Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Актуальность программы обусловлена приобщением к разным видам рукоделия. Дети имеют возможность последовательно осваивать технологические особенности изготовления изделий из ткани, природных материалов, соленого теста, вязания, вышивки, мягкой игрушки, рисования. Программа способствует развитию у детей изобразительных, художественно – конструктивных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Обучающиеся могут создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные способности, что особенно определяет успешность выполнения творческой деятельности. Программа направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, точных действий пальцев, развитие глазомера, а также на накопление ими социального опыта через освоение простых техник декоративно – прикладного творчества. Отличительная особенность программы. Развитие у детей навыков творческого и исследовательского характера, пространственных представлений. Происходит знакомство со свойствами различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Еще одной отличительной особенностью программы является принцип дозированности учебного материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности. Работу дети начинают с простых по конструкции и небольших по объёму изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования, тесная связь с экологическим воспитанием. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. Педагогическая целесообразность. Дополнительное образование позволяет смягчить существующую перегрузку обучающихся в системе общего образования. Ведь для педагога дополнительного образования главное даже не научить, а открыть ребенка, развить его потенциал, включить его внутренние импульсы, что поможет ему продвигаться в будущем. Понимая и принимая это, многие родители целенаправленно приводят своих детей в учреждения дополнительного образования. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают воспитывать у детей любовь и уважение к труду, предоставляют ребенку возможность для проявления собственного творчества через самостоятельные работы. Изучение истории ДПИ способствует формированию духовной культуры детей, воспитанию патриотических чувств. Адресат программ – дети, интересующиеся художественным творчеством, в частности: мягкая игрушка, вязание, вышивка, рисование, работа с соленым тестом, тканью, в возрасте от 7 до 14 лет. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы – 1 год обучения. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. В процессе обучения используются электронные презентации, видео мастер классы. Данную программу возможно использовать при введении карантинных мероприятий, материалы, рекомендации к занятиям будут расположены на официальном сайте учреждения дополнительного образования, выкладываться в чатах мессенджера Сферум, социальной сети «ВКонтакте». Уровень программы – ознакомительный. Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 учебных часа, либо 2 раза в неделю по одному учебному часу. Занятие 40 минут, перемена 10 минут. Особенности организации образовательного процесса: Формы организации деятельности детей - индивидуальные, групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают практические занятия, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, выставки, творческие отчеты. Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное творчество. Задачи программы: Образовательные: - закреплять и расширять знания и умения творческой направленности; - обучать приемам и технологии изготовления композиций; - изучать свойства и работу различных материалов; - создавать композиции и изделия, выполненные из соленого теста, ткани, природных материалов, путем вязания, вышивки и мягкой игрушки. Развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал и художественный вкус каждого ребенка, фантазию, наблюдательность; - развивать образное мышление и воображение; - создавать условия для саморазвития обучающихся; - развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира; - развивать мелкую моторику, точность пальцев рук, глазомер. Воспитательные: − воспитывать уважение к труду; − формировать чувства коллективизма; − воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение; − сформировать адекватную самооценку обучающихся через проявление себя в конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности. Содержание программы Учебный план № п/п Формы аттестации/ контроля Количество часов Название раздела, темы Раздел 1. Многообразие техник в осенних композициях Тема 1.1 Вводное занятие Всего 14 Теория 4 Практика 10 2 1 1 Беседа Творческая работа Творческая работа Тема 1.2 Аппликация «Мой дом» 4 1 3 Тема 1.3 Панно из соленого теста «Золотая осень» 4 1 3 Тема 1.4 Пейзаж «Природа вокруг нас» Раздел 2. Работа с тканью Тема 2.1 Аппликация из ткани 4 1 3 14 4 4 1 10 3 Тема 2.2 Вышивка лентами 4 1 3 Тема 2.3 Новогодние игрушки 4 1 3 Тема 2.4 Открытки, сувениры 2 1 1 12 4 3 1 9 3 4 1 3 4 1 3 14 4 10 4 1 3 4 1 3 Раздел 3. Подарки для мамы Тема 3.1 Вышивка гладью «Салфетка» Тема 3.2 Картина «Фрукты в корзине» Промежуточная аттестация Тема 3.3 Объемный цветок из гофрированной бумаги Раздел 4. Мягкая игрушка Тема 4.1 Тема 4.2 Разные игрушки носков Игольница «Божья коровка», «Жук» из Тема 4.3 Кукла оберег из ниток 2 1 1 Тема 4.4 Декоративная пауза: Пошив одежды для 4 1 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа куклы «Барби» Раздел 5. Работа с атласными лентами Тема 5.1 Цветы из атласных лент 6 2 4 4 1 3 Тема 5.2 Открытки, сувениры к Дню Победы Раздел 6. Вязание 2 1 1 12 2 10 Тема 6.1 Способы вязания крючком 4 1 3 Тема 6.2 Панно «Из вязаных цепочек» Вязание полотна 4 1 3 Тема 6.3 Тема 6.4 Итоговая аттестация Выставка готовых изделий Итого часов 2 2 2 2 72 19 Творческая работа Творческая работа Беседа, практическое задание Творческая работа Творческая работа Творческая работа Выставка 53 Содержание учебного плана Раздел 1. Многообразие техник в осенних композициях Тема 1.1 Вводное занятие. Теория. Вводное занятие. