программа Акварельки

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Акварелька» разработана с учетом действующих федеральных, региональных
нормативно-правовых документов и локальных актов.
Идея программы заключается в расширении образовательного пространства,
связанной с вовлечением детей в творческую деятельность на основе интеграции
дополнительного и дошкольного образования, где сетевыми партнёрами являются
МБУ ДО «Бейский ЦДТ» и дошкольные образовательные учреждения - МБДОУ
"Бейский Детский Сад "Ромашка"; МБДОУ "Бейский Детский Сад "Ивушка".
Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций
партнёров: МБУ ДО «Бейский ЦДТ» осуществляет руководство образовательной
программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию проведения
занятий, подготовку документации, работу по подготовке обучающихся к конкурсам
художественно-творческой направленности различных уровней; дошкольные
образовательные учреждения - являются базой для проведения практических занятий с
необходимым оборудованием.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная.
Содержание данной Программы направлено на освоение нетрадиционных
техник рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Рисование для ребенка — это не только интересное и радостное занятие,
но и его внутреннее отражение восприятия окружающего мира. Поэтому, так важно
стимулировать ребенка, открывая для него все новые и новые возможности для
самовыражения. Однако очень часто отсутствие знаний и умений в рисовании
карандашами и красками отталкивает детей от этого занятия, поскольку творческая
работа, получившаяся в результате их усилий, может не оправдать их ожидания.
Использование нетрадиционных техник рисования стимулируют положительную
мотивацию, снимают страх перед самим процессом и вызывают радостное настроение.
Ребенок приобретает соответствующий опыт, преодолев свой страх перед неудачей. В
дальнейшем он будет охотно обучаться традиционному рисованию, и получать
удовольствие от работы с карандашами, кистью и красками. А пока оригинальные
техники нетрадиционного рисования заставят его поверить в то, что он может творить
на бумаге настоящие чудеса.
Отличительная особенность, новизна дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Акварелька» – это реализация её в сетевой форме, это
новый опыт для образовательных учреждений Бейского района. Это – интеграция
дополнительного и дошкольного образования.
Программа составлена таким образом, чтобы дети овладели техниками
нетрадиционного рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения
дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность
ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по
развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что
стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации
недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и
потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию
детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить
нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но
и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изотехнологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Адресат программы дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы
обучения:
очная,
возможно
применение
дистанционных
образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения
обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные
образовательные
технологии,
педагогом
разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для обучающихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах; направляться по электронной
почте.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий 30 минут, между занятиями 10 минутный перерыв.
Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с
использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы являются
дошкольные образовательные учреждения.
Формы обучения детей: занятия групповые, комбинированные, практические,
индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, выставки,
беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей
через обучение нетрадиционной техникой рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приемами работы с ними;
-обучить различным нетрадиционным техникам рисования;
-обучить основам цветоведения, композиции;

-сформировать навыки работы с различными материалами и инструментами;
-сформировать умение оценивать созданные изображения;
-ознакомить с техникой безопасности в ходе освоения различных нетрадиционных
техник рисования.
Развивающие:
-пробудить интерес к изобразительному искусству;
-способствовать развитию творческой активности через индивидуальное раскрытие
способностей каждого ребёнка;
-развивать интеллектуальные и коммуникативные способности;
-развивать образное мышление;
-развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать трудолюбие, аккуратность;
-привить навыки работы в группе;
-формировать культуру общения
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п
Тема 1.

Тема 2.

Название раздела, темы
Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Инструктаж
детей по ТБ. Знакомство с
нетрадиционной техникой
рисования. Коллективная работа
«Разноцветный мир».
Отпечатывание.
Трафаретное рисование.
Проступающий рисунок.
Оттиск печатками из ластика.
Пальчиковое рисование.
Рисование тычком.
Совмещение техник.
Рисунок из ладошки.

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
Беседа.
Коллективная
творческая работа.

4

1

3

Беседа.
педагогическое
наблюдение.

10

1

9

6

1

5

14

1

13

4

1

3

Тема 7.

Аппликация с дорисовыванием.
Совмещение техник.
Промежуточная аттестация.
Ниткография.
Совмещение техник.
Кляксография/каракулеграфия

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
творческая работа.
Беседа, творческая
работа

6

1

5

Тема 8.

Восковые мелки + акварель

6

1

5

Тема 9.

Техника рисования «Тинга-тинга»

6

1

5

Тема 10.

«Пуантилизм»

4

1

3

Тема 11.

«Пластилинография»

8

1

7

Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.

Беседа. Творческая
работа.
Беседа,
творческая работа.
Беседа,
творческая работа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа,
творческая работа.
Беседа,

Тема 12.

