программа Самоделкин

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа адаптирована для работы с детьми с ОВЗ, представляет широкие
возможности для приобщения детей к практической художественной деятельности,
способствует

развитию

самостоятельности,

у

них

проявления

творческого

фантазии

и

начала,

требующего

воображения,

способствует

активности,
развитию

сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики
рук.
Процесс обучения направлен на приобщение детей к разным видам деятельности и
на обучение необходимым в жизни элементарным приемам ручной работы с разными
материалами (бумагой, картоном, тканью, нитками). Изготовление игрушек, аппликаций,
различных полезных предметов позволяет

поднять на более высокий уровень все

потенциальные возможности ребенка – психические, физические, интеллектуальные, таким
образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Так как занятия проводятся для детей с ограниченными возможностями здоровья,
поэтому целесообразно проводить их не в полной группе, а в подгруппах, учитывая
особенности психологического развития и возможностей обучающихся. Особенностью
адаптированной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся
реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и
реализовывать свои творческие способности.
Направленность

адаптированной

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы – художественная, предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа преследует не
только утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки), а позволяет развивать
принципиально важные способности: комбинировать, фантазировать, составлять из
отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и творчески
действовать. Одной из задач современного дополнительного образования является
закладывание жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера
человека, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными
на лучшие конечные результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и
опыт в дальнейшей жизни. Со стороны педагога необходимо способствовать активности
обучающихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их
одаренности.

Отличительная

особенность,

новизна.

Работа

в

детском

объединении

«Самоделкин» - прекрасная возможность развития конструкторского мышления детей
через творческое воображение и своё эстетическое восприятие, творческого нестандартного
подхода к реализации задания, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При
изготовлении поделок используется пластиковые бутылки и различные материалы, что
когда-то были в обиходе и стали непригодными в быту. А для детей — это рабочий
материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные
восхищения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой,
познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не
только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах,
а приобретенный детьми в процесс этой работы устойчивый интерес к созиданию, развитию
конструкторского мышления детей через творческое воображение.
Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 12 лет.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной
диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте становится
личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов по программе – 144 часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, возможно применение дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятий: занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность
одного занятия составляет 40 минут.
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные,
практические, индивидуальные, с отдельными учащимися, групповая работа, коллективная
работа.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развития самостоятельности анализа и мышления, воспитания любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю и себе, бережного отношения к природе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с различными видами техники выполнения из бумаги, картона, ниток, ткани;
- познакомить с декоративно - прикладным творчеством; историей ремесел и рукоделий;

- изучить основные термины и условные обозначения;
- изучить законы цветоведения и композиции;
- обучить навыкам и приемам работы с бумагой, картоном, нитками, тканью, природным
материалом и др.;
- научить детей трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- заложить основы для адаптации детей в сложном мире техники, архитектуры и искусства.
Воспитательные:
- воспитать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
- сформировать личностные качества, необходимые для успешного выполнения работ аккуратность, терпение, настойчивость;
- воспитать дружеские чувства между членами коллектива;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать духовно - нравственные качества у детей.
Развивающие:
- развивать фантазию, художественный вкус и эстетическое чувство;
- развивать конструкторско - художественное и абстрактное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение.
Содержание программы:
Учебный план

№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

1
2
3
4

5
6

Вводное занятие
Работа с природным
материалом
Поделки из бумаги и картона
Промежуточная аттестация
Декоративно-прикладное
искусство (росписи и
ремесла)
Рукоделие из ниток
Работа с бросовым
материалом

Формы
аттестации/
контроля

Теория

Практика

4

1

3

34

2

32

28

1

27

20

1

19

24

1

23

32

1

31

Беседа.
Наблюдение.
Творческая работа.
Наблюдение. Опрос.
Творческая работа
Наблюдение. Опрос.
Творческая работа
Наблюдение. Опрос.
Творческая работа
Наблюдение. Опрос.
Творческая работа

Итоговое занятие. Выставка
работ. Аттестация по итогам
завершения рограммы.
ИТОГО

Выставка.

