Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа представляет широкие возможности для ознакомления с
различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства,
ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству.
Позволяет развивать важные способности - комбинировать, фантазировать,
составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить
мыслить и действовать творчески. Программа также направлена на развитие
трудолюбия, фантазии, творческой смекалки, изобретательности, на развитие мелкой
моторики рук, логического мышления, внимания, памяти и т.д., позволяет
формировать у детей интерес к изобразительному искусству, декоративноприкладному творчеству, рукоделию; готовить их к выполнению более сложных
работ.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная, предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение
детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа
преследует не только утилитарные цели (научить созданию конкретных работ,
декоративных изделий), но и позволяет развивать принципиально важные
способности: комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов
единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и творчески действовать. Одной из
задач современного дополнительного образования является закладывание
жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера человека,
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на
лучшие конечные результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и
опыт в дальнейшей жизни. Со стороны педагога – поддержка активности
обучающихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их
одаренности.
Отличительная особенность, новизна. Обучение по дополнительной
общеобразовательной программе «Арт - студия» - прекрасная возможность развития
творческого потенциала детей через творческое воображение и своё эстетическое
восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания, радости
созидания и открытия для себя чего-то нового. Особенностью данной программы
является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для
себя волшебный мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность. Занятия в кружке позволяют существенно
влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное
время обучающихся. Работа с бумагой, красками, бросовым материалом это самые распространенные виды изобразительного и декоративно –
прикладного искусства среди детей. Теоретическая часть включает краткие
пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из
нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы работы с
материалом. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до
конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать
экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и
хранить их. Особое внимание при реализации программы кружка уделено вопросам
безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для
развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической
деятельности.
Адресат программы – дети в возрасте от 10 до 17 лет, интересующиеся
изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной
диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте
становится личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов по программе – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и
аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся,
которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например,
Сферум); направляться по электронной почте.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Формы организации деятельности детей: групповая, в разновозрастных
группах, индивидуальная, с отдельными учащимися.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Арт - студия» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному искусству, обеспечивает развитие
творческих способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной
подготовки.
Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется
возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Форма реализации образовательной программы: Программа реализуется в
сетевой форме с участием Базовой организации (Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества» и
организации – участника (Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Кирбинская средняя общеобразовательная школа»). Базовая
организация самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Арт - студия». Базовая
организация и организация участник сотрудничают в рамках договора о сетевой
форме реализации образовательных программ, в которых указаны условия
реализации программы, права и ответственность сторон
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
- проведение мастер - классов в дошкольных учреждениях села,
общеобразовательных организациях, на районных и республиканских мероприятиях;
- участие в конкурсах изобразительного и декоративно – прикладного творчества
различных уровней,
- участие в районной выставке работ изобразительного и декоративно – прикладного
направления,
- участие в патриотических и социальных акциях.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей
обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развития самостоятельности анализа и мышления, воспитания любви и уважения к труду, любви к
родному краю и себе через изобразительное и декоративно – прикладное искусство.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами художественного и декоративно –
прикладного творчества;
- обучить детей безопасным приёмам работы с красками и различными инструментами;
- формировать навыки рисования и изготовления изделий в различных техниках.
Развивающие:
- способствовать развитию концентрации внимания;
- развить мелкую моторику рук;
- развить образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение, изобретательность, фантазию;
- сформировать умения применять полученные навыки в практической деятельности.
Воспитательные:
- формировать эстетический и художественный вкус,
- формировать усидчивость, терпение, аккуратность,
- воспитать потребность постоянного обращения к образам народной культуры;
- воспитать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
- воспитать дружеские чувства между членами коллектива;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать духовно - нравственные качества у детей.
Содержание программы:
Учебный план
Количество часов
№ п/п
Название раздела, темы
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие. Правила
техники безопасности.
Тема 1.2 Беседа «Мир декоративноприкладного и
изобразительного
искусства»
Раздел 2. Изобразительное
Всего Теория Практика
2
1
2
1
-
1
1
15
2
13
1
0,5
0,5
Формы
аттестации/
контроля
беседа
беседа
искусство. Гуашь
Тема 2.1
ТБ при работе с красками
Беседа,
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Тема 2.6
Работа с кистью - освоение
различных приёмов
Смешивание цветов получение новых оттенков
Текстуры - создание
различных фактур
Осенний пейзаж изучение техники
передачи осенних красок
Натюрморт «Дары
осени» - работа с
фруктами и овощами,
изучение формы и цвета
Горный пейзаж - работа с
перспективой и тоном
Выполнение
самостоятельной
творческой работы
Раздел 3. Изобразительное
1
0,5
0,5
2
1
1
2
-
2
2
-
2
7
-
7
15
3
12
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
практическая
работа
искусство. Акварель.
