Программа Ляпота в красках

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа «Ляпота в красках» рассматривает такие аспекты,
первоначального становления личности, формирования основ самопознания и
индивидуальности ребенка. Именно в этот период происходит приобщение к культуре и
общечеловеческим ценностям – приобщение к добру, красоте. Важно, чтобы у ребенка
пробуждались чувства своей сопричастности к миру, желание делать добрее поступки,
стремление к активной деятельности.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная, через вовлечение ребенка в художественно-эстетическую
деятельность. Работая с детьми, мы закладываем нравственные ориентиры, стремление к
познанию, используем и развиваем творческий потенциал, заложенный природой в каждом
ребенке, учим его создавать красоту своими руками, чувствовать и понимать друг друга,
сопоставлять и размышлять.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы направлена на развитие творческих способностей, чувство прекрасного,
эстетический вкус, креативного мышления. Совершенствует изобразительные навыки и
умения, формирует высокие нравственные и психологические качества, помогает
обучающимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к
Отечеству, уважении к ее истории, языку, культуре, традициям, формирует возможность
профессионального самоопределения.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях
чувство прекрасного: пробудить интерес детей к новой деятельности, в работе по обучению
штриховке, рисованию, лепке, аппликации. Программа дает начальные знания по
прикладному творчеству и общению. Направлена не только на усвоение предусмотренных
знаний и соответствующих умений, но и на общее развитие детей, включающее в себя
восприятие, внимание, память, логическое, образное, абстрактное мышление, полученные
ребенком, будут играет огромную важность в непрерывном образовании личности, и помогут
определить его успешность в большой, взрослой жизни.
Отличительная особенность, новизна программы раскрывает решение проблем
социализации и дополнительного образования в области художественно-эстетического
развития и общения. Большим потенциалом в продуцировании нового в
общеобразовательной программе являются процессы интеграции смежных направлений
образования. В сравнении с известными аналогами, внесено многообразие разделов
изобразительного искусства и ручного труда, способствующих развитию мелкой моторики
мышц кисти руки и коммуникативный тренинг, обеспечивающий психолого –
педагогическую поддержку ребенка. Для реализации программы предложены современные
педагогические технологии, приемы и методы, нетрадиционные формы проведения занятий.
Отмечается новизна и в формах подведения итогов реализации программы и диагностики,
что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации
учебного процесса и анализа результатов.
Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 13 лет.
Уровень программы - ознакомительный.
Объем программы – 144 часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40
минут, перерыв 10 минут.
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные,
практические, индивидуальные. Виды занятий: комбинированные состоят из теоретической и
практической частей, выполнение самостоятельной работы, выставки, беседы, игры,
наблюдения, практические занятия, обсуждение. В зависимости от интересов, обучающихся,
в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала
по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов
программы.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, овладения языком искусства как
средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и
человеческой культуры.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приемами работы с ними;
- обучить изготовлению работ в разных техниках: штриховка, рисование, лепка, аппликация;
- сформировать знания по основам прикладного творчества;
- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие:
-развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, абстрактное и креативное
мышление, пространственное воображение;
- развить познавательный интерес, творческие способности;
- развить коммуникативные навыки, умения работать в коллективе;
- расширить эмоциональный опыт детей.
Воспитательные:
- развить индивидуальность и способность к самовыражению;
- воспитать аккуратность, целеустремленность;
- воспитать любовь к Отечеству, культуре, традициям;
- воспитать духовно – нравственные ценности.
Содержание программы:
п/п
Раздел 1.
Тема 1.1

Раздел 2.
Тема 2.1

Тема 2.2

Учебный план
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие
2
2
Правила техники безопасности.
2
2
Введение в образовательную
программу.
ТБ при работе с инструментами.
«Путешествие в мир
34
4
30
искусства»
«Волшебные краски». Гуашь.
4
1
3

Фруктовая сказка. Рисование
цветными карандашами.

4

-

4

Формы аттестации/
контроля
Беседа.
Тест поТБ

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа, наблюдение

Тема 2.3 «Мышонок и карандаш».
Цветные карандаши.

