Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа «Стиль. Мода. Красота» рассматривает такие аспекты, как выбор
своего стиля, макияж, этика, имидж, уход за кожей лица, так как атмосфера красоты всегда
создает соответствующее настроение. Формирование психологического образа начинается с
раннего детства, именно в этот период обостряется стремление к самовыражению, что может
послужить создание собственного индивидуального стиля.
Первое правило моды гласит: главное – не то, что на вас надето, а то насколько одежда
соответствует вашему образу. Модный стиль – не приобретение дизайнерских трендов, а
умение превратить в эксклюзив даже самую непритязательную вещь. Стиль – это ваше
поведение, ваша манера держать себя в обществе, ходить, сидеть и говорить. Это умелое и
точное подчеркивание собственной уникальности.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы. Современная мода отличается большим богатством идей и свободой выбора.
Сегодня в мире моды ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею
конкретно для себя. Программа направлена на развитие творческих способностей, чувство
прекрасного, эстетический вкус, креативного мышления и нравственность. Эта программа
поможет учащимся воспитывать хороший вкус, добиваться, чтобы эмоциональные реакции
превращались в осознанное отношении к красивому или безобразному, уметь разглядеть за
внешним обликом человека его духовный мир, способствовать привитию любви к
прикладному труду, формировать возможность профессионального самоопределения,
активизировать творческую активность детей, поможет создать ситуацию успешности.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях
чувство прекрасного: приятная внешность, соответствующая внутренней красоте, способна
вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Секрет успеха - в умении
одеваться соответственно ситуации, непринужденно чувствовать себя в любом обществе и
быть интересным собеседником, способность показать себя с лучшей стороны, деликатность,
порядочность, вежливость, эрудированность – все это формирует имидж человека. И в
конечном счете именно эти качества и способности человека определяют его успешность в
большой, взрослой жизни.
Отличительная особенность, новизна данной программы предполагает изучение
разных сфер красоты, включая моду, визаж и парикмахерское искусство, а также изучение
различных способов декорирования, изготовление, поделок, сувениров, аксессуаров.
Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовлениеобъектов
предметного дизайна и аксессуаров с использованием изученных техник декоративноприкладного искусства. Кроме того, особенностью программы “Стиль. Мода. Красота”
является средство разностороннего развития способностей детей, расширяет их и служит
основой развития познавательного интереса.
Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 13 лет.
Уровень программы - ознакомительный.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40
минут, перерыв 10 минут.
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные,
практические, индивидуальные. Виды занятий: комбинированные состоят из теоретической и
практической частей, выполнение самостоятельной работы, выставки, беседы, игры,
наблюдения, практические занятия, обсуждение. В зависимости от интересов, обучающихся,
в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала
по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов
программы.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
формирование у обучающихся знаний, навыков и умений в области моды, для создания
индивидуального, неповторимого стиля, отвечающего его внутреннему миру.
Задачи программы:
Образовательные:
-сформировать знания, умения и навыки в области моды, стиля,
-сформировать знания о маникюре и педикюре,
- дать представления об уходе за кожей лица, рук, тела,
- научить создавать косметические средства в домашних условиях,
- обучить основам различных техник в декоративно – прикладном искусстве,
- сформировать навыки выполнения творческих работ из тканей, нитей и других материалов,
- познакомить с профессиями стилист, визажист, парикмахер, косметолог, модельер.
Развивающие:
- развить познавательный интерес, творческие способности,
- развить фантазию, воображение, художественный вкус,
- научить ставить задачи, планировать выполнение работы,
- сформировать умения совместно со сверстниками анализировать выполнение различных
видов творческих заданий.
Воспитательные:
-развить индивидуальность и способность к самовыражению,
-воспитать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда,
-воспитать любовь к декоративно – прикладному искусству,
-воспитать духовно – нравственные ценности.
Содержание программы:
Учебный план
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Вводное занятие
2
2
-
Тема 1.1 «Мода+стиль=красота?»
Вводное занятие.
ТБ при работе с
инструментами.
Раздел 2. Стиль
2
2
-
20
4
16
Тема 2.1 Первая одежда человека
(изготовление костюма)
2
1
1
Тема 2.2 Зарождение ткачества
(работа с пряжей
производство ткани)
2
-
2
Беседа.
