Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Программа представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами, ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Позволяет развивать важные способности - комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и действовать творчески. (выполнять работу с бумагой, картоном, нитками, кожей, тканью, мехом, бросовым материалом, гипсом, пластилином). Данные предметы позволяют развивать трудолюбие, фантазию, творческую смекалку, изобретательность, а также мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память и т.д., формировать у них интерес к декоративно-прикладному творчеству, рукоделию; готовить к более сложной работе. Занятия проводятся для обучающихся детей, в том числе и с ОВЗ, поэтому целесообразно проводить занятия не в полной группе, а в подгруппах, учитывая особенности психологического развития и возможностей обучающихся. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа преследует не только утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки), а позволяет развивать принципиально важные способности: комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и творчески действовать. Одной из задач современного дополнительного образования является закладывание жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера человека, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Со стороны педагога должно способствовать активности обучающихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их одаренности. Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах, а приобретенный детьми в процесс этой работы устойчивый интерес к созиданию, развитию конструкторского мышления детей через творческое воображение. Отличительная особенность, новизна. Работа в детском объединении «Мастерок» прекрасная возможность развития конструкторского мышления детей через творческое воображение и своё эстетическое восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания, радости созидания и открытия для себя чего-то нового. На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении поделок используется пластиковые бутылки и различные материалы, что когда-то были в обиходе и стали непригодными в быту. А для детей — это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 12 лет. Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Объем программы – количество часов по программе – 144 часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Формы организации деятельности детей: занятия групповые, комбинированные, практические, индивидуальные, с отдельными учащимися, групповая работа, коллективная работа, лекция – беседа, диалог с использованием наглядных пособий. Работа с картами, схемами, практические занятия с показом и объяснением. Выполнение задания по образцу, экскурсии на выставки, игры и приемы, развивающие познавательную активность (ребусы, кроссворды, загадки, викторины и т. д.) игра-путешествие, игра-сказка, игра-конкурс, ролевая игра, игровые приемы на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; творческий проект; создание самостоятельных творческих работ. Для поддержания интереса и творческой активности детей используются как общие методы: словесные, практические, наглядные, поисковые (нахождение оптимальных решений для выполнения практических задач), так и специальные методы: - эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор заданий. Завершается каждый год итоговой выставкой. Цель программы: - формирование художественно - творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развитие самостоятельности анализа и мышления, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, бережного отношения к природе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Задачи программы: Образовательные: -ознакомление с различными видами техники выполнения из бумаги, картона, ниток, ткани; - изучение основных терминов и условных обозначений. -изучение необходимых знаний законов цветоведения и композиции; -обучить навыкам и приемам работы с бумагой, картоном, нитками, тканью, природным материалом и др.; - научить детей трудовым навыкам, формировать культуру труда; - обучить конкретным трудовым навыкам; - обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами; - познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; -формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; - формировать эстетический, художественный вкус. Воспитательные: -воспитывать потребность постоянного обращения к образам национальной и мировой культуры; -воспитывать любовь к труду, чувство ответственности, организованность; -способствовать формированию качеств личности, необходимых для успешного выполнения работ аккуратности, терпению, настойчивости; -воспитывать дружеские чувства между членами коллектива; - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать нравственные качества детей; - воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - содействовать формированию всесторонне развитой личности. Развивающие: -способствовать формированию творческой и познавательной функции воображения; -развивать фантазию, художественный вкус и эстетическое чувство учащихся; -развивать конструкторско - художественное и абстрактное мышление; -способствовать развитию усидчивости, концентрации внимания; -развивать мелкую моторику рук; -развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности; - заложить основы для адаптации детей в сложном мире техники, архитектуры и искусства; - развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение; - поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок. Содержание программы: Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Вводное занятие. Понятие о дизайне. Инструктаж по ТБ и ПДД. Поделки из природного материала Художественное конструирование из природного материала. Поделки из бумаги и картона Поделки из бумаги. Изготовление декоративных букетов из бумаги. Панно из салфеток. Изготовление изделий из папье-маше. Декупаж. Поделки, картины из цветной пряжи Панно из нарезанной нити. Изделия из ниток на шарах. Объемные панно. 