Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа «Мастерок» представляет широкие возможности для ознакомления с
традиционными народными промыслами, ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству. Позволяет развивать важные способности - комбинировать,
фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить
мыслить и действовать творчески (выполнять работу с бумагой, картоном, нитками,
природным и бросовым материалами, соленым тестом). Данные предметы позволяют
развивать трудолюбие, фантазию, творческую смекалку, изобретательность, а также мелкую
моторику рук, логическое мышление, внимание, память и т.д., формировать у них интерес к
декоративно-прикладному творчеству, рукоделию; готовить к более сложной работе.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к
художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа преследует не
только утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки), а позволяет развивать
принципиально важные способности: комбинировать, фантазировать, составлять из
отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и творчески
действовать. Одной из задач современного дополнительного образования является
закладывание жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера
человека, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на
лучшие конечные результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в
дальнейшей жизни. Со стороны педагога должно способствовать активности обучающихся
при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их одаренности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой,
познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не
только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах, а
приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к созиданию,
творческому развитию.
Отличительная особенность, новизна. Работа в детском объединении «Мастерок» прекрасная возможность развития мышления детей через творческое воображение и своё
эстетическое восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания,
радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При
изготовлении поделок используется пластиковые бутылки и различные материалы, что
когда-то были в обиходе и стали непригодными в быту. А для детей — это рабочий
материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные
восхищения.
Адресат программы – дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной
диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте становится
личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов 72.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
одного занятия составляет 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные,
практические, индивидуальные, с отдельными учащимися, групповая работа, коллективная
работа, лекция – беседа, диалог с использованием наглядных пособий. Работа с картами,
схемами, практические занятия с показом и объяснением. Выполнение задания по образцу,
экскурсии на выставки, игры и приемы, развивающие познавательную активность (ребусы,
кроссворды, загадки, викторины и т. д.) игра-путешествие, игра-сказка, игра-конкурс,
ролевая игра, игровые приемы на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
творческий проект; создание самостоятельных творческих работ. Для поддержания интереса
и творческой активности детей используются как общие методы: словесные, практические,
наглядные, поисковые (нахождение оптимальных решений для выполнения практических
задач), так и специальные методы: - эмоциональные: поощрение, порицание, учебнопознавательная игра, свободный выбор заданий. Завершается каждый год итоговой
выставкой.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развитие самостоятельности
анализа и мышления, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, бережного отношения к природе. Цели будут достигнуты
при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
- ознакомить с различными видами техники выполнения поделок из бумаги, картона, ниток,
бросового и природного материалов, соленого теста;
- ознакомить с основной терминологией, материалами и инструментами;
- обучить навыкам и приемам работы с бумагой, картоном, нитками, природным материалом
и др.;
- обучить выполнению готовых изделий в различных техниках декоративно – прикладного
искусства;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами.
Воспитательные:
- воспитывать потребность постоянного обращения к образам национальной культуры;
- воспитывать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
- способствовать формированию качеств личности, необходимых для успешного выполнения
работ - аккуратности, терпению, настойчивости, усидчивость;
- воспитывать дружеские чувства между членами коллектива;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от
совместного творчества.
Развивающие:
- способствовать формированию творческой и познавательной функции воображения;
- развивать художественное, образное и абстрактное мышление;
- способствовать развитию концентрации внимания;
- развивать мелкую моторику рук;
- побуждать к творчеству и самостоятельности;
- развивать фантазию, воображение;
- сформировать умения применять полученные навыки в практической деятельности.
Содержание программы:
Учебный план
Количество часов
№ п/п
Название раздела, темы
Всего
Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие.
Понятие о дизайне
Раздел 2. Поделки из природного
материала
Тема 2.1 Художественное
конструирование из
природного материала
Раздел 3. Поделки из бумаги и
картона
Тема 3.1 Поделки из бумаги.
Изготовление
декоративных букетов из
бумаги
2
2
1
1
1
1
6
1
5
6
1
5
6
1
5
2
1
1
опрос,
творческая работа
Тема 3.2
2
-
2
творческая работа
2
-
2
творческая работа
6
1
5
2
1
1
Тема 4.2
Изделия из ниток на шарах 2
-
2
опрос,
творческая работа
творческая работа
Тема 4.3
Объемные панно
2
-
2
творческая работа
Раздел 5. Поделки из бросового
материала
Тема 5.1 Настенное панно
8
2
6
2
1
1
творческая работа
Тема 5.2
6
4
2
творческая работа
Раздел 6. Новогодний дизайн
Тема 6.1 Настольная композиция
6
2
1
1
5
1
Тема 6.2
2
1
1
Панно из салфеток.