7

2

-

2

144

7

137

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году,
техника безопасности и ПДД.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для
занятий.
2. Работа с природным материалом.
Теория – первоначальные сведения о материалах. Работа с природным материалом
заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания
бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Практика – изготовление поделок из природных материалов – камни, ветки, шишки,
ракушки, гербарии – в сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, сувениров,
предметов интерьера, икебаны.
3. Поделки из бумаги и картона
Теория – Бумага находит применение практически во всех областях человеческой
деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем
бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор
инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту
форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки,
игрушки, а также предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику,
фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного
творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного
искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. Знакомство с видами бумаги.
Практика – Технологии обработки бумаги. Работа с разными видами клея. Бесклеевые
технологии создания поделок из бумаги оригами. Поделки из разных видов бумаги –
аппликации, бумагопластика. Аппликация из кусочков бумаги – мозаика. Технология
бумагокручения – кливлинг. Украшение предметов обихода из бумаги технических
приемов обработки бумаги для работы. Изготовление цветов из креповой бумаги и панно из
бумаги. Проведение промежуточной аттестации.
4. Декоративно-прикладное искусство (росписи и ремесла).

Теория – Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных
украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до
сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с декоративноприкладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных
мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности
(практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими
нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько
воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом
процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном
его использовании в работе с детьми. Знакомство с народными ремеслами, традициями
праздниками.
Практика – Лепка, Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись.
Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
5. Рукоделие из ниток.
Теория – Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотнафона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки
являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления
поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых
ранних лет. В ходе работы с нитками, шнурками, лентами учащиеся знакомятся с основами
дизайна,

углубляют

знания

по

конструированию

и

моделированию,

развивается

эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети
учатся

экономно

расходовать

используемый

в

работе

материал,

развивается

художественный вкус, формируются профессиональные навыки. Знакомство с нитками, их
видами и назначением. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе
нитки.
Практика – Выполнение творческих работ в данной технике – аппликации, изонить,
плетения.
6. Работа с бросовым материалом.
Теория – «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно
и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало
модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего
блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую
доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем
пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные
коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и

т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое
применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки.
Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе
множество возможностей для такого творчества.
Практика – Выполнение работ из бросового материала. Аппликации. Моделирование.
7. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов года. Подготовка к выставке. Аттестация по итогам
завершения программы.
В

учебно-воспитательном

плане

Программа

предусматривает

мероприятия,

направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
- участие в выставках;
- творческие мастерские, мастер-классы;
- участие в конкурсах различных уровней.
С целью развития личности, социализации детей, воспитания духовно

–

нравственных ценностей с детьми проводятся тематические беседы, обучающиеся
привлекаются к участию в социальных и патриотических акциях, мероприятиях,
определенных планом воспитательной работы ЦДТ на 2025/2026 учебный год.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- познакомятся с декоративно - прикладным творчеством; историей ремесел и рукоделий,
- узнают названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки,
- получат начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях,
- узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда,
- приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала и в разных
техниках,
- обучатся правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место,
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике,
- изготавливать разные игрушки и сувениры,
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки.

Личностные результаты:
- воспитание любви к труду, ответственности, организованности,
- формирование личностных качеств – аккуратности, терпения, настойчивости,
- умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
- воспитание духовно – нравственных ценностей, любви к Родине.
Метапредметные результаты
- развитие мелкой моторики,
- развитие фантазии, воображения, конструкторского и абстрактного мышления,
-

стремление

к

получению

законченного

результата,

приобретение

навыков

самообслуживания, самостоятельности,
- умение применять в практической деятельности полученные знания и умения.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Всего
Всего
Количество
обучения
начала
окончания учебных учебных
учебных
(или
обучения
обучения
недель
дней
часов
группа)
по
по
программе программе
1 группа

15.09.2025

31.05.2026

36

144

144

Режим занятий

4 раза в неделю, по
одному занятию,
продолжительность
каждого 40 мин.

Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья, книжный
шкаф – 2шт. и тумба для оборудования - 1 шт. Материал для изготовления творческих
работ: портновские ножницы, линейки, вязальные нитки - для соединения деталей и
отделки; а также различные материалы для украшения и декорирования изделий (бисер,
бусинки, стеклярус и т.д.) В шкафу хранится специальное оборудование: журналы, книги
для детей и педагога, оборудование для занятий: бумага, ножницы, клей, кисточки,
карандаши, фломастеры, маркеры.
Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с различными
видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный
материал (памятки, алгоритмы, дидактические игры (пазлы «Собери картинку», играромашка «Угадай и сделай» и т.д.), учебные пособия, инструкционные карты, схемы,
образцы изделий и т.д.), журналы «Коллекции идей», «Цветная ниточка», книги, картотека
иллюстраций поделок. В процессе реализации программы используются задания из
разрешенных информационных ресурсов, а также на занятиях используются наглядные

пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного

образования,

владеющим

знаниями,

умениями

и

навыками,

необходимыми для реализации программы.
Формы аттестации:
Входящий контроль (мониторинг). Проводится в начале учебного года в виде
наблюдения за имеющимися у обучающихся навыками работы с различными материалами,
опроса.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: индивидуально оценивается
качество и аккуратность выполнения как отдельных деталей, так и продукта деятельности
(изделия) в целом.
Промежуточная аттестация проводится в январе в форме выполнения творческих
работ.
Аттестация по итогам завершения программы проходит в мае месяце в виде
выставки поделок (открыток, сувениров и т.п), оценки участия детей в конкурсах
различного уровня данной направленности.
С целью анализа теоретических и практических знаний, навыков и умений по
программе для обучения разработаны тесты - опросники, которые подобраны в
соответствии с тематическим планом программы.
Параметры диагностики результатов деятельности воспитанников
Параметры диагностики
Формы и способы диагностики
Владение понятийным аппаратом Беседа, наблюдение, выполнение тестовых
викторины, ребусы, кроссворды, загадки.
Знание теоретических
основ

Беседа, дидактические
викторины, проекты

карточки

с

Сформированность практических Наблюдение, анализ содержания
навыков и умений
рецензирование, мастер-класс, оценка.
Личностные
воспитанников

заданий,

заданиями,

тесты,

творческих

работ,

качества Наблюдение, беседа

Оценочные материалы (приложение 1)
Методические материалы для осуществления развивающей работы с детьми и
детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз,
упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц
рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
- каталоги творческих работ, иллюстрации;

- видео каталог выставочных работ учащихся и педагога;
- раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
Методы обучения:
-

словесный

(устное

изложение,

беседа,

рассказ,

лекция

и

т.д.);

- наглядный (показ видеофильмов, презентаций, иллюстраций, наблюдение, показ
последовательности (выполнение) работы педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- стимулирование деятельности (одобрение, похвала).
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на
занятиях:
-фронтальный

–

одновременная

работа

со

всеми

обучающимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды занятий: лекция – беседа, диалог с использованием наглядных пособий,
экскурсии на выставки, игра-путешествие, игра-сказка, игра-конкурс, мастер – класс,
творческая мастерская, практические занятия и другое.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровье сберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов:
- журналы посещаемости;
- протоколы промежуточной аттестации обучающихся;

- участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места).
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые
активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
4. Инструкционные карты.
5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).
6. Книги по теме.
7. Заготовки эскизов.
8. Наборы шаблонов по темам.
9. Планы – конспекты занятий.
Список литературы:
1. Сайт «Все для детей: учимся и отдыхаем, развлекаемся и развиваемся».
http://allforchildren.ru
2. Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru

Приложение 1.
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1. Что такое бросовой материал, приведите пример.
2. Из каких бросовых материалов можно изготавливать поделки?
3. Что можно изготовить из бросового материала?
4. Назовите свойства бумаги?
5. Назовите правила работы с бумагой?
6. Назовите техники изготовления поделок из бумаги?
7. Назовите техники изготовления поделок из картона?
8. Назовите правила техники безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Каждому обучающемуся задается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 5 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 1 балла – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
Выполнение творческой работы по разделу «Поделки из бумаги и картона» (на выбор).
Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа
выполнена
качественно,
аккуратно,
оформлена,
завершена.
Технология изготовления
работы
соблюдена.
Содержит
элементы
творческого подхода.

Средний уровень
Работа выполнена с некоторыми
нарушениями аккуратности,
качественности, правильности,
имеются не завершенные
элементы. Технология
изготовления работы соблюдена
частично. Частично содержит
элементы творческого подхода.

Низкий уровень
Работа выполнена
неаккуратно,
не точно,
не завершена. Технология
изготовления работы не
соблюдена.
Не содержит элементов
творческого подхода.

При выполнении обучающимися творческой работы в течение занятия
оценивается качество соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при
работе с инструментами.
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при
работе с различными материалами и инструментами
1. Ребенок не может организовать свое рабочее место, 0 баллов
разбрасывает инструменты, при работе с инструментами
подносит их к своему лицу, создает опасные ситуации для
окружающих.
1 балл
2. Ребенок частично организовывает свое рабочее место,

имеются единичные случаи разбрасывания инструментов.
3. Умение правильно организовать свое рабочее место:
- ребенок, в процессе изготовления поделки, помещает
инструменты в безопасное место;
3 балла
- материалы размещены удобным для использования
способом;
- после работы ребенок качественно убирает свое рабочее
место.
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень 0 баллов.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика
Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».