Тест поТБ
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа, наблюдение
Тема 2.3
Выполнение работ в
технике «ниткография»
(все о виде и свойстве
шерсти)
Тема 2.4 «Мисс Пуговка»
Изготовление швейной
фурнитуры из бумаги и
пластика (пуговицы,
элементы декора)
Тема 2.5 «Добавим
цвета»
(Роспись одежды
акриловыми красками по
ткани)
Тема 2.6 Итоговое
занятие по
разделу «Стиль»
4
1
3
Опрос, наблюдение за
выполнением
практического
задания
Наблюдение за
выполнением
творческого задания,
оценка
выполненныхработ
Беседа, наблюдение за
выполнением
творческого
задания
Тест
Выставка работ
учащихся
4
1
3
6
1
5
2
-
2
Раздел 3. Мода
Тема 3.1 Мода
– история и
современность
Тема 3.2 Одежда древних славян.
История костюма
12
2
4
2
8
-
4
1
3
Выставка работ
учащихся
Тема 3.3 Одежда
для
дома.
Основные требования к
домашней одежде
4
1
3
Оценка готовых
изделий, выставка
Тема 3.4 Итоговое занятие по разделу
«Мода»
Промежуточная аттестация
Раздел 4. Красота
2
-
2
Конкурс
38
10
28
Тема 4.1 История косметики: от
древних
времен до
наших дней
Тема 4.2 Косметика на вашей
кухне
Тема 4.3 Мыло душистое
(Изготовление подарочного
мыла)
Тема 4.4 Наша кожа – наш защитник.
Типы кожи. Уход за лицом.
Маски, скрабы, лосьоныДелаем косметику дома.
Тема 4.5 Уход за телом.Косметика
для тела.
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
4
1
3
Выставка работ
учащихся
4
1
3
Беседа, наблюдение
4
1
3
Тема 4.6 «Белоручка»
уход за
кожей рук и ног. (Кремы
4
1
3
Наблюдение за
выполнением
практической
работы
Беседа, наблюдение
Беседа, опрос
и ванночки в домашних
условиях).
Тема 4.7 Уход за ногтями. (Строение
ногтя.Маникюр и педикюр:
средства для маникюра,
форма и цвет. Домашний
маникюр и педикюр.)
Роспись ногтей лаком.
Тема 4.8 Краса-длинная коса.
Всё о косах, виды плетения
кос. Прически с косами.
Тема 4.9 В чем нуждаются наши
волосы?
Уход за волосами,
натуральная косметика для
волос в домашних условиях.
Тема 4.10 Аксессуары для волос.
Тема 4.11 Итоговое
занятие
Разделу «Красота».
Всего:
по
4
1
3
МК по
выполнению
декоративного
маникюра
4
1
3
4
1
3
Конкурс- показ «Коса
-девичьякраса».
(стильные прически)
Контроль и оценка
выполнения
практической
работы
4
1
3
2
-
2
Оценка
выполненияработы
МК
72
20
52
-
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1.1 «Мода+Стиль= Красота?»
Теория: Знакомство с понятиями мода, стиль, вкус, образ, имидж. История моды.
Понятие техники безопасности, безопасность при работе колющими, режущими предметами.
Практика: Вводный контроль - тест на определение исходного уровня подготовки
воспитанников. Викторина по ТБ.
Раздел 2. «Стиль»
Тема 2.1 Первая одежда человека
Теория: Дать представления о том, из чего и как делалась одежда первобытных людей,
познакомить
с
историей
зарождения
костюма.
Практика: Самостоятельная творческая работа «одежда первобытных людей»
Тема 2.2 Зарождение ткачества
Теория: Познакомить с видами нитей. Дать представления о процессе производства
тканей в древности и на современном этапе развития человечества. Видами плетения тканей.
Практика: практикум по созданию тканого полотна при помощи мини ткацкого
станка. Создание мережки.
Тема 2.3 Выполнение работ в технике «ниткография»
Теория: Познакомить с видами натуральных нитей, видами свойствами и областью
применения в быту.
Практика: Техника выполнения картин, работа по образцам, коллективная работа по
созданию альбома «Волшебная ниточка - «Ниткография»
Тема 2.4 «Мисс Пуговка»
Теория: Познакомить с историей появления пуговиц, крючков, молний, липучек,
дать представление о видах швейной фурнитуры, её многообразии, и назначении. Правилами
подбора пластиковой и металлической фурнитуры.
