Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Браво» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от
31.03.2022;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Бейский Центр детского творчества»;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
муниципального
бюджетного учреждения
дополнительного
образования «Бейский Центр детского творчества».
Программа представляет широкие возможности для ознакомления с
различными профессиями и ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству, раскрываются следующие направления и разделы:
театральная игра; культура и техника речи; основы театральной культуры;
актерское мастерство; элементы грима, позволяющие преодолевать пространство
и время, сочетая возможности нескольких видов искусств, что обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим
искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу
чувств, будят соучастие, сострадание.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного
вкуса и творческих способностей.
Актуальность. Программа помогает раскрыть творческие способности и
даёт возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.
Театр - искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий
коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у детей такие
ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту
настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Личность
современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому
актуальным является разнообразное использование театрального творчества
детей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии
творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической
точки зрения важен не только сам факт развитие личности, но и формирование ее
духовных запросов. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может
пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит –
задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди,
зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь
дорогим и важным в жизни.
Отличительная особенность, новизна. Знакомство ребенка со сценическим
действием происходит в процессе игры. Занятия учат детей общаться друг с
другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание
театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в
присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание,
мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей
качества интересного и веселого труда.
Адресат программы – дети в возрасте от 14 до 17 лет, интересующиеся
театральным искусством. Обучающиеся набираются по желанию. Число детей в
объединении 15 человек.
Уровень освоения программы – ознакомительный
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут, перерыв 10 минут.
Форма организации деятельности детей: групповая.
Форма организации образовательно процесса: традиционная.
Цель программы: создание условий для развития социальных,
интеллектуальных, творческих интересов обучающихся, самореализации личности, через обучение театральному искусству.
Задачи программы:
Образовательные:
− научить теоретическим и практическим знаниям и навыкам в области
театрального искусства;
− сформировать представления о видах и жанрах театра;
− сформировать интерес к театральному искусству;
− научить навыкам чтения наизусть стихотворного текста, скороговорок,
правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
− ознакомить с историей театрального искусства.
Развивающие:
− развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное
и логическое мышление;
− развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляция,
сила голоса;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов, речевой аппарат и
пластическую выразительность движений;
− развивать творческие способности, инициативы, фантазию.
Воспитательные:
− приобщать к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству;
− воспитать духовно – нравственные качества;
- воспитать культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
- воспитать чувства ответственности, взаимоуважения и взаимовыручки в
коллективе;
− воспитать потребность в постоянной работе над своей личностью, над образом.
Методы контроля и управления образовательным процессом:
входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация
по итогам реализации Программы.
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также
для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится
на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения
программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления
образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на
отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце.
Виды контроля
Формы контроля
Входящий мониторинг, проводится в опрос (диагностическая карта)
начале года (на первом занятии)
сентябрь
Текущий контроль, проводится в опрос, наблюдение, практическое
течение года
задание, игра
Промежуточная аттестация, проводится театральные миниатюры, тест
в середине года (январь)
Подведение
итогов
реализации показ спектакля
программы (аттестация по итогам
завершения программы) проводится в
конце учебного года (май)
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
посещение театров;
творческие мастерские, мастер-классы;
показ спектакля;
проведение досуговых мероприятий для сверстников;
участие в театральных фестивалях.
С целью развития личности, социализации детей, воспитания духовно –
нравственных ценностей с детьми проводятся беседы, обучающиеся
привлекаются к участию в социальных и патриотических акциях и мероприятиях.
Планируемые результаты
Предметные результаты: в результате освоения программы обучающиеся
должны:
- знать общие театральные понятия (словарь театральных терминов);
- знать основы актерского мастерства (восприятие, внутреннее видение,
сценическое действие);
- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля;
- знать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.);
- уметь чётко произносить в разных темпах 5 - 6 скороговорок;
- знать основы художественного оформления (декорация, свет, музыкальное
сопровождение, реквизит, костюм);
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении, в разных
позах, с разными интонациями.