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Изучение различных техник, применяемых в процессе обучения программе Практика. Подбор материалов. Технологии изготовления изделий. Работа с клеем. Тема 1.2 Аппликация «Мой дом». Теория. Использование природного и искусственного материала. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы «Мой дом» Тема 1.3 Панно из соленого теста «Золотая осень» Теория. Соленое тесто – история появления. Свойства соленого теста. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология работы с соленым тестом. Практика. Выполнение творческой работы – панно «Золотая осень». Тема 1.4 Пейзаж «Природа вокруг нас» Теория. Пейзаж – что это. Технология работы с красками. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы – пейзаж «Природа вокруг нас» Раздел 2. Работа с тканью Тема 2.1 Аппликация из ткани. Теория. История появления аппликации. Виды аппликаций. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Подбор материалов. Технология изготовления. Практика. Выполнение аппликации из ткани. Тема 2.2 Вышивка лентами Теория. История появления вышивки лентами. Виды вышивки. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология изготовления. Практика. Выполнение вышивки лентами. Тема 2.3 Новогодние игрушки Теория. История праздника Новый год. Разнообразие новогодних игрушек. Технология изготовления. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Изготовление новогодних игрушек. Тема 2.4 Открытки, сувениры Теория. Виды открыток и сувениров. Технология изготовления. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение открыток, сувениров. Раздел 3. Подарки для мамы Тема 3.1 Вышивка гладью «Салфетка». Теория. Знакомство с вышивкой гладью. Техника вышивки. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология работы. Практика. Выполнение вышивки гладью «Салфетка». Тема 3.2 Картина «Фрукты в корзине». Теория. Технология выполнения картины. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы «Фрукты в корзине». Промежуточная аттестация. Тема 3.3 Объемный цветок из гофрированной бумаги. Теория. Правила использования гофрированной бумаги. Подбор материалов. Технология изготовления цветка. Практика. Выполнение творческой работы объемный цветок из гофрированной бумаги. Раздел 4. Мягкая игрушка Тема 4.1 Разные игрушки из носков Теория. История игрушек. Материалы для изготовления игрушек. Технология изготовления игрушек из носков Практика. Выполнение мягкой игрушки. Тема 4.2 Игольница «Божья коровка», «Жук». Теория. Беседа о пользе животных. Изделия для дома с изображением животных. Определение деталей для изготовления игольниц. Подбор ткани и меха. Технология изготовления. Практика. Выполнение игольницы «Божья коровка», «Жук». Тема 4.3 Кукла оберег из ниток Теория. Что такое оберег. Виды оберегов. Предназначение куклы оберег. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Подбор материалов. Технология изготовления куклы оберег из ниток. Выполнение творческой работы. Тема 4.4 Декоративная пауза: Пошив одежды для куклы «Барби» Теория. Для чего нужна одежда. Виды одежды. Моделирование одежды. Эскиз. Технология изготовления одежды для куклы Барби. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Выполнение работы. Раздел 5. Работа с атласными лентами Тема 5.1 Цветы из атласных лент Теория. Атласные ленты – многообразие применения. Технология выполнения цветов. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение работы – цветы из атласных лент. Тема 5.2 Открытки, сувениры к Дню Победы Теория. История праздника – День Победы. Многообразие открыток и сувениров. Технология изготовления. Материалы для изготовления. Практика. Выполнение открыток, сувениров ко Дню Победы. Раздел 6. Вязание Тема 6.1 Способы вязания крючком Теория. История вязания. Способы вязания. Подбор ниток и крючка. Приемы работы, правильное положение рук, набор петель, принципы образования первой петли и ряда вязания. Технология выполнения воздушной петли. Практика. Вязание отдельных частей и соединение. Тема 6.2 Панно «Из вязаных цепочек» Теория. Технология изготовления панно. Материалы для изготовления панно. Выбор цветов, нитей и подбор рисунка. Практика. Выполнение панно «Из вязаных цепочек» Тема 6.3 Вязание полотна Практика: Технология вязания полотна. Вязание полотна. Тема 6.4 Итоговая аттестация. Выставка готовых изделий Практика: Итоговая аттестация. Подготовка выставки. - Планируемые результаты Предметные результаты В результате обучения дети будут знать: виды материалов, пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых при выполнении изделий, способы обработки материалов; виды декоративно-прикладного творчества; безопасные приемы работы; основные рабочие приемы вязания; технологии изготовления композиций. Обучающиеся должны уметь: выполнять приемы