Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа «Пластилинки» является моделью совместной деятельности педагога и
детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и
познавательных особенностей детей.
Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка – на кончиках пальцев».
Исследованиями установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи
детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук. На занятиях дети будут не только лепить из пластилина, но и познакомятся с
другими материалами для лепки – солёным тестом, глиной, массой для моделирования,
скульптурным пластилином.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
обучающемуся развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание,
память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое
воображение, образное мышление.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
Актуальность. В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения
рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие моторики кисти рук
влияет не только на формировании головного мозга, но и формирование его
познавательных способностей, становлению речи, мыслительных операций, что напрямую
влияет на дальнейшую успешность обучения ре6енка в школе. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой,
познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не
только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах,
а приобретенный детьми в процесс этой работы устойчивый интерес к созиданию, развитию
конструкторского мышления детей через творческое воображение.
Отличительная особенность, новизна. Данная программа представляет собой
последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся тем. Каждая
новая тема базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже
известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не
знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре,
цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Работа с пластилином
имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому
развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует
и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость,
художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 10 лет. Освоить программу могут
дети, не имеющие базовых знаний и специальных способностей.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входным
мониторингом и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте становится
личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов 72.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная. Во время обучения по программе имеется возможность
использовать дистанционные образовательные технологии.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
одного занятия составляет 40 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные,
практические, индивидуальные, с отдельными обучающимися, групповая работа,
коллективная работа, лекция – беседа, диалог с использованием наглядных пособий. Работа
с картами, схемами, практические занятия с показом и объяснением. Выполнение задания
по образцу, экскурсии на выставки, игры и приемы, развивающие познавательную
активность (ребусы, кроссворды, загадки, викторины и т. д.) игра-путешествие, игра-сказка,
игра-конкурс, ролевая игра, игровые приемы на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения; создание самостоятельных творческих работ.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развитие самостоятельности и мышления, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,
любви к родному краю и себе, бережного отношения к природе. Цели будут достигнуты
при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Образовательные:
-ознакомить с различными видами техники выполнения лепки;
- познакомить детей с терминологией, условными обозначениями, техниками работы по
ручному труду;
- обучить необходимым знаниям законов цветоведения и композиции;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- обучить навыкам и приемам работы с различными материалами (пластилин, тесто, папьемаше, глина) и др.;
- обучить конкретным трудовым навыкам.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
- способствовать формированию качеств личности, необходимых для успешного
выполнения работ - аккуратности, терпению, настойчивости;
- воспитывать дружеские чувства между членами коллектива;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей.
Развивающие:
- формировать эстетический, художественный вкус, фантазию;
- способствовать формированию творческой и познавательной функции воображения;
- развивать конструкторско - художественное и абстрактное мышление;
- способствовать развитию усидчивости, концентрации внимания;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение.
Содержание программы:
Учебный план
Количество часов
№ п/п
Название раздела, темы
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Раздел 1.
1.1
1.2
1.3
1.4
Раздел 2.
2.1
2.2
2.3
Раздел 3.
3.1
3.2
3.3
Раздел 4.
4.1
4.2
4.3
Раздел 5.
5.1
5.2
5.3
Раздел 6.
ИТОГО
Введение. Лепка из
пластилина.
(Пластилинография)
Вводное занятие.
16
3
13
2
1
1
«Развитие моторики рук»
«Лепка по образцу»
«Сюжетная лепка»
Лепка из воздушного
пластилина. (Объемная
лепка)
«Развитие моторики рук»
«Лепка по образцу»
«Сюжетная лепка»
Лепка из теста
«Развитие моторики рук»
2
6
6
12
1
0
1
1
1
6
5
11
2
6
4
16
2
1
1
1
1
6
4
15
1
практическая работа
творческая работа
творческая работа
«Лепка по образцу»
Промежуточная аттестация
«Сюжетная лепка»
Лепка из глины
«Развитие моторики рук»
8
-
8
6
6
2
1
1
6
5
1
творческая работа
тестирование
творческая работа
«Лепка по образцу»
«Сюжетная лепка»
Лепка из папье-маше
«Развитие моторики рук»
«Лепка по образцу»
«Сюжетная лепка»
Подведение итогов
Подготовка к выставке
работ
Аттестация по итогам
завершения программы
2
2
18
2
8
8
4
1
1
1
2
2
17
1
8
8
3
72
8
64
Опрос, практическая
работа.