Декупаж
Тема 3.3 Изготовление изделий из
папье-маше
Раздел 4. Поделки, картины из
цветной пряжи
Тема 4.1 Панно из нарезанной нити
Игрушки из опилок
Креативная елка
опрос
практическая работа
беседа, творческая
работа
творческая работа
Тема 6.3
Новогодние игрушки
Промежуточная
аттестация
Раздел 7. Панно из соленого теста
Тема 7.1 Изделия из соленого теста
2
-
2
14
2
4
1
10
1
Тема 7.2
4
1
3
беседа, творческая
работа
творческая работа
4
1
3
творческая работа
4
1
3
творческая работа
20
4
16
10
2
8
самостоятельная
работа
10
2
8
творческая работа
4
2
2
1
1
-
3
1
2
творческая работа
выставка
72
16
56
Тема 7.3
Объемные фигурки
животных
Роспись изделий из
соленого теста
Тема 7.4 Лакирование изделий из
соленого теста
Раздел 8. Поделки из ненужных
вещей
Тема 8.1 Декоративные вазы из
различных банок и
бутылок
Тема 8.2 Панно из бросового
материала
Раздел 9. Подведение итогов
Тема 9.1 Работа на выбор
Тема 9.2 Подготовка к выставке
работ
Итоговая аттестация.
ИТОГО
творческая работа
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году,
техника безопасности и ПДД.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов.
2. Поделки из природного материала
Теория – первоначальные сведения о материалах животного происхождения.
Практика – изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев и орехов.
3. Поделки из бумаги и картона
Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные способы
пластической формы из бумаги.
Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы. Изготовление
цветов из креповой бумаги и панно из бумаги.
4. Поделки, картины из цветной пряжи
Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология
изготовления поделок из нитей.
Практика – изготовление панно из нарезной нити и изделия на воздушных шарах.
5. Поделки из бросового материала
Теория – Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Инструменты и материалы.
Практика – Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек,
компьютерных дисков. Подставка под ручки. Ваза и др.
6. Новогодний дизайн
Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре.
Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов. Промежуточная
аттестация в форме творческой работы, мини выставка.
7. Панно из соленого теста
Теория – обобщение сведений о соленом тесте и использовании его в декоративном
искусстве.
Практика – изготовление декоративных панно из соленого теста.
8. Поделки из ненужных вещей
Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология изготовления.
Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно и пр. Итоговая аттестация,
творческая работа.
9. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов года. Подготовка к выставке.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- познакомятся с декоративно - прикладным творчеством; историей ремесел и рукоделий,
- узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда,
- узнают названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение,
- приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала,
- научатся участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества,
- обучатся правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с
инструментами.
Личностные результаты:
- развитие аккуратности, усидчивости, настойчивости, терпения,
- умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
доброжелательность,
- проявление интереса к культуре своей Родины, национальным традициям, к истокам
народного творчества,
- воспитание организованности, ответственности, любви к ручному труду,
- воспитание духовно – нравственной личности.
Метапредметные результаты
- стремление к получению законченного результата,
- развитие креативного мышления и пространственного воображения, фантазии,
внимательности,
- развитие мелкой моторики,
- приобретение навыков самостоятельности в изготовлении готовых изделий,
- умение применять в практической деятельности полученные знания.
Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
Всего
Количество
учебных учебных
учебных
недель
дней
часов
Режим занятий
1 группа
15.09.2024 31.05.2025
36
36
72
1 раз в неделю, по
два занятия,
продолжительность
каждого 30 мин.
2 группа
15.09.2024 31.05.2025
36
36
72
1 раз в неделю, по
два занятия,
продолжительность
каждого 30 мин.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В
кабинете имеется 1 окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание
помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное
освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится
специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога, оборудование для занятий:
бумага, ножницы, клей, кисточка, карандаши, фломастеры, маркеры.
Материально - техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 4 шт.; стулья -4
шт.; лавки-3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования - 1 шт.; Материал для
изготовления творческих работ: портновские ножницы, набор игл, линейки, вязальные нитки
- для соединения деталей и отделки; а также различные материал для украшения и
декорирования изделий (бисер, бусинки, стеклярус и т.д.)
Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с различными
видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный материал
(памятки, алгоритмы, дидактические игры (пазлы «Собери картинку», игра-ромашка «Угадай
и сделай» и т.д.), учебные пособия, инструкционные карты, схемы, образцы изделий и т.д.).
Журналы «Коллекции идей», «Цветная ниточка», книги, картотека иллюстраций поделок.
Также программа дополнена заданиями информационно практического характера,
заимствована в интернет-пространстве, детям предлагаются разные виды работ по
изготовлению изделий из бросового материала– на сайте Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru; Pinterest https://www.pinterest.ru/. А также на занятиях используются
наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, имеющим знания, умения и навыки в области декоративно –
прикладного творчества.
Формы аттестации:
Входной контроль (сентябрь) проводится с целью определения исходного уровня
подготовки обучающегося. Методы контроля – опрос, наблюдение.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года. Эти сведения помогают
осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся в зависимости от его уровня
и выявить динамику его развития. Методы контроля – наблюдение, опрос, анализ творческих
работ.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах
усвоения программы, а также итоговая аттестация за учебный год – проводится в конце
учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени
подготовленности к самостоятельной работе, выявление наиболее способных и талантливых
детей.
