программа Радуга

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности программы предполагают сотворчество
педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной
и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и
человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у
обучающихся
трудовой
и
творческой
активности,
воспитании
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи.
Адресат программы дети в возрасте от 10 до 15 лет. На занятиях
предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
детей.
Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень освоения содержания программы – ознакомительный. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 72 часа в год.
Форма
обучения.
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. В процессе обучения используются электронные
презентации,
видео
мастер-классы.
Юный
возраст
обучающихся
обуславливает привлечение родителей к организации процесса обучения в
периоды ограничений очных занятий. На протяжении всего периода обучения

функционируют родительские чаты, в которых размещаются материалы,
раскрывающие
разделы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Радуга».
Режим занятий. Занятия проводятся с группой детей до 10-12 человек.
Длительность и количество занятий: по 2 часа (по 40 минут с перерывом 10
минут) один раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Учебный год
начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая. Обучение начинается с
комплектования группы в период с 1 по 15 сентября и заканчивается 31 мая.
Занятие групповое с ярко выраженным индивидуальным подходом проводятся со всей группой одновременно.
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для
родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Форма организации деятельности детей: Программа «Радуга»
предусматривает чередование занятий индивидуального практического
творчества обучающихся и занятий коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуальноколлективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или
постройки).
Цель программы: приобщение детей через изобразительное творчество
к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и
созидающей личности.
Задачи программы:
Образовательные:
• сформировать представления о видах и жанрах изобразительного
искусства,
• расширить знания о разнообразных средствах и способах изображения, о
великих произведениях русского и мирового искусства,
• сформировать практические навыки использования различных техник
изображения.
Развивающие:

•
•
•
•

развивать у детей внимание, память, фантазию, воображение,
развивать моторику, гибкость рук и глазомер,
развивать художественный вкус,
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на предметы искусства,
бережное отношение к окружающему миру, основанного на понимании
красоты и гармонии,
• формировать уважительное отношение к природе, родному краю,
культуре разных народов.
В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и
гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Программа разработана как целостная система введения в
художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных
видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности выступают
для детей в качестве доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие
обучающихся в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Содержание программы:
Учебный план
Название раздела,
Количество часов
Форма
№
темы
аттестации /
контроля
всего теория практика
Раздел 1 Вводное занятие
2
1
1
Тема 1.1

«Знакомство со школой
рисования». Входящая
диагностика.

2

1

1

тест

Раздел 2

Живопись

Тема 2.1

«Определение
и
воспроизведение цвета»
«Тёплые и холодные
цвета и оттенки»
«Тучи и облака»

Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Раздел 3
Тема 3.1
Раздел 4
Тема 4.1
Тема 4.2
Раздел 5
Тема 5.1
Раздел 6

«Монотипия-листопад»
«Мы импрессионисты»
Уроки фантазии
«День матери»
Живопись
«Натюрморт»
«Ночной город».
Уроки фантазии
«Новый год»
Живопись

Тема 6.1

«Натюрморт»

Тема 6.2

«Зимний пейзаж»

Тема 6.3
Тема 6.4
Раздел 7
Тема 7.1

«Шерстяная живопись»
«Женский образ»
Промежуточная
аттестация
Графика
«Карандаш
и
изобразительные
свойства»

его

-

10

3

7

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

1

4

2

-

1

4

1

3

2

-

2

2

-

2

12

2

10

2

-

2

2

-

2

4

1

3

4

1

3

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа, тест

14

4

10

-

2

1

1

Творческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
-

Тема 7.2
Тема 7.4

«Одноцветная акварель«грейзаль»»
«Стихия-вода»

Тема 7.5

«Стихия - огонь»

Тема 7.6

«Яблоко»

Тема 7.7

«Маяк»

Раздел 8

Уроки фантазии

Тема 8.1

«Застывшие кусты лета»

Тема 8.2
Тема 8.3

«Декоративное
цветочное панно»
«8 марта»

