Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Данная программа «Ляпота в красках» рассматривает такие аспекты, первоначального становления личности, формирования основ самопознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям – приобщение к добру, красоте. Важно, чтобы у ребенка пробуждались чувства своей сопричастности к миру, желание делать добрее поступки, стремление к активной деятельности. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная, через вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность. Работая с детьми, мы закладываем нравственные ориентиры, стремление к познанию, используем и развиваем творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, учим его создавать красоту своими руками, чувствовать и понимать друг друга, сопоставлять и размышлять. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы направлена на развитие творческих способностей, чувство прекрасного, эстетический вкус, креативного мышления. Совершенствует изобразительные навыки и умения, формирует высокие нравственные и психологические качества, помогает обучающимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважении к ее истории, языку, культуре, традициям, формирует возможность профессионального самоопределения. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного: пробудить интерес детей к новой деятельности, в работе по обучению штриховке, рисованию, лепке, аппликации. Программа дает начальные знания по прикладному творчеству и общению. Направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и на общее развитие детей, включающее в себя восприятие, внимание, память, логическое, образное, абстрактное мышление, полученные ребенком, будут играет огромную важность в непрерывном образовании личности, и помогут определить его успешность в большой, взрослой жизни. Отличительная особенность, новизна программы раскрывает решение проблем социализации и дополнительного образования в области художественно-эстетического развития и общения. Большим потенциалом в продуцировании нового в общеобразовательной программе являются процессы интеграции смежных направлений образования. В сравнении с известными аналогами, внесено многообразие разделов изобразительного искусства и ручного труда, способствующих развитию мелкой моторики мышц кисти руки и коммуникативный тренинг, обеспечивающий психолого – педагогическую поддержку ребенка. Для реализации программы предложены современные педагогические технологии, приемы и методы, нетрадиционные формы проведения занятий. Отмечается новизна и в формах подведения итогов реализации программы и диагностики, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса и анализа результатов. Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 13 лет. Уровень программы - ознакомительный. Объем программы – 144 часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, перерыв 10 минут. Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные, практические, индивидуальные. Виды занятий: комбинированные состоят из теоретической и практической частей, выполнение самостоятельной работы, выставки, беседы, игры, наблюдения, практические занятия, обсуждение. В зависимости от интересов, обучающихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, овладения языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Задачи программы: Образовательные: - познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. - закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Развивающие: -развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, ассоциативное мышление, пространственное воображение. - расширить эмоциональный опыт детей. Воспитательные: -воспитать внимание, аккуратность, целеустремленность. -привить навыки работы в группе, доброжелательного отношения друг к другу. Содержание программы: Учебный план п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Раздел 1. Вводное занятие 2 2 - Тема 1.1 Правила техники безопасности. Введение в образовательную программу. ТБ при работе с инструментами. Раздел 2. «Путешествие в мир искусства» Тема 2.1 «Волшебные краски». Гуашь. 2 2 - 34 4 30 4 1 3 4 - 4 4 1 3 Тема 2.2 Фруктовая сказка. Рисование цветными карандашами. Тема 2.3 «Мышонок и карандаш». Цветные карандаши. Беседа. Тест поТБ Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, наблюдение Опрос, наблюдение за выполнением практического задания Тема 2.4 «Как карандашик встретился с кисточкой». Различные изобразительные инструменты Тема 2.5 «Пушистый друг». Рисунок на пластилине. 6 1 5 Наблюдение за выполнением творческого задания Беседа, наблюдение за выполнением творческого задания Тест Выставка работ учащихся Наблюдение за выполнением творческого задания 8 1 7 Тема 2.6 «Аквариум». Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги Тема 2.7 «В мире животных». Лепка 4 - 4 4 - 4 Раздел 3. Декоративная роспись Тема 3.1 «Баба – Яга». Кляксография. Тема 3.2 «Капризная кошка». Объёмная лепка. 