Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Звездочка»
Пояснительная записка
В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие
творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности людей
с ограниченными возможностями здоровья. Занятие по данной программе развивает
художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен
доставить огромную радость.
Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у обучающихся
способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется
мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. А это
необходимо для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ручное вязание, как вид декоративно-прикладного творчества, используется
не только в одежде, но и в декоративных изделиях для украшения домашнего быта,
интерьера (декоративные ажурные салфетки, дорожки, панно, блузы, игрушки и
т.д.), такой вид рукоделия как вязание развивает творческое воображение,
художественный вкус.
Изделия из соленого теста – это древнейший промысел русской керамики.
Красота произведений древнего традиционного искусства воплощает в себе
многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого
труда. Поэтому народное искусство, художественные ремесла играют важную роль в
разностороннем развитии детей.
Лепка - одно из полезнейших занятий. Лепка из соленого теста отличается от
пластилина. Тесто не пачкает рук и является экологически чистым продуктом.
Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста
выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек. Приобретенные
навыки, знание простейших закономерностей в цветоведении, композиции окажутся
необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности. Кроме того,
занятия способствуют развитию положительных эмоций, радостных переживаний,
являясь средством снятия эмоционального напряжения.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы - художественная.
Необходимо постоянно осуществлять диагностику успехов обучающихся.
Изучение каждой темы заканчивается проведением мини-выставки. Оценивая
проделанную работу, необходимо действовать по принципу – больше похвалы, тем
самым, стимулируя дальнейшую творческую активность людей с ограниченными
возможностями здоровья. В обсуждении и оценке работ участвует весь коллектив,
приучаясь критически относиться к результатам своего труда. Это делает
возможность педагогу и обучающимся прогнозировать возможные ошибки в
будущих работах и методы их устранения.
Актуальность программы
Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в
художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы
укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для
решения проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в
социуме, их личностного развития необходимо создать условия, в которых каждый
человек, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы
развивать способности, данные ему от природы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, занимаясь в
творческом объединении «Звездочка», приобретает не только знания, умения,
навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу
того социального опыта, который в будущем позволит стать ему равноправным
членом общества.
Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность создания
ситуации успеха для людей с ограниченными возможностями здоровья. Предвидя
возможные трудности обучающихся при выполнении задания, оказывается
индивидуальная помощь, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения,
повышения их самостоятельности.
Для достижения оптимального результата используются следующие современные
педагогические технологии:
Технология личностно – ориентированного обучения;
Элементы технологии проблемного обучения;
Элементы проектной технологии;
Элементы игровых технологий;
Технология групповой деятельности.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её
реализации на отдельных занятиях используются элементы арт-терапии, которые
позволяют человеку выразить свой внутренний мир через творчество.
На занятиях происходит совершенствование первичных навыков рукоделия,
полученных на уроке «Коррекция психомоторных и сенсорных процессов», а также
продолжается коррекция восприятия, внимания, мышления, моторики и
координации движений, умения согласовывать движения различных частей тела. В
процессе обучения обучающиеся научатся самостоятельно изготавливать простые
подарки, сувениры для себя, родных, близких, друзей. Поделки, изготовленные
своими руками, позволяют проявить индивидуальность, развить фантазию,
художественный вкус, пространственное мышление.
Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника
лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует
изменению эмоционального состояния.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет
собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно
отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла
она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе.
Программа разработана с учетом рекомендаций индивидуальной программы
реабилитации.
Новизна программы. Занятия по данной программе предполагают не только
обучение приемам лепки из теста, вязание, поделки с бросового материала, но и
развитию художественно-творческих способностей. В процессе реализации
программы ведется работа над созданием индивидуальных и коллективных
сюжетно-тематических композиций из солёного теста. Разнообразие творческой
деятельности помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в
творческой самореализации и является одним из этапов социализации.
Вид программы – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Звездочка» для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Адресат программы
В реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Звездочка» с ограниченными возможностями здоровья участвуют
обучающиеся 18-20 лет. Занятия проводятся индивидуально.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных технологий.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Формы организации деятельности детей – индивидуальная.
Принципы построение программы:
1. Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности,
возможности, особенности психофизического развития.
2. Принцип практико-ориентированности – обеспечивает направленность работы
на решение коррекционных задач.
3. Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное
признание достижений.
4. Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении
ситуации успеха в деле.
Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков
в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных
способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.
Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивать художественный вкус и ориентироваться в качестве изделий.
Развивающие:
Способствовать воспитанию творческой активности.
Способствовать формированию всесторонней развитой личности.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию творческой активности.
Формировать чувство самоконтроля.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
Формирование общественной активности, реализация в социуме.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Формы
аттестации/
контроля
Количество часов
Название раздела, темы
Теория
Практика
Всего
БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Тема 1
1
1
2
Текущий
контроль
Тема 2
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Материалы и оборудование.
Аппликация «Бабочка».
1
1
2
Тема 3
Панно «Бумажные картинки».
1
1
2
Тема 4
Аппликация «Осенняя
1
3
картинка».
ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
4
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Тема 5
Подсвечник.
1
3
4
Тема 6
Картина «Фрукты в корзине».
1
3
4
Текущий
контроль
Текущий
контроль
НОВОГОДНИЙ СЕРПАНТИН
Тема 7
Новогодние открытки.
1
5
6
Тема 8
Елочная игрушка.
1
5
6
Тема 9
Символ года.
Промежуточная аттестация.
Панно «Мозаика».
1
5
6
1
3
4
Тема 10
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
ПЛАСТИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема 11
1
3
4
Тема 12
Поделки из нетрадиционного
материала.
Изготовление цветов.
1
3
4
Тема 13
Поделка вертолет.
1
3
4
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА «МИР ПРИРОДЫ»
Тема 14
Вводное занятие.
1
1
2
Тема 15
Изготовление животных.
1
1
2
Тема 16
Дерево.
1
1
2
Тема 17
Лепка фруктов, цветов и листьев.
1
1
2
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
Тема 18
Веселые магниты.
1
1
2
Тема 19
Весенние поделки.
1
1
2
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
МЯГКАЯ ИГРУШКА
Тема 20
1
1
2
Тема 21
Вводное занятие.
Разные игрушки из носков.
Кукла оберег из ниток и ткани.
1
1
2
Тема 22
Итоговая аттестация.
-
2
2
Тема 23
Выставка изготовленных
изделий.
Итого часов:
1
1
2
23
49
72
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Творческое
задание
Выставка
Содержание учебного плана
Раздел. БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Цель: научится правильно работать с аппликацией.
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и
оборудование
Теория: Правила поведения в кабинете. Правила безопасности при
выполнение практических работ. Материалы и инструменты для работы.
Ознакомление с перечнем изделий, которые предлагается выполнить в процессе
занятий
Практика: Технология изготовлений аппликаций. Эскиз рисунка. Работа с
клеем. Работа с шаблоном.
Тема 2. Аппликация «Бабочка»
Теория: Подбор материалов. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Технология изготовлений аппликаций. Эскиз рисунка. Работа с
клеем. Работа с шаблоном.
Тема 3. Панно «Бумажные картинки»
Теория: Подбор материалов. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Перевод рисунка. Обводка рисунка. Работа с клемм. Технология
изготовления.
Тема 4. Аппликация «Осенняя корзина»
Теория: Подбор материалов. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Перевод рисунка. Обводка рисунка. Работа с клеем. Технология
изготовления
Раздел. ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Цель: Развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и
воображения через обучение работе с природными материалами.
Тема 5. Подсвечник
Теория: Подбор материалов. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Технология изготовления
Тема 6. Картина «Фрукты в корзине»
Теория: Подбор материалов. Организация рабочего места, инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Перевод рисунка. Обводка рисунка. Работа с клеем. Технология
изготовления.
Раздел. НОВОГОДНИЙ СЕРПАНТИН
Тема 7. Новогодние открытки
Теория: Выбор материала.
Практика: Технология изготовления открыток из пластика, пластмассы,
картона. Изготовление шаблона
Тема 8. Елочная игрушка
Теория: Выбор материала
Практика: Технология изготовления плоских игрушек из пластмассы,
картона. Изготовление шаблона
Тема 9. Символ года
Теория: Организация рабочего места. Выбор материала.