4

1

3

Опрос, наблюдение за
выполнением
практического
задания
Наблюдение за
выполнением
творческого задания
Беседа, наблюдение за
выполнением
творческого
задания
Тест
Выставка работ
учащихся
Наблюдение за
выполнением
творческого
задания

Тема 2.4 «Как карандашик встретился с
кисточкой». Различные
изобразительные инструменты
Тема 2.5 «Пушистый друг». Рисунок на
пластилине.

6

1

5

8

1

7

Тема 2.6 «Аквариум». Живописная
мозаика из обрывных кусочков
бумаги
Тема 2.7 «В мире животных». Лепка

4

-

4

4

-

4

Раздел 3. Декоративная роспись
Тема 3.1 «Баба – Яга». Кляксография.
Тема 3.2 «Капризная кошка». Объёмная
лепка.

32
4
8

4
2
1

28
2
7

Тема 3.3 «Ожившие предметы». Цветные
карандаши.
Тема 3.4 «Чего в жизни не бывает».
Силуэтное вырезание.
Тема 3.5 «Угадай по контуру».
Пуантилизм.
Промежуточная аттестация.
Раздел 4. Творческий ералаш

6

1

5

6

-

6

8

-

8

76

10

66

Тема 4.1 «Тайна подводного царства».
Рисование.
Тема 4.2 «Русская изба». Аппликация.
Тема 4.3 «Капельки – кляксы нам с детства
знакомы».

4

1

3

Беседа

4
8

1
1

3
7

Беседа
Выставка работ
учащихся

Тема 4.4 «Русская матрёшка». Роспись
шаблона.
Тема 4.5 «Вы скажите нам, откуда
появилось это чудо?». Лепка и
роспись дымковской игрушки.

8

1

7

Беседа, наблюдение

8

1

7

Тема 4.6 «Портрет друга». Рисование.
Карандаши.
Тема 4.7 «У меня есть друг усатый, кот
Матроскин полосатый». Лепка.

6

1

5

Наблюдение за
выполнением
практической
работы
Беседа, наблюдение

10

1

9

Беседа, наблюдение

Беседа, опрос
Выставка работ
учащихся
Оценка готовых
изделий, выставка
Конкурс. Выполнение
работ
Выставка работ
учащихся

Тема 4.8 «Без украшений жить нельзя, их
носим мама, ты и я».
Декоративный коллаж.
Тема 4.9 Стиль, мода, красота: «Ателье
мод». Аппликация

8

1

7

Беседа, наблюдение

8

1

7

Тема 4.10 «Наши верные четвероногие
друзья». Лепка из солёного теста.
Тема 4.11 «Весёлые клоуны». Аппликация

10

1

9

2

-

2

Контроль и оценка
выполнения
практической
работы
Оценка
выполненияработы
МК

Всего:

144
20
124
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство техникой безопасности, безопасность при работе колющими,
режущими предметами.
Практика: Вводный контроль - тест на определение исходного уровня подготовки
воспитанников. Викторина по ТБ.
Раздел 2. «Путешествие в мир искусства»
Теория: Закрепление представления знания об изобразительном искусстве - его видах,
а также где можно познакомиться с ними. Знакомство с различными изобразительными
материалами и техниками работы с ними.
Практика:
1. «Волшебные краски». Гуашь.
2. Фруктовая сказка. Рисование цветными карандашами.
3. «Мышонок и карандаш». Цветные карандаши.
4. «Как карандашик встретился с кисточкой». Различные изобразительные
инструменты.
5. «Пушистый друг». Рисунок на пластилине.
6. «Аквариум». Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги
7. «В мире животных». Лепка.
Раздел 3. Декоративная роспись
Теория: Понятия «роспись», «узор», «орнамент». Образцы народных промыслов:
Городецкая роспись, Хохлома, Жостовские подносы и др.
Практика:
1. «Баба – Яга». Кляксография.
2. «Капризная кошка». Объёмная лепка.
3. «Ожившие предметы». Цветные карандаши.
4. «Чего в жизни не бывает». Силуэтное вырезание.
5. «Угадай по контуру». Пуантилизм.
Раздел 4. Творческий Ералаш.
Теория: Расширение знания о видах и жанрах в рисовании, лепке, выполнении разных
видов аппликации.
Практика:
1. «Тайна подводного царства». Рисование.
2. «Русская изба». Аппликация
3. «Капельки – кляксы нам с детства знакомы». Тушь.
4. «Русская матрёшка». Роспись шаблона.

