Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный городок» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативноправовых документов и локальных актов, реализуемая в сетевой форме. Идея программы заключается в расширении образовательного пространства, связанной с вовлечением детей в творческую деятельность на основе интеграции дополнительного и дошкольного образования, где сетевыми партнёрами являются МБУ ДО «Бейский ЦДТ» и дошкольные образовательные учреждения- МБДОУ "Бейский Детский Сад "Ромашка"; МБДОУ "Бейский Детский Сад "Ивушка"; МБДОУ "Бейский Детский Сад "Родничок". Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнёров: МБУ ДО «Бейский ЦДТ» осуществляет руководство образовательной программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию проведения занятий, подготовку документации, работу по подготовке обучающихся к конкурсам художественно-творческой направленности различных уровней; дошкольные образовательные учреждения - являются базой для проведения практических занятий с необходимым оборудованием. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Программа способствует развитию у обучающихся тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений пальцев, зрительно – пространственной ориентировки, внимания, логического мышления. Формирует навыки анализа плоских, объемных геометрических фигур, выполненных из бумаги и картона, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельности, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления. Творческие задания совершенствуют трудовые умения ребенка, формируют культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни. Отличительная особенность, новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный городок» – это реализация её в сетевой форме, это новый опыт для образовательных учреждений Бейского района. Это – интеграция дополнительного и дошкольного образования в рамках реализации национального проекта «Успех каждого ребёнка». Программа знакомит с искусством бумагопластики. Бумага — это материал, очень доступный и прост в обработке, можно овладеть различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание. Это способствует развитию у детей способности работать руками, развивая мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развитие глазомера, концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, способствует развитию памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Любая работа с бумагой - не только увлекательна, но и познавательна, она дает возможность ребенку проявить индивидуальность, воплотить замысел, и ощутить радость творчества. Что позволяет изготовить не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить. Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из бумаги т.п. Педагогическая целесообразность. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технических приемов требует терпения и аккуратности, а изготовление поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство — это всегда упорный труд и воображение. Программа способствует развитию у детей изобразительных художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности и нестандартного мышления. Наделяет детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми и окружающим миром. Осваивая программу, обучающиеся смогут применять знания, полученные на занятиях, для создания поделок и сувениров из бумаги с использованием различных материалов: картона, тесьмы, бисера, бросового и природного материала. Адресат программы дети в возрасте от 5 до 7 лет, интересующиеся созданием поделок из бумаги, аппликацией, оригами. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 30 минут, между занятиями 10 минутный перерыв. Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы являются дошкольные образовательные учреждения. Формы обучения детей: занятия групповые, комбинированные, практические, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, выставки, беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины. Цель программы: формирование всестороннего развития личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению. Задачи программы: Образовательные: - формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; - научить детей основным техникам в изготовлении поделок; -отрабатывать практические навыки работы с инструментами; -осваивать навыки организации и планирования работы. Развивающие: - развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка; - развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности; -развивать художественный и эстетический вкус; -развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности. Воспитательные: - формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность; - воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающему, самостоятельность и аккуратность; - создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися; - прививать культуру труда. Содержание программы: Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка Раздел 1. История возникновения 4 2 2 бумаги Тема 1.1 Вводное занятие. 