Программа Клуб любителей чатхана

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Клуб любителей чатхана» – художественная.
Актуальность программы. «Клуб любителей чатхана» направлен на
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на чатхане, получение ими
художественного образования, на развитие и сохранение национальной музыки
хакасского народа, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие ученика.
Отличительные особенности программы.
Программа реализуется в сетевой форме с участием Базовой организации
(Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бейский
Центр детского творчества» и организации – участника (Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя школа –
интернат»). Базовая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Клуб
любителей чатхана». Базовая организация и организация участник сотрудничают в
рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ, в
которых указаны условия реализации программы, права и ответственность сторон.
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды
педагогического опыта по развитию навыков игры на чатхане у детей.
Программа предусматривает комплексный подход к проведению
музыкальных занятий, охватывающий
помимо формирования музыкальных
способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на
музыку и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности и предоставление
возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а
также личностного развития посредством различных видов искусства.
Новизна программы заключается в удовлетворении потребностей в
занятиях музыкальным творчеством у детей с самой разной мотивацией.
Педагогическая целесообразность. Занятия игре на чатхане дают
возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают
музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус. Недостаточно
научить обучающегося музыкальным умениям, навыкам, дать знания о музыке –
важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую
активность.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 18 лет, интересующиеся игрой
на музыкальных инструментах, в том числе на чатхане.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем программы – 72 часа для каждой группы.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.

Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и
аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для обучающихся,
которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например,
Сферум); направляться по электронной почте.
Режим занятий: 2 раза в неделю по одному учебному часу.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Занятия проводятся в виде мастер – классов, концертов, творческих отчетов,
выступлений, конкурсов.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Клуб любителей чатхана» доступна для детей различных категорий,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к
музыкальной деятельности.
Для одаренных детей подбирается более сложный репертуар. Вершина
творческих достижений обучающихся – выступление на творческих отчетах,
фестивалях, праздниках. Имеется возможность выстраивания индивидуального
образовательного маршрута.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого
потенциала обучающихся, развитие музыкально-творческих способностей
обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на чатхане народные
тахпахи и авторские произведения.
Задачи программы:
1. Выявление творческих способностей у обучающихся в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на чатхане.
2. Овладение знаниями, умениями и навыками игры на чатхане, позволяющими
обучающемуся приобретать собственный опыт музицирования.
3. Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности.
4. Формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной
творческой
деятельности,
их
практическое
применение.
Содержание программы:
Учебный план

№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Раздел
П
1.

Игра на чатхане как вид
музыкальной
деятельности

Вводное занятие. Знакомство
Тема 1.1 с хакасским музыкальным
инструментом чатхан.

Теория

6

2

Практика

3

2

Формы
аттестации/
контроля

3

-

Входной контроль.
Беседа, опрос

История возникновения, его
строение, уход.
Начальный период работы.
Посадка и постановка
игрового аппарата
учащегося. Изучение
принципов звукоизвлечения.
Формирование навыков
игре на чатхане
Учебно-техническая работа.
Освоение и развитие
первоначальных навыков
игры на инструменте. Чтение
цифровых плакатов. Работа
над техническими
упражнениями.
Учебно-художественная
работа над средствами
музыкальной
выразительности.
Песенное творчество
культуры хакасского
народа
Вокальная работа над песней

Наблюдение,
опрос, выполнение
практических
упражнений

4

1

3

18

3

15

10

1

9

Наблюдение,
выполнение
практических
упражнений

8

2

6

Наблюдение,
выполнение
практических
упражнений

13

1

12

7

1

6

6

-

6

Раздел 4. Игра на чатхане с
исполнением хакасских
песен
Работа в ансамбле
Тема 4.1

33

1

32

33

1

32

Раздел 5. Итог
Завершающее занятие
Тема 5.1 (аттестация)

2
2

-

2
2

72

8

64

Тема 1.2

Раздел 2.
Тема 2.1

Тема 2.2
Раздел 3.