Аттестация может проводиться в форме:
Устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и
творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в
образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения образовательной
программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы в сочетании с
творческими заданиями, а также в коллективной форме (фронтальный опрос).
Выставка - показ изготовленных изделий – форма аттестации, которая осуществляется
с целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также
с целью выявления и развития творческих способностей детей. Выставка может быть
персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По
итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является
инструментом поощрения учащихся.
Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся
используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой. (Приложение 1)
Методические материалы для осуществления развивающей работы с детьми и
детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз,
упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц
рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
-диагностический материал - тестовые задания на темы: «Тест на определение видов и
техник работы с бросовым материалом», «Инструменты, материалы, оборудование»;
-фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;
-видео каталог выставочных работ учащихся и педагога;
-раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
Методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный;
игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровье сберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
Формы организации учебного занятия:
В процессе обучения используются различные формы занятий: групповые,
комбинированные, практические, индивидуальные, кроме того, посещение выставок, участие
в конкурсах, викторинах и т.д. А также различные методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный
(устное
изложение,
беседа,
рассказ,
лекция
и
т.д.);
- наглядный (показ видеофильмов, презентаций, иллюстраций, наблюдение, показ
последовательности (выполнение) работы педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- стимулирование деятельности (одобрение, похвала).
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
фронтальный
–
одновременная
работа
со
всеми
обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов:
- журналы посещаемости;
- протоколы промежуточной аттестации учащихся;
- участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места).
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка учащихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые
активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
4. Инструкционные карты.
5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).
6. Книги по теме.
7. Заготовки эскизов.
8. Наборы шаблонов по темам.
9. Планы – конспекты занятий.
Список литературы:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). –
Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
3. Копцев В.П. Бумажная пластика: Пособие для учителей. -М.:1990.-65с.
4. Проснякова Т.М Уроки мастерства. Учебник 3-го класса. -Самара «Корпорация
Федоров издат. Дом «Федоров». -2001. -с.116(ил)
5. Свешникова Т.А. Природные материалы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 80с.: ил.(Мастер-класс на дому)
6. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
8. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт – дисков. М.: Эксмо, 2007.
- С.80.
9. Фадеева Е. Простые поделки из бисера: - М.:Айрис – пресс, 2013.- С.144.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных
ресурсов;
www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию.
Приложение 1
Для отслеживания результатов образовательной
используется методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой.
деятельности
обучающихся
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1.Сколько цветов в радуге?
2. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зеленый?
3. Что такое бросовый материал?
4. Какие поделки можно изготовить из бросового материала
5. Что такое аппликация?
6. Какие поделки можно изготовить из бумаги?
7. Какие материалы необходимы для лепки? Техника безопасности?
8. Что такое Бумагопластика?
9. Состав соленого теста?
10. Техника безопасности на занятиях?
11. Какие виды лепки существуют?
12. Что такое декупаж?
13. Что такое папье – маше?
14. Что такое оригами?
15. Какие материалы необходимы для аппликации?
Каждому обучающемуся задается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальной количество баллов – 5 баллов.
Уровни оценивания теоретических знаний:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения программы
От 0 до 1 балла – низкий уровень освоения программы
Творческая работа:
Изготовление новогодних поделок из различных материалов.
Творческая работа, мини выставка
Критерии оценивания:
Высокий уровень
Работа
выполнена
качественно, аккуратно,
оформлена,
завершена.
Средний уровень
Работа выполнена
нарушениями
качественности,
Низкий уровень
с некоторыми Работа
выполнена
аккуратности, неаккуратно, не точно, не
правильности, завершена.
Технология
Технология изготовления
работы
соблюдена.
Содержит
элементы
творческого подхода.
имеются не завершенные элементы. изготовления работы не
Технология изготовления
работы соблюдена. Не содержит
соблюдена
частично.
Частично элементов
творческого
содержит
элементы
творческого подхода.
подхода.
При выполнении обучающимися практической работы в течение занятия оценивается качество
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами (ножницы,
крючок, спицы и др).
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами
1. Ребенок не может организовать свое рабочее место, разбрасывает 0 баллов
инструменты, при работе с инструментами подносит их к своему лицу,
создает опасные ситуации для окружающих.
2. Ребенок частично организовывает свое рабочее место, имеются единичные 1 балл
случаи разбрасывания инструментов.
3. Умение правильно организовать свое рабочее место:
- ребенок, в процессе изготовления поделки, помещает инструменты в
безопасное место;
- материалы размещены удобным для использования способом;
3 балла
- после работы ребенок качественно убирает свое рабочее место.
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень 0 баллов.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся по показателям:
Общеучебные умения и навыки, личностное развитие, используется методика Н.В. Кленовой, Л.Н.
Буйловой.
Для диагностики результатов используется метод наблюдения.
Результаты фиксируются в карте мониторинга.