программа Графика

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа детского объединения ДПИ «Графика» имеет
художественную направленность. Настоящая программа предполагает
создание условий для развития художественно-творческих способностей,
социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации
личности обучающихся через овладение практическими умениями и навыками
работы с различными материалами.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения
обучающиеся получают знания о графических видах искусства, простейших
закономерностях строения, о линейной и воздушной перспективе, различных
новых техниках, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,
рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у
обучающихся
трудовой
и
творческой
активности,
воспитании
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи.
Отличительные особенности программы предполагают сотворчество
педагога и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Адресат программы дети в возрасте от 10 до 15 лет. На занятиях
предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
детей.

Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень освоения содержания программы – ознакомительный. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Всего – 72 часа в год.
Форма обучения - очная
Режим занятий. Занятия проводятся с группой детей до 10-12 человек.
Длительность и количество занятий: по 2 часа (по 40 минут с перерывом 10
минут) один раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Учебный год
начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая. Обучение начинается с
комплектования группы в период с 1 по 14 сентября и заканчивается 31 мая.
Занятие групповое с ярко выраженным индивидуальным подходом проводятся со всей группой одновременно.
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных
и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Форма организации деятельности детей: Программа «Графика»
предусматривает чередование занятий индивидуального практического
творчества обучающихся и занятий коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуальноколлективная работа (каждый выполняет свою часть для общей композиции).
Программа может реализовываться с использованием сетевого
взаимодействия.
Основная цель программы: приобщение через изобразительное
творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование
творческой и созидающей личности.
Задачи программы:
Образовательные:
• сформировать представления о видах и жанрах изобразительного
искусства,
• расширить знания о разнообразных средствах и способах изображения,
• сформировать практические навыки использования различных техник
изображения.
Развивающие:
• развивать у детей внимание, память, фантазию, воображение,

• развивать моторику, гибкость рук и глазомер,
• развивать художественный вкус,
• развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на предметы искусства,
бережное отношение к окружающему миру, основанного на понимании
красоты и гармонии,
• воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю,
• воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.
В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и
гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Содержание программы:
Учебный план
Название раздела,
Количество часов
Форма
№
темы
аттестации /
контроля
всего теория практика
Раздел 1 Вводное в программу
2
1
1
Тема 1.1
Раздел 2
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Тема 2.6
Тема 2.7

Вводное
занятие.
Инструктаж.
Входящая диагностика.
Декоративная графика
«Введение».
«Графическое
декорирование»
«Декоративные схемы»
«Декоративный
натюрморт»
«Декоративная
композиция»
«Декоративное решение
силуэтов»
«Композиция с
яблоком».
«Декоративный
натюрморт»

тест

2

1

1

26

4

22

-

2

1

1

Творческая
работа

2

2

4

1

3

4

-

4

4

1

3

4

1

3

2

-

2

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

(оверлеппинг)
Тема 2.8
Раздел 3

«Декоративная
композиция»
(оверлеппинг)
Печатная графика

Тема 3.1

«Мелковой граттаж»

Тема 3.2

Раздел 4

«Синтез
печатных
технологий
в
подарочных
изделиях
(магнит, календарь)
«Гравюра на картоне»
Промежуточная
аттестация.
Цветная графика

Тема 4.1

«Тюльпаны»

Тема 4.2

«Натюрморт»
(оверлеппинг)
«Декоративная
композиция»
«Подводный
(триада)
Рисунок

Тема 3.3

Тема 4.3
Тема 4.4
Раздел 5
Тема 5.1
Тема 5.2
Тема 5.3
Тема 5.4

мир»

Перспектива
геометрических тел
Натюрморт с
геометрическими
предметами
«Закономерности в
строении деревьев. Как
рисовать деревья?»
«Рисунок леса»

Раздел 6

Бумагопластика

Тема 6.1

«Киригами»
Аттестация по итогам
завершения программы

Всего

4

-

4

Творческая
работа

10

3

7

-

2

1

1

4

1

3

4

1

3

Творческая
работа, тест

16

2

14

-

4

1

3

4

-

4

4

-

4

4

1

3

12

2

10

2

1

1

4

-

4

2

-

2

4

1

3

6

1

5

6

1

5

72

13

59

Творческая
работа
Творческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

Содержание учебного плана:
№

Название темы

1

Вводное занятие.
Инструктаж. Входящая
диагностика.