Тема 3.1

Тема 3.2 Собственная манера
исполнения песней

Итого

Наблюдение,
прослушивание,
выполнение
творческого задания
Наблюдение,
прослушивание,
выполнение
творческого задания

Наблюдение,
прослушивание,
практическое
задание
Творческое
выступление,
концерт

Содержание учебного плана
Раздел 1. Игра на чатхане как вид музыкальной деятельности
Тема 1.1 Вводное занятие. Знакомство с хакасским музыкальным
инструментом чатхан. История возникновение, его строение, уход.
Теория. Общая характеристика хакасского музыкального инструмента чатхан
(2ч)

Тема 1.2 Начальный период работы. Посадка и постановка игрового
аппарата учащегося. Изучение принципов звукоизвлечения.
Теория. Правильная установка при игре на чатхане сидя (положение пальцев
на инструменте. Принципы звукоизвлечения инструмента. (1ч)
Практика. Упражнения различных техник игре на чатхане. Пасчаң хыл
ойын, сиртіп ойын, хыл алыстыра ойын. (3ч)
Раздел 2. Формирование навыков игре на чатхане
Тема 2.1 Учебно-техническая работа. Освоение и развитие
первоначальных навыков игры на инструменте. Чтение цифровых плакатов.
Работа над техническими упражнениями.
Теория. Общая характеристика игры на чатхане. (1ч)
Практика. Чтение цифровых плакатов, отработка практических упражнений
(кӧніктіріглер). (9ч)
Тема 2.2 Учебно-художественная работа над средствами музыкальной
выразительности.
Теория. Общая характеристика средств музыкальной выразительности. (2ч)
Практика. Отработка практических упражнений над ритмом (чорығтар).
(6ч)
Раздел 3. Песенное творчество культуры хакасского народа
Тема 3.1 Вокальная работа над песней.
Теория. Первоначальное слушание, объяснение общего содержания песни.
Повторное слушание. (1ч)
Практика. Разучивание мелодии песни. Узнавание мелодии. Закрепление в
памяти мелодии содержания песни. Работа над чистотой интонации. Работа над
дружным началом песни. Работа над оттенками исполнения песни. Работа над
дикцией. Работа над чистотой интонации. Пение без сопровождения. Работа над
чистотой интонации – пение без инструмента, индивидуальное и группами. Пение
индивидуально и группами – по желанию учащихся и педагога. Закрепляем песню.
(6ч)
Тема 3.2 Собственная манера исполнения.
Практика. Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего
голоса. (6ч)
Раздел 4. Игра на чатхане с исполнение хакасских песен
Тема 4.1 Работа в ансамбле
Теория. Ансамбль. Правила работы в ансамбле. (1ч)
Практика. Исполнение творческих номеров в ансамбле. (32ч)
Раздел 5. Итог
Тема 5.1 Завершающее занятие (аттестация, творческое выступление,
концерт) (2ч)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-овладение практическими умениями и навыками игре на чатхане;
-овладение основами музыкальной культуры.
Показатели:
-умеет определять характер музыкального произведения;
-имеет навыки игре на чатхане;

-имеет представление о способах и приемах игре на чатхане;
Личностные результаты:
-развитие познавательной активности в творческой деятельности; способности
планировать свои действия и управлять своим поведением в музыкальной
деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса.
Показатели:
- присутствует устойчивый познавательный интерес;
- легко и быстро увлекается творческим делом;
- выполняет требования, необходимые для успешной музыкальной деятельности;
- доброжелательно относится к другим учащимся и оказывает им помощь.
Метапредметные результаты:
-формирование развития навыков пения и игры на музыкальном инструменте;
-овладение способами решения поискового и творческого характера;
-приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Показатели:
-умеет точно передавать и сыграть на чатхане мелодию знакомой песни;
-умеет решать проблемы творческого и поискового характера в учебной,
музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 группа 15.09.2024 31.05.2025

36

72

72

2 раза в неделю по
одному занятию,
продолжительность
каждого 40 мин.

2 группа 15.09.2024 31.05.2025

36

72

72

2 раза в неделю по
одному занятию,
продолжительность
каждого 40 мин.