Гуашь
Тема 3.1
ТБ при работе с красками
2
Работа с кистью - освоение
различных приёмов
/акварель
1
1
опрос,
беседа
Тема 3.2
Цветы и растения - работа
с прозрачностью красок
/акварель
Монотипия - создание
отпечатков
4
1
3
2
0,5
1,5
Кляксография - работа с
каплями краски.
Тема 3.5 Набрызг - техника
разбрызгивания
Тема 3.6 Граттаж - процарапывание
рисунка
Раздел 4. Плетение из газетных
трубочек
Тема 4.1 Плетение из газетных
трубочек как вид
декоративно-прикладного
искусства. Материалы и
инструменты. ТБ
Тема 4.2 Технология скручивания
трубочек.
Тема 4.3 Виды плетения
2
-
2
2
-
2
3
0,5
2,5
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
19
2
17
1
1
-
беседа
1
-
1
2
-
2
практическая
работа
практическая
Тема 3.3
Тема 3.4
работа
практическая
работа
Творческая
работа, опрос
практическая
работа
Тема 4.4
Простое плетение.
2
-
2
Тема 4.5
Промежуточная
аттестация
2
1
1
Тема 4.6
Плетение корзинки, вазы
(по выбору)
11
-
11
Раздел 5. Изготовление картин из
различных материалов
Тема 5.1 Бросовый материал.
Изготовление
декоративного «коврика»
из фантиков. Освоение
приемов складывания.
Тема 5.2 Изготовление
декоративного «коврика»
из фантиков
Тема 5.3 Азбука джутовой
филиграни.
19
1,5
17,5
2
1
1
Беседа,
практическая
работа
8
-
8
практическая
работа
2
0,5
1,5
Тема 5.4
7
-
7
Беседа,
практическая
работа
практическая
работа
2
2
1
1
1
1
72
11,5
60,5
Изготовление панно из
джута «Хакасские
петроглифы»/ выбор уч-ся
Раздел 6. Итоговое занятие.
Тема 6.1 Проведение итогового
контроля. Выставка работ.
Аттестация по итогам
завершения программы.
ИТОГО
опрос, выставка
Содержание учебного плана
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ,
основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном
вся практическая деятельность основана на рисовании и изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния
здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических
работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять
полученные знания на практике по выполнению рисунков в различных техниках и
изготовлению творческих работ из различных материалов. На занятиях в процессе
труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и
личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного
отношения к инструментам, оборудованию в процессе работы.
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности.
Теория. Беседа, ознакомление детей с особенностями программы. Требования к
поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема 1.2 Беседа «Мир декоративно-прикладного и изобразительного искусства»
Теория. Виды ДПИ и ИЗО. Роль и значение.
Раздел 2. Изобразительное искусство. Гуашь
Тема 2.1 Теория. ТБ при работе с красками.
Работа с кистью - освоение различных приёмов.
Тема 2.2 Смешивание цветов - получение новых оттенков. Текстуры - создание
различных фактур.
Теория. Правила смешения цветов.
Тема 2.3 Осенний пейзаж - изучение техники передачи осенних красок.
Практика. Отработка техники работы с красками.
Тема 2.4 Натюрморт «Дары осени» - работа с фруктами и овощами, изучение формы
и цвета.
Практика. Отработка техники работы с красками.
Тема 2.5 Горный пейзаж - работа с перспективой и тоном.
Практика. Отработка техники работы с красками. Повторение/изучение правил
перспективы в изобразительном искусстве.
Тема 2.6 Выполнение самостоятельной творческой работы
Раздел 3. Изобразительное искусство. Акварель. Гуашь
Тема 3.1 ТБ при работе с красками
Практика. Работа с кистью - освоение различных приёмов /акварель
Тема 3.2 Цветы и растения - работа с прозрачностью красок /акварель
Тема 3.3 Монотипия - создание отпечатков
Теория. Технология выполнения рисунка в технике монотипия
Практика. Работа в технике монотипия
Тема 3.4 Кляксография.