5. «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?». Лепка и роспись дымковской
игрушки.
6. «Портрет друга». Рисование. Карандаши.
7. «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый». Лепка.
8. «Без украшений жить нельзя, их носим мама, ты и я». Декоративный коллаж.
9. «Ателье мод». Аппликация.
10. «Наши верные четвероногие друзья». Лепка из солёного теста.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- сформированность навыков работы с разнообразными материалами и навыков создания
образов посредством различных технологий;
- знание основ прикладного творчества;
- знание и соблюдение правил по охране труда;
 умение работать с инструментами;
умение работать с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами.
Личностные результаты:
- развитие индивидуальности и способности к самовыражению;
- развитие аккуратности;
- воспитание любви к Отечеству, культуре, традициям;
- воспитание духовно – нравственных ценностей.
Метапредметные результаты:
- развитие художественного вкуса;
развитие фантазии, воображения, изобретательности, абстрактного и креативного
мышления;
- сформированность познавательного интереса, творческих способностей;
- сформированность навыков сотрудничества и взаимопомощи,
доброжелательного и
уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
умение организовать собственную познавательную деятельность с помощью различных
средств.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучени
я (или
группа)

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
Количество
учебных
учебных
дней
часов

1 год

15.09.2024

31.05.2025

36

72

144

Режим занятий

2 раза в неделю,
по два занятия,
продолжительность
каждого 40 мин.

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В
кабинете имеется 3 окна, которые позволяют проветривать помещение. Проветривание
помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное
освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится
специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога, оборудование для занятий.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам и правилам
(СанПин). Естественное и искусственное освещение помещений, проветриваемый кабинет,
столы, стулья, шкафы для хранения материала. Также расходный материал. (набор
карандашей, акриловых красок, фломастеры, гуашь, набор кистей ножницы, линейки,
цветная бумага и картон, белая писчая бумага, клеевой пистолет, клей ПВА, пластилин,
тесто, папье-маше).
Информационное обеспечение:
Кабинет должен быть оснащен компьютером, подключенным к сети интернет
проектором и экраном для видео - демонстрации, аудио колонками, принтером.
Кадровое обеспечение:
Важные профессиональные качества личности педагога:
- способность к творчеству, умение находить и в доступной форме передавать детям
информацию;
- уважение, симпатия к учащимся.
При хорошо созданных условиях педагогом на занятиях дети проявляют способность к
глубокой сосредоточенности, прекрасно справляются с любым заданием, что создает основу
успешной реализации программы.
Формы аттестации
В соответствии с результатами аттестации характеризуют уровень достижения
предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. При
оценке результатов деятельности критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения программы дополнительного образования.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности во всех учебных группах
проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в сентябре на первых занятиях с целью выявления отношения
учащихся к выбранной деятельности, их способностей и возможностей в данном виде
деятельности, а также личностных качеств. Текущий контроль проводится на занятиях в
течение всего учебного года педагогическое наблюдение на занятиях.
Промежуточный контроль проводится один раз в год в январе. Кроме того, результат может
быть зафиксирован в виде в виде «образовательного продукта» (детские творческие работы).
Итоговый контроль проводится по окончании учебного года в мае. Результаты заносятся в
сводную диагностическую карту.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-аналитические справки;
-материалы анкетирования и тестирования;
-методические разработки;
-дипломы, грамоты;
-готовые творческие работы воспитанников;
-фотографии и газетные публикации;
-журналы посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-диагностические карты и аналитические справки по результатам диагностик;
-выставки творческих работ воспитанников;
-конкурсы;
-защита творческих проектов;
- отчетные выставки;
- участие в муниципальных и республиканских мероприятиях.
Оценочные материалы
С целью анализа теоретических и практических знаний навыков и умений по
программе для обучения разработаны тесты - опросники, которые подобраны в соответствии
с тематическим планом программы. В конце года подводится общий итог и определяется
индивидуальный рейтинг каждого ребенка по следующей схеме: низкий уровень, средний
уровень, высокий уровень.
Параметры диагностики результатов деятельности воспитанников
Параметры диагностики
Формы и способы диагностики
Владение понятийным
Беседа, наблюдение, выполнение тестовых заданий,
аппаратом
викторины, ребусы, кроссворды, загадки.
Знание теоретических
основ