Тема 8.4

«Полёт в космос»

Тема 8.5

«Цветочная поляна»

Тема 8.6

«Пейзаж»

Тема 8.7

«Животный мир»

Раздел 9

Графика

Тема 9.1

Всего

«Цветная
графика.
Лето»
Аттестация по итогам
завершения программы

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
-

4

1

3

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

22

4

18

4

1

3

4

1

3

2

-

2

2

-

2

2

-

2

4

1

3

4

1

3

2

-

2

2

-

2

Творческая
работа

72

16

56

-

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
-

Содержание учебного плана:
№

Название темы

Содержание
Вводное занятия
Беседа о правилах поведения на занятиях. Инструктаж
по технике безопасности, проведение рисуночного теста
на выявление способностей к изодеятельности.
Живопись
Знакомство с названием цветов и оттенков. С помощью
осенних листьев выполняется композиция «Осенний
букет»
Выполнение тематической композиции «Город»
используя для этого теплую и холодную гамму цветов
и оттенков акварели.

1

«Знакомство со школой
рисования». Входящая
диагностика.

2

«Определение и
воспроизведение цвета»

3

«Теплые и холодные
цвета и оттенки»

4

«Тучи и облака»

Выполнение композиции

5

«Монотипия-листопад»

Знакомство с искусством монотипия.

6

«Мы импрессионисты»

7

«День матери»

Картина-пейзаж. Рисуем пейзаж в технике «Аляприма». Знакомство с репродукциями художниковимпрессионистов.
Уроки фантазии
Знакомство с техникой скрапбукинг. Идея, работа над
элементами, составление композиции

Оборудование и
материалы

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

Бумага, карандаш

2

Групповая

Акварель, кисть,
бумага, осенние
листья
Альбомном листе,
акварель, кисти,
палитра, линер

2

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

Альбомном листе,
акварель, кисти,
палитра, салфетка
Акриловые краски,
картон, кисти
Бумага, акварель,
гуашь, кисть

2

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

Цветная бумага,
картон, клей,
ножницы, кружева,
атласная лента,
бусины, цветной
скотч, пайетки,
цветные ручки

2

2

Индивидуальногрупповая

8

«Натюрморт»

9

«Ночной город».

10

«Новый год»

11

«Натюрморт»

12

«Зимний пейзаж»

13

«Шерстяная живопись»

14

«Женский образ»
Промежуточная
аттестация

15

16

«Карандаш и его
изобразительные
свойства»
«Одноцветная акварель«гризайль»»

Живопись
Картина - декоративный натюрморт. Выполнение
натюрморта.
Работа выполняется в теневой технике гуашью.

Уроки фантазии
Идея открытки, работа над элементами, составление
композиции

Живопись
Картина-натюрморт в технике «Аля-прима».
Выполнение натюрморта.
Рисование белой гуашью на тонированной бумаге.
Копирование образцов
Знакомство с шерстяной живописью. Работа над
картиной.
Знакомство с творчеством Акжаны Абдалиевой. Работа
над композицией, в цвете. Проведение тестирования
Графика
Знакомство с линией, понятие тон
Знакомство с техникой гризайль. Тоновая растяжка
Изображение пейзажа в данной технике

Бумага А3, гуашь,
кисть
Гуашь, кисти,
тонированная
(черная) бумага,
белый карандаш

2

Цветная бумага,
картон, клей,
ножницы, кружева,
атласная лента,
бусины, цветной
скотч, пайетки,
цветные ручки

2

Индивидуальногрупповая

Бумага, акварель,
гуашь, кисть
Гуашь, кисти,
тонированная
(черная) бумага,
белый карандаш
Цветная шерсть,
рамка со стеклом
Бумага А3, гуашь,
карандаш

2

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

Карандаш т, м,
бумага, ластик

2

Индивидуальногрупповая

Бумага, черная или
коричневая акварель

4

Индивидуальногрупповая

4

2

4
4

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

17

«Стихия-вода»

Рисование по методу ассоциаций.