Практика: Технология выполнения
Тема 10. Промежуточная аттестация
Практика: Творческая работа. Выставка
Раздел. ПЛАСТИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Цель: научится работать с пластиковым материалом
Тема 11. Поделки из нетрадиционного материала
Теория: Организация рабочего места, инструменты и материалы необходимые
для работы. Природные материалы, ткань и нетрадиционные материалы
Практика: Работа с клеем. Оформление готового изделия
Тема 12. Изготовление цветов
Теория: Эскиз. Организация рабочего места, инструменты и материалы
необходимые для работы. Правило Т/Б
Практика: Выполнение шаблона. Работа с нетрадиционными и природными
материалами
Тема 13. Поделка вертолет
Теория: Подбор материала. Технология изготовления.
Практика: Выполнение поделки
Тема 14. Панно «Мозаика»
Теория: Эскиз. Организация рабочего места, инструменты и материалы
необходимые для работы. Правило Т/Б.
Практика: Работа с нетрадиционными и природными материалами. Работа с
клеем. Оформление рамки
Раздел. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА «МИР ПРИРОДЫ»
Тема 15. Вводное занятие
Теория: История вида этого рукоделия, работа с соленым тестом.
Ознакомление с приготовление соленого теста
Практика: Технологии выполнения
Тема 16. Изготовление животных
Теория: Ознакомление с приготовлением соленого теста.
Практика: Лягушонок, тигренок, слоненок, зебра, белочка и ежик.
Тема 17. Дерево
Теория: Ознакомление с приготовлением соленого теста.
Практика: Роспись готового изделия
Тема 18. Лепка фруктов, цветов и листьев
Теория: Ознакомление с приготовление соленого теста. Способы лепки
фруктов, цветов и листьев
Практика: Эскиз. Изготовление фруктов, листьев и цветов. Роспись изделия.
Тема 19. Веселые магниты
Теория: Демонстрация видов магнитов, инструментов и материала
Практика: Изготовление рельефных магнитов разной формы и размеров.
Роспись готового изделия.
Тема 20. Весенние поделки
Теория: Способы изготовления весенних поделок
Практика: Изготовление поделок. Роспись изделия
Раздел. МЯГКАЯ ИГРУШКА
Тема 21. Вводное занятие. Разные игрушки из носков
Теория: Способы изготовления игрушек
Практика: Изготовление игрушек
Тема 22. Кукла оберег из ниток и ткани
Теория: Работа с тканями и нитками. Способы изготовления куклы.
Оборудования и материалы.
Практика: Технология изготовления изделия
Тема 23. Итоговая аттестация
Практика: Творческая работа. Выставка.
Тема 24. Выставка готовых изделий
Планируемые результаты освоение программы.
1. Рост адаптационных возможностей людей с ограниченными возможностями
здоровья в социуме.
2. Рост личностного развития через самовыражение художественно-творческой
деятельности.
3. Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам рукоделия.
4. Активное участие в групповой и коллективной работе.
5. Умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в группе
коллективе.
6. Улучшение мелкой моторики рук.
7. Овладение коммуникативными навыками.
Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению.
Обучающийся должны знать:
- основные приемы, используемые для рукоделия;
- технику безопасности на занятиях;
- технологический процесс изготовления поделок;
Обучающийся должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто, бумагу и т д;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
Обучающийся приобретет навыки:
- наложение шаблона на раскатанное тесто, бумагу и вырезание ножом
фигурки по краю шаблона;
- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для
изготовления поделок;
- изготовления простой поделки по собственному эскизу. Умения и навыки
дополняют и обусловливают друг друга.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Всего
учебны
х дней
Колич
ество
учебн
ых
часов
Режим занятий
1 год
15.09.2024
31.05.2025
36
36
72
1 раз в неделю,
два занятия,
продолжительно
сть каждого 40
мин.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1.
Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами,
стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2. Материалы: пряжа, наполнитель, синтепон, поролон.
3. Оборудование: крючки, спицы, пряжа, ножницы, карандаш, бумага,
сантиметровая лента.
4. Ткацкий станок, электроутюг, увлажнитель, вязальная машинка.
Методические и информационные материалы:
Для успешного усвоения обучающимися предлагаемого материала во время
занятий используется специальная литература по декоративно-прикладному
творчеству, журналы.
Наглядный материал: образцы изделий.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования,
владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества.