Практика. Работа с каплями краски, выполнение творческого рисунка.
Тема 3.5 Набрызг - техника разбрызгивания.
Практика. Рисование в технике набрызг.
Тема 3.6 Граттаж - процарапывание рисунка
Практика. Последовательность работы. Работа с воском, крашение; процарапывание
рисунка.
Раздел 4 Плетение из газетных трубочек
Плетение из газетных
трубочек уникальный
вид декоративноприкладного искусства. Освоить его сможет каждый, да и материал всегда есть под
рукой. Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует
отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов,
используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из
газетных трубочек. Это - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и
захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время.
Тема 4.1 Плетение из газетных трубочек как вид декоративно-прикладного
искусства. Материалы и инструменты.
Теория. Плетение из газетных трубочек как вид декоративно-прикладного искусства.
Материал и инструменты, необходимые для плетения.
Тема 4.2 Технология скручивания трубочек.
Практика. Технология скручивания газетных трубочек.
Тема 4.3 Виды плетения.
Практика. Выполнение простого плетения,
Тема 4.4 Простое плетение.
Практика. Выполнение простого плетения,
Тема 4.5 Промежуточная аттестация
Тема 4.6 Плетение корзинки, вазы (по выбору).
Практика. Начало плетения корзинки, последовательность плетения корзинки.
Раздел 5. Изготовление картин из различных материалов
Работа с бросовым материалом является экологически направленным занятием.
Работа с яркими фантиками никогда не надоедает, пробуждает фантазию, отсылает к
истокам создания народных половичков из остатков ткани. Работа в технике
аппликации
Джутовая филигрань – основана на тех же принципах, что и металлическая. Из
джутовых нитей скручивают завитки, сооружают петельки. Скрученные элементы
укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить
любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на
основу. Она напоминает на филигрань из металла. В такой технике можно
изготовить и плоское изделие и объемное.
Тема 5.1 Бросовый материал. Изготовление декоративного «коврика» из фантиков.
Теория. Бабушкины половички.
Практика. Освоение приемов складывания.
Тема 5.2 Изготовление декоративного «коврика» из фантиков
Практика. Освоение приемов складывания и наклеивания элементов.
Тема 5.3 Азбука джутовой филиграни. Формы базовых элементов. Орнамент.
Теория. Формы базовых элементов. Орнамент.
Тема 5.4 Изготовление панно из джута «Хакасские петроглифы»/либо другое, на
выбор обучающихся.
Практика. Изготовление панно «Хакасские петроглифы».
Раздел 6. Итоговое занятие
Тема 6.1 Проведение итогового контроля. Выставка работ. Аттестация по итогам
завершения программы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- познакомятся с различными видами изобразительного искусства и декоративно –
прикладного творчества;
- будут знать основные приемы рисования,
- будут знать основные материалы, инструменты и освоят навыки работы с ними;
- обучатся правилам организации рабочего места, освоят ТБ;
- будут владеть начальными навыками и приемами работы с газетой и шпагатом,
- приобретут навыки рисования и изготовления изделий в различных техниках.
Личностные результаты:
- развитие умения сотрудничать со сверстниками, проявлять доброжелательность,
- воспитание организованности, ответственности, любви к творчеству;
- формирование художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности;
- развитие интереса к культуре своей Родины, национальным традициям, к истокам
народного творчества.
Метапредметные результаты:
- развитие мелкой моторики, внимательности, изобретательности,
- развитие креативного мышления, пространственного воображения, фантазии,
- развитие умения применять полученные навыки в практической деятельности.
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
1 группа
15.09.2025
31.05.2026
36
36
72
1 раз в неделю по
два занятия,
продолжительность
каждого 40 мин.
Формы аттестации:
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная и аттестация по итогам завершения
программы.
Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела,
темы в форме: беседы, опроса, практической работы.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, в виде творческой работы. Аттестация по итогам
завершения программы – проводится в конце учебного года, с целью определения
уровня образования, степени подготовленности к самостоятельной работе,
выявление наиболее способных и талантливых детей.
Аттестация по итогам завершения программы проводится в форме:
Выставка – показ изготовленных изделий – форма аттестации, которая
осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники исполнения
творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей детей. Выставка может быть персональной или коллективной по
разным направлениям дополнительного образования. Выставка является
инструментом поощрения учащихся.