18

«Стихия - огонь»

Рисование по методу ассоциаций.

19

«Яблоко»

20

«Маяк»

21

«Застывшие куски лета»

22
23

«Декоративное цветочное
панно»
«8 марта»

24

«Полет в космос»

25

«Цветочная поляна»

Бумага, цветные
карандаши
Бумага, карандаш,
краски, восковые
мелки.
Пастель, бумага, лак
закрепитель

Знакомство с разнообразием графических материалов
(пастель) упражнения –штрихи, цветовой круг, световой
тон, светлота и насыщенность.
Работа над изображением яблока
Работа над композицией, в цвете
Пастель,тонированна
я бумага, лак
закрепитель
Уроки фантазии
Знакомство с понятием рельефные узоры. Выполнение
Глина
работы методом оттиска
самозастывающая,
листья, скалка,
акварель, кисти
Знакомство обучкающихся с техникой. Выполнение
фоамиран, ножницы,
цветов, составление композиции
клей пистолет
Идея открытки, работа над элементами, составление
Цветная бумага,
композиции
картон, клей,
ножницы, кружева,
атласная лента,
бусины, цветной
скотч, пайетки,
цветные ручки
Выполнение работы с использованием бросового
Бросовый материал,
материала, нетрадиционные техники рисования.
соль, акварель,
гуашь, клей,
ножницы
Бумагопластика. Создание декоративного панно.
Втулки, гуашь,
цветная бумага,
ножницы, клей

2
2

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

2

2

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

26

«Пейзаж»

Выполнение панно из природного материала

27

«Животный мир»

28

«Цветная графика. Лето»
Аттестация по итогам
завершения программы.

Знакомство с творчеством художника Олега Давыдова.
Знакомство с понятием стилизация.
Графика
Знакомство с разнообразием графических материалов
(цветные карандаши), с методом ассоциаций
Выполнение творческой работы.
Итого: 72 часа

Береста, мох, сухие
листья, цветы,
камушки, веточки,
рамка
Гуашь, кисти,
контур

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

Бумага, цветные
карандаши

2

Индивидуальногрупповая

Планируемые результаты:
В результате изучения программы «Радуга» должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
прохождения программы:
▪ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
▪ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
▪ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении
с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру.
Метапредметные результаты:
• развитие воображения, фантазии, памяти,
• развитие моторики, гибкости рук и глазомера,
• умение работать в группе, уступать, доброжелательно относиться к
другим обучающимся,
• умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий.
Предметные
результаты
характеризуют
опыт
обучающихся
в
художественно-творческой деятельности,
который приобретается и
закрепляется в процессе освоения программы:
• знание видов художественной деятельности;
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• знание разнообразных средств и способов изображения;
• применение художественных знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
• изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры, народных традиций;
• способность узнавать, описывать несколько великих произведений
русского и мирового искусства.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебны
х дней

Количест
во
учебных
часов

1 год

15.09.2025

31.05.2026

36 недель

36 дней

72 часа

Режим
занятий

1 раз в
неделю по 2
занятия,
продолжител
ьность
каждого 40
мин.

Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение. Данная программа может быть реализована
педагогом дополнительного образования, владеющего специальными
знаниями в области изобразительного искусства.
Материально-технические условия. Детское объединение «Радуга»
располагается в кабинете, который обеспечен соответствующей мебелью:
рабочими столами, стульями, столом для руководителя.
Для полноценной реализации программы необходимы: компьютер и
проектор; материалы и инструменты: бумага для акварели и рисования
формата А4, А3, А1, краски акварельные и гуашь, художественные кисти,
стаканы-непроливайки, палитра, краски, маркеры, цветные карандаши,
пастель, графитные карандаши, точилки для карандашей, ластик, гелевые
ручки, клей, ножницы, клеенка для столов, фартуки клеенчатые, подставки
для письменных принадлежностей, салфетки влажные и бумажные.
Для обучения с применением дистанционных образовательных
технологий используются технические средства, а также информационнотелекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи
указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые
образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Методические и информационные материалы. Инструкция по ТБ,
методическая литература, фото и видеоматериалы, дидактические материалы
(таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы и др.)
мультимедийные презентации, конспекты учебных занятий, в том числе
разработанные автором, интернет источники.
Методы и приемы обучения:

1)
По
источнику
получения
знаний:
наглядные
(показ
демонстрационных
работ,
изображений),
практические
(показ
последовательности работы), словесные (объяснения, беседы, и другие).
2) По уровню деятельности учащихся:
- информационно-рецептивный метод (приемы: рассматривание,
наблюдение, показ на классной доске примерных вариантов композиций
последовательность выполнения композиции),
- репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление
ранее полученных знаний и навыков. Он включает в себя: прием повтора;
выполнение формообразующих движений рукой,
- исследовательский метод направлен на развитие у обучающихся
самостоятельности, фантазии и творчества,
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в
открытии нового в собственном творчестве.
С целью заинтересованности обучающихся и снятия напряжения
используются следующие методы: игра, просьба о помощи, поощрение,
физминутка.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Здоровьесберегающие технологии;
- Технология эмоционального погружения
-Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения,
коллективной творческой деятельности;
-Технология развивающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и
вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют
самостоятельно.
3. Творческая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание,
над чем поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.

Формы аттестации. В процессе освоения программы проводится
текущий контроль в форме опроса, беседы, наблюдения. Промежуточная
аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития
детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах освоения программы,
проводится в январе месяце в форме тестирования, выполнения творческой
работы. Формой аттестации по итогам завершения программы является
выставка детских работ и оценка участия в конкурсах различных уровней. Они
позволяют детям проявить наиболее полно свои творческие способности,
показать свои знания, умения и навыки, полученные по результатам освоения
программы «Графика». Также в начале реализации программы проводится
входящий мониторинг, с целью оценивания первоначальных знаний, умений и
навыков детей.
Формы контроля и аттестации:
1.Входящий мониторинг проводится в начале учебного года с целью
выявления уровня подготовки обучающихся. Форма проведения: беседа
(проверяются имеющиеся знания, представления детей и интерес к данному
виду деятельности), тест креативности Торранса (проверяются творческое
воображение и креативность мышления), творческая работа «Рисунок на
свободную тему» (проверяются умения и навыки) на вводных занятиях.
(Приложение №1)
2.Промежуточная аттестация проводится один раз в год в январе. Форма
проведения: тестирование, творческая работа (Приложение №2)
3.Аттестация по итогам завершения программы проводится после
завершения всей программы с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления и систематизации знаний, умений и
навыков по программе. Форма проведения: итоговая творческая выставка.
Оценочные материалы. Оценивание уровня развития творческих
способностей обучающихся, а также результатов освоения программы
«Графика» происходит с помощью диагностических тестов, выполнения
творческих работ, анализ которых позволяет отследить результативность
образовательной программы.
Критерии оценки уровня освоения программы.
Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе
анализа и оценки выполненных работ. Для каждого обучающегося
конкретными показателями его успехов являются:
- возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и
педагогом, и детьми;
- скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов
их успешного выполнения;
- активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях;
- оригинальность предлагаемых художественных решений;
- умение довести работу именно до изначально запланированного результата,
не останавливаясь на промежуточном решении.

Оценка производится в соответствии с уровнями развития:
- высокий уровень (качество ярко выражено);
- средний уровень;
- низкий уровень.
Критерии оценки диагностических тестов.
Результативность по теоретической части:
6-7 правильных ответов - «высокий уровень»,
4-5 правильных ответов - «средний уровень»,
3 правильных ответа - «низкий уровень».
Результативность по практической части:
Результаты диагностики представлены тремя уровнями.
«Высокий уровень» предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого
графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
«Средний уровень» допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
«Низкий уровень» предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Список литературы:
1.
Анна Колядыч, «Гуашь за 4 простых шага». Россия: «Бомбора», 2021.
2.
«Полный курс рисованию» перевод с английского А.Степановой. –
Москва: Издательство АСТ, 2022.
3.
«Картины великих художников» перевод с французского Николаенко
В.В. – Москва: Издательство АСТ, 2022.