Личностные результаты: у обучающихся:
- сформированы духовно – нравственные качества;
- сформировано положительное отношение к искусству, культурным ценностям,
своей стране;
- сформировано доброжелательное отношение к другим обучающимся, чувство
ответственности и уважения.
Метапредметные результаты:
− развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, образное
и логическое мышление;
− развитие речевых характеристик голоса: правильное дыхание, артикуляция,
сила голоса;
- развитие дикции, речевого аппарата;
− развитие творческих способностей, инициативы, фантазии;
- развитие стремления организовывать свое свободное время с пользой, участвуя в
культурных мероприятиях, концертах и другое.
В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются
желание работать в коллективе, умение устанавливать дружеские отношения,
познание о театре, повысится познавательная активность, улучшатся
интеллектуальные способности, сформируется осознанный интерес к
театральному искусству.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
4
Теория
1
Практика
3
1
Вводная часть
2
История театра. Театр как
вид искусства
4
3
1
3
Театральное закулисье
4
3
1
4
Сценическая речь
18
6
12
5
Актерское мастерство
12
4
8
Формы
аттестации/контроля
Входящий
мониторинг: опрос
Текущий контроль:
игры, наблюдение
Текущий контроль:
наблюдение,
творческая работа
Текущий контроль:
наблюдение,
практическое задание
Текущий контроль:
наблюдение, игра
Промежуточная
6
Работа над постановкой
20
4
16
7
Организация
досуговых
мероприятий
8
2
6
8
Итоговое занятие
2
Итого:
72
2
23
аттестация:
театральные
миниатюры
Текущий контроль:
наблюдение,
практическое задание
Текущий контроль:
наблюдение,
практическое задание
Подведение итогов
реализации
программы: показ
спектакля
49
Содержание программы:
Раздел 1.Вводная часть – 4 часа
Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения.
Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного
выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со
спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства – 4 часа
Теория: виды театра, театральные жанры. Знакомство с произведениями
великих драматургов мира. Место театра в жизни общества. Как устроен театр.
Практика:
использование
имеющегося
художественного
опыта
обучающихся; творческие игры; рисование плакатов для закрепления
представлений о театре как виде искусства.
3. Театральное закулисье – 4 часа
Теория: знакомство с сценографией, театральными декорациями и
бутафорией, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением.
Практика: творческая мастерская: «Грим любимых героев»
4. Сценическая речь – 18 часов
Теория: роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.
Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена
речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его
силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», «Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный
фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы»,
«Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
Отработка выразительности речи. Работа над интонацией.
5. Актерское мастерство – 12 часов.
Теория: понятие «актерское мастерство». Организация внимания,
воображения, памяти. Понятие «сценическое действие», элементы сценического
действия: бессловесные, словесные. Связь словесных и бессловесных действий.
Логика действий. Составные образа роли. Знакомство с правилами выполнения
упражнений. Знакомство с правилами игры.
Практика: Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков.
Коллективные коммуникативные игры. Тренинги на внимание: «Поймать
хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало»,
«Театральная мозаика», «Алфавит театральный», «Показ мод». Упражнения на
выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся»,
«Мини – история для одного актера», «Мини-истории для двух актёров»,
«Улитка и заяц».
Игры на развитие чувства пространства и актерского взаимодействия
«Суета», «Король», «Салют», «Марионетка», «Снежки» и другие.
Практическое освоение словесного и бессловесного действий. Упражнения
и этюды. Промежуточная аттестация: театральная миниатюра.
6. Работа над постановкой – 20 часов.
Теория: выбор произведения или главной темы для постановки спектакля.
Определение жанра, осмысление сюжета, выделение основных событий.
Практика: работа за столом, чтение, общий разговор о замысле спектакля.
Анализ по событиям. Определение мотивов поведения, целей героев. Выявление
характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над
отдельными эпизодами. Творческие пробы. Распределение ролей. Работа над
созданием образа, выразительностью, характером персонажа. Репетиция
отдельных сцен, картин. Изготовление реквизита, декораций, костюмов. Выбор
музыкального оформления. Репетиции. Показ спектакля для малой группы.
Анализ показа спектакля.
