Программа Белая ладья

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая
ладья» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа
позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и
поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать
поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В.
Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики,
спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память,
воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность,
самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать
игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности
детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального
потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – физкультурно – спортивная.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной
из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе
позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у
обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам,
учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях
обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина
«Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобразовательная программа
отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к
обучению шахматной игре:
программа предназначена для развития личностных качеств
обучающихся;
- тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в
дополнительном образовании.
Новизной
программы является выработка системы общих требований
проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован
мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся
стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению
теоретическими знаниями.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии
памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению
обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует

повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и
закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной
деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять
на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких,
как восприятие, внимание, воображение, память.
Адресат программы дети в возрасте 7 – 11 лет.
Объем программы – 72 учебных часа.
Сроки реализации программы - 1 год обучения.
Уровень программы ознакомительный.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применятся электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и
аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся,
которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например,
Сферум); направляться по электронной почте.
Режим занятий - 1 занятие в неделю по 2 учебных часа (1 занятие - 40 мин.,
перемена 10 мин.).
Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с
использованием сетевого взаимодействия,
базой для реализации программы
является МБОУ «Табатская СОШ».
Форма организации деятельности детей: групповая.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер классы,
тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры,
участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое
внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как
выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность,
благородство.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Белая ладья» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к
шахматам, обеспечивает развитие мышления, внимания, памяти. Программу могут
освоить дети, не имеющие специальной подготовки, а также дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется
возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Цели программы: развития личности как нравственного, ответственного и
инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального
развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить с историей шахматной игры, основными терминами;
- познакомить с шахматными правилами;
- сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной
игры;
- закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике.
Развивающие:
- развить мышление обучающихся в процессе анализа партий, решения задач;
- развить внимание, память, логику в процессе шахматной игры;
- развить познавательные интересы в процессе погружения обучающихся в
мир шахмат и его историю.
Воспитательные:
воспитать положительные качества личности
усидчивость,
дисциплинированность, самостоятельность, терпение;
- воспитать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умения не создавать конфликты;
- воспитать навыки самоконтроля и самооценки.

Содержание программы
Учебный план.
№
п/п
Раздел 1.
Тема 1.1
Раздел 2.
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3

Название
Количество часов
раздела, темы
Всего Теория Практика
Знакомство
с
2
1
1
шахматами
Вводное занятие.
2
1
1
История шахмат.
Элементарные
30
9
21
понятия о
шахматной игре
Шахматные
6
2
4
фигуры.
Понимание
6
1
5
шахматной игры.
Цель шахматной
4
1
3
партии.

Формы аттестации/
контроля

опрос

опрос
соревнования
тестирование

Тема 2.4
Тема 2.5

Раздел 3.
Тема 3.1

Три стадии
шахматной
партии.
Краткая и полная
шахматная
нотация.

6

3

3

соревнования

8

2

6

суммарная
оценка
знаний практической
и
теоретической
части

Тактика
38
11
27
Игра с
6
2
4
соревнования
шахматными
тестирование
часами.
Промежуточная
аттестация
Тема 3.2 Мат легкими и
14
5
9
практическая игра
тяжелыми
фигурами.
Тема 3.3 Король против
8
2
6
практическая игра
короля и пешки.
Тема 3.4 Решение
10
2
8
тестирование
шахматных задач.
Раздел 4. Итог
2
1
1
Тема 4.1 Завершающее
2
1
1
тестирование,
занятие
практическая игра
(аттестация).
Итого
72
22
50
Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с шахматами
Тема 1.1 Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях,
правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика:
выполнение
упражнений:
«Горизонталь»,
«Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
Раздел 2. Элементарные понятия о шахматной игре
Тема 2.1 Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на
внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?»,
«Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Тема 2.2 Понимание шахматной игры.

Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля.
Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля».
Тема 2.3 Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».
Тема 2.4 Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Тема 2.5 Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
Раздел 3. Тактика
Тема 3.1 Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами. Промежуточная аттестация в форме тестирования.
Тема 3.2 Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат
ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Тема 3.3 Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в
один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Тема 3.4 Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2
хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Раздел 4. Итог
Тема 4.1 Завершающее занятие (аттестация)
Теория: повторение изученного материала в форме тестирования.

Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.
Планируемые результаты
Предметные результаты: обучающиеся будут:
- знать историю шахматной игры, основные шахматные термины, шахматные
правила;
- иметь базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
- уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и
проводить комбинации;
- иметь знания, умения и навыки в турнирной практике.
Личностные результаты: обучающиеся будут:
проявлять положительные качества личности
- усидчивость,
дисциплинированность, самостоятельность, терпение;
- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умения не создавать конфликты;
- иметь навыки самоконтроля и самооценки.
Метапредметные результаты: обучающиеся будут:
- проявлять мышление в процессе анализа партий, решения задач;
- проявлять внимание, память, логику в процессе шахматной игры;
- проявлять познавательные интересы в процессе погружения в шахматную
игру.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график
Год
обучен
ия (или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программ
е

Дата
окончания
обучения
по
программ
е

Всего
учебны
х
недель

Всего
учебны
х дней

Количеств
о учебных
часов

Режим занятий

1.

15.09.2024 31.05.2025

36

36

72

один раз в неделю
по два занятия,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год
начинается с 15 сентября и заканчивается 31 мая.
Количество учебных недель – программа предусматривает обучение в
течение 36 недель.
Продолжительность каникул – в период осенних и весенних каникул занятия
проводятся по расписанию.
Формы аттестации и оценочные материалы
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер,
так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к
дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации
собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение
играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых
логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития
обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы (Приложение 1).
Контролируемые знания,
Форма
№
Виды контроля
умения, навыки
контроля/аттестации
Шахматная доска, шахматные Индивидуально, в
Предварительный
фигуры, их ходы, шахматная
ходе
шахматного
1
контроль
нотация, элементы шахмат
турнира.
Наблюдение

Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.

2

Текущий контроль

3

Промежуточная
аттестация

Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.

4

Аттестация по
итогам завершения
программы

Основы шахматной тактики,
участие в турнире,
использование шахматной
литературы.

Индивидуально, в
ходе
шахматного
турнира.
Наблюдение
Индивидуально, в
ходе
шахматного
турнира.
Тестирование
Индивидуально, в
ходе
шахматного
турнира.
Тестирование,
практическая игра

Методическое обеспечение программы
Алгоритм учебного занятия
I.
Вводная часть
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к
восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности
обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное
задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе
происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих
познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение
тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися
самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся
(умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 23 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом
же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им
понравилось, а что было трудным.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, игровой, деятельностный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Формы занятий: игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник,
представление, соревнование, турнир. На занятиях используется материал,
вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах,
шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,

сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам,
лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого
учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные
рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
При реализации программы используются технология индивидуального
обучения, технология группового обучения, технология коллективного
взаимообучения, технологии игровой деятельности, здоровьесберегающие
технологии.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у обучающихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение
обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.
Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, и
отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2. Оборудование:
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
- шахматные часы – 4 штук;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур с досками – 4 штуки;
- ноутбук.
Методические и информационные материалы:
Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий
используется специальная литература, Интернет источники.

Наглядный материал: плакаты, презентации, таблицы, схемы, карточки,
цветные иллюстрации.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования,
имеющий высшее педагогическое образование.
Список литературы для педагога
Основная литература:
1.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростовна-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для
новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков:
"Фолио", 2002. - 538 с.
2.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
3.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию
занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В.,
Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах,
2010. - 57с.

Приложение 1.
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1. В какой стране придумали шахматы?
2. Как звали богиню, покровительницу шахмат?
3. Как называется система записи шахматной партии?
4. Как называются крупные шахматные соревнования?
5. Как называется самое высокое звание, которое дается шахматистам?
6. Как можно по другому назвать шахматную партию?
7. Как называется одновременный ход короля и ладьи?
8. Какие фигуры разного цвета никогда не встречаются в игре?
9. Какая фигура всегда остается на доске до конца игры?
10. Каким столовым прибором называется одновременное нападение на две и
больше фигуры?
11. Что означает зевок в шахматах?
12. Что получает король в конце игры?
13. Как называется острая нехватка времени у игрока?
14. В каком случае шахматы называют быстрыми ли активными?
15. Фигуры какого цвета начинают партию первыми?

Шахматный турнир проводится для оценки практических навыков.
Критерии оценивания:
- высокий уровень – обучающийся знает историю шахматной игры,
шахматные термины, названия фигур, правила хода, ориентируется на шахматной
доске, правильно расставляет фигуры, различает горизонталь, вертикаль и
диагональ, показывает хорошие навыки игры в шахматы.
- средний уровень – обучающийся знает историю шахматной игры,
шахматные термины, названия фигур, правила хода не в полном объеме,
ориентируется на шахматной доске, правильно расставляет фигуры, различает
горизонталь, вертикаль и диагональ, но может допускать ошибки, допускает ошибки
в шахматной игре, требует небольшой подсказки педагога.
- низкий уровень – обучающийся не знает историю шахматной игры,
шахматные термины, названия фигур, правила хода, не ориентируется на шахматной
доске, допускает ошибки при расставлении фигур, не правильно ведет шахматную
игру, постоянно требуется помощь педагога.

Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
по показателям: общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется
методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».