работы различными инструментами; рассчитывать рациональный расход материалов; подбирать инструменты и материалы для работы; выполнять сборку и оформление готового изделия; создавать композиции и изделия в различной технике. Метапредметные результаты - владение базовыми понятиями и терминологиями, умение их объяснить; - умение работать в коллективе при выполнение практических работ; - получение знаний о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - умение осуществлять поиск новых решений возникшей творческой проблемы; - умение выявлять и формулировать учебную задачу совместно с педагогом; - умение определять и формулировать цель деятельности; - выполнение контроля точности изготовления деталей с помощью шаблонов; - умение сравнивать изучаемые материалы по их свойствам; - способность проявлять индивидуальные творческие способности при составлении эскиза; - способность преобразовывать устную информацию в другую форму; - умение высказывать свое мнение. Личностные результаты - развитие личностных познавательных, творческих способностей и интересов к художественному труду; - самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков; - развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности; - способность к самооценке; навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) 1 год Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе 15.09.2024 31.05.2025 Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 36 36 72 1 раз в неделю, два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела в форме: беседа, творческая работа. Промежуточная аттестация проводится в январе месяце в форме творческой работы. Итоговая аттестация – по окончанию освоения программы – май, в виде опроса и выставки. Оценочные материалы Оценочные материалы позволяют определить уровень освоения обучающимися разделов программы. (Приложение 1) Эффективным методом оценки результатов освоения программы является наблюдение за поведением учащихся на занятиях, при выполнении творческо – практических работ, на конкурсах различных уровней и других мероприятиях творческой направленности. Методические материалы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: 1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа). 2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.) 3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.) 4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска). Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования, мотивации и др. Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические), практикумы, мастерская, конкурсы, викторины. Формы организации занятий – индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые. Основная форма деятельности учащихся – это групповая самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании коллективной и индивидуальной формами работы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных изделий, презентации, видеофильмы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Большая роль уделяется практической творческой работе. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология образовательного события (трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которые переживают обучающиеся при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично); личностноориентированные технологии; технология проблемного обучения; здоровье сберегающие технологии; технологии КТД (коллективно-трудовых дел); технология разноуровневого обучения; игровые технологии. В процесс обучения включены игры, настольные игры, головоломки, практикумы. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Материалы: бумага, клей, ткань, наполнитель, пряжа, ватные диски, природный и искусственный материал, краски, карандаши, ткань, атласные ленты, мука, соль, нитки, материалы для оформления поделок. 3. Оборудование: ножницы, линейка, крючки, спицы, деревянные шпажки, канцелярские принадлежности, иглы, пяльца, кисти. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература и журналы по декоративно-прикладному творчеству, конспекты занятий, интернет источники. Наглядный материал: образцы изделий, цветные иллюстрации, плакаты. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества. Список литературы для педагога 1. Коломеец Л.А. Все для любимой куклы. - М.: Рольф, 2000. -224 с. 2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2015.11. 3. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, В.И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014. 4. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М.: Альма матер, 2014 5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014. 6. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -192 ил. 7. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка. - СПб. Издательский Дом «Литера,» 2001. 208с. 8. Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Для родителей и обучающихся 1. Бригитта Марина Штауб –Вахсмут Печворк и Квилт. Лоскутное шитье и изделия в технике квилла. - Информационо-издательский дом, «Профиздат» Москва 2000. 2. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -192 ил. 3. Журналы, Лена рукоделие, Клубок вяжем спицами, крючком. Ксюша для тех вяжет. Головные уборы. Модно и просто вязание. Наталья вязание спицами и крючком. Валя Валентина. Интернет ресурсы 1. stranamasterov. ru/find/nodes/модульное; 2. stranamasterov. ru/technic/swan; 3. planetaorigami. ru/2011/05/modulnoe-origami 4. www. babyblog. ru/community/post/rukodelie 6. henddecor. com; 7. tvorchestvo. wordpress. com/category/азбука; 8. detsad-kitty. ru/art/; 9. mirpodelki. ru/index. Приложение 1. Контрольно – измерительные материалы Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Входящая диагностика состоит из теоретической части и практического задания (выполнить аппликацию по образцу), по которому можно определить у детей уже имеющиеся практические умения и навыки. Именно входящая диагностика показывает уровень подготовки детей. Теоретические знания проверяются в ходе беседы, состоящей из пяти вопросов. Определены критерии, по которым выявляется уровень знаний обучающихся: - ответ на 5 вопросов – высокий уровень - ответ на 4-3 вопроса – средний уровень - ответ на 2-1 вопрос – низкий уровень Практические умения и навыки детей проверяются в ходе выполнения практического задания (изготовление аппликации по образцу). Работы детей оцениваются по следующим критериям: вырезание, наклеивание, работа по образцу. По критериям определяется уровень практических умений и навыков обучающихся. Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Максимально можно получить 15 баллов. По количеству баллов определяется уровень практических умений и навыков обучающихся. - 15 – 14 баллов - высокий уровень - 13 - 10 баллов - средний уровень - 9 – 1 балл - уровень ниже среднего Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения раздела, темы программы в виде творческой работы. Практические умения и навыки детей проверяются в ходе выполнения практического задания - изготовление творческой работы. Работа детей оценивается по следующим критериям: вырезание, работа с материалом, склеивание. По критериям определяется уровень практических умений и навыков обучающихся. Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. (5-ти бальная шкала) Средний уровень 2-3 балла Вид работы Низкий уровень 1 балл 1. Умение пользоваться инструментами. Не знает и путает Знает предназначение, инструменты, не умеет неуверенно держит в пользоваться руках инструменты. ножницами. Высокий уровень 4-5 баллов Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе. Хорошо различает виды 2. Умение работать и Не умеет составлять и Различает виды плоской плоской аппликации, подбирать природный использовать аппликации, но не умеет умело и эстетически материал к природный материал. правильно применить. составляет композицию аппликации. из листьев, цветов, трав. 3. Работа с бумагой. Аппликация. Цветовые сочетания и фактурные. Работа с клеем. Не умеет составлять и подбирать аппликацию из геометрических фигур. Грязно работает с клеем. Может подобрать и составить аппликацию из геометрических фигур, но самостоятельно Грамотно составляет и подбирает по цвету и геометрическим фигурам аппликацию. Смело применяет другие работать не может. материалы. Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы в целом. Итоговая аттестация представлена творческой работой по изготовлению объѐмной поделки с элементами аппликации. Работы после будут размещаться на выставке. Практические умения и навыки обучающихся проверяются в ходе выполнения практического задания (изготовление объѐмной поделки с элементами аппликации). Работы детей оцениваются по следующим критериям: вырезание, складывание, склеивание, работа с природным, бросовым материалом оформление аппликацией. По критериям определяется уровень практических умений и навыков обучающихся. Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. 1. 2. 3. 4. 5. Вид работы Низкий уровень 1 балл Средний уровень 2-3 балла Высокий уровень 4-5 баллов 1.Умение пользоваться инструментами. Плохо знает и путает инструменты, не умеет ими пользоваться. Знает предназначение, Хорошо знает все неуверенно держит в инструменты и руках. применяет их в работе. 2.Работа с природным материалом: желудями, шишками. Умение составлять объемные аппликации. Не умеет подобрать нужный материал при составлении объемных аппликаций. Умеет составить композицию, но работает с помощью педагога. 3.Работа с бумагой. Выбор сюжета, перспективы аппликации. Работа с клеем. Не может выбрать сюжет. Грязно и неаккуратно работает с клеем. Умеет составить сюжет Умеет составить сюжет аппликации на тему на тему, но работа не (пейзаж, натюрморт). всегда получается Аккуратно работает с аккуратная и чистая. клеем. 4.Изготовление сувениров. Не умеет самостоятельно выполнить изделие до конца. Может выполнить изделие самостоятельно, но только по образцу. Умеет работать с природным материалом, составлять композицию, знает виды аппликаций. Проявляет фантазию. Работает самостоятельно. Любое изделие доводит до конца. Диагностическая карта практических умений и навыков (входящая диагностика) Последовательность изготовления аппликации по образцу. Рассмотри аппликацию. Определи, из каких элементов (деталей) она состоит. При помощи шаблонов изготовь элементы (детали) аппликации. Наклей элементы (детали) аппликации на основу по образцу. Оформи аппликацию дополнительными элементами. Инструкционная карта по изготовлению объѐмной поделки (итоговая аттестация) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рассмотри рисунок (чертѐж). Скопируй рисунок (чертѐж) на белую бумагу (альбомную, чертѐжную). Раскрась рисунок по образцу или собственному замыслу. Вырежи элементы (детали) поделки. По пунктирным линиям сложи клапаны поделки. Склей поделку по образцу. Оформи поделку дополнительными элементами.