2 1 1 Волшебные свойства и история возникновения бумаги Тема 1.2 Базовые элементы 2 1 1 модульного оригами Раздел 2. Удивительный мир 42 аппликации Тема 2.1 Обрывная аппликация 4 Тема 2.2 Объемная аппликация из 6 бумаги 8 34 1 1 3 5 Тема 2.3 Айрис-фолдинг 4 1 3 Тема 2.4 Торцевание 6 1 5 Тема 2.5 Аппликация геометрических фигур из 4 1 3 Тема 2.6 Аппликация – мозаика Промежуточная аттестация 6 1 5 Тема 2.7 Аппликация из «Веера» 6 1 5 Тема 2.8 Аппликация из «Ладошек» 6 1 5 Формы аттестации/ контроля Беседа. Тест поТБ, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа Оценка качества выполненных работ Беседа, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, опрос Оценка качества выполненных работ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, опрос Раздел 3. Бумажные поделки. Тема 3.1 Бумажные цепочки 26 6 6 1 20 5 Тема 3.2 Бумажные цветы 6 1 5 Тема 3.3 Бумажные животные 6 1 5 Тема 3.4 Объемные поделки 6 1 5 Тема 3.5 Итоговая выставка 2 (оформление). Закрепление полученных знаний 72 2 - 16 56 Итого Беседа, наблюден ие за выполнением практической работы Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Выставка работ Содержание учебного плана Раздел 1. История возникновения бумаги Тема 1.1 Вводное занятие. Волшебные свойства и история возникновения бумаги. Теория. Знакомство с творческим объединением, режимом работы, основными видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях, демонстрация образцов и изделий. История возникновения бумаги и ее волшебные свойства. Практика. Знакомство «Расскажи о себе». Тема 1.2 Базовые элементы модульного оригами. Теория. Знакомство с базовыми элементами модульного оригами. Свойства и виды бумаги. Практика. Закрепление материала. Определение свойств бумаги и видов бумаги. Техника изготовления базовых элементов модульного оригами. Раздел 2. Удивительный мир аппликации Тема 2.1 Обрывная аппликация Теория. Понятие аппликация. Аппликация из кругов разной величины. Практика. Работа с шаблонами. Изготовление аппликации. Тема 2.2 Объемная аппликация из бумаги Теория. Понятие аппликация, ее виды и технические приемы. Практика. Вырезание заготовок из бумаги для аппликации, изготовление объемной аппликации. Тема 2.3 Айрис-фолдинг Теория. Знакомство с техникой Айрис-фолдинг. Рассматривание образцов. Практика. Вырезание заготовок для изготовления открыток в технике айрис-фолдинг, изготовление изделий. Тема 2.4 Торцевание Теория. Знакомство со способом выполнения торцевания. Рассматривание образцов. Практика. Работа с ножницами и бумагой, изготовление. Тема 2.5 Аппликация из геометрических фигур Теория. Беседа «Мастерим из полосок, кругов и овалов», рассматривание образцов игрушек. Практика. Работа с шаблонами. Изготовление аппликаций из различных геометрических фигур. Кошечка. Тема 2.6 Аппликация – мозаика. Промежуточная аттестация Теория. Знакомство со способом выполнение данной работы. Рассматривание образцов. Практика. Работа с клеем, приготовление элементов для мозаики, создание аппликации. Промежуточная аттестация творческая работа Тема 2.7 Аппликация из «Веера» Теория. Знакомство со способом выполнения данного вида деятельности и какие материалы можно использовать. Рассматривание образцов. Практика. Изготовление аппликаций из «веера». Тема 2.8 Аппликация из «Ладошек» Теория. Беседа «Как создается аппликация?» Практика. Практическое задание по изготовлению аппликации. Раздел 3. Бумажные поделки Тема 3.1 Бумажные цепочки Теория. Расширять знания детей о видах бумажных работ. Рассматривание образцов. Практика. Работа с ножницами и бумагой, изготовление цепочки. Тема 3.2 Бумажные цветы Теория. Беседа «Цветочная композиция». Практика. Работа с бумагой, клеем, ножницами. Изготовление разных цветов. Тема 3.3 Бумажные животные Теория. Значение животных в мире природы и жизни человека. Практика. Изготовление. Создание отдельных элементов, сюжета, закрепление на композиции при помощи карандашного клея. Тема 3.4 Объемные поделки Теория. Закрепить знания детей об объемных изделиях, закрепить последовательность выполнения работы. Практика. Изготовление объемных поделок из бумаги, работа с шаблонами. Тема 3.5 Итоговая выставка (оформление). Закрепление полученных знаний. Практика. Выполнение работ для выставки, подведение итогов за год. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате обучения по данной программе обучающиеся: – научатся различным приемам работы с бумагой, – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Обучающиеся должны уметь: -организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; -соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; -правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш; -применять различные приемы работы с бумагой; -составлять аппликационные композиции; -соединять детали из бумаги с помощью клея. Личностные результаты -развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности; -креативное мышление и пространственное воображение; -стремление к получению законченного результата. Метапредметные результаты: - умение использовать базовые знания и умения в дальнейшем обучении, занятиях иной деятельности; - умение самостоятельно определять цели, формулировать для себя задачи, развивать интересы своей познавательной деятельности. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 группа 15.09.2023 31.05.2024 36 36 72 2 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 36 72 3 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 36 72 1 раз в неделю, по два занятия, продолжительность занятия 30 мин. 1 раз в неделю, по два занятия, продолжительность занятия 30 мин. 1 раз в неделю, по два занятия, продолжительность занятия 30 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. С целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих работ, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей проводится выставка. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является инструментом поощрения учащихся. Оценочные материалы. Диагностика умений и навыков освоения аппликационной деятельности у дошкольников предполагается в середине и в конце учебного года. Для диагностики используются контрольно – измерительные материалы ( Приложение 1.) Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный. В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования, мотивации. При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии: индивидуального обучения (использование индивидуального подхода); коллективного взаимообучения, ориентированные на развитие умений самостоятельной и познавательной деятельности детей; игровой деятельности, дистанционного обучения. Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать творческие способности детей, их самостоятельность, креативность, это могут быть как практические занятия, мастерские, так и занятия, организованные в виде конкурса, выставки, игры. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Условия реализации программы Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 4 шт.; стулья - 4 шт.; книжный шкаф - 1 шт.; материал для изготовления творческих работ: ножницы, линейки, бумага, кисточка, карандаши, фломастеры, маркеры, клей, краски. Информационное обеспечение: наглядные пособия: иллюстрации с различными видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный материал (дидактические игры, пазлы, учебные пособия, инструкционные карты, схемы, образцы изделий и т.д.). Журналы «Коллекции идей», «Цветная ниточка», книги, картотека иллюстраций поделок. А также на занятиях используются наглядные пособия по темам, шаблоны. Методические материалы: - методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты; - дидактические и психологические игры; - музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим квалификационную категорию и владеющий навыками декоративно – прикладного творчества. . Список литературы: 1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. пособие/ Р.А. Бардина. – М.: Высшая школа, 2011. – 370 с. 2. Белим С.Н. Путешествие в страну оригамию. - Омск: ОмГУ, 1994. 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1991. 4. Копцев В.П. Бумажная пластика: Пособие для учителей. - М.:1990.-65с. 5. Лутцева Е.А. Ступеньки к творчеству. [Текст]/ Е.А. Лутцева. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006. – 112 с. 6. Проснякова Т.М. Уроки мастерства. Учебник 3-го класса. - Самара «Корпорация Федоров издат. Дом «Федоров». -2001. -с.116(ил). 7. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ И.М. Петрова. – С-П: Детство-Пресс, 2004. – 48 с. 8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ С.В. Соколова – С-П: Детство-Пресс, 2005. – 64 с.35. Интернет – ресурсы: Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Контрольно-измерительные материалы Диагностика умений и навыков освоения аппликационной дошкольников предполагается в середине и в конце учебного года. Мониторинг осуществляется по 10-ти бальной системе оценивания: высокий уровень— от 8–10 баллов; вышесреднего – от 5-7 баллов; средний уровень— от 3-4 баллов; низкий уровень— от 1–2 баллов. деятельности у Задание 1. Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.) За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 10 баллов. Игровое упражнение: «Бумажные превращения». Анализ умений и навыков действий ребенка осуществляется по следующим показателям: – знает основные виды бумаги; – умеет совершать различные действия с бумагой: сгибать, рвать, скатывать; – устанавливает различия и сходство свойств бумаги: мягкая — легко сминается, рвется, скатывается; плотная — трудно сминается, рвется, сгибается, скатывается. Задание 2. Направлено на выявление умений выкладывать готовые изображения с помощью мозаики. Игровое упражнение: «Игрушечный магазин». Показателями выступают умения: выделять основные части предмета; -составлять изображение из 2-х, 3-х, 4-х, 5 -ти частей, используя разрезные картинки, пазлы, мозаику); - самостоятельно выкладывает изображения из частей; правильно ориентироваться на плоскости. Критерии оценки: Ребенок получает 2 балла, если: – правильно, последовательно выполняет задание; – самостоятельно ориентируется на плоскости. Ребенок получает 1 балл, если: - в составлении сюжетных композиций иногда допускает ошибки; - составляет изображения с помощью педагога. Ребенок получает 0 баллов, если: – неверно выполняет задание; - не ориентируется на плоскости бумаги. Приложение 2. Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. Правила обращения с ножницами. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Правила обращения с клеем. 1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой. 2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея. 4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой. 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду. Правила обращения с бумагой. 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. 1. Использовать в работе клей ПВА и клей «карандаш». 2. Работать с клеем ПВА осторожно, при попадании клея ПВА в глаза, промыть их проточной водой. 3. При изготовлении аппликации использованием клея ПВА, использовать ватные палочки. 4. Окончив работу, не оставлять ёмкость с клеем открытой. 5. После работы ватные палочки выбросить в корзину для мусора и вымыть руки. 6. Работать только с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 7. Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы. 8. Ножницы класть справа кольцами с замкнутыми лезвиями. 9. Следить за движением лезвий во время резания. 10. Не играть ножницами, не подносить к лицу. 11. Использовать ножницы только по назначению. 12. Передавать ножницы, сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд. 13. Пользоваться ножницами только сидя. 14. Хранить ножницы в чехле. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликации. Всё просто, как в выкладывании мозаики. Основой является — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи. Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети. Аппликация из круглых салфеток. Аппликация из круглых салфеток- подложка для торта. Работы получаются очень красивыми и неповторимы. Складывание гармошкой - Этот вид бумажного творчества может быть как самостоятельное изделие или же элементом изделия. Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или простых столовых салфеток. Квиллинг, (бумагокручение, бумажная филигрань), — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня такую технику применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Оригами из кругов. Плетение из бумаги и т.д. Разнообразие техник бумагопластики позволяет, разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пальчиковая гимнастика: «Замок» На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая) Потянули, (потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали (стучим основанием ладоней) И – открыли! (руки разжимаются) «Моя семья» Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого) Этот пальчик –бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой) «Пальчики» Палец Толстый и Большой В сад за сливами пошел. (загибаем /разгибаем/ большой пальчик) Указательный с порога Указал ему дорогу. (загибаем /разгибаем/ указательный пальчик) Палец Средний - самый меткий, Он снимает сливы с ветки. (загибаем /разгибаем/ средний пальчик) Безымянный поедает, (загибаем /разгибаем/ безымянный пальчик) А Мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. (загибаем /разгибаем/ мизинчик пальчик) «Пчела» (Помахать руками.) Прилетела к нам вчера Полосатая пчела (На каждое название насекомого загибать один пальчик.) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Помахать ладошками и уронить ладони на стол.) Пожужжали, полетали, От усталости упали. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Развивающие игры: «Кого не стало» Педагог показывает 4-6 картинки или игрушки, дети рассматривают, а затем прячет в коробочку. Дети должны вспомнить, какие игрушки или картинки спрятались в коробочке. «Запомни и назови» Педагог предлагает детям рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течение 1 минуты. А затем прячет и спрашивает: что ты видел? Какого цвета платье у девочки? Что стояло на окне? И так далее… «Подбери форму предмета» Детям предлагаются фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить, какой предмет похож на фигуру. Например: прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют, какая фигура им соответствует. Например: мяч, шар, обруч – круг. «Кто что делает» Педагог называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например: прыгает - зайчик, лягушка. Или наоборот, педагог называет предметы, а дети действие. Например: солнце, лампа - светят.