Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………,,,………………………….. 3 Пояснительная записка…………………………………………………...……………….. 3 Цели и задачи программы………………………………………………………..……….. 4 Содержание программы: Учебный план…………………………………………………………………………….... 5 Содержание учебного плана………………...…………………………………………….. 7 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 9 Календарный учебный график…………………………………………………………….. 9 Формы аттестации………………………………………………………………………….. 9 Методическое обеспечение программы…………………………………………………… 9 Условия реализации программы…………………………………………………………… 10 Оценочные материалы……………………………………………………………………… 10 Календарно – тематический план………………………………………………………….. 15 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в медицину» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества»; Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – естественнонаучная. Актуальность программы. Последние годы в России остро стоит проблема дефицита медицинских кадров, одной из причин которой является недостаточное число молодых людей, желающих получить медицинскую профессию. Отсутствие медицинских кадров ведет к тому, что люди чаще обращаются за медицинской информацией к сети интернет. Обучение по данной программе поможет детям не только самоопределиться в выборе будущей профессии, но и поможет в будущем грамотно ориентироваться в обилие медицинской информации, сформирует основные медицинские знания и различные навыки. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – является важной задачей не только родителей, но и педагогов. Обучение по программе позволит обучающимся получить систематизированные представления о личном здоровье, об опасных факторах, влияющих на организм. В процессе обучения у детей сформируется сознательное ответственное отношение к своему здоровью. Программа направлена на изучение человеческого организма, его функций, систем и органов, формирование умений и навыков диагностики нарушений в критических ситуациях и оказания неотложной помощи. Ведь, зачастую человек, лишенный элементарных медицинских знаний и умений, не знает, как помочь пострадавшему в критической ситуации, ведь жизнь и здоровье человека - самое ценное, что есть у него. Отличительная особенность программы связана с расширением знаний в области медицины и способствует осознанному выбору будущей профессии, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Сочетание теоретического курса и практических работ с использованием анатомических моделей органов, медицинских тренажеров, комплектов по оказанию первой помощи будет способствовать интеллек2 туальному развитию детей. При построении учебного плана использована тематика различных направлений медицины: история медицины, анатомия человека, оказание неотложной помощи, здоровый образ жизни, профориентация. Педагогическая целесообразность программы связана с обеспечением занятости, пробуждением интереса к новой деятельности, связанной с получением медицинских навыков и практическому их применению. В процессе освоения программы происходит эффективное воздействие на развитие и формирование личности обучающегося, профессиональное самоопределение. Новизна дополнительной образовательной программы. Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко изучается в школьном курсе биологии и основ безопасности жизнедеятельности. Адресат программы: дети в возрасте от 13 до 16 лет, проявляющие интерес к сфере медицины, желающие получить первичные медицинские знания и навыки оказания первой помощи. Количество детей в группе - 10 человек. Уровень освоения программы: базовый. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы – 1 год обучения. Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий 40 минут, между занятиями 10 минутный перерыв. Форма организации деятельности детей: групповая. Виды занятий: самостоятельная работа, беседы, игры, практические занятия, экскурсии, лекции, показ технических приемов, видеоуроки, встречи с медицинскими работниками. Форма организации образовательно процесса: традиционная. Цель программы: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, правильных представлений о человеческом организме, создание условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии в области медицины. Задачи программы: Образовательные: 1. Расширение и углубление знаний по истории развития науки медицины. 2. Формирование понятия о профессии и особенностях работы медицинских работников. 3. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни. 4. Ознакомление обучающихся с анатомией организма человека, процессами, происходящими в нем. 5. Обучение навыкам оказания первой неотложной помощи. Развивающие: 1. Развитие у обучающихся самостоятельности, целеустремленности, наблюдательности, любознательности. 2. Развитие памяти и мышления, произвольного внимания на материале медицины и смежных областей. 3. Повышение интереса у обучающихся к медицине. 4. Создание условий для расширения кругозора, ознакомления с новейшими достижениями медицины и смежных наук. 5. Формирование устойчивой мотивации к профессиональному самоопределению. Воспитательные: 1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни. 3 . 