32 4 8 4 2 1 28 2 7 Тема 3.3 «Ожившие предметы». Цветные карандаши. Тема 3.4 «Чего в жизни не бывает». Силуэтное вырезание. Промежуточная аттестация. Выставка работ. 6 1 5 6 - 6 Тема 3.5 «Угадай по контуру». Пуантилизм. Раздел 4. Творческий ералаш 8 - 8 76 10 66 Тема 4.1 «Тайна подводного царства». Рисование. Тема 4.2 «Русская изба». Аппликация. Тема 4.3 «Капельки – кляксы нам с детства знакомы». 4 1 3 Беседа 4 8 1 1 3 7 Беседа Выставка работ учащихся Тема 4.4 «Русская матрёшка». Роспись шаблона. Тема 4.5 «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?». Лепка и роспись дымковской игрушки. 8 1 7 Беседа, наблюдение 8 1 7 Тема 4.6 «Портрет друга». Рисование. Карандаши. 6 1 5 Наблюдение за выполнением практической работы Беседа, наблюдение Беседа, опрос Выставка работ учащихся Оценка готовых изделий, выставка Конкурс. Вырезание геометрических фигур, моделирование на плоскости, выполнение работ в виде аппликации, открытки, панно, орнамент, картина. Выставка работ учащихся Тема 4.7 «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый». Лепка. Тема 4.8 «Без украшений жить нельзя, их носим мама, ты и я». Декоративный коллаж. Тема 4.9 Стиль, мода, красота: «Ателье мод». Аппликация 10 1 9 Беседа, наблюдение 8 1 7 Беседа, наблюдение 8 1 7 Тема 4.10 «Наши верные четвероногие друзья». Лепка из солёного теста. Тема 4.11 «Весёлые клоуны». Аппликация 10 1 9 2 - 2 Контроль и оценка выполнения практической работы Оценка выполненияработы МК Всего: 144 20 124 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: Знакомство техникой безопасности, безопасность при работе колющими, режущими предметами. Практика: Вводный контроль - тест на определение исходного уровня подготовки воспитанников. Викторина по ТБ. Раздел 2. «Путешествие в мир искусства» Теория: Закрепление представления знания об изобразительном искусстве - его видах, а также где можно познакомиться с ними. Знакомство с различными изобразительными материалами и техниками работы с ними. Практика: 1. «Волшебные краски». Гуашь. 2. Фруктовая сказка. Рисование цветными карандашами. 3. «Мышонок и карандаш». Цветные карандаши. 4. «Как карандашик встретился с кисточкой». Различные изобразительные инструменты. 5. «Пушистый друг». Рисунок на пластилине. 6. «Аквариум». Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги 7. «В мире животных». Лепка. Раздел 3. Декоративная роспись Теория: Понятия «роспись», «узор», «орнамент». Образцы народных промыслов: Городецкая роспись, Хохлома, Жостовские подносы и др. Практика: 1. «Баба – Яга». Кляксография. 2. «Капризная кошка». Объёмная лепка. 3. «Ожившие предметы». Цветные карандаши. 4. «Чего в жизни не бывает». Силуэтное вырезание. 5. «Угадай по контуру». Пуантилизм. Раздел 4. Творческий Ералаш. Теория: Расширение знания о видах и жанрах в рисовании, лепке, выполнении разных видов аппликации. Практика: 1. «Тайна подводного царства». Рисование. 2. «Русская изба». Аппликация 3. «Капельки – кляксы нам с детства знакомы». Тушь. 4. «Русская матрёшка». Роспись шаблона. 5. «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?». Лепка и роспись дымковской игрушки. 6. «Портрет друга». Рисование. Карандаши. 7. «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый». Лепка. 8. «Без украшений жить нельзя, их носим мама, ты и я». Декоративный коллаж. 9. «Ателье мод». Аппликация. 10. «Наши верные четвероногие друзья». Лепка из солёного теста. 11. «Весёлые клоуны». Аппликация Планируемые результаты Предметные результаты: Освоение обучающимися программы, достижение результатов в соответствии с поставленными задачами. -ставить учебные задачи, планировать выполнение работы; -адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; -навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; -знание и соблюдение правил по охране труда; − умение работать с инструментами; −умение работать с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами; Личностные результаты: -развивать художественный вкус; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; − сформированность умения анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения; − сформированность мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, традициям; − сформированность навыков самоорганизации в любом виде деятельности; − сформированность способности адекватно анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении. Метапредметные результаты: -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; -развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности. −умение организовать собственную познавательную деятельность с помощью различных средств. −формировать умения совместно со сверстниками анализировать выполнение различных видов творческих заданий; Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год обучени я (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего Количество учебных учебных дней часов 1 год 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 Режим занятий 2 раза в неделю, по два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Условия реализации программы Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеется 3 окна, которые позволяют проветривать помещение. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога, оборудование для занятий. Материально-техническое обеспечение: Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам и правилам (СанПин). Естественное и искусственное освещение помещений, проветриваемый кабинет, столы, стулья, шкафы для хранения материала. Также расходный материал. (набор карандашей, акриловых красок, фломастеры, гуашь, набор кистей ножницы, линейки, цветная бумага и картон, белая писчая бумага, клеевой пистолет, клей ПВА, пластилин, тесто, папье-маше). Информационное обеспечение: Кабинет должен быть оснащен компьютером, подключенным к сети интернет проектором и экраном для видео - демонстрации, аудио колонками, принтером. Кадровое обеспечение: Важные профессиональные качества личности педагога: - способность к творчеству, умение находить и в доступной форме передавать детям информацию; - уважение, симпатия к учащимся. При хорошо созданных условиях педагогом на занятиях дети проявляют способность к глубокой сосредоточенности, прекрасно справляются с любым заданием, что создает основу успешной реализации программы. Формы аттестации В соответствии с результатами аттестации характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. При оценке результатов деятельности критериальной базой выступают планируемые результаты освоения программы дополнительного образования. Для отслеживания результативности образовательной деятельности во всех учебных группах проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Входной контроль проводится в сентябре на первых занятиях с целью выявления отношения учащихся к выбранной деятельности, их способностей и возможностей в данном виде деятельности, а также личностных качеств. Текущий контроль проводится на занятиях в течение всего учебного года педагогическое наблюдение на занятиях. Промежуточный контроль проводится один раз в год в январе. Кроме того, результат может быть зафиксирован в виде в виде «образовательного продукта» (детские творческие работы). Итоговый контроль проводится по окончании учебного года в мае. Результаты заносятся в сводную диагностическую карту. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: -аналитические справки; -материалы анкетирования и тестирования; -методические разработки; -дипломы, грамоты; -готовые творческие работы воспитанников; -фотографии и газетные публикации; -журналы посещаемости. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: -диагностические карты и аналитические справки по результатам диагностик; -выставки творческих работ воспитанников; -конкурсы; -защита творческих проектов; - отчетные выставки; - участие в муниципальных и республиканских мероприятиях. Оценочные материалы С целью анализа теоретических и практических знаний навыков и умений по программе для обучения разработаны тесты - опросники, которые подобраны в соответствии с тематическим планом программы. В конце года подводится общий итог и определяется индивидуальный рейтинг каждого ребенка по следующей схеме: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень. Параметры диагностики результатов деятельности воспитанников Параметры диагностики Формы и способы диагностики Владение понятийным Беседа, наблюдение, выполнение тестовых заданий, аппаратом викторины, ребусы, кроссворды, загадки. Знание теоретических основ Беседа, дидактические карточки с заданиями, тесты, викторины, проекты Сформированность практических навыков и умений Наблюдение, анализ содержания творческих работ, рецензирование, мастер-класс, оценка. Личностные качества воспитанников Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование Методы обучения: В соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы используются следующие методы: -словесные методы обучения: лекция, объяснение, беседа, диалог, -методы практической работы, -метод наблюдения: запись наблюдений, -исследовательские методы: проведение опытов, экспериментов, -метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания, воображения, -наглядный метод обучения: картины, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, видеоматериалы. Список литературы: 1. https://vk.com/doc185240930_672806638?hash=p6bUTmNbel7ZbEjqqbPO44vTRc8tZ2tqO cMFbk1wLEc&dl=iZXPttj6ofBPoA1LCyFW8OrStZzAjsUpCkD0Xoyw4Ao 2. https://vk.com/doc1840617_361798566?hash=L4fWkC4liPtEFRHEMAsLLvohv3EJFC1sLz M7AWR5tIk&dl=yYSK9Zhz1pGhpjFWGUllmLz2Vm1IXwzZPsKq3FOslFs