7. Организация досуговых мероприятий - 8 часов
Теория: знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Разработка сценариев.
Практика: понятие «Праздник». Учет возрастных особенностей при
разработке праздника. Виды праздников, их особенности и характеристики.
Алгоритм подготовки и проведения. Профессии, которые «делают» праздник.
Определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика подбора игр и
разработка правил проведения праздника. Музыкальное, художественное,
техническое оформление. Сценарий, понятие, правила работы с ним, этапы
работы. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.
Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».
Подбор материала. Разработка сценария. Определение ролей. Репетиции.
Реквизит. Музыкальное и звуковое сопровождение. Выступление. Анализ.
8. Итоговое занятие – 2 часа
Практика: Показ спектакля для родителей. Подведение итогов. Аттестация
по итогам завершения программы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучени
я (или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программ
е
Дата
окончани
я
обучения
по
программ
е
Всего
учебны
х
недель
Всего
учебны
х дней
Количеств
о учебных
часов
Режим занятий
1 год
15.09.202
5
31.05.202
6
36
36
72
1 раз в неделю по
два занятия,
продолжительност
ь каждого 40 мин.
Методическое обеспечение программы
Теоретические и практические занятия проводятся с применением
дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы,
презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
словесные (объяснение, беседа, рассказ); наглядные (объяснительноиллюстративный, показ, демонстрация приемов работы); практические (частичнопоисковый, проблемный, игровой); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов,
художественные впечатления).
Формы проведения занятий с обучающимися: игра, диалог, слушание,
импровизация, тренинги, репетиции, занятия малыми группами (3-5 человек),
спектакль, досуговые мероприятия.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые,
групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной
творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения).
Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская,
творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой
мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок.
Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может
привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание
уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики,
координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы.
Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения,
динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми
учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое
внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям,
проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение
новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; —
учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев,
поощрять оценивание работы самими учащимися.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована
педагогом дополнительного образование, владеющим навыками театрального
искусства.
Материально – техническое обеспечение: помещение для репетиционных
занятий, оборудованных столом для педагога – 1, стульями для педагога – 1 и для
обучающихся - 15.
Оборудование, материалы: ноутбук - 1, звуковые колонки - 2, музыкальные
фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов, декорации,
необходимые для работы над созданием театральных постановок.
Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-,
фото - материалы. Интернет–источники. Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Оценочные материалы
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные
материалы с учётом программы театрального объединения.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся (ЗУН)
Высокий уровень
Теоретические
знания
Практические
умения
Знают
поведения в
и жанры
искусства,
термины и
их в р е ч и .
Средний уровень
правила
театре, виды
театрального
театральные
используют
Низкий уровень
Знают
правила
Затрудняются
назвать
поведения в театре, правила
поведения
в
путаются в видах и театре, виды и жанры
жанрах
театрального театрального
искусства,
искусства,
частично театральные термины.
владеют театральной
терминологией
Грамотная
речь,
Грамотная
правильное построение
речь,
Не слов, предложений,
проявляет чѐткое прои
Дает
подробные не всегда правильное
интерес к театральной
словесные
построение
слов,
деятельности,
речь
характеристики
предложений,
характеризуется
героев в постановках,
произношение
букв
ошибками
в
проявляют инициативу,
не всегда
чѐткое.
построении
слов
в
согласованность
Дает
частичные
предложении,
не
действий с партнѐрами.
словесные
чѐткое произношение букв,
Владеет навыками
характеристики
затрудняется
давать
актерского мастерства, с
героев в постановках,
характеристики
своих
легкостью справляется с
не всегда проявляет
героев, пассивен на всех
заданием, эмоционален,
инициативу. Не в
этапах работы, не владеет
передает характер,
полном объеме владеет
навыками
актерского
движения заданного героя. навыками актерского
мастерства,
при
мастерства, требуется
выполнении
задания
небольшая помощь при
требуется
постоянная
выполнении заданий со
помощь педагога.
стороны педагога, не
полностью передает
характер и движения
заданного героя.