Приложение 1.
Тест креативности Торранса
(входящая диагностика)
Краткий тест. Фигурная форма.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста
креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест
фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности
детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов
школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в

виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень
медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать
рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Подготовка
к
тестированию.
Перед
предъявлением
теста
экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно
продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и
дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых
показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка»
во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то
рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во
время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной
обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться
к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия,
поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска
альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде
увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и
объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями,
карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано.
Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы
или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах
учащихся. Оптимальный размер группы – 10 - 12 человек
Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением
инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–
20 минут.
При
тестировании
дошкольников
и
младших
школьников
экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для
помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен
объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и
создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать
следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от
конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от
предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо
вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все
ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему
воображению и вам это понравится».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это
учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились
ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать
проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные
промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То

же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень
важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все,
на что вы способны».
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной
инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый
испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей
инструкции:
«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют
от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их
различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать
что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не
сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так,
чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.
Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо
использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут
вопросы, молча, поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые
разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы
добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы
или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто
другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к
ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и
напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо
предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже
небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и
валидизации текста.
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание
вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все
рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то
детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка
создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше
нравится, как вам удобнее».
Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к
выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь
ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов!
Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего
количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и
непринужденные отношения с детьми.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы,
некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую

страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с
заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя
секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы
быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам,
выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не
сможете их надежно оценить.
Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при
тестировании младших школьников и дошкольников.

№ группы ____Ф. И. __________________________ возраст_______

Приложение 2.

Диагностические задания для обучающихся
(промежуточная аттестация)
№ группы ____ Ф. И. _________________________________ возраст____
1. Определите цвета радуги по-порядку.
а) красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый.
2. Из предложенных цветов выберите те, которые относятся к основным?
а) синий

б) красный

в)жёлтый

г)зелёный

3.Какой цвет относятся к тёплой гамме?
а)желтый

б) синий

в) фиолетовый

г) зеленый

4.Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет.
5.Один из жанров изобразительного искусства, посвящённый изображению
предметов обихода, снеди, цветов и пр.
а) натюрморт
б) анималистический
в) батальный
6. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством
которого является цвет.
а) графика;
б) живопись;
в) скульптура;
г) ДПИ.
7. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:
а) живописи
б) скульптуры
в) графики
8.Композиция – это…

А) чередование изобразительных
элементов
Б) соединение отдельных частей в единое целое
В) жанр в изобразительном искусстве
9. Сгруппируй материалы: гуашь, глина, акварель, уголь, пастель, масло,
темпера, мрамор, металл, карандаш, гипс, сангина. Запишите в нужную
строку.
Живописные материалы:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
10.Что относится к средству выразительности в графике?
А) пятно Б) объем В) форма Г) линия
11. Кто является всемирно известным мастером графического искусства?
А) Альбрехт Дюрер Б) Алексей Саврасов В) Клод Моне Г) Исаак Левитан
12.Чему учат правила перспективы?
а) передавать объём;
б) отображать на плоскости глубину пространства;
в) правильно рисовать графическими материалами.
13. Техника живописи и рисования, использующая прозрачные
водорастворимые краски.
а) акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.
14. Государственная Третьяковская галерея находится в:
а) Санкт-Петербурге
б) Волгограде
в) Москве

Тема творческой работы в рамках промежуточной аттестации:
1. Пейзаж – большой мир.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».