Оценочные материалы
Содержание программы «Арт-студия» учитывает потребности обучающихся в
овладении данными видами изобразительного и прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в
том, что теоретические знания по выполнению каждого учебного элемента
художественного творчества и прикладного творчества закрепляются в
практическом выполнении готовых изделий и рисунках. Тем самым формируются
знания, умения, навыки и поддерживается творческая инициатива воспитанников,
что важно для детей любого возраста.
Задача образовательного процесса – развитие интереса к получению
определенных знаний, умений и навыков по предмету, для этого нужно определить
степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее
эффективные методы и средства обучения. С этой целью разработана система
мониторинга – это наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ
выставочных работ, викторины, игры и др.
Приложение 1.
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей,
образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (творческие конкурсы; создание
проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их
разрешению; организация самостоятельного поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
При реализации программы используются различные формы занятий:
выставки, мастер – классы, игры, конкурсы, открытые занятия, викторины.
Для более эффективной реализации программы используются групповые,
индивидуальные и коллективные формы организации образовательного процесса. В
процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также
индивидуальность в творческом развитии личности.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-творческих дел);
-Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения, коллективной
творческой деятельности;
-Игровые технологии.
Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов:
- журналы посещаемости;
- участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места).
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка учащихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют
самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены педагогом).
4. Книги по теме.
5. Заготовки эскизов.
6. Планы – конспекты занятий.
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение. Данная программа может быть реализована
педагогом дополнительного образования, владеющего специальными
знаниями в области изобразительного искусства и декоративно –
прикладного творчества.
Материально-технические условия. Детское объединение «Арт студия» располагается в кабинете, который обеспечен соответствующей
мебелью: рабочими столами, стульями, столом для руководителя.
Для полноценной реализации программы необходимы: компьютер и
проектор; материалы и инструменты: бумага для акварели и рисования
формата А4, А3, А1, краски акварельные и гуашь, художественные кисти,
стаканы-непроливайки, палитра, краски, маркеры, цветные карандаши,
пастель, точилки для карандашей, ластик, клей, ножницы, клеенка для
столов, фартуки клеенчатые, подставки для письменных принадлежностей,
салфетки влажные и бумажные, материалы для декоративно – прикладного
творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины»,
Ростов-на-Дону, 2009 г.
4. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
5. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.
6. Канзаши – японское рукоделие из лент. Мастер-классы для новичков,
издательство «Нобель-Пресс», 2013г.
7. Марьина Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
8. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990
9. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
10. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов, М.Просвещение,2006г.
11. Пушина Вера. Декоративные изделия в технике "джутовая филигрань"
Издательство: Феникс, 2016 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Показатели и критерии оценки результативности освоения
дополнительной общеразвивающей программы для промежуточной
аттестации
Показатель
Уровень
Теоретические
знания
низкий
Описание степени выраженности показателя
обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; знания по большей части
разделов фрагментарны; путается в терминологии; затрудняется
называть основные понятия; не может
объяснить их значение; избегает употреблять специальные
термины
средний у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
демонстрирует уверенные знания по отдельным разделам
программы; сочетает специальную терминологию с бытовой;
иногда путается в терминологии
высокий обучающийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием
Практический блок (специальные практические навыки) педагог разрабатывает
самостоятельно или использует разработанные
показатели по каждому направлению деятельности
низкий
Допускает грубые ошибки в компоновке; не умеет
Рисунок
самостоятельно вести рисунок, анализировать и исправлять
допущенные ошибки в построении; незаконченность,
неаккуратность, небрежность в рисунке
средний Допускает некоторую неточность в компоновке,
незначительные нарушения в последовательности ведения
построения, некоторую дробность и небрежность рисунка
высокий Предполагает самостоятельный выбор ребенком формата,
правильную компоновку в листе, последовательное, грамотное
и аккуратное ведение построения; владения линией, штрихом,
пятном; грамотное применение в работе понятий:
«пропорция», «симметрия», «светотень». Умение
самостоятельно исправлять ошибки и
недочеты в рисунке, обобщать рисунок и приводить его к
целостности; творческий подход
Живопись
низкий
Допускает грубые ошибки в компоновке, не умеет
самостоятельно вести рисунок, самостоятельно анализировать
и
исправлять
допущенные
ошибки
в
построении;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе;
грубые ошибки в цветовом решении предметов и среды;
неумение видеть тоновые и цветовые характеристики
предметов и окружающей среды.