4 Поделки из бросового материала Настенное панно: из яичной скорлупы, или на выбор детей. Игрушки из опилок. Новогодний дизайн Настольная композиция. Креативная елка. Новогодние игрушки. Промежуточная аттестация Панно из соленого теста Изделия из соленого теста. Объемные фигурки животных. Роспись изделий из соленого теста. Лакирование изделий из соленого теста. Поделки из ненужных вещей Декоративные вазы из различных банок и бутылок. Панно из бросового материала (пуговицы, бусины, мех, ткань, кожа и пр.) 12 Итоговое занятие Подготовка к выставке 2 1 3 опрос 12 2 10 практическая работа, практический контроль 12 2 10 опрос, контроль, творческая работа, рефлексия, анализ результатов, выставка творческих продуктов 12 2 10 опрос, контроль, творческая работа, рефлексия, анализ результатов, выставка творческих продуктов 2 10 творческая работа, мини выставка, рефлексия 12 2 10 практическое задание, мини выставка 38 2 36 творческая работа, мини выставка, рефлексия 40 2 38 самостоятельная творческая работа - 2 выставка «Мое творчество» работ. Итоговая аттестация. (Индивидуальная творческая работа по выбору учащегося) ИТОГО 144 15 129 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году, техника безопасности и ПДД. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий. 2. Поделки из природного материала Теория – первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Практика – изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев и различных орехов. 3. Поделки из бумаги и картона Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные способы пластической формы из бумаги. Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы. Изготовление цветов из креповой бумаги и панно из бумаги. 4. Поделки, картины из цветной пряжи Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология изготовления поделок из нитей. Практика – изготовление панно из нарезной нити и изделия на воздушных шарах. 5. Поделки из бросового материала. Промежуточная аттестация Теория – Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Практика – Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек, компьютерных дисков. Подставка под ручки. Ваза и др. Промежуточная аттестация. 6. Новогодний дизайн Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре. Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов. 7. Панно из соленого теста Теория – обобщение сведений о соленом тесте и использовании его в декоративном искусстве. Практика – изготовление декоративных панно из соленого теста. 8. Поделки из ненужных вещей Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология изготовления. Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно и пр. 9. Итоговое занятие Практика. Подведение итогов года. Подготовка к выставке. Итоговая аттестация. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате обучения по данной программе обучающиеся: - приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала, - научатся участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества, - познакомятся с декоративно - прикладным творчеством; историей ремесел и рукоделий, - узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда, - узнают названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки, - обучатся правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами, - будут знать правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами, - получат начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях, - изучат приемы оформления работы в рамку. Обучающиеся должны уметь: - правильно организовать свое рабочее место, - пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике, - выполнять правила техники безопасности, - работать по шаблону, - изготавливать разные игрушки и сувениры, - выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки. Личностные результаты: - развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности, - креативное мышление и пространственное воображение, - стремление к получению законченного результата, - умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. Метапредметные результаты - приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда с использованием распространенных инструментов, -умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении. Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год Дата Дата Всего Всего Количество Режим занятий обучения начала окончания учебных учебных учебных (или обучения обучения недель дней часов группа) по по программе программе 1 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 2 раза в неделю, по два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Условия реализации программы Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеется 3 окна, которые позволяют проветривать помещение. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. В шкафу хранится специальное оборудование: журналы, книги для детей и педагога, оборудование для занятий: бумага, ножницы, клей, кисточка, карандаши, фломастеры, маркеры. Материально - техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 5 шт.; стулья -10 шт.; лавка-1 шт.; книжный шкаф – 2шт. и тумба для оборудования - 1 шт.; Материал для изготовления творческих работ: портновские ножницы, линейки, вязальные нитки - для соединения деталей и отделки; а также различные материал для украшения и декорирования изделий (бисер, бусинки, стеклярус и т.д.) Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с различными видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий, раздаточный материал (памятки, алгоритмы, дидактические игры (пазлы «Собери картинку», игра-ромашка «Угадай и сделай» и т.д.), учебные пособия, инструкционные карты, схемы, образцы изделий и т.