практическая работа
творческая работа
творческая работа
творческая работа
опрос,
творческая работа
творческая работа
творческая работа
творческая работа
творческая работа
творческая работа
выставка
Содержание учебного плана
1. Введение. Лепка из пластилина. (Пластилинография)
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году,
техника безопасности и ПДД. Знакомство с историей лепки, терминологией, условными
обозначениями, основами цветоведения. Знакомство с материалами, методами работы.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов.
Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для
изображения сказочных героев. Лепка – раскатывание жгутика и шарика, размазывание
пластилина по поверхности. Освоение техники лепки, декорирование поделки разными
фактурами, создание объёмных фигур. Создание персонажей и декораций по заданному
сюжету.
2. Лепка из воздушного пластилина. (Объемная лепка)
Теория – Закреплять знания и умение применять разные методы работы с пластилином
первоначальные сведения о материалах и их происхождения.
Практика – Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания
объёмного изображения предметов. Выполнение творческих работ.
3. Лепка из теста
Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов лепки из теста.
Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки.
Практика – изготовление теста для работы. Изготовление панно из теста. Промежуточная
аттестация.
4. Лепка из глины
Теория – Учить технологию изготовления поделок из глины, историю возникновения
техники и использования в народном творчестве. Знакомство с национальными изделиями
из глины. Знакомство с народными промыслами (хохломская роспись).
Практика – изготовление панно из глины и изделия на объемных предметах.
5. Лепка из папье-маше
Теория – Ознакомление с техникой папье – маше, изготовления поделок из бросового
материала. Знакомство с инструментами и материалами. История возникновения техники и
связь с заботой об окружающем мире.
Практика – Изготовление игрушек из папье-маше.
6. Подведение итогов
Практика. Подведение итогов года. Организация выставки.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала для лепки,
- познакомятся с декоративно - прикладным творчеством, историей ремесел и рукоделий,
народными промыслами (хохломская роспись),
- узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда,
ознакомятся с терминологией, условными обозначениями,
- будут владеть приёмами работы технике «пластилинография»: придавливать, растягивать,
сплющивать,
- получат начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях и обучатся приёму
«вливания одного цвета в другой», научатся чувствовать композицию, цвета, располагать
элементы узора на поверхности предмета,
- будут знать правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами,
- изучат приемы оформления работы в рамку,
- научатся участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества.
Личностные результаты:
- воспитание духовно – нравственных качеств у детей,
- воспитание аккуратности, терпения, организованности, ответственности,
- воспитание любви к Отечеству, культуре, традициям,
- воспитание любви к труду.
Метапредметные результаты
- развитие мелкой моторики, концентрации внимания, изобретательности,
- развитие эстетического и художественного вкуса,
- сформированность пространственное воображение, абстрактного мышления,
- сформированность стремления к получению законченного результата,
- приобретение навыков самообслуживания,
-умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучени
я (или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программ
е
1 группа 15.09.202
5
Дата
окончани
я
обучения
по
программ
е
31.05.202
6
Всего
учебны
х
недель
Всего
учебны
х дней
Количеств
о учебных
часов
Режим занятий
36
36
72
1 раз в неделю, по
два занятия,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет,
- учебные столы и стулья;
- наглядный демонстрационный материал (иллюстрации с изображением ягод, цветов,
овощей, фруктов, животных, птиц, морских обитателей и т.п.);
- технические средства (ноутбук, принтер, демонстрационный экран, музыкальная колонка
для проведения физкультминуток и мероприятий).
Материалы для занятий (на каждого обучающегося): пластилин, бумага белая и
цветная, картон белый и цветной, стека, ножницы, клей - карандаш, салфетки (бумажная,
тканевая), клеёнка для аппликационных работ, доски для лепки, карандаши, фломастеры.
Методические разработки по каждой теме программы.
Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с различными
видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный
материал (памятки, алгоритмы, дидактические игры (пазлы «Собери картинку», играромашка «Угадай и сделай» и т.д.), учебные пособия, инструкционные карты, схемы,
образцы изделий и т.д.). Журналы «Коллекции идей», «Цветная ниточка», книги, картотека
иллюстраций поделок. Также программа дополнена заданиями информационно
практического характера, заимствована в интернет-пространстве, на разрешенных
образовательных сайтах. А также на занятиях используются наглядные пособия по темам,
шаблоны, литература для обучающихся.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, владеющим знаниями, умениями и навыками в области
декоративно – прикладного творчества.
Формы аттестации:
Входящий контроль (мониторинг). Проводится в начале учебного года в виде
наблюдения за имеющимися у обучающихся навыками работы с различными материалами,
опроса.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: индивидуально оценивается
качество и аккуратность выполнения как отдельных деталей, так и продукта деятельности
(изделия) в целом.
Промежуточная аттестация проводится в январе в форме выполнения творческих
работ.