Беседа, дидактические карточки с заданиями, тесты,
викторины, проекты

Сформированность
практических навыков и
умений

Наблюдение, анализ содержания творческих работ,
рецензирование, мастер-класс, оценка.

Личностные качества
воспитанников

Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование

Методы обучения:
В соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы используются
следующие методы:
-словесные методы обучения: лекция, объяснение, беседа, диалог,
-методы практической работы,
-метод наблюдения: запись наблюдений,
-исследовательские методы: проведение опытов, экспериментов,
-метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания,
воображения,
-наглядный метод обучения: картины, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, чертежи,
видеоматериалы.
Список литературы:
1. https://vk.com/doc185240930_672806638?hash=p6bUTmNbel7ZbEjqqbPO44vTRc8tZ2tqO
cMFbk1wLEc&dl=iZXPttj6ofBPoA1LCyFW8OrStZzAjsUpCkD0Xoyw4Ao
2. https://vk.com/doc1840617_361798566?hash=L4fWkC4liPtEFRHEMAsLLvohv3EJFC1sLz
M7AWR5tIk&dl=yYSK9Zhz1pGhpjFWGUllmLz2Vm1IXwzZPsKq3FOslFs

Приложение 1
Контрольно – измерительные материалы
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1.Реши художественные задачи:
Белый + красный =
зеленый + красный =
Синий + белый =
синий + фиолетовый =
2. Краски на ней я мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобно, спору нет.
С красками она дружна
Ну скажите, кто она...(палитра)
3. Они с карандашами схожи,
Цветные и в коробке тоже,
Рисуй ты ими на листке,
Асфальте, стенах и доске.
В использовании легки,
Из воска сделаны они (восковые мелки)
4. Подбери однокоренные слова к слову «акварель».
(аквариум, акваланг, аквапарк, акватория).
5. Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5. б) 7. в) 9. г) 13
6. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
7. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела?
а) в 5
б) в 6
в) в 7
г) в 9
8. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла
(смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
в) гравюра
г) репродукция
9. Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
10. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть…
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
11. Назовите виды декоративной росписи?
12. Какие Вы знаете народные промыслы?
13. Какие изобразительные техники Вы знаете?
14. Расскажите технику безопасности при работе с инструментами?

Каждому обучающемуся задается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 5 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 1 балла – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
«Угадай по контуру». Выполнение работы в стиле пуантилизм с элементами росписи на свободную
тему.

Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа выполнена качественно,
аккуратно,
оформлена,
завершена.
Технология
изготовления
работы соблюдена.
Содержит
элементы
творческого
подхода.
Соответствует
заданной
тематике. Ребенок при работе
соблюдает
правила
безопасности.

Средний уровень
Работа выполнена с некоторыми
нарушениями
аккуратности,
качественности, правильности,
имеются
не
завершенные
элементы.
Технология
изготовления
работы соблюдена частично.
Частично содержит элементы
творческого подхода. Частично
соответствует
заданной
тематике.
При
работе
фиксируются
небольшие
погрешности в соблюдении
правил безопасности.

Низкий уровень
Работа
выполнена
неаккуратно, не точно,
не
завершена.
Технология
изготовления работы не
соблюдена.
Не содержит элементов
творческого подхода.
Не
соответствует
заданной тематике. При
работе
правила
безопасности
не
соблюдаются.

Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н.
Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».