Практика: упражнение творческого характера по созданию авторской пуговицы с
использование пластика. Дизайнерская бижутерия из швейной фурнитуры.
Тема 2.5 «Добавим цвета»
Теория: Познакомить со способами окрашивания тканей натуральными красителями и
технологией окрашивания, роспись акриловыми красками по ткани.
Практика: занятие-эксперимент «роспись изделий акриловыми красками по ткани».
Создание контурного рисунка на ткани.
Тема 2.6 Итоговое занятие по разделу «Стиль»
Теория: выполнение тестового задания по разделу «Стиль»
Практика: выставка творческих работ учащихся.
Раздел 3. «Мода»
Тема 3.1 Мода – история и современность
Теория: обзор исторических стилей в одежде, познакомить с современными стилями и
направлениями в моде.
Тема 3.2 Одежда древних славян. История костюма
Теория: Знакомство с историей славянского костюма 6-9 вв. Одежда,
украшения и обувь древних славян. Обереги.
Практика: занятие творческого характера – древнеславянский оберег своими руками.
Тема 3.3 Одежда для дома
Теория: одежда для дома - виды и назначение. Основные требования кдомашней
одежде.
Практика: конкурсная работа выбор фасона, изготовление объемной модели.
Тема 3.4 Итоговое занятие по разделу «Мода». Промежуточная аттестация
Теория: Занятие-викторина «Всё о моде».
Практика: конкурс «Историк моды». Промежуточная аттестация в виде творческой
работы.
Раздел 4. «Красота»
Тема 4.1 «История косметики: от древних времен до наших дней»
Теория: Познакомить с историей появления косметики, её составом, свойствах и
назначении. Косметические средства, по уходу за кожей способы применения.
Практика: Делаем косметические средства по древним рецептам.
Тема 4.2 Косметика на вашей кухне
Теория: Знакомимся с полезными свойствами продуктов, которые можно найти на
кухне любой хозяйки их использование в косметических целях.
Практика: Создаём косметические средства с использованием данных продуктов.
Тема 4.3 Мыло душистое
Теория: Познакомить с историей появления мыло, его природными заменителями
которыми пользовались наши предки. Виды, свойство и применение мыла.
Практика: Мини практикум - по созданию мыла с использованием отвара
лекарственных трав и натуральных ароматизаторов.
Тема 4.4 Наша кожа - наш защитник
Теория: Познакомить со строением кожи человека, ее функциями и особенностями,
влиянием различных факторов на нашу кожу. Способы и средства ухода за кожей лица.
Практика: практикум - определяем свой тип кожи, готовим средства по уходу за
кожей лица в домашних условиях.
Тема 4.5 Уход за телом
Теория: Познакомить со средствами ухода за телом. Косметические и гигиенические
средства для тела, виды, свойства, применение.
Практика: мини-практикум косметические средства для тела (лосьон и скраб для тела)
в домашних условиях.
Тема 4.6 Белоручка
Теория: Уход за кожей рук и ног, средства ухода и их применение.
Практика: МК от косметолога по уходу за руками и ногами, ванночки для рук в
домашних условиях, средства для смягчения кожи ног.
Тема 4.7 Уход за ногтями
Теория: познакомить с строением ногтей, средствами и инструментами для ухода за
ногтями. Познакомить с понятиями: абразивность, шлифовка, полировка. Дать
представления о правилах выполнения маникюра и педикюра. Формы и виды маникюра.
Научить выполнять декоративный и гигиенический маникюр в домашних условиях.
Практика: Мини практикум выполнение гигиенического маникюра с учетом
индивидуальных особенностей строения ногтевой пластины. МК по выполнению
декоративного маникюра (Французский маникюр, градиентный маникюр)
Тема 4.8 Краса-длинная коса
Теория: Знакомство с историей причесок. Познакомить с правилами ухода за
длинными волосами, способы укладки длинных волос. Видами и способами плетения кос
при помощи резинок.
Практика: плетение кос разными способами, прически с узлами.
Тема 4.9 В чем нуждаются наши волосы?
Теория: Познакомить с уходом за волосами, средствами, и инструментами по уходу за
волосами. (бальзам для волос, маска, спрей для волос). Научить уходу за волосами в
домашних условиях.