2

«Введение»
«Графическое
декорирование»
«Декоративные схемы»

3

4

5

6
7

8

Содержание
Вводное занятия
Беседа о правилах поведения на занятиях. Инструктаж
по технике безопасности, проведение рисуночного теста
на выявление способностей к изодеятельности.
Декоративная графика
Знакомство с декоративной графикой, понятиями
дудлинг, зентангл
Выполнение схем в технике дудлинг,зентангл

«Декоративный
натюрморт»

Изображение реальной постановки с исключением
реалистического изображения (воздушной
перспективы, материальности)

«Декоративная
композиция»

Выполнение композиции в технике дудлинг, зентангл

«Декоративное решение
силуэтов»
«Композиция с яблоком».

«Декоративный
натюрморт»
(оверлеппинг)

Картина-натюрморт в технике «Аля-прима».
Выполнение натюрморта.
Используя только два цвета – черный, белый, с
помощью линий, точек и пятен изображают яблоко
Знакомство с понятием, видами и приемами
декоративной композиции «оверлеппинг»
выполнение натюрморта из стилизованных предметов

Оборудование и
материалы

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

Бумага, карандаш

2

Групповая

2

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

бумага, черная
гелевая ручка или
линер
бумага, черная
гелевая ручка или
линер разной
толщщены
бумага, черная
гелевая ручка или
линер разной
толщены
бумага, черная
гелевая ручка или
линер
тушь или черная
гуашь, бумага, кисть
тушь или черная
гуашь, бумага, кисть,
черная гелевая ручка
или линер
тушь или черная
гуашь, бумага, кисть

4

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

4

9

«Декоративная
композиция»
(оверлеппинг)

10

«Мелковой граттаж»

11

«Синтез
печатных
технологий в подарочных
изделиях»
(магнит,
календарь)
«Гравюра на картоне»
Промежуточная
аттестация.

12

13

«Тюльпаны»

14

«Натюрморт»
(оверлеппинг)

15

16

17

Работа в технике оверлеппинг, создание стилизованной
композиции - используя наложение предметов друг на
друга и членение поверхности
Печатная графика
Знакомство с техникой «граттаж», выполнение
композиции
Знакомство с печатными технологиями, изготовление
магнита, календаря
Знакомство с понятиями линогравюра, ксилография,
офорт, литография.
Работа над композицией, отпечаток
Проведение тестирования.
Цветная графика
Используя элементы из техники дудлинга рисуем
тюльпаны

Работа в технике оверлеппинг, создание стилизованного
натюрморта - используя наложение предметов друг на
друга и членение поверхности
«Декоративная
Работа в технике оверлеппинг, создание композиции композиция»
используя наложение предметов друг на друга и
(оверлеппинг)
членение поверхности
«Подводный
мир»
Составление композиции, работа в сочетании трех
(триада)
основных или составных цветов, где цвета между собой
не смешиваются (или редко смешиваются)
Рисунок
Перспектива
Знакомство с трехмерным изображением объектов,
геометрических тел
законы линейной перспективы

тушь или черная
гуашь, бумага, кисть
Восковые мелки,
воск, бумага, черная
гуашь, кисть,
зубочистки
бумага для принтера,
принтер, цветной
компьютер
Картон, валик,
ножницы, бумага,
краска (гуашь,
акрил, масляная
краска) черная
гуашь, кисти,
бумага, линер или
гелевая ручка
гуашь, кисти, бумага
гуашь, кисти, бумага
гуашь, кисти, бумага

Бумага, карандаш
т,м

4

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

4

Индивидуальногрупповая

2

Индивидуальногрупповая

18
19
20

21

Натюрморт с
геометрическими
предметами
«Закономерности в
строении деревьев. Как
рисовать деревья?»
«Рисунок леса»

«Киригами»
Аттестация по итогам
завершения программы

Изображение постановочного натюрморта

Бумага, карандаш
т,м

4

Индивидуальногрупповая

Изображение объема в природных формах (ствол
дерева), структуры коры дерева (передача фактурности)

Бумага, карандаш
т,м

2

Индивидуальногрупповая

Изображение свето-воздушную среду лесного
пространства. Передача тональных отношений,
перспективы, обобщение мелких деталей в массы
большого, среднего и малого размера
Бумагопластика
Знакомство с техникой «киригами». Правила
прорезания, изготовление открыток