средний Предполагает некоторую неточность в компоновке;
незначительные нарушения в последовательности ведения
построения; некоторую дробность и небрежность рисунка;
некоторую неточность в нахождении цветовой
взаимозависимости предмета и среды.
12
высокий
Композиция
низкий
средний
высокий
Личностные
качества
низкий
средний
высокий
Предполагает правильную компоновку на листе, грамотную
передачу локального цвета, грамотную лепку объемной формы
предмета с применением рефлексов, бликов; передачу цветовой
взаимозависимости предмета и
среды; грамотную передачу цветовых и тональных отношений
предметов к фону; грамотную передачу основных
пропорций и силуэтов простых предметов; умение
самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в живописи;
грамотную передачу материальности простых предметов;
творческий подход
Допускает грубые ошибки в компоновке; неумение
самостоятельно вести работу; неумение самостоятельно
анализировать подготовительный материал; незаконченность,
неаккуратность, небрежность в работе; неумение
использовать выразительные средства композиции; трудности с
раскрытием сюжета по заданной теме.
Предполагает некоторую неточность в компоновке;
незначительные нарушения в последовательности ведения
композиции; некоторую дробность и неаккуратность.
Предполагает правильную компоновку в листе с учетом
выразительных средств композиции; умение использовать
выразительные средства композиции; соблюдение этапов работы
над композицией; грамотную передачу цветовых и тональных
отношений; правильное ведение работы над декоративной
композицией с
использованием трансформации и стилизации заданной формы;
творческий подход
может нарушать общепринятые нормы поведения; часто
проявляет неуважение и грубость по отношению к
другим людям; безответственно относится к своим словам и
поступкам; самокритичность слабая; ориентирован на
достижение личных благ
старается соблюдать нормы общественных взаимоотношений;
может проявлять внимание и заботу к окружающим, но делает
это непоследовательно; в большей части ситуаций ведет себя
ответственно и принципиально; достаточно адекватно оценивает
свое поведение; большей частью учитывает интересы других
людей; ценностные категории являются желательными
ориентирами
по отношению к окружающим почти всегда присутствуют
доброжелательность и уважение, с готовностью проявляет
заботу; хорошо развито чувство ответственности; ценности
самосовершенствования, добра,
справедливости имеют первостепенное значение
13
2.
Оценочные материалы
Тест для промежуточной аттестации
1. Перечисли цвета радуги. Ответ: к, о, ж, з, г, с, ф.
2. Назови три основных цвета. Ответ: с, к, ж.
3. Что такое цветовой круг?
Ответ: расположение цветов по порядку.
4. Реши изопримеры:
Красный + синий =...... ( фиолетовый
Синий + желтый = ........(зеленый
Красный + желый= ....... (оранжевый
5. Перечисли: теплые цвета - Ответ: ж, ор, к.
Холодные цвета – Ответ: с, гол, фиол.
6. Как называется жанр, изображающий природу и природные явления?
• пейзаж
• портрет
• натюрморт
Ответ: пейзаж
7. Для чего используется пятно в изобразительном искусстве?
• для создания художественного образа в графике
• для замазывания ошибок
Ответ: для создания художественного образа
8. Для чего художники используют цвет?
• для создания образов в графике
• для создания средств выразительности в живописи
• для замазывания недостатков
Ответ: для создания средств выразительности
9. Какое настроение придает смешение в любой цвет:
Белого цвета?
• светлое, радостное
• печальное, устрашающее, угрюмое Ответ : светлое, радостное
Черного цвета?
Ответ: печальное, устрашающее
10.Какие средства выразительности помогают создать художественный образ?
• только правильные линии
• только верное определение объема
• использование вместе линий, цвета и объема.
• Ответ: использование вместе линий, цвета и объема
Опрос для проверки теоретических знаний
1. Назовите виды ДПИ.
2. Какова роль и значение ДПИ и ИЗО?
3. Назовите правила работы с кистью.
4. Назовите правила смешения цветов.
14
5. Что такое монотипия?
6. В чем заключается техника кляксографии?
7. Что такое набрызг?
8. Что такое граттаж?
Каждому обучающемуся задается по 8 вопросов. За каждый правильный ответ – 1
балл. Максимальной количество баллов – 8 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 7 до 8 баллов – высокий уровень освоения программы
От 4 до 6 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 3 баллов – низкий уровень освоения программы
Творческая работа для оценивания практических навыков и умений:
Выполнение рисунка на свободную тему.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по
показателям: Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется
методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
15
16