программа Мастерок

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа «Мастерок» представляет широкие возможности для ознакомления с
традиционными народными промыслами, ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству. Позволяет развивать важные способности - комбинировать,
фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить
мыслить и действовать творчески (выполнять работу с бумагой, картоном, нитками,
природным и бросовым материалами, соленым тестом). Данные предметы позволяют
развивать трудолюбие, фантазию, творческую смекалку, изобретательность, а также мелкую
моторику рук, логическое мышление, внимание, память и т.д., формировать у них интерес к
декоративно-прикладному творчеству, рукоделию; готовить к более сложной работе.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа преследует не
только утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки), а позволяет развивать
принципиально важные способности: комбинировать, фантазировать, составлять из
отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и творчески
действовать. Одной из задач современного дополнительного образования является
закладывание жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера
человека, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на
лучшие конечные результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в
дальнейшей жизни. Со стороны педагога должно способствовать активности обучающихся
при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их одаренности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой,
познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не
только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах, а
приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к созиданию,
творческому развитию.
Отличительная особенность, новизна. Работа в детском объединении «Мастерок» прекрасная возможность развития мышления детей через творческое воображение и своё
эстетическое восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания,
радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При
изготовлении поделок используется пластиковые бутылки и различные материалы, что
когда-то были в обиходе и стали непригодными в быту. А для детей — это рабочий
материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные
восхищения.
Адресат программы – дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной
диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте становится
личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов 72.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, возможно применение дистанционных образовательных
технологий.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
одного занятия составляет 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с
использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы является
МБДОУ «Бейский детский сад «Ивушка».
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, индивидуальные с
отдельными обучающимися.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развитие самостоятельности,
воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному
краю и себе, бережного отношения к природе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу
это сделать сам».
Задачи программы:
Образовательные:
- ознакомить с различными видами техники выполнения поделок из бумаги, картона, ниток,
бросового и природного материалов, соленого теста;
- ознакомить с основной терминологией, материалами и инструментами;
- обучить навыкам и приемам работы с бумагой, картоном, нитками, природным материалом,
соленым тестом;
- обучить выполнению готовых изделий в различных техниках декоративно – прикладного
искусства;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами.
Воспитательные:
- воспитать потребность постоянного обращения к образам национальной культуры;
- воспитать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
- сформировать аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
- воспитать дружеские чувства между членами коллектива;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Развивающие:
- сформировать творческую и познавательную функции воображения;
- развивать художественное, образное и абстрактное мышление, внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фантазию, воображение;
- сформировать умения применять полученные навыки в практической деятельности.
Содержание программы:
Учебный план
Количество часов
№ п/п

Название раздела, темы

Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие.
Понятие о дизайне
Раздел 2. Поделки из природного
материала
Тема 2.1 Художественное
конструирование из
природного материала
Раздел 3. Поделки из бумаги и
картона

Всего

Теория Практика

2
2

1
1

1
1

6

1

5

6

1

5

6

1

5

Формы
аттестации/
контроля
опрос

практическая работа

Тема 3.1

Поделки из бумаги.
Изготовление
декоративных букетов из
бумаги

2

1

1

опрос,
творческая работа

2

-

2

творческая работа

2

-

2

творческая работа

6

1

5

2

1

1

Тема 4.2

Изделия из ниток на шарах 2

-

2

опрос,
творческая работа
творческая работа

Тема 4.3

Объемные панно

2

-

2

творческая работа

Раздел 5. Поделки из бросового
материала
Тема 5.1 Настенное панно

8

2

6

2

1

1

творческая работа

Тема 5.2

6

4

2

творческая работа

Раздел 6. Новогодний дизайн
Тема 6.1 Настольная композиция

6
2

1
1

5
1

Тема 6.2

2

1

1

беседа, творческая
работа
творческая работа

Новогодние игрушки
Промежуточная
аттестация
Раздел 7. Панно из соленого теста
Тема 7.1 Изделия из соленого теста