Практика: Практическая работа по созданию питательной маски и бальзамаополаскивателя.
Тема 4.10 Аксессуары для волос
Теория: Знакомство с аксессуарами для волос (гребни, зажимы, заколки, шпильки,
резинки) их разнообразием и использование, не сложные прически с использованием
резинок и шпилек для волос,украшать прическу с помощью аксессуаров.
Практика: МК- украшаем ободок цветами в технике канзаши, украшаем зажимдля
волос.
Тема 4.11 Итоговое занятие по разделу «Красота»
Практика: Занятие - МК «Косметический салон»
Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание истории возникновения одежды и тенденции развития современной моды,
формирования стиля, основных профессий в области моды, стиля, красоты;
- знание техники безопасности при работе с инструментами;
- сформированность навыков по уходу за руками, волосами, телом;
- умение изготавливать косметические средства в домашних условиях;
умение работать с разнообразными традиционными и нетрадиционными
материалами;
умение применять разные техники декоративно-прикладного творчества в
декорировании одежды.
Личностные результаты:
приобретение опыта общественно-полезной, социально-значимой деятельности;
сформированность мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, традициям;
развитие индивидуальности, творческого самовыражения;
сформированность способности адекватно анализировать причины своего успеха/неуспеха
в учении.
Метапредметные результаты:
- умение ставить задачи, планировать выполнение работы;
- развитие самостоятельности, творческой инициативы и организованности;
развитие познавательного интереса и творческих способностей;
умение совместно со сверстниками анализировать выполнение различных видов
творческих заданий;
- развитие художественного вкуса, фантазии, воображения.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучени
я (или
группа)
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
Всего
учебн
ых
недель
Всего
учебн
ых
дней
Количест
во
учебных
часов
1 год
15.09.2024
31.05.2025
36
36
72
Режим занятий
1 раз в неделю,
по два занятия,
продолжительность каждого
40 мин.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В
кабинете имеется 3 окна, которые позволяют проветривать помещение. Проветривание
помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное
освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится
специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога, оборудование для занятий.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы «Стиль. Мода. Красота» необходим расходный материал.
(Резерв, контур и краски для ткани, полимерная глина (разных цветов), набор акриловых
красок, фурнитура для бижутерии, ванночки для рук, типсы (искусственная основа ногтя),
лаки для ногтей, жидкость для снятия лака, набор натуральных ароматических масел, набор
пищевых красителей, набор кистей для макияжа, набор профессиональной декоративной
косметики, аптечные сборы лекарственных трав, экстракты ромашки (подорожника,
крапивы, репейника), натуральные масла, глицерин, вазелин, витамины в ампулах, расчески,
шпильки, резинки для волос, невидимки, ножницы, ватные диски, линейки, цветная бумага и
картон, белая писчая бумага, клеевой пистолет).
Информационное обеспечение:
Кабинет должен быть оснащен компьютером, подключенным к сети интернет
проектором и экраном для видео - демонстрации, аудио колонками, принтером.
Кадровое обеспечение: Среднее – специальное образование педагога соответствует
профилю программы.
Формы аттестации
В соответствии с результатами аттестации характеризуют уровень достижения
предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. При
оценке результатов деятельности критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения программы дополнительного образования.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности во всех учебных группах
проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в сентябре на первых занятиях с целью выявления отношения
учащихся к выбранной деятельности, их способностей и возможностей в данном виде
деятельности, а также личностных качеств. Текущий контроль проводится на занятиях в
течение всего учебного года педагогическое наблюдение на занятиях.
Промежуточный контроль проводится один раз в год в январе. Кроме того, результат может
быть зафиксирован в виде в виде «образовательного продукта» (детские творческие работы).
Итоговый контроль проводится по окончании учебного года в мае. Результаты заносятся в
сводную диагностическую карту.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-аналитические справки;
-материалы анкетирования и тестирования;
-методические разработки;
-дипломы, грамоты;
-готовые творческие работы воспитанников;
-фотографии и газетные публикации;
-журналы посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-диагностические карты и аналитические справки по результатам диагностик;
-выставки творческих работ воспитанников;
-конкурсы;
-защита творческих проектов;
- отчетные выставки;
- участие в муниципальных и республиканских мероприятиях.
