Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся. «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира). Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – физкультурно – спортивная. Актуальность программы. В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля. Отличительные особенности программы Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре: программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся; - тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании. Новизной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития. Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. Адресат программы дети в возрасте 7 – 11 лет. Объем программы – 72 учебных часа. Сроки реализации программы - 1 год обучения. Уровень программы ознакомительный. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применятся электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий - 1 занятие в неделю по 2 учебных часа (1 занятие - 40 мин., перемена 10 мин.). Форма и режим занятий. Форма реализации образовательной программы. Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы является МБОУ «Табатская СОШ». Форма организации деятельности детей: групповая. Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер классы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к шахматам, обеспечивает развитие мышления, внимания, памяти. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цели программы: развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы Образовательные: - развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы; - формирование универсальных способов мыслительной деятельности; - развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции; - приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях. Развивающие: - развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния; - формирование гражданской позиции, общественной активности личности; - формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни. Воспитательные: - воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности; - формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; - воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости. Содержание программы Учебный план. № п/п Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2. Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3 Название Количество часов раздела, темы Всего Теория Практика Знакомство с 2 1 1 шахматами Вводное занятие. 2 1 1 История шахмат. Элементарные 30 9 21 понятия о шахматной игре Шахматные 6 2 4 фигуры. Понимание 6 1 5 шахматной игры. Цель шахматной 4 1 3 партии. Формы аттестации/ контроля опрос опрос соревнования тестирование Тема 2.4 Тема 2.5 Раздел 3. Тема 3.1 Три стадии шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. 6 3 3 соревнования 8 2 6 суммарная оценка знаний практической и теоретической части Тактика 38 11 27 Игра с 6 2 4 соревнования шахматными тестирование часами. Промежуточная аттестация Тема 3.2 Мат легкими и 14 5 9 практическая игра тяжелыми фигурами. Тема 3.3 Король против 8 2 6 практическая игра короля и пешки. Тема 3.4 Решение 10 2 8 тестирование шахматных задач. Раздел 4. Итог 2 1 1 Тема 4.1 Завершающее 2 1 1 тестирование, занятие практическая игра (аттестация). Итого 72 22 50 Содержание учебного плана Раздел 1. Знакомство с шахматами Тема 1.1 Вводное занятие. История шахмат. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность. Раздел 2. Элементарные понятия о шахматной игре Тема 2.1 Шахматные фигуры. Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Тема 2.2 Понимание шахматной игры. Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». Тема 2.3 Цель шахматной партии. Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат». Тема 2.4 Три стадии шахматной партии. Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте. Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?». Тема 2.5 Краткая и полная шахматная нотация. Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Раздел 3. Тактика Тема 3.1 Игра с шахматными часами. Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами. Практика: игра с часами. Промежуточная аттестация в форме тестирования. Тема 3.2 Мат легкими и тяжелыми фигурами. Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления. Тема 3.3 Король против короля и пешки. Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король. Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Тема 3.4 Решение шахматных задач. Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов. Практика: выполнение упражнения «Два хода». Раздел 4. Итог Тема 4.1 Завершающее занятие (аттестация) Теория: повторение изученного материала в форме тестирования. Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов. Планируемые результаты В результате освоения программы у обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы: - познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач; - способность самостоятельно добывать знания; - потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала; - активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения. Предметные результаты: учащиеся будут: - знать шахматные термины; - уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить комбинации; - грамотно располагать шахматные фигуры. Личностные результаты: - сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат; - развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - сформированы эстетические потребности и ценности; - развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Метапредметные результаты: - освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; - научаться находить эффективные способы достижения результата; -овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; - научаться определять цель и пути её достижения; научаться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Год обучен ия (или группа) Дата начала обучения по программ е Календарный учебный график Дата Всего Всего Количеств окончания учебны учебны о учебных обучения х х дней часов по недель программ е Режим занятий 1. 16.09.2024 31.05.2025 36 36 72 один раз в неделю по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год начинается с 16 сентября и заканчивается 31 мая. Количество учебных недель – программа предусматривает обучение в течение 36 недель. Продолжительность каникул – в период осенних и весенних каникул занятия проводятся по расписанию. Формы аттестации и оценочные материалы Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы (Приложение 1). Контролируемые знания, Форма № Виды контроля умения, навыки контроля/аттестации 1 Предварительный контроль Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахмат Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Наблюдение 2 Текущий контроль Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. 3 Промежуточная аттестация Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. 4 Аттестация по итогам завершения программы Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы. Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Наблюдение Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Тестирование Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Тестирование, практическая игра Методическое обеспечение программы Алгоритм учебного занятия I. Вводная часть II. Основная часть. III. Заключительная часть. Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание. В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки. В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 23 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Методы обучения: По источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой, деятельностный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы занятий: игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, представление, соревнование, турнир. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. При реализации программы используются технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технологии игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Оборудование: - магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука; - шахматные часы – 4 штук; - словарь шахматных терминов; - комплекты шахматных фигур с досками – 4 штуки; - ноутбук. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература, Интернет источники. Наглядный материал: плакаты, презентации, таблицы, схемы, карточки, цветные иллюстрации. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование. Список литературы для педагога Основная литература: 1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с. 2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростовна-Дону: «Феникс», 2014. Дополнительная литература: 1. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с. 2. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с. 3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. Приложение 1. Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений» Фамилия, имя, возраст обучающегося Примечание Оценка показателей 2 3 Показатели развития 1 Знания, представления Количество Знание шахматной доски н к Знание шахматных фигур н к Запоминание 15 н предметов за 15 секунд к (логические игры) Форма Знание всех ходов фигурами н к 5 правил невозможности н сделать рокировку к Умение отличать шах от н мак та Умение отличать мат от шаха н к 6 правил ничейных н позиций к Знание записи шахматных н ходов к Ориентировка в пространстве Знание всех шахматных н линий (диагонали, к вертикали, горизонтали) Ориентировка во времени Запоминание расставленных шахматных фигур на доске (логические игры) Умения, навыки Количество Умения применять правила квадрата н к н к Умения применять н понятия «связка» и к применения на практике Умения применять н понятия «вилка» и к применения на практике Умения применять н понятия «двойной удар» и к применения на практике Умения применять н понятия мат и виды мата и к применения на практике Критерии оценки показателей: 1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б). 2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б). 3. Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.