Аттестация по итогам завершения программы проходит в мае месяце в виде
выставки поделок (открыток, сувениров и т.п), оценки участия детей в конкурсах
различного уровня данной направленности.
Оценочные материалы
С целью анализа теоретических и практических знаний навыков и умений по
программе для обучения разработаны тесты - опросники, которые подобраны в
соответствии с тематическим планом программы.
Параметры диагностики результатов деятельности воспитанников
Параметры диагностики
Формы и способы диагностики
Владение понятийным аппаратом Беседа, наблюдение, выполнение тестовых заданий,
викторины, ребусы, кроссворды, загадки.
Знание теоретических
основ
Беседа, дидактические карточки с заданиями, тесты,
викторины, проекты
Сформированность практических Наблюдение, анализ содержания творческих работ,
навыков и умений
рецензирование, мастер-класс, оценка.
Личностные качества
воспитанников
Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование
Оценочные материалы (Приложение 1)
Методические материалы для осуществления развивающей работы с детьми:
-рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз,
упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц
рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
-диагностический материал - тестовые задания на темы: «Тест на определение видов и
техник работы с бросовым материалом», «Инструменты, материалы, оборудование»;
-фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;
-видео каталог выставочных работ учащихся и педагога;
-раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
Методы обучения: при реализации программы используются традиционные методы
обучения:
- словесный (объяснение, инструктаж, беседа);
- наглядный (демонстрация трудовых приёмов, использование наглядно – дидактического
материала, консультация);
- практический (самостоятельное изготовление поделок, выставка детских работ);
- поисковые (нахождение оптимальных решений для выполнения практических задач),
а также специальные методы:
- эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор
заданий,
- методы сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых,
игровых и творческих ситуаций.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровье сберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
При реализации программы используются различные формы занятий: выставки,
мастер – классы, игры, конкурсы, открытые занятия, викторины.
Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов:
- журналы посещаемости;
- протоколы промежуточной аттестации обучающихся;
- участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места).
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые
активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
4. Инструкционные карты.
5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).
6. Книги по теме.
7. Заготовки эскизов.
8. Наборы шаблонов по темам.
9. Планы – конспекты занятий.
Список литературы:
1. Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
2. Сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru
3. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
Приложение 1
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации - это изучение
динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития,
взаимоотношений в коллективе.
Цель: отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного
процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Срок проведения: январь.
Критерии оценивания: полное или частичное выполнение тестирования и практической
работы.
Форма проведения: тестирование, творческая работа.
Форма оценки: уровень – высокий, средний, низкий.
Форма фиксации результатов: карты мониторинга.
Тест - опросник
1.
Специальные ножи для лепки называются:
• стеки
• стояки
• стейки
2. Кусок пластилина помещают между ладонями и совершают круговые движения
ладонями. Какой это прием?
1.Раскатывание
2.Плющивание
3.Скатывание шариков
3. Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть. Название приема
лепки.
1.Прищипывание
2.Вдавливание
3.Скручивание
4 При помощи чего нужно разогреть пластилин перед работой.
1.Ладоний
2.Свечи
3.Батареи
5. Какой материал для лепки нужно держать в холодильнике в закрытой емкости или в
пакете.
1.Полимерная глина
2.Пластилин
3.Соленое тесто
6. Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей получается ...
1.Жгут
2. Шар
3.Лепешка
7. Как называется искусство лепки из соленого теста?
а) тестолепка
б) тестопластика
в) энкаустика
8. Чем красят соленое тесто?
9. Из чего состоит соленое тесто?
Критерии оценки.
Максимальное количество баллов по вопросам – 9 баллов
• 9 -7 вопросов – высокий уровень;
• 6- 4 вопросов – средний уровень;
• 3-1 вопросов – низкий уровень.
Время выполнения задания: 5-7 мин.
Творческая работа
Задание: Из соленого теста слепить сюжет по сказке (на выбор).
Время выполнения задания:
1 занятие - лепка сюжета - 30 мин.,
2 занятие – роспись готовых изделий – 40 мин.
Требования к выполненной работе:
1. Работа выполнена в соответствии с заданием;
2. Работа выполнена аккуратно;
3. Умение применять основные приемы лепки;
4. Соблюдение ТБ при выполнении задания;
5. Правильная организация рабочего места при выполнении задания.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 5 баллов. За каждый пункт обучающийся
может набрать по 1 баллу.
5-4 баллов – безупречно выполненная работа – высокий уровень;
3-2 балла - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется
небольшой изъян – средний уровень;
1 балл - представленная работа выполнена небрежно, неаккуратно, закреплено изделие не
прочно – низкий уровень.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика
Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.