Итого

Итоговая занятие. Аттестация по 2
итогам завершения программы.

72

-

2

11

61

творческая работа.
Выставка

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж детей по ТБ. Знакомство с
нетрадиционной техникой рисования. Коллективная работа «Разноцветный мир».
Теория. Инструктаж по технике безопасности труда на рабочем месте. Знакомство с
программой и режимом работы. Решение организационных вопросов
Практика. Общий обзор знаний, умений навыков по изобразительному творчеству,
выявление уровня готовности к освоению программы. Выполнение коллективной
работы.
Тема 2. Отпечатывание. Трафаретное рисование. Проступающий рисунок. Оттиск
печатками из ластика.
Теория. Познакомить с новыми техниками, с приемом печати листьями.
Практика. Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 3. Пальчиковое рисование. Рисование тычком. Совмещение техник.
Теория. Учить простым узорам, используя рисование пальчиками и прием
примакивания.
Практика. Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 4. Рисунок из ладошки.
Теория. Что такое рисунок из ладошки. Что такое дорисовывание.
Практика. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа. Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 5. Аппликация с дорисовыванием. Совмещение техник. Промежуточная
аттестация.
Теория. Что такое аппликации с дорисовыванием. Что такое совмещение техник, для
чего оно используется.
Практика. Выполнение рисунков в данной технике. Выполнение творческой работы.
Тема 6. Ниткография. Совмещение техник.
Теория. Что такое ниткография. Где используется ниткография. Инструменты и
материалы необходимые для выполнения работ.
Практика. Обучение умению видеть контур, силуэт, дорисовывать необходимые
детали изображения. Работа с пряжей. Выполнение творческой работы.
Тема 7. Кляксография/каракулеграфия
Теория. Что такое кляксография. Виды кляксографии. Понятие симметрии и
ассиметрии. Понятие «силуэт», «капельный метод», метод растекания».
Практика. Обучение работе с красками. Нахождение знакомых образов в кляксах.
Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 8. Восковые мелки + акварель
Теория. Знакомство с новой техникой рисования. Какие мелки можно использовать
для рисования. Обучение техники работы с восковыми мелками.
Практика. Учить рисовать восковыми мелками, создавать рисунок восковыми
мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов, учить с
помощью акварели передавать цветовосприятие. Выполнение рисунков в данной
технике.
Тема 9. Техника рисования «Тинга-тинга»

Теория. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, знакомство
с африканским искусством. Понятие «тонировка», «контраст», сочетание цвета»,
«орнамент», «растяжка».
Практика. Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 10. «Пуантилизм»
Теория. История развития техники, отличительные особенности выполнения работы
различными материалами и инструментами. Последовательность выполнения работы
(поэтапное объяснение и показ).
Практика. Заполнение цветного фона. Применение различных видов точечного
рисунка. Отработка приемов нанесения точек различными инструментами: ватными
палочками, фломастерами, ластиком от простого карандаша.
Тема 11. «Пластилинография»
Теория. Что такое пластилинография. Какие рисунки можно выполнять в этой технике.
Понятие «барельеф», мазок», фактура». Техника работы с пластилином. Способы
создания плоских и рельефных рисунков.
Практика. Обучение основным приемам рисования пластилином (лепка мазками,
рельефная лепка, по шаблону, из жгутов, контурная лепка, лепка горошком), умению
смешивать цвета пластилина. Выполнение рисунков в данной технике.
Тема 12. Итоговая занятие. Аттестация по итогам завершения программы.
Выставка работ за год. Подведение итогов.
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
участия в выставках.
С целью развития личности, социализации детей, воспитания духовно – нравственных
ценностей с детьми проводятся тематические беседы и выполняются тематические
творческие работы к патриотическим праздникам.

Планируемые результаты
Предметные:
- знают технику безопасности при работе с различными материалами;
- знают различные виды нетрадиционных техник рисования;
- знают основы цветоведения;
- владеют навыками работы с основными художественными материалами и
нестандартными предметами рисования.
Метапредметные:
У обучающихся проявляются:
- нестандартное творческое и образное мышление, воображение и фантазия;
- интерес к изобразительному искусству.
Личностные:
У обучающихся развиты:
- социально-коммуникативные навыки и чувство товарищества;
- усидчивость и сила воли, самостоятельность;
- трудолюбие.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации
программы

Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 группа 15.09.2025 31.05.2026