Бумага, карандаш
т,м

4

Индивидуальногрупповая

6

Индивидуальногрупповая

Итого: 72 часа

Картон, плотная
бумага, ножницы,
резак

Планируемые результаты:
В результате изучения программы «Графика» должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
прохождения программы:
▪ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
▪ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
▪ сформированность потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру;
• воспитанность трудолюбия, терпения, воли, усидчивости.
Метапредметные результаты:
• развитие воображения, фантазии, памяти,
• развитие моторики, гибкости рук и глазомера,
• умение работать в группе, уступать, доброжелательно относиться к
другим обучающимся,
• умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий.
Предметные
результаты
характеризуют
опыт
обучающихся
в
художественно-творческой деятельности,
который приобретается и
закрепляется в процессе освоения программы:
• знание видов художественной деятельности;
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• знание разнообразных средств и способов изображения;
• применение художественных знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками графики, моделирования из бумаги, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
• изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры, народных традиций.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебны
х дней

Количест
во
учебных
часов

1 год

15.09.2025

31.05.2026

36 недель

36 дней

72 часа

Режим
занятий

1 раз в
неделю по 2
занятия,
продолжител
ьность
каждого 40
мин.

Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение. Данная программа может быть реализована
педагогом дополнительного образования, владеющего специальными
знаниями в области изобразительного искусства.
Материально-технические условия. Детское объединение «Графика»
располагается в кабинете, который обеспечен соответствующей мебелью:
рабочими столами, стульями, столом для руководителя.
Для полноценной реализации программы необходимы: компьютер и
проектор; материалы и инструменты: бумага для акварели и рисования
формата А4, А3, А1, краски акварельные и гуашь, художественные кисти,
стаканы-непроливайки, палитра, краски, маркеры, цветные карандаши,
пастель, графитные карандаши, точилки для карандашей, ластик, гелевые
ручки, клей, ножницы, клеенка для столов, фартуки клеенчатые, подставки
для письменных принадлежностей, салфетки влажные и бумажные.
Для обучения с применением дистанционных образовательных
технологий используются технические средства, а также информационнотелекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи
указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые
образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Методические и информационные материалы. Инструкция по ТБ,
методическая литература, фото и видеоматериалы, дидактические материалы
(таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы и др.)
мультимедийные презентации, конспекты учебных занятий, в том числе
разработанные автором, интернет источники.
Методы и приемы обучения:

1)
По
источнику
получения
знаний:
наглядные
(показ
демонстрационных
работ,
изображений),
практические
(показ
последовательности работы), словесные (объяснения, беседы, и другие).
2) По уровню деятельности учащихся:
- информационно-рецептивный метод (приемы: рассматривание,
наблюдение, показ на классной доске примерных вариантов композиций
последовательность выполнения композиции),
- репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление
ранее полученных знаний и навыков. Он включает в себя: прием повтора;
выполнение формообразующих движений рукой,
- исследовательский метод направлен на развитие у обучающихся
самостоятельности, фантазии и творчества,
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в
открытии нового в собственном творчестве.
С целью заинтересованности обучающихся и снятия напряжения
используются следующие методы: игра, просьба о помощи, поощрение,
физминутка.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Здоровьесберегающие технологии;
- Технология эмоционального погружения
-Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения,
коллективной творческой деятельности;
-Технология развивающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка обучающихся к работе на занятии.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и
вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют
самостоятельно.
3. Творческая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание,
над чем поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.

Формы аттестации. В процессе освоения программы проводится
текущий контроль в форме опроса, беседы, наблюдения. Промежуточная
аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития
детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах освоения программы,
проводится в январе месяце в форме тестирования, выполнения творческой
работы. Формой аттестации по итогам завершения программы является
выставка детских работ и оценка участия в конкурсах различных уровней. Они
позволяют детям проявить наиболее полно свои творческие способности,
показать свои знания, умения и навыки, полученные по результатам освоения
программы «Графика». Также в начале реализации программы проводится
входящий мониторинг, с целью оценивания первоначальных знаний, умений и
навыков детей.
Формы контроля и аттестации:
1.Входящий мониторинг проводится в начале учебного года с целью
выявления уровня подготовки обучающихся. Форма проведения: беседа
(проверяются имеющиеся знания, представления детей и интерес к данному
виду деятельности), тест креативности Торранса (проверяются творческое
воображение и креативность мышления), творческая работа «Рисунок на
свободную тему» (проверяются умения и навыки) на вводных занятиях.
(Приложение №1)
2.Промежуточная аттестация проводится один раз в год в январе. Форма
проведения: тестирование, творческая работа (Приложение №2)
3.Аттестация по итогам завершения программы проводится после
завершения всей программы с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления и систематизации знаний, умений и
навыков по программе. Форма проведения: итоговая творческая выставка.
Оценочные материалы. Оценивание уровня развития творческих
способностей обучающихся, а также результатов освоения программы
«Графика» происходит с помощью диагностических тестов, выполнения
творческих работ, анализ которых позволяет отследить результативность
образовательной программы.
Критерии оценки уровня освоения программы.
Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе
анализа и оценки выполненных работ. Для каждого обучающегося
конкретными показателями его успехов являются:
- возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и
педагогом, и детьми;
- скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов
их успешного выполнения;
- активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях;
- оригинальность предлагаемых художественных решений;
- умение довести работу именно до изначально запланированного результата,
не останавливаясь на промежуточном решении.