Методическое обеспечение программы:
Для наилучшего усвоения обучающимся с ограниченными возможностями
программного материала педагог использует различные виды дидактического и
раздаточного материала:
1.Наглядные пособия в виде иллюстраций и репродукций картин русских и
зарубежных художников (тема «Времена года»);
2.Наглядные пособия, сделанные педагогом (образцы работ);
3.Наглядные пособия, выполненные обучающимися (образцы работ);
4. Печатные наглядные пособия и открытки: Птицы, животные средней полосы,
животные Африки, животные Севера, Времена года, Деревья, Виды садовых и
полевых цветов;
5.Овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты);
6.Шаблоны кругов, овалов, листьев;
7.Наборы игрушек и образцы кукол;
8.Картинки и фотографии на USB-носителе;
Так же необходимо следующее материально-техническое оснащение:
1.видеопроектор;
2.компьютер;
Основу
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
составляют теоретические, практические, комбинированные занятия. Обучение
строится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Формы проведения учебных занятий: беседа, лекция, рассказ, игра,
викторина,
самостоятельная
работа
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья. Особенностью построения занятия является
увеличение количества динамических пауз через каждые 15-20 минут занятия.
При организации занятия учитываются рекомендации педагога.
На занятиях используется метод проговаривания композиций с коррекцией
памяти, мышления, речи.
Методы обучения
словесные
беседа, рассказ, объяснение; анализ художественного
произведения (литературного текста)
наглядные
- презентация видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация
образцов; показ художественных приёмов и техник;
наблюдение за различными явлениями природы
практические
репродуктивные
частичнопоисковые
исследовательские
- выполнение по образцу, тренировочные упражнения,
эксперименты с красками, конструирование, оформление и др.
Методы организации деятельности
- воспроизведение полученных знаний и освоение способов
деятельности
- коллективный поиск, решение поставленной задачи
совместно с педагогом (выполнение небольших заданий)
- овладение методами научного познания
(экспериментирование с разными художественными
материалами и техниками, понимание их свойств и
возможностей для создания выразительного образа),
организация самостоятельной работы
Выбор методов зависит от структуры, содержания и цели занятия.
Формы аттестации:
Результаты по данной программе отслеживаются по следующим видам:
Входящая диагностика:
Диагностика проходит в начале учебного года.
Текущий контроль:
Текущий контроль выполняет диагностическую функцию. Целью текущего
контроля является определение уровня и оценка степени освоения обучающимися
темы программы в целом. Текущий контроль осуществляется педагогом в конце
каждой темы программы в форме совместного анализа полученного изделия с
вручением красочного смайлика или «медали» обучающемуся, при этом
учитывается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения с
другими обучающимися.
Промежуточная аттестация и итоговая аттестация проводятся в виде выставки
готовых изделий.
Оценочные материалы (Приложение 1).
Литература для педагога:
1. Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
2. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
3. Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
4. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения.
«Астрель», 2008.
5. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное
рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
6. В. А. Хоменко "Соленое тесто шаг за шагом"
7. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное
рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
8. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии. М., 2007.
9. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения.
«Астрель», 2008.
10. Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
Литература для обучающихся:
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения.
«Астрель», 2008.
3. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное
рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
4. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
5. Набор фотографий готовых работ по темам.
6. Пошаговые инструкции по темам.
1.
2.
Приложение 1.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания по названию
применяемых инструментов и материалов, по правилам техники безопасности. Для
диагностики результатов используется метод наблюдения.
2. Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки по соблюдению правил
безопасного труда, работе с шаблонами, изготовлению поделок, изделий. Для
диагностики результатов используется метод наблюдения, творческого задания.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность, соблюдение правил ТБ, способность
готовить рабочее место, аккуратность. Для диагностики результатов используется
метод наблюдения. Результаты фиксируются в карте мониторинга.
4. Личностное развитие обучающегося.
Оцениваются организационно – волевые качества, ориентационные,
поведенческие. Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой.
- средний уровень – обучающийся освоил более половины знаний, предусмотренных
программой.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем половиной объема знаний.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой; выполняет практические задания с элементами
творчества.
- средний уровень – обучающийся овладел более половиной навыков и умений,
предусмотренных программой, выполняет работы на основе образца.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем половиной, предусмотренных
умений и навыков, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.