д.). Журналы «Коллекции идей», «Цветная ниточка», книги, картотека иллюстраций поделок. Также программа дополнена заданиями информационно практического характера, заимствована в интернет-пространстве, детям предлагаются разные виды работ по изготовлению изделий из бросового материала– на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru; Pinterest https://www.pinterest.ru/. А также на занятиях используются наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся. Кадровое обеспечение: данная программа может быть дополнительного образования, имеющим квалификационную категорию. реализована педагогом Формы аттестации: Промежуточная аттестация проводиться с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, а также итоговая аттестация за учебный год – проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявление наиболее способных и талантливых детей. Аттестация может проводиться в форме: Устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения образовательной программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в коллективной форме (фронтальный опрос). Выставка - показ изготовленных изделий – форма аттестации, которая осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является инструментом поощрения учащихся. Оценочные материалы Содержание программы «Мастерок» учитывает потребности воспитанников в овладении данным видом прикладного творчества. Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста. Задача образовательного процесса - развитие интереса к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету, для этого нужно определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения. С этой целью разработана система мониторинга – это наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др. Методические материалы для осуществления развивающей работы с детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья: -рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз); -диагностический материал - тестовые задания на темы: «Тест на определение видов и техник работы с бросовым материалом», «Инструменты, материалы, оборудование»; -фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации; -видео каталог выставочных работ учащихся и педагога; -раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки). Методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.). Педагогические технологии: -Личностно-ориентированные технологии; -Технология проблемного обучения; -Здоровье сберегающие технологии; -Технологии КТД (коллективно-трудовых дел); -Технология разноуровневого обучения; -Игровые технологии. Формы организации учебного занятия: В процессе обучения используются различные формы занятий: групповые, комбинированные, практические, индивидуальные, кроме того посещение выставок, участие в конкурсах, викторинах и т.д. А также различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: -словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); -наглядный (показ видеофильмов, презентаций, иллюстраций, наблюдение, показ последовательности (выполнение) работы педагогом, работа по образцу и др.); -практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: -объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; -репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; -частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся; - стимулирование деятельности (одобрение, похвала). методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: -фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; -индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов: - журналы посещаемости; - протоколы промежуточной аттестации учащихся; - участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места). Алгоритм учебного занятия: 1. Подготовительный этап: – организационный момент; - подготовка учащихся к работе на занятии; - выявление пробелов и их коррекция; - проверка творческого, практического задания. 2. Основной этап: - подготовка к новому содержанию; - обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности; - формулировка темы, цели учебного занятия; - усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность); - применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3. Практическая работа. 4. Итоговый этап: – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать; - мобилизация детей на самооценку; - рефлексия. Дидактические материалы: 1. Выставочные детские работы. 2. Видео каталоги с выставок. 3. Презентации по темам (подготовлены руководителем). 4. Инструкционные карты. 5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем). 6. Книги по теме. 7. Заготовки эскизов. 8. Наборы шаблонов по темам. 9. Планы – конспекты занятий. Список литературы: 1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64. 2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64. 3. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 4. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов; www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет; www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Мастерок» Тема: «Выполнение 3D рисунка» Цели: выявить процесс самостоятельного выполнения задания, сочетание цвета, и прямой линии без линейки. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. Правила обращения с ножницами. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Правила обращения с клеем. 1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой. 2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея. 4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой. 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду. Правила обращения с бумагой. 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест: «Цветок настроения» Изучение эмоционального состояния обучающихся, обучающимся предлагается выбрать карточку такого цвета, который, соответствует их теперешнему состоянию, настроению. Красный - восторг Оранжевый - радость Синий - беспокойство Фиолетовый - тревога Зеленый - спокойствие Желтый - удовольствие Черный - мрачное Тест на самооценку: «Довольны ли Вы собой?» № Вопрос: Да. Нет. 1- Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала? 2 -Есть ли у вас любимое дело (хобби) 3- Когда ваша работа не ладится, вы задаете себе вопрос: «Такое может может случиться только со мной?» 4- Радуетесь ли вы, когда узнаете, что кто- то вам завидует? 5- Страдаете ли вы, если кто- то называет вас скучным и несимпатичным человеком? 6 -Утешает ли вас новость о том, что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? 7 -Переживаете ли вы, когда узнаёте, что какое-то дело идет гораздо лучше без без вашего участия? 8- Часто ли вам приходит желание выиграть большую сумму денег в лотерею? 9- Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаёте, что вашим друзьям родители приобрели вещь, а у вас такой нет? 10 -Любите ли вы высказывать в присутствии большого количества людей?