Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - художественная.
Актуальность программы обусловлена приобщением детей к разным видам
декоративно – прикладного творчества. Дети имеют возможность последовательно
осваивать технологические особенности изготовления изделий из бумаги, картона,
пластика, природных материалов, пластилина, пряжи, ненужных вещей. Программа
способствует развитию у детей изобразительных, художественно – конструктивных
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности.
Обучающиеся могут создавать красивые и оригинальные изделия в процессе
изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные
способности, что особенно определяет успешность выполнения творческой
деятельности.
Программа направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, точных
действий пальцев, развитие глазомера, а также на накопление ими социального опыта
через освоение простых техник декоративно – прикладного творчества.
Отличительная особенность программы.
Развитие у детей навыков творческого и исследовательского характера,
пространственных представлений. Происходит знакомство со свойствами различных
материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что
влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Еще одной отличительной
особенностью программы является принцип дозированности учебного материала, что
предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь
полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности. Работу дети
начинают с простых по конструкции и небольших по объёму изделий так, чтобы
могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность,
творческую инициативу, выдумку.
Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе
работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность
их использования, тесная связь с экологическим воспитанием. Поэтому, такие
методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности
выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.
Педагогическая целесообразность. Дополнительное образование позволяет
смягчить существующую перегрузку обучающихся в системе общего образования.
Ведь для педагога дополнительного образования главное даже не научить, а открыть
ребенка, развить его потенциал, включить его внутренние импульсы, что поможет
ему продвигаться в будущем. Понимая и принимая это, многие родители
целенаправленно приводят своих детей в учреждения дополнительного образования.
Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают воспитывать у детей
любовь и уважение к труду, предоставляют ребенку возможность для проявления
собственного творчества через самостоятельные работы. Изучение истории ДПИ
способствует формированию духовной культуры детей, воспитанию патриотических
чувств.
Адресат программы – дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных
образовательных технологий. В процессе обучения используются электронные
презентации, видео мастер классы. Данную программу возможно использовать при
введении карантинных мероприятий, материалы, рекомендации к занятиям будут
расположены на официальном сайте учреждения дополнительного образования,
выкладываться в чатах мессенджера Сферум, социальной сети «ВКонтакте».
Уровень программы – ознакомительный.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 учебных часа, либо 2 раза в неделю по 1
учебному часу. Продолжительность занятия 30 минут, перемена 10 минут.
Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с
использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы являются
МБДОУ «Бейский детский сад «Ивушка», МБДОУ «Бейский детский сад
«Родничок».
Особенности организации образовательного процесса:
Формы организации деятельности детей - индивидуальные, групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают практические занятия, мастер-классы, творческие мастерские,
ролевые игры, выставки.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры
ребенка через декоративно-прикладное творчество.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать знания о различных видах декоративно – прикладного
творчества;
- обучить приемам и технологии изготовления изделий и композиций в
различных видах декоративно – прикладного творчества;
- изучить свойства и работу различных материалов и инструментов;
- обучить безопасным приемам работы с материалами и инструментами;
- сформировать навыки выполнения поделок в технике бумажная пластика,
пластик, аппликации, панно.
Развивающие:
- развивать
природные
задатки,
творческий
потенциал,
фантазию,
наблюдательность;
- развивать образное мышление и воображение;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать мелкую моторику, точность пальцев рук, глазомер.
Воспитательные:
− воспитать уважение к труду;
− сформировать чувства коллективизма;
− воспитать аккуратность, усидчивость, терпение;
− воспитать любовь к Родине, своему родному краю.
Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№ п/п
Название раздела, темы
Всего
Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие.
Понятие о дизайне,
инструменты, материалы.
Правила техники
безопасности.
Раздел 2. Природный материал
Тема 2.1 Художественное
конструирование из
природного материала.
Раздел 3. Поделки из бумаги и
картона
Тема 3.1 Поделки из бумаги.
Изготовление аппликаций.
2
2
1
1
1
1
опрос
2
2
1
1
1
1
практическая работа
8
1
7
3
1
2
опрос,
творческая работа
Тема 3.2 Панно из салфеток.
Тема 3.3 Техника оригами.
Раздел 4. Природный и
искусственный материал
Тема 4.1 Аппликация.
3
2
6
1
3
2
5
творческая работа
творческая работа
2
1
1
Тема 4.2
2
-
2
опрос,
творческая работа
творческая работа
2
-
2
творческая работа
Раздел 5. Поделки из пластилина
Тема 5.1 Аппликация и
конструирование из
пластилина
10
5
2
1
8
4
творческая работа
Тема 5.2
5
1
4
творческая работа
Раздел 6. Новогодний дизайн
Тема 6.1 Настольная композиция
10
3
2
1
8
2
Тема 6.2
4
-
4
3
1
2
10
3
7
2
1
1
Тема 4.3
Тема 6.3
Панно из искусственного
и природного материала
Объемные панно.