Формы аттестации:
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного
и творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, а также итоговая аттестация за учебный год –
проводится в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня

содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе,
выявление наиболее способных и талантливых детей.
Способы и формы проверки результатов
1. Педагогическое наблюдение, прослушивание
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
- проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
- творческие выступления.
Оценочные материалы
С помощью средств мониторинга оцениваем степень продвижения
обучающихся в освоении образовательной программы и уровень их воспитанности,
а затем заносим оценки в специальную (диагностическую) карту развития детей.
В начале учебного года (октябрь) осуществляется диагностика творческих
способностей детей, для определения музыкальных способностей каждого. Чтобы
узнать текущие результаты освоения программы, проводится (январь)
промежуточная диагностика. В конце учебного года (май), для изучения
достижения обучающихся планируемых итоговых результатов проводится
заключительная диагностика.
Методы диагностики: наблюдение за активностью обучающихся на
музыкальных занятиях, диагностические, творческие задания, музыкальные игры,
сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, беседы о
различных музыкальных жанрах, обобщающее (итоговое) занятие, и др.
Для
диагностики
применяются
следующие
уровни
оценок:
низкий уровень – обучающийся не проявляет интерес к деятельности; плохо
понимает смысл предлагаемого ему задания, затрудняется его выполнять;
нуждается в помощи педагога; не проявляет самоконтроль, потребность в общении;
имеет чаще негативную или неадекватную самооценку;
средний уровень – обучающийся проявляет интерес; понимает инструкцию
педагога, готов выполнить задание, прибегая к помощи педагога; действует по
образцу, примеру; не во всех видах деятельности проявляет самоконтроль,
потребность в сотрудничестве; имеет недостаточно устойчивую самооценку;
высокий уровень (норма) – обучающийся имеет устойчивый интерес к
различным видам деятельности; самостоятельно выполняет задания; повсеместно
проявляет самоконтроль, потребность в сотрудничестве; добивается результата;
имеет адекватную самооценку.
Контрольно – измерительные материалы (Приложение 2.)
Методическое обеспечение программы
Для реализации содержания образовательного процесса в программе
предусматривается определенная последовательность основных форм занятий с
учащимися:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими
и
музыкальными
примерами,
наглядными
пособиями,
видеоматериалами;

- практические занятия, на которых учащиеся осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют
творческие задания;
- занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности учащихся;
- занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, концертов, мероприятий,
фестивалей, конкурсов;
- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для
самих учащихся, педагогов, родителей).
В процессе реализации программы используются методы обучения:
словесный, наглядный, практический, игровой, методы наблюдений, устного
опроса; методы воспитания: поощрения, стимулирования, убеждения.
На занятиях пользуются игровые технологии, технологии проблемноразвивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Применение
современных образовательных технологий в музыкальных занятиях решают задачи
общего развития обучающихся средствами музыки, обогащают духовный мир,
развивают эмоциональную отзывчивость.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Занятия проводятся с использованием различного дидактического
материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных, презентации,
видео и аудио материалы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки
работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом.
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал, который обеспечен мебелью.
2. Оборудование: музыкальные инструменты (чатхан), микрофоны, компьютер,
стойки для плакатов.
Информационное обеспечение:
-Методические
сборники
произведений
для
вокальных
ансамблей.
-Справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическая
литература и вокально-хоровая литература;
- песенники.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, прошедший курсы повышения
квалификации «Методика обучения игре на чатхане в учреждениях образования и
культуры».
Список литературы
Используемая литература:

1.Абатурова Т.Н. Певческая осанка. – Томск: МАОУДОД ДШИ No4, 2011.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические
разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. –
208с. – (Классному руководителю).
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические
разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 2.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб: Издательство
«Лань», 2000 – 192 с.
6. Иванова Л.Н. Особенности работы с детскими голосами на уроках классического
вокала. Методические рекомендации к дополнительной общеразвивающей
программе «Постановка голоса. Вокал», «Ансамбль», «Хор». Детский голос как
основа вокального мастерства. – Томск: МАОУДОД ДШИ No4, 2013.
7. Краевая Л.В., Равикович Л.Л. Вокальная работа в детском хоре – М:
Издательский центр «Академия», 2002 – 82 с.
8. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания –
Ярославль: Академия развития, 2006 – 240 с.