36

36

72

2 группа 15.09.2025 31.05.2026

36

36

72

1 раз в неделю,
по два занятия,
продолжительность
занятия 30 мин.
1 раз в неделю,
по два занятия,
продолжительность
занятия 30 мин.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация в форме выполнения
творческой работы и аттестация по итогам завершения программы в форме выставки.
С целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих работ,
а также с целью выявления и развития творческих способностей детей проводится
выставка. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом.
Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
Оценочные материалы. Для отслеживания результатов образовательной
деятельности обучающихся по показателям: теоретические знания, практические
умения, общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика
Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
( Приложение 1.)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности обучающихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный.
В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования,
мотивации.
При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии:
индивидуального обучения (использование индивидуального подхода); коллективного
взаимообучения, ориентированные на развитие умений самостоятельной и
познавательной деятельности детей; игровой деятельности, дистанционного обучения,
здоровьесберегающие технологии.
Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать
творческие способности детей, их самостоятельность, креативность, это могут быть
как практические занятия, мастерские, так и занятия, организованные в виде конкурса,
выставки, игры.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными
элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап,
этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов
действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебная мебель: столы, стулья.
материалы для изготовления творческих работ: ножницы, линейки, бумага,
кисточки, карандаши, фломастеры, маркеры, клей, краски, альбомная бумага и картон,
кисточки, гуашь, акварель, восковые мелки.
Информационное обеспечение: наглядные пособия: иллюстрации, раздаточный
материал, шаблоны. Для более результативного проведения занятий требуется
проектор и ноутбук.
Методические материалы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- дидактические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и
поддержанию спокойной творческой атмосферы
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, владеющим знаниями, умениями и навыками
декоративно – прикладного творчества.
Список литературы:
1.Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
2.Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru

Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1. Какие техники нетрадиционного рисования Вы знаете?
2. Какие материалы используются для нетрадиционного рисования?
3. Что можно изобразить используя рисунки из ладошек?
4. Что такое отпечатывание?
5. Что такое трафаретное рисование?
6. Что такое рисование тычком, какие материалы используются?
7. Что такое аппликация дорисовывания?
8. Назовите сочетания цветов?
9. Расскажите правила техники безопасности при работе в ножницами?
10. Расскажите правила техники безопасности при работе с клеем?
Творческая работа: по теме "Аппликация".
Изготовление поделок.
Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа
выполнена
качественно, аккуратно,
оформлена,
завершена.
Технология изготовления
работы
соблюдена.
Содержит
элементы
творческого
подхода.
Ребенок умеет работать с
материалами, совершает
различные
действия.
Владеет теоретическими
знаниями.

Средний уровень

Низкий уровень
Работа
выполнена
Работа выполнена с некоторыми
неаккуратно, не точно, не
нарушениями
аккуратности,
завершена.
Технология
качественности,
правильности,
изготовления работы не
имеются не завершенные элементы.
соблюдена. Не содержит
Технология
изготовления
работы
элементов
творческого
соблюдена
частично.
Частично
подхода.
Ребенок
содержит
элементы
творческого
испытывает значительные
подхода.
Ребенок
испытывает
трудности при работе с
небольшие трудности при работе с
материалами. Допускает
материалами. Владеет теоретическими
значительные ошибки в
знаниями,
но
допускает
теории, либо не владеет
незначительные ошибки.
теоретическими знаниями.
При выполнении обучающимися практической работы в течение занятия оценивается качество
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами (ножницы,
клей и др).
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами
1. Ребенок не может организовать свое рабочее место, разбрасывает 0 баллов
инструменты, при работе с инструментами подносит их к своему лицу,
создает опасные ситуации для окружающих.
2. Ребенок частично организовывает свое рабочее место, имеются единичные 1 балл
случаи разбрасывания инструментов.
3. Умение правильно организовать свое рабочее место:
- ребенок, в процессе изготовления поделки, помещает инструменты в
безопасное место;
- материалы размещены удобным для использования способом;
3 балла
- после работы ребенок качественно убирает свое рабочее место.
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень 0 баллов.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н.
Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.

Приложение 2.
Изобразительная группа тестов
Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения
заданий – 10 минут.
Тест-игра «Закорючка»
Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунковзакорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный
узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной
памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если
вариантов нет – 0 баллов.
Тест-задание «Что попало в сеть?»
Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить,
не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой
графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов:
предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается
оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные
изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10.
Тест-игра «Геометрический человек»
Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения
можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник,
треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в
предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0
до 10.
Тест «Игра в прятки»
В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там
конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум
средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.
Задание: «Невиданный зверь»/ «Невиданная птица»
Цель задания: проверить умение детей фантазировать.
Методика проведения: предложить детям подумать, как может выглядеть зверь/птица,
которого/которой не существует на самом деле.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, цветные карандаши, цветная бумага, картон, клей,
ножницы, карандаш.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».