Настенное панно.
Креативная ёлка
Новогодние игрушки
Промежуточная
аттестация
Раздел 7. Поделки, картины из
цветной пряжи
Тема 7.1 Панно из нарезанной нити
беседа,
творческая работа
творческая работа
Беседа
творческая работа
беседа,
творческая работа
Тема 7.2
Тема 7.3
Объемные панно из ниток
Фигуры животных из
ниток.
Раздел 8. Поделки из ненужных
вещей
Тема 8.1 Декоративные вазы из
различных банок и
бутылок
Тема 8.2 Панно из бросового
материала
Раздел 9. Подведение итогов
Тема 9.1 Работа на выбор
Тема 9.2 Подготовка к выставке
работ
Аттестация по итогам
завершения программы
ИТОГО
4
1
3
творческая работа
4
1
3
творческая работа
20
4
16
10
2
8
самостоятельная
работа
10
2
8
творческая работа
4
2
2
1
1
-
3
1
2
творческая работа
выставка
72
16
56
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом
учебном году, техника безопасности и ПДД. Беседа о видах декоративного искусства.
Какие материалы и инструменты используются, как ими пользоваться.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов.
Раздел 2. Природный материал
Теория – первоначальные сведения о материалах природного происхождения.
(Растительного, животного и минерального)
Практика – изготовление поделок из сухих листьев, шишек, яичной скорлупы, пуха,
перьев и семян.
Раздел 3. Поделки из бумаги и картона
Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные
способы пластической формы из бумаги.
Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы.
Изготовление аппликаций из различной бумаги, разучивание технологии
изготовления бумажных модулей, изготовление композиций.
Раздел 4. Природный и искусственный материал
Теория – обобщение сведений о различных видах искусственного и природного
материала. Технология применения различных материалов для совместного
конструирования.
Практика – изготовление аппликаций, панно из искусственного и природного
материала.
Раздел 5. Поделки из пластилина
Теория – Виды пластилина и его свойства. Ознакомление с техникой изготовления
поделок из пластилина. Инструменты и материалы.
Практика – Изготовление фигурок животных из пластилина, аппликаций из
пластилина, панно.
Раздел 6. Новогодний дизайн
Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре.
Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов.
Промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Раздел 7. Поделки, картины из цветной пряжи
Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология
изготовления поделок из нитей.
Практика – изготовление декоративных панно из различных видов нитей.
Разновидность техники плетения из нитей. Выполнение фигурок животных из ниток.
Раздел 8. Поделки из ненужных вещей
Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология
изготовления.
Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно.
Раздел 9. Подведение итогов
Практика. Выполнение работы на выбор. Подведение итогов года. Аттестация по
итогам завершения программы. Выставка.
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
участия в выставках.
С целью развития личности, социализации детей, воспитания духовно –
нравственных ценностей с детьми проводятся тематические беседы и выполняются
тематические творческие работы к патриотическим праздникам.
-
Планируемые результаты
Предметные результаты
В результате обучения дети будут знать:
виды материалов, пластические и конструктивные свойства материалов,
применяемых при выполнении изделий, способы обработки материалов;
виды декоративно-прикладного творчества;
безопасные приемы работы;
технологии изготовления композиций.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять приемы работы различными инструментами;
подбирать инструменты и материалы для работы;
выполнять сборку и оформление готового изделия;
создавать композиции и изделия в различной технике.
владеть базовыми понятиями и терминологией.
Метапредметные результаты
развитие фантазии, наблюдательности;
развитие образного мышления и воображения;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
развитие мелкой моторики, точности пальцев рук, глазомера.
Личностные результаты
- воспитание уважения к труду;
- развитие трудолюбия и ответственности, терпения, стремление к эффективной
трудовой деятельности;
- развитие способности к самооценке;
сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
познавательной, проектной творческой деятельности;
воспитание любви к Родине, родному краю.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
группа
Ивушка
15.09.2025
31.05.2026
36
36
72
группа
Родничок
15.09.2025
31.05.2026
36
72
72
1 раз в неделю,
два занятия,
продолжительность
каждого 30 мин.
2 раза в неделю,
по одному
занятию,
продолжительность
занятия 30 мин.
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий
контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела в форме: беседа,
творческая работа. Промежуточная аттестация проводится в январе месяце в форме
творческой работы. Итоговая аттестация – по окончанию освоения программы – май,
в виде опроса и выставки.