Контрольно-измерительные материалы для
проверки теоретических знаний
Театральный тест
Вопрос 1
С чего начинается театр? А) с вешалки
Б) с покупки билета В) с тапочек
Вопрос 2
Кто пишет пьесу? А) поэт
Б) журналист В) писатель
Вопрос 3 Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю?
А) оркестр Б) музыканты В) театралы
Вопрос 4 Первый ярус зрительного зала в театре?
А) Бельэтаж
Б) Портер
В) Амфитеатр
Вопрос 5
Места в зрительном зале, расположенные за портером? А) Бельэтаж
Б) Портер
В) Амфитеатр
Вопрос 6
Исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино? А) Бутафор Б) Сценарист В)
Актер
Вопрос 7
Создатель литературной основы будущих постановок в театре? А) Драматург Б) Режиссер
В) художник
Вопрос 8
Элементы декорационного оформления спектакля? А) Кулисы Б) эскизы В) декорация
Вопрос 9
Выразительные средства сценографии? А) Композиция Б) Свет
В) Пространство сцены
Вопрос 10
Виды сценического оформления? А) изобразительно – живописный Б) Архитектурно конструктивный В) художественно – образный
Вопрос 11. Нужно ли приходить в театр заранее.
А) Нужно Б) Не нужно
Вопрос 12. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе.
А) Можно Б) Нельзя
Вопрос 13. Ваши места расположены в середине зала. Надо ли пораньше занять свои
места, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей.
А) Надо пораньше занять свои места, расположенные в середине зала
Б) Не надо пораньше занимать свои места, расположенные середине зала
Вопрос 14. Вид комедии положений с куплетами и танцами
А) Водевиль Б) Драма В) Мелодрама
Вопрос 15. Один из ведущих жанров драматургии
А) Водевиль Б) Драма В) Мелодрама
Практические умения определяются в ходе исполнения детьми театральных миниатюр в
рамках промежуточной аттестации на свободную тему.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В.
Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
Список литературы
1.
Альшиц Ю.Л. Тренинг Forever / Ю.Л. Альшиц. - М.: Изд-во ГИТИС, 2017. - 54 с.
2.
Бруссер А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов / А.М. Бруссер. - М.: ВЦХТ, 2017. - 112 с.
3.
Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. - М.:
Издательский центр "Академия", 2017. - 240 с.
4.
Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э.В. Бутенко. - М.:
ВЦХТ, 2017. - 160 с.
5.
Вилькин А.М. Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную
тему/ А.М. Вилькин. - М.: ВЦХТ, 2017. - 176 с.
6.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие /
Н.А.Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 208 с.
7.
Гааз Э.П. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе/ Э.П.
Гааз. -М.: ВЦХТ, 2017. - 144 с.
№ п/ Тема занятия
п
1.
Вводная часть
Календарно-тематический план
Месяц Кол-во Формы занятий Формы контроля
часов
сентябрь
4
Беседа, просмотр
Входящий
видеофильма мониторинг: опрос
2.
История театра. Театр как сентябрь
вид искусства
октябрь
4
3.
Театральное закулисье
октябрь
4
4.
Сценическая речь
октябрь
ноябрь
декабрь
18
5.
Актерское мастерство
декабрь
январь
12
6.
Работа над постановкой
февраль
март
апрель
20
апрель
май
8
май
2
7.
8.
Организация
досуговых
мероприятий
Итоговое занятие
Беседа,
Текущий
практическая
контроль: игры,
работа, игра
наблюдение
Беседа, творческая
Текущий
мастерская
контроль:
наблюдение,
творческая работа
Беседа,
Текущий
импровизация,
контроль:
практическая
наблюдение,
работа
практическое
задание
Беседа, тренинги,
Текущий
контроль:
показ миниатюр,
наблюдение, игра
игра
Промежуточная
аттестация:
театральные
миниатюры
Беседа – диалог,
Текущий
практическая
контроль:
работа, слушание,
наблюдение,
репетиции,
практическое
спектакль
задание
Беседа – диалог,
Текущий
творческая
контроль:
мастерская,
наблюдение,
досуговое
практическое
мероприятие
задание
Спектакль
Подведение
итогов реализации
программы: показ
спектакля
12