2. Воспитание внимания и уважения к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. 3. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки. 4. Формирование культуры поведения и общения. 5. Воспитание потребности в поддержании собственного здоровья и здоровья окружающих, готовности к оказанию простейшей и допустимой первой помощи. Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы. Формы контроля: анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, игра, практическая работа, презентация, ситуационные задачи. В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения: экскурсии в медицинские организации; встречи с медицинскими работниками; участие в викторинах; участие в ежегодном творческом отчете. В результате освоения программы обучающиеся должны: - знать особенности развития медицины; - знать анатомию организма человека, процессы, происходящие в организме; - определять состояния, требующие оказания неотложной медицинской помощи; - уметь использовать алгоритмы действий по оказанию первой помощи; - владеть понятиями о здоровом образе жизни, вредных факторах, влияющих на организм; - владеть понятиями о видах деятельности медицинских работников, медицинских профессиях. - понимать значимость обучения, правильного и осознанного выбора будущей профессии; - понимать ценности здорового и безопасного образа жизни; - иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - быть самостоятельными и ответственными; - уметь взаимодействовать с окружающими, применять различные социальные роли в различных ситуациях. В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются знания в области медицины, повысится познавательная активность, улучшатся интеллектуальные способности, появятся первичные навыки оказания первой помощи, сформируется осознанный интерес к медицинским профессиям. Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде презентации. Содержание программы: Учебный план № п/п Название темы раздела, Количество часов всего Раздел 1. Тема 1.1 Введение 2 Вводное занятие. Ис- 2 тория развития науки медицины. теория 2 2 4 практика - Формы контроля Входящий мониторинг: анкетирование Раздел 2. Тема 2.1 Анатомия человека 24 Строение костей и 6 развитие скелета 16 2 18 4 Тема 2.2 Строение мышечной 4 системы 2 2 Тема 2.3 Клетки и ткани 4 2 2 Тема 2.4 Системы организма, строение органов. Промежуточная аттестация в виде викторины Первая помощь Понятие доврачебная помощь (неотложная, первая) Реанимация 20 10 10 22 2 12 2 10 - 2 1 1 Раздел 3. Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Кровотечения 2 1 1 Тема 3.4 Механические трав- 2 мы 1 1 Тема 3.5 Раны. 2 1 1 Тема 3.6 Ожоги 2 1 1 Тема 3.7 Обморожения 2 1 1 Тема 3.8 Электротравмы 2 1 1 Тема 3.9 Отравления 2 1 1 Тема 3.10 Доврачебная помощь 4 при различных заболеваниях Профориентация 4 Медицинские про- 4 фессии 2 2 2 2 2 2 Раздел 4. Тема 4.1 5 Текущий контроль: наблюдение, творческая работа Текущий контроль: наблюдение, практическая работа Текущий контроль: наблюдение, практическая работа Текущий контроль: наблюдение, игра. Промежуточная аттестация в виде викторины Текущий опрос контроль: Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа. Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа контроль: практиче- Текущий опрос, игра контроль: контроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практиче- Раздел 5. Здоровый образ 8 жизни Основы здорового 4 образа жизни 4 4 2 2 Тема 5.2 Вредные привычки и 4 их последствия 2 2 Раздел 6. Тема 6.1 Итог Итоговое занятие - 2 2 Тема 5.1 Итого 2 2 Текущий контроль: опрос, практическая работа Текущий контроль: опрос, практическая работа Подведение итогов реализации программы: презентация 72 36 36 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Тема 1.1 Вводное занятие. История развития науки медицины. Теория. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Наука медицина: история возникновения. Первые врачи, клятва «Гиппократа». Основные этапы развития медицины. Медицина традиционная и «народная». Раздел 2. Анатомия человека Тема 2.1 Строение костей и развитие скелета Теория. Кости скелета: виды, строение, соединения. Строение скелета: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Функции скелета. Практика. Практическая работа: «Определение костей скелета». Творческая работа по изображению костей скелета и их соединений в различных техниках. Тема 2.2 Строение мышечной системы Теория. Мышцы человека: анатомия, строение, функции. Классификация мышц мышечной системы человека. Законы распределения скелетных мышц. Практика. Практическая работа: «Мышцы человека». Тема 2.3 Клетки и ткани Теория. Ткани: понятие, виды, функции. Клетки тканей: строение, виды. Кровь и лимфа. Функции крови. Практика. Практическая работа: «Определение вида ткани». Тема 2.4 Системы организма, строение органов. Промежуточная аттестация. Теория. Внутренние органы: строение, функции. Системы органов: пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, нервная, эндокринная, сердечно – сосудистая, покровная, иммунная, кровеносная. Органы чувств. Практика. Работа с таблицами, муляжами органов. Игра «Органы и системы органов». Промежуточная аттестация в виде викторины Раздел 3. Первая помощь Тема 3.1 Понятие доврачебная помощь (первая, неотложная) Теория. Понятие первой доврачебной помощи. Виды неотложных состояний. Этапы оказания первой доврачебной помощи. Тема 3.2 Реанимация Теория. Понятие реанимации. Причины остановки сердечной деятельности и дыхания. Восстановление проходимости дыхательных путей. Техники проведения искусственной вентиляции легких. Методики проведения непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реабилитационных мероприятий. Практика. Оценка необходимости проведения реанимационных мероприятий. Практическая работа: «Отработка механизма проведения искусственной вентиляции легких и 6 непрямого массажа сердца». Оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий. Тема 3.3 Кровотечения Теория. Кровотечения: понятия, причины, виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений. Особенности транспортировки пострадавших с кровотечением. Практика. Практическая работа: «Определение видов кровотечений», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений» Тема 3.4 Механические травмы Теория. Механические травмы: понятия, основные причины, признаки. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах. Алгоритм транспортировки. Практика. Практическая работа: «Определение травмы», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм» Тема 3.5 Раны Теория. Раны: понятия, виды, признаки, осложнения. Классификация повязок. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранах. Практика. Практическая работа: «Определение вида раны», «Отработка механизмов наложения повязок и оказания первой доврачебной помощи при различных видах ран». Тема 3.6 Ожоги Теория. Ожог: понятия, квалификация, признаки. Ожоговый шок. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах ожогов. Практика. Практическая работа: «Определение вида ожога», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах ожогов» Тема 3.7 Отморожения Теория. Отморожения: понятие, виды, признаки, причины. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах отморожений. Практика. Практическая работа: «Определение отморожения по признакам», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах отморожений» Тема 3.8 Электротравмы Теория. Электротравма: понятие, причины, признаки. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при электротравмах. Транспортировка пострадавших. Практика. Практическая работа: «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при электротравмах» Тема 3.9 Отравления Теория. Отравления: понятие, причины, признаки, виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при отравлениях. Практика. Практическая работа: «Определение наличия отравления по признакам», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при отравлениях» Тема 3.10 Доврачебная помощь при различных заболеваниях Теория. Острая сердечная недостаточность: понятия, причины, признаки. Приступы удушья: понятия, причины, признаки. Судороги: понятия, причины, признаки. Гипертонический криз: понятия, причины, признаки. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных заболеваниях. Практика. Практическая работа: «Определение состояний, угрожающих жизни организма», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при состояниях, угрожающих жизни» Раздел 4. Профориентация Тема 4.1 Медицинские профессии. 7 Теория. Калейдоскоп профессий. Медицинские профессии. Плюсы медицинских профессий. Виды деятельности в разрезе каждой профессии. Практика. Профориентационная игра «Выбор медицинской профессии». Экскурсия. Встречи с медицинскими работниками. Раздел 5. Здоровый образ жизни Тема 5.1 Основы здорового образа жизни Теория. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье. Факторы, сохраняющие здоровье. Закаливание, режим труда и отдыха, личная гигиена, гимнастика. Практика. Составление распорядка дня. Выполнение физических упражнений полезных для здоровья. Тема 5.2 Вредные привычки и их последствия Теория. Виды вредных привычек и влияние их на организм. Курение, наркомания, употребление алкоголя. Последствия. Поражение внутренних органов. Практика. Создание листовок по профилактике вредных привычек. Викторина по темам раздела. Раздел 6. Итог Раздел 6.1 Итоговое занятие Практика. Презентация на выбранную тему. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год Дата Дата Всего Всего Количеобученачала окончания учебучебство учебния обучения обучения ных ных ных часов (или по пропо пронедель дней группа) грамме грамме 1 год 15.09.2024 31.05.2025 36 36 72 Режим занятий 1 раз в неделю по два занятия, продолжительность занятия 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии в виде анкетирования. Текущий контроль включает наблюдение, опрос, практические работы в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце в виде викторины. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно – иллюстрационный; репродуктивный, частично поисковой; игровой. В воспитательном процессе используются методы убеждения, поощрения, стимулирования, мотивации и др. Современные педагогические технологии, используемые при реализации про8 граммы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события, технология игровой деятельности. Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать способности детей, их самостоятельность, креативность: практические работы, открытые уроки, круглые столы, экскурсии, игры, встречи, презентации, викторины. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет с освещением и отоплением в соответствии с СаНПин, рассчитанный на 10 обучающихся. Оборудование учебного кабинета: стол для педагога, столы для обучающихся – 5 шт, стул для педагога, стулья детские – 10 шт, ноутбук, мультимедийное оборудование, шкаф для учебных пособий, дидактических материалов, средств обучения. При обучении по программе используются средства обучения: тренажер – манекен Максим, анатомические модели органов, набор «Имитатор ранений и поражений», набор лангеток, комплект необходимых средств для оказания неотложной помощи, медицинские расходные материалы. Информационное и методическое обеспечение: плакаты, книги, методические разработки, планы – конспекты занятий, карточки. Работа с интернет источниками, аудио- и видео - материалами. Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Оценочные материалы Оценка полученных образовательных, практических результатов у обучающихся проводится с помощью методов педагогического наблюдения, тестирования, решения ситуационных задач и практических работ. Примерный вариант заданий для промежуточной аттестации 1. Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости? 1) мышечная 2) эпителиальная 3) нервная 4) соединительная 2. Фагоциты человека способны 1) захватывать чужеродные тела 2) вырабатывать гемоглобин 3) участвовать в свёртывании крови 4) переносить антигены 9 3. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют 1) нервы 2) мозжечок 3) спинной мозг 4) кору больших полушарий 4. Углеводы в организме человека откладываются в запас в 1) печени и мышцах 2) подкожной клетчатке 3) поджелудочной железе 4) стенках кишечника 5. Полуподвижное соединение костей позвоночника обеспечивают 1) хрящевые прослойки 2) костные отростки 3) костные швы 4) суставные поверхности 6. Процесс распознавания и уничтожения лейкоцитами чужеродных белков лежит в основе 1) иммунитета 2) свёртываемости крови 3) кроветворной функции костного мозга 4) гуморальной регуляции 7. Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и его отделом. A) содержит дыхательные центры Б) поверхность разделена на доли B) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы Д) содержит центры защитных реакций организма - кашля и чихания ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА 1) продолговатый мозг 2) передний мозг (12211) 8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1.Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов. 2 Работа вегетативной нервной системы не подчиняется воле человека. 3 Основной отдел вегетативной нервной системы – это симпатическая нервная система. 4 Большинство внутренних органов подчинены только симпатическим влияниям. 5 Симпатическая нервная система активизирует работу желудочно-кишечного тракта, сердца, органов дыхания. 9. В чем проявляется разнообразие строения мышечной ткани в связи с ее функциями? 10. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же 10 белки не вводят сразу в кровь? Может быть, это стало бы экономичнее? 11. Укажите функции системы кровообращения человека. 1) транспорт веществ, необходимых для обеспечения специфической деятельности клеток организма; 2) доставка к клеткам организма химических веществ, регулирующих их обмен; 3) отвод от клеток продуктов метаболизма; 4) гуморальная, т. е. осуществляемая через жидкость, связь органов и тканей между собой; 5) доставка тканям средств защиты; 6) удаление вредных веществ из организма; 7) обмен тепла в организме. 12. Укажите условия работоспособности сердца (не менее трех условий). 13. Чем обеспечивается движение крови по сосудам? Укажите не менее 4-х факторов. 1 работой сердца 2 разницей кровяного давления в артериях и венах 3 клапанами, расположенными в венах 4 присасывающей силой грудной клетки при вдохе 5 сокращением мышц 14. В чем функциональные отличия между гладкой и поперечно - полосатой мышечной тканями? Элементы ответа: 1) гладкие мышцы сокращаются медленно, поперечно - полосатые — быстро; 2) гладкие мышцы сокращаются непроизвольно, поперечно - полосатые — произвольно; 3) гладкие мышцы мало утомляются, поперечно - полосатые — быстро утомляются. 15. Найдите ошибки в предложениях, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их. 1.Нервная система делится на центральную и соматическую. 2.Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. 3.Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 4.Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность. 16. Чем опасно для человека отравление угарным газом? 17. Что приводит к нарушению осанки? 18. Почему кровь в сердце движется только в одном направлении? 19. Почему люди, употребляющие много углеводов, прибавляют в весе? 20. Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте. 11 За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальной количество баллов – 20 баллов. Уровни оценивания: От 15 до 20 баллов – высокий уровень освоения программы От 7 до 14 баллов – средний уровень освоения программы До 7 баллов – низкий уровень освоения программы Ситуационные задачи №1 Пострадавший в ДТП неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Видимого кровотечения нет. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №2 Во время урока у соседа по парте пошла кровь из носа, он запрокинул голову наверх. Ваши действия? Ситуационная задача №3 Во время похода в лес один из учащихся оступился и упал. Жалуется на боль в области правого голеностопного сустава. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №4 Во время экскурсии в горы один из учащихся оступился и упал. Жалуется на сильную боль в области левой голени. При видимом осмотре левая нога деформирована, опухшая. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №5 Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия? Ситуационная задача №6 Во время похода в лес на лыжах один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на левом предплечье, из которой вытекает алая кровь пульсирующей струей. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия? Ситуационная задача №7 Во время экскурсии один из учащихся сильно оцарапал руку. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой каплями выступает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №8 Летом на берегу речки ваш товарищ длительное время провел под жарким солнцем. Стал жаловаться на головокружение, тошноту, плохое самочувствие и упал в обморок. При осмотре очень бледен. Ваши действия? Ситуационная задача №9 Во время похода один из учащихся резко поднял полное ведро воды. Возникла боль в области запястья. При осмотре наблюдается отек. Лето. Ваши действия? 12 Ситуационная задача №10 Во время похода один из учащихся опрокинул кружку с горячим чаем на ногу. При осмотре кожа красная и появляются пузыри, заполненные желтоватой жидкостью, жалуется на боль, сильное жжение. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №11 Во время похода один из учащихся съел колбасу, которая сутки пролежала в полиэтиленовом пакете в рюкзаке. Жалуется на боль в животе, головокружение. Возникла рвота, понос. При осмотре пострадавший очень бледен. Ваши действия? Ситуационная задача №12 При подъеме в горы, ваш младший родственник шел без головного убора. Упал в обморок. Бледен, пульс слабый. Лето, температура + 34. Ваши действия? Ситуационная задача №13 Вы готовили обед. Открывая крышку кастрюли, ошпарили руку паром. Кожа руки покраснела, сильно горит. Ваши действия? Ситуационная задача №14 Дома на кухне Вы случайно пролили бутылку с уксусной кислотой на ногу. Нога сильно горит, начали появляться пузыри. Ваши действия? 13 Календарно-тематический план № п/ п Тема занятия Месяц Кол-во часов Формы занятий Формы контроля сентябрь 2 Беседа Входящий мониторинг в виде анкетирования Раздел 2. Анатомия человека 2.1 Строение костей и развитие ске- сентябрь, лета октябрь 6 Раздел 1. Введение 1.1 Вводное занятие. История развития науки медицины. 2.2 Строение мышечной системы октябрь 4 2.3 Клетки и ткани октябрь, ноябрь 4 Системы организма, строение ноябрь, органов. декабрь, январь Раздел 3. Первая помощь 3.1 Понятие доврачебная помощь январь (неотложная, первая) 20 2.4 2 3.2 Реанимация февраль 2 3.3 Кровотечения февраль 2 3.4 Механические травмы февраль 2 3.5 Раны Промежуточная аттестация февраль 2 3.6 Ожоги март 2 3.7 Обморожения март 2 14 Беседа, практиче- Текущий конская работа, творче- троль: наблюская работа дение, творческая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, игра троль: наблюдение, игра Беседа Текущий контроль: опрос Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Промежуточная аттестация: тестирование Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблю- дение, практическая работа 3.8 Электротравмы март 2 3.9 Отравления март 2 3.10 Доврачебная помощь при различных заболеваниях апрель 4 апрель 4 Беседа, игра, экскурсия, встречи Раздел 5. Здоровый образ жизни 5.1 Основы здорового образа жизни апрель, май 4 Беседа, практическая работа Раздел 4. Профориентация 4.1 Медицинские профессии 5.2 Вредные привычки и их последствия Раздел 6. Итог 6.1 Итоговое занятие май 4 май 2 15 Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, ситуа- троль: наблюционные задачи дение, практическая работа Текущий контроль: опрос, игра Текущий контроль: опрос, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, викто- троль: опрос, рина практическая работа Беседа, презентация Подведение итогов реализации программы: презентация