Оценочные материалы
С целью анализа теоретических и практических знаний, навыков и умений по
программе «Стиль. Мода. Красота» для обучения разработаны тесты - опросники, которые
подобраны в соответствии с тематическим планом программы. В конце года подводится
общий итог и определяется индивидуальный рейтинг каждого ребенка по следующей схеме:
низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.
Параметры диагностики результатов деятельности воспитанников
Параметры диагностики
Формы и способы диагностики
Владение понятийным
Беседа, наблюдение, выполнение тестовых
аппаратом
заданий,
Знание теоретических основ
Сформированность
практических навыков и
умений
Личностные качества
воспитанников
викторины, ребусы, кроссворды, загадки.
Беседа, дидактические карточки с заданиями,
тесты,
викторины, проекты
Наблюдение, анализ содержания творческих
работ,
рецензирование, мастер-класс, оценка.
Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование
Показатели, критерии оценивания (Приложение 1).
Методы обучения:
В соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы используются
следующие методы:
-словесные методы обучения: лекция, объяснение, беседа, диалог,
-методы практической работы,
-метод наблюдения: запись наблюдений,
-исследовательские методы: проведение опытов, экспериментов,
-метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания,
воображения,
-наглядный метод обучения: картины, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, чертежи,
видеоматериалы.
Список литературы:
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии
Издательство: Харвест (Минск). 2010 - 256с;
2. Берман Д. Do Good Design: как дизайнеры могут изменить мир / Д. Берман. — М.:
Символ, 2015. — 200 c.
3. Интернет-порталы «Мода и коллекции»
Приложение 1.
Для отслеживания результатов образовательной
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой.
деятельности
обучающихся
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1.Подчеркни правильный ответ. Шкаф для одежды проветривают
раз в месяц
два раза в месяц
раз в год
2. Подчеркни правильный ответ. Надевать чужие вещи
опасно
неопасно
3. Подчеркни правильный ответ. Грязь счищают
с мокрой одежды
с сухой одежды
4. Подчеркни правильный ответ. Грязь с одежды счищают
зубной щеткой
обувной щеткой
одежной щеткой
5. Подчеркни правильный ответ. Дома переодеваются
в домашнюю одежду
в повседневную одежду
в спортивную одежду
6. Подчеркни правильный ответ. Верхнюю одежду вешают
на узкие плечики
на широкие плечики
7. Подчеркни правильный ответ. Легкую одежду вешают
на узкие плечики
на широкие плечики
8. Подчеркни правильный ответ. Вязаные вещи
вешают на плечики
складывают на полку в шкаф
9. Расскажите краткую историю возникновения одежды.
10. Назовите виды плетения тканей?
11. Назовите способы окрашивания тканей.
12. Назовите исторические стили в одежде.
Каждому обучающемуся задается по 6 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 6 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 5 до 6 баллов – высокий уровень освоения программы
От 3 до 4 балла – средний уровень освоения программы
От 0 до 2 баллов – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
Итоговое занятие по разделу «Мода». (Промежуточная аттестация)
Выполнение комбинированной деятельности с использованием вырезывания, перевода шаблонов и
рисования (выбор материала по желанию) «Показ мод – 2025 года».
Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа выполнена качественно,
аккуратно, оформлена, завершена.
Технология изготовления работы
соблюдена. Содержит элементы
творческого
подхода,
соответствует заданной тематике.
Затруднений с использованием
инструментов
и
материалов
ребенок
не
испытывает.
Соблюдает технику безопасности.
Средний уровень
Работа выполнена с некоторыми
нарушениями
аккуратности,
качественности,
правильности,
имеются
не
завершенные
элементы.
Технология
изготовления работы соблюдена
частично. Частично содержит
элементы творческого подхода,
частично соответствует тематике.
Возникают
небольшие
затруднения при
работе с
материалом и инструментами.
Имеются небольшие нарушения в
технике безопасности.
Низкий уровень
Работа
выполнена
неаккуратно, не точно, не
завершена.
Технология
изготовления работы не
соблюдена. Не содержит
элементов
творческого
подхода,
заданной
тематике. Ребенок не
умеет
работать
с
материалом
и
инструментами, не знает
правил безопасности при
работе с инструментами.
.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н.
Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.