях
теоретического материала, при выполнении практической работы показывает
слабые навыки работы с инструментом и материалами, может выполнять только
простейшие задания педагога.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
по показателям: общеучебные умения и навыки, личностное развитие,
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.