Оценка производится в соответствии с уровнями развития:
- высокий уровень (качество ярко выражено);
- средний уровень;
- низкий уровень.
Критерии оценки диагностических тестов.
Результативность по теоретической части:
6-7 правильных ответов - «высокий уровень»,
4-5 правильных ответов - «средний уровень»,
3 правильных ответа - «низкий уровень».
Результативность по практической части:
Результаты диагностики представлены тремя уровнями.
«Высокий уровень» предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого
графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
«Средний уровень» допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
«Низкий уровень» предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Список литературы:
1.
Анна Колядыч, «Гуашь за 4 простых шага». Россия: «Бомбора», 2021.
2.
«Полный курс рисованию» перевод с английского А.Степановой. –
Москва: Издательство АСТ, 2022.
3.
«Картины великих художников» перевод с французского Николаенко
В.В. – Москва: Издательство АСТ, 2022.

Приложение 1.
Тест креативности Торранса
(входящая диагностика)
Краткий тест. Фигурная форма.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста
креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест
фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности
детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов
школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в
виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень

медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать
рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Подготовка
к
тестированию.
Перед
предъявлением
теста
экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно
продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и
дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых
показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка»
во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то
рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во
время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной
обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться
к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия,
поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска
альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде
увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и
объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями,
карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано.
Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы
или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах
учащихся. Оптимальный размер группы – 10 - 12 человек
Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением
инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–
20 минут.
При
тестировании
дошкольников
и
младших
школьников
экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для
помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен
объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и
создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать
следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от
конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от
предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо
вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все
ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему
воображению и вам это понравится».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это
учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились
ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать
проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные
промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То
же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень

важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все,
на что вы способны».
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной
инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый
испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.
Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих
сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и
раздадите детям листы с уже заполненными графами.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей
инструкции:
«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют
от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их
различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать
что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не
сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так,
чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.
Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо
использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут
вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые
разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы
добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы
или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто
другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к
ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и
напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо
предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже
небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и
валидизации текста.
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание
вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все
рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то
детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка
создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше
нравится, как вам удобнее».
Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к
выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь
ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов!
Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего
количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и
непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы,
некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую
страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с
заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя
секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы
быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам,
выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не
сможете их надежно оценить.
Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при
тестировании младших школьников и дошкольников.

№ группы ____Ф. И. __________________________ возраст_______

\
Приложение 2.
Диагностические задания для обучающихся
(промежуточная аттестация)
№ группы ____ Ф. И. _________________________________ возраст____
1)Что относится к средству выразительности в графике?
А) пятно Б) объем В) форма Г) линия
2)Что относится к станковой графике?

А) шелкография Б) рисунок В) гравюра Г) иллюстрация
А) монотипия Б) виньетка В) офорт Г) литография
5)Кто является всемирно известным мастером графического искусства?
А) Альбрехт Дюрер Б) Алексей Саврасов В) Клод Моне Г) Исаак Левитан
7)Используется ли в графическом искусстве цвет?
А) используется как вспомогательное средство выразительности
Б) да, цвет играет важную роль в графическом искусстве
9)Уникальная графика - это
А) произведения, созданные с использованием авторских печатных форм
Б) произведения, созданные в единственном экземпляре
10)Что означает от греческого «grafo»?
А) рисую Б) изображаю В) вырезаю Г) пишу
12)Когда зародилось графическое искусство?
А) во времена наскальной живописи Б) в средние века В) в 17 – 18 веках Г) в 19 веке
13)Что является главной отличительной чертой графического рисунка?
А) штриховка Б) контраст двух или нескольких цветов
14)является ли акварель инструментом для создания графического рисунка?
А) да Б) нет
16)Длительный рисунок, выполненный с целью обучения рисованию - это
А) творческий рисунок
Б) академический рисунок
Тема творческой работы в рамках промежуточной аттестации:
1. Декоративная композиция


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».