Оценочные материалы
Оценочные материалы позволяют определить уровень освоения обучающимися
разделов программы. (Приложение 1)
Эффективным методом оценки результатов освоения программы является
наблюдение за поведением обучающихся на занятиях, при выполнении творческо –
практических работ, на конкурсах различных уровней и других мероприятиях
творческой направленности.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр эскизов, чертежей, технологических
карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по
образцу и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие
конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной
деятельности обучающихся по их разрешению; организация самостоятельного
поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические),
практикумы, мастерская, конкурсы, викторины. Формы организации занятий –
индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала
(цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных изделий, презентации,
видеофильмы).
При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии:
индивидуального
обучения
(использование
индивидуального
подхода);
коллективного
взаимообучения,
ориентированные
на
развитие
умений
самостоятельной и познавательной деятельности детей; игровой деятельности,
дистанционного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1.
Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами,
стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2.
Материалы: бумага, клей, ткань, наполнитель, пряжа, ватные диски,
природный и искусственный материал, пластиковые материалы, материалы для
оформления поделок.
3.
Оборудование: ножницы, линейка, крючки, спицы, деревянные шпажки,
канцелярские принадлежности.
Методические и информационные материалы:
Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий
используется специальная литература и журналы по декоративно-прикладному
творчеству, конспекты занятий, интернет источники.
Наглядный материал: образцы изделий, цветные иллюстрации, плакаты.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования,
владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества.
Список литературы
для педагога
1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: ТЦ «Сфера», 1997.-144 с.
2. Коломеец Л.А. Все для любимой куклы.- М.: Рольф, 2000.-224 с.
3. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил.
4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Художник М.В. Душин, В.Н. Крутов. - Ярославль:
«Академия развития», 1997.-208 с.
5. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка. - СПб. Издательский Дом «Литера,» 2001. - 208 с.
6. Цамуталина Е.Е. 100 Поделок из ненужных материалов. Художник Л.В.
Нирильчева. - Ярославль: « Академия развития», «Академия , К » 1999.-192с.
Для родителей и обучающихся
1. Бригитта Марина Штауб –Вахсмут Печворк и Квилт. Лоскутное шитье и изделия в
технике квилла. - Информационо-издательский дом, « Профиздат» Москва 2000.
2. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил.
3. Журналы, Лена рукоделие, Клубок вяжем спицами, крючком. Ксюша для тех
вяжет. Головные уборы. Модно и просто вязание. Наталья вязание спицами и
крючком. Валя Валентина.
Приложение 1.
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации
1. Выберите правильный ответ.
Природный материал это - __________________________________________
А) Все материалы, которые создала природа (трава, шишки, цветы и т.д)
Б) Все материалы, которые создал человек (стекло, пластик и т.д)
2. Выберите правильный ответ.
Искусственный материал это - _________________________________________
А) Все материалы, которые создала природа (трава, шишки, цветы и т.д)
Б) Все материалы, которые создал человек (стекло, пластик и т.д)
3. Выберите правильный ответ. При работе с ножницами
А)Проверить исправность инструмента.
Б)Ножницы должны быть с тупыми концами.
В)Работать только на своем месте
Г)Передавать кольцами вперед.
Д) Где хранить ножницы.
4. Назовите основные правила работы с клеем.
5. Что такое бумажная пластика.
6. Какие инструменты необходимы для работы в технике бумагопластика.
7. Какие виды бумагопластики вы знаете. Свойства бумаги.
8. Виды и свойства пластика.
9. Изделия, которые можно изготовить из пластика.
10. Технология работы с пластиком.
Каждому обучающемуся задается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 5 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 1 баллов – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
«Новогодние игрушки»
Выполнение работы с использованием пластиковых материалов, бумаги и природных
материалов.
Критерии оценивания:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Работа выполнена качественно, Работа выполнена с некоторыми Работа
выполнена
аккуратно,
оформлена, нарушениями
аккуратности, неаккуратно, не точно,
завершена.
качественности, правильности, не
завершена.
Технология
изготовления имеются
не
завершенные Технология
работы
соблюдена, элементы.
изготовления работы не
использованы
все
виды Технология
изготовления соблюдена,
материалов.
работы соблюдена частично, использован один вид
Содержит
элементы использовано несколько видов материалов.
творческого
подхода. материалов. Частично содержит Не содержит элементов
Соответствует
заданной элементы творческого подхода. творческого подхода.
тематике. Ребенок при работе Частично
соответствует Не
соответствует
соблюдает
безопасности.
правила заданной тематике. При работе
фиксируются
небольшие
погрешности в соблюдении
правил безопасности.
заданной тематике. При
работе
правила
безопасности
не
соблюдаются.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика
Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.