2

-

2

творческая работа

14
2

4
1

10
1

Тема 7.2

4

1

3

беседа, творческая
работа
творческая работа

4

1

3

творческая работа

4

1

3

творческая работа

20

4

16

10

2

8

самостоятельная
работа

10

2

8

творческая работа

4
2

1
1

3
1

творческая работа

Тема 3.2

Панно из салфеток.
Декупаж
Тема 3.3 Изготовление изделий из
папье-маше
Раздел 4. Поделки, картины из
цветной пряжи
Тема 4.1 Панно из нарезанной нити

Игрушки из опилок

Креативная елка

Тема 6.3

Тема 7.3

Объемные фигурки
животных

Роспись изделий из
соленого теста
Тема 7.4 Лакирование изделий из
соленого теста
Раздел 8. Поделки из ненужных
вещей
Тема 8.1 Декоративные вазы из
различных банок и
бутылок
Тема 8.2 Панно из бросового
материала
Раздел 9. Подведение итогов
Тема 9.1 Работа на выбор

Тема 9.2

ИТОГО

Подготовка к выставке
работ
Аттестация по итогам
завершения программы.

2

-

2

72

16

56

выставка

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году,
техника безопасности и ПДД.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов.
2. Поделки из природного материала
Теория – первоначальные сведения о материалах животного происхождения.
Практика – изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев и орехов.
3. Поделки из бумаги и картона
Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные способы
пластической формы из бумаги.
Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы. Изготовление
цветов из креповой бумаги и панно из бумаги.
4. Поделки, картины из цветной пряжи
Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология
изготовления поделок из нитей.
Практика – изготовление панно из нарезной нити и изделия на воздушных шарах.
5. Поделки из бросового материала
Теория – Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Инструменты и материалы.
Практика – Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек,
компьютерных дисков. Подставка под ручки. Ваза и др.
6. Новогодний дизайн
Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре.
Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов. Промежуточная
аттестация в форме творческой работы.
7. Панно из соленого теста
Теория – обобщение сведений о соленом тесте и использовании его в декоративном
искусстве.
Практика – изготовление декоративных панно из соленого теста.
8. Поделки из ненужных вещей
Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология изготовления.
Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно и пр. Итоговая аттестация,
творческая работа.
9. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов года. Подготовка к выставке. Аттестация по итогам
завершения программы.
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
творческие мастерские, мастер-классы;
участия в выставках.
С целью развития личности, социализации детей, воспитания духовно – нравственных
ценностей с детьми проводятся тематические беседы и выполняются тематические
творческие работы к патриотическим праздникам.

Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- познакомятся с декоративно - прикладным творчеством; историей ремесел и рукоделий,
- узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда,
- узнают названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение,
- приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала,
- научатся участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества,
- обучатся правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с
инструментами.
Личностные результаты:
- развитие аккуратности, усидчивости, настойчивости, терпения,
- умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
доброжелательность,
- проявление интереса к культуре своей Родины, национальным традициям, к истокам
народного творчества,
- воспитание организованности, ответственности, любви к ручному труду,
- воспитание духовно – нравственной личности.
Метапредметные результаты
- стремление к получению законченного результата,
- развитие креативного мышления и пространственного воображения, фантазии,
внимательности,
- развитие мелкой моторики,
- приобретение навыков самостоятельности в изготовлении готовых изделий,
- умение применять в практической деятельности полученные знания.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

1 группа

15.09.2025 31.05.2026

Всего
Всего
Количество
учебных учебных
учебных
недель
дней
часов

36

36

72

Режим занятий

1 раз в неделю, по
два занятия,
продолжительность
каждого 30 мин.

Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение: учебная мебель: столы, стулья. Материал
для изготовления творческих работ: портновские ножницы, набор игл, линейки, вязальные
нитки - для соединения деталей и отделки; а также различные материал для украшения и
декорирования изделий (бисер, бусинки, стеклярус и т.д.)
Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с различными
видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный материал
(памятки, алгоритмы, дидактические игры (пазлы «Собери картинку», игра-ромашка «Угадай
и сделай» и т.д.), учебные пособия, инструкционные карты, схемы, образцы изделий и т.д.),

картотека иллюстраций поделок.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, имеющим знания, умения и навыки в области декоративно –
прикладного творчества.
Формы аттестации:
Входной контроль (сентябрь) проводится с целью определения исходного уровня
подготовки обучающегося. Методы контроля – опрос, наблюдение.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года. Эти сведения помогают
осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся в зависимости от его уровня
и выявить динамику его развития. Методы контроля – наблюдение, опрос, анализ творческих
работ.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах
усвоения программы в форме выполнения творческой работы, а также аттестация по итогам
завершения программы – проводится в конце учебного года.
Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой. (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный.
В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования, мотивации.
При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии:
индивидуального обучения (использование индивидуального подхода); коллективного
взаимообучения, ориентированные на развитие умений самостоятельной и познавательной
деятельности детей; игровой деятельности, дистанционного обучения, здоровьесберегающие
технологии.
Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать творческие
способности детей, их самостоятельность, креативность, это могут быть как практические
занятия, мастерские, так и занятия, организованные в виде конкурса, выставки, игры.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными
элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап
актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап
применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
4. Инструкционные карты.
5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).
6. Книги по теме.
7. Заготовки эскизов.
8. Наборы шаблонов по темам.
9. Планы – конспекты занятий.
Список литературы:

1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). –
Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
3. Копцев В.П. Бумажная пластика: Пособие для учителей. -М.:1990.-65с.
4. Проснякова Т.М Уроки мастерства. Учебник 3-го класса. -Самара «Корпорация
Федоров издат. Дом «Федоров». -2001. -с.116(ил)
5. Свешникова Т.А. Природные материалы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 80с.: ил.(Мастер-класс на дому)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт – дисков. М.: Эксмо, 2007.
- С.80.
2. Фадеева Е. Простые поделки из бисера: - М.:Айрис – пресс, 2013.- С.144.

Приложение 1
Для отслеживания результатов образовательной
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой.

деятельности

обучающихся

Вопросы для проверки теоретических знаний:
1.Сколько цветов в радуге?
2. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зеленый?
3. Что такое бросовый материал?
4. Какие поделки можно изготовить из бросового материала
5. Что такое аппликация?
6. Какие поделки можно изготовить из бумаги?
7. Какие материалы необходимы для лепки? Техника безопасности?
8. Что такое Бумагопластика?
9. Состав соленого теста?
10. Техника безопасности на занятиях?
11. Какие виды лепки существуют?
12. Что такое декупаж?
13. Что такое папье – маше?
14. Что такое оригами?
15. Какие материалы необходимы для аппликации?
Каждому обучающемуся задается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 5 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 1 балла – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
Изготовление новогодних поделок из различных материалов.
Творческая работа, мини выставка

Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа
выполнена
качественно, аккуратно,
оформлена,
завершена.

Средний уровень
Работа выполнена
нарушениями
качественности,

Низкий уровень
с некоторыми Работа
выполнена
аккуратности, неаккуратно, не точно, не
правильности, завершена.
Технология

Технология изготовления
работы
соблюдена.
Содержит
элементы
творческого подхода.

имеются не завершенные элементы. изготовления работы не
Технология
изготовления
работы соблюдена. Не содержит
соблюдена
частично.
Частично элементов
творческого
содержит
элементы
творческого подхода.
подхода.
При выполнении обучающимися практической работы в течение занятия оценивается качество
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами (ножницы,
крючок, спицы и др).
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами
1. Ребенок не может организовать свое рабочее место, разбрасывает 0 баллов
инструменты, при работе с инструментами подносит их к своему лицу,
создает опасные ситуации для окружающих.
2. Ребенок частично организовывает свое рабочее место, имеются единичные 1 балл
случаи разбрасывания инструментов.
3. Умение правильно организовать свое рабочее место:
- ребенок, в процессе изготовления поделки, помещает инструменты в
безопасное место;
- материалы размещены удобным для использования способом;
3 балла
- после работы ребенок качественно убирает свое рабочее место.
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень 0 баллов.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н.
Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».