Приложение 1.
Контрольно – измерительные материалы
Вопросы для устного опроса:
1.Что такое чатхан?
1) Музыкальный национальный инструмент хакасского народа
2) Музыкальный инструмент народов Сибири
3) Музыкальный инструмент хакасского и яаонского народов
4) Музыкальный инструмент тюрского народа
2. Из чего состоит музыкальный инструмент чатхан?
1) Имеет форму прямоугольного ящика, состоит из струн (хыллар) и деревяшек
2) имеет форму круга, состоит из струн (хыллар) и поддерживающие их косточек или
деревянных подставок
3) имеет форму прямоугольного ящика, состоит из струн (хыллар) и поддерживающих их
косточек или подставок, дырки для звукоизвлечения
3. Каких видов бывает чатхан?
1) 5-ти, 7-ми, 9-ти струнные
2) 7-ми, 9-ти, 12-ти струнные
3) 9-ти, 12- ти, 14- ти струнные
4) 7-ми, 9-ти, 12-ти, 14- ти и так далее струнные
4. Какие способы игре на чатхане существуют?
1) Сиртіп ойын (игра с помошью сирта)
2) Пасчаң хыл ойын (игра нажатия струн)
3) хыл алыстыра ойын (игра меняя струны)
5. В игра сиртіп ойын предполагает использовать сирт. Какие струны нужно дергать для
получения сирта?
1) 43 (тӧрт, ӱс)
2) 23 (ікі, ӱс)
3) 32 (ӱс, ікі)
4) 56 ( пис, алты)
6. В игре хыл алыстыра ойын какие струны ы дергаем?
1) 12345 ( пір, ікі, ӱс, тӧрт, пис)
2) только 1234 ( пір, ікі, ӱс, тӧрт, пис)
3) все струны меняя последовательность
7. Перед тем как начать игру на чатхане, необходимо настроить инструмент на нужную
тональность. Какие две тональности мы используем?
A) мажор (ӧрініс ӧңдайы)
Б) минор (хомзыныс ӧңдайы)
B) все перечисленные
8. При использовании мажоной тональноси струны 5,7 имеют какое значение?
1. 5, 7 (F,Е)
2. 5,7 ( Е, А)
3. 5,7 (Еb, Вb)
9. При использовании минорной тональности струны 5, имеют значение?
1. 5, 7 (F,Е)
2. 5,7 ( Е, А)
3. 5,7 (Еb, Вb)

10. Произведение чыылығ имеет несколько мелодий с разным ритмом. Назовите верные
мелодии.
1) хурчағ, чӱзӱбізірбін, очыхтыг хазан
2) хурчағ, хормачы, чӱчӱбізірбін
3) хурчағ, хормачы, чӱзӱбізірбін, очыхтығ хазан
Высокий уровень: обучающийся владеет теоритическими знаниями, самостоятельно
отвечает на вопросы, не допускает ошибок.
Средний уровень: обучающийся допускает небольшие ошибки при ответе на вопросы,
иногда требует подсказки педагога.
Низкий уровень: обучающийся затрудняется при ответе на вопросы, допускает много
ошибок, требует постоянной помощи педагога.
Для оценки практических навыков игры на музыкальном инструменте чатхан используются
следующие задания и критерии:
Учащийся должен исполнить наизусть музыкальные произведения, разученные им в течение
полугодия.
1)обучающимся со средним уровнем необходимо сыграть на инструменте хакасский
народный тахпах «Чыылыг», со всеми входящими к нему мелодиями: «Хурчағ»,
«чӱзӱбізербін», «хормачы», « о чыхтығ хазан»
2)обучающимся с высоким уровнем необходимо сыграть на инструменте произведение
хакасского композитора А.Саможикова «Алғыс» а также спеть песню.
Высокий уровень: чистое, безошибочное инструментальное исполнение нотного текста всех
мелодий в заданном темпе, плюс вокальное исполнение.
Средний уровень: несколько ошибок при инструментальном исполнении нотного текста,
темповые отклонения от авторского замысла.
Низкий уровень: многочисленные остановки при игре, неспособность закончить исполнение
произведений, неспособность передать характер произведения.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
общеучебные умения и навыки,
личностное развитие, используется методика Н.В.
Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».