Арт-студия

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа представляет широкие возможности для ознакомления с
различными видами декоративно – прикладного искусства, ориентирована на
активное приобщение детей к художественному творчеству. Позволяет развивать
важные способности - комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных
элементов единое целое, выбирать, то есть научить мыслить и действовать творчески
(выполнять работу с бумагой, картоном, нитками, кожей, тканью, мехом, бросовым
материалом, пластилином). Данные предметы позволяют развивать трудолюбие,
фантазию, творческую смекалку, изобретательность, а также мелкую моторику рук,
логическое мышление, внимание, память и т.д., формировать у них интерес к
декоративно-прикладному творчеству, рукоделию; готовить к более сложной работе.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная, предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность. Данная программа ориентирована на активное приобщение
детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа
преследует не только утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки), а
позволяет развивать принципиально важные способности: комбинировать,
фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, то есть
научить мыслить и творчески действовать. Одной из задач современного
дополнительного образования является закладывание жизненных основ и
нравственных ценностей, формирование характера человека, быть мыслящими,
инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на лучшие конечные
результаты. Обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в
дальнейшей жизни. Со стороны педагога должно способствовать активности
обучающихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их
одаренности.
Отличительная особенность, новизна. Обучение по дополнительной
общеобразовательной программе «Арт - студия» - прекрасная возможность развития
творческого потенциала детей через творческое воображение и своё эстетическое
восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания, радости
созидания и открытия для себя чего-то нового. Особенностью данной программы
является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для
себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и
реализовывать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность. Занятия в кружке позволяют существенно
влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное
время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканьюэто самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди
детей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам
работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы
осваивают приемы работы с материалом. Необходимо воспитывать у детей умение
доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил
культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы,
пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание при реализации
программы кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в
различных видах художественно-эстетической деятельности.
Адресат программы – дети в возрасте от 10 до 17 лет, интересующиеся
художественным и декоративно-прикладным творчеством.
Уровень программы - ознакомительный, подготовка определяется входной
диагностикой и желанием ребенка, это обусловлено тем, что в этом возрасте
становится личностное общение со сверстниками.
Объем программы – количество часов по программе – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и
аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся,
которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например,
WhatsApp); направляться по электронной почте.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Формы организации деятельности детей: групповая, в разновозрастных
группах, индивидуальная, с отдельными учащимися. Занятия проводятся в виде
лекций – бесед, экскурсий, игр, мастер – классов, выставок.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Арт - студия» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к
декоративно – прикладному искусству, обеспечивает развитие творческих
способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки,
а также дети с ограниченными возможностями здоровья.
Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется
возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Цель программы: формирование художественно - творческих способностей
обучающихся путём создания условий для самореализации личности, развития самостоятельности анализа и мышления, воспитания любви и уважения к труду, любви к
родному краю и себе.
Цель будет достигнута при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с основными терминами и условными обозначениями;
-ознакомить с различными видами техники выполнения из бумаги, ниток, ткани,
бросового материала;
-обучить навыкам и приемам работы с бумагой, нитками, тканью, природным
материалом и др.;
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами.
Развивающие:
-развивать фантазию, художественный вкус и эстетическое чувство учащихся;

-развивать конструкторско - художественное и абстрактное мышление;
-способствовать развитию усидчивости, концентрации внимания;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение;
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении
поделок,
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
-воспитывать потребность постоянного обращения к образам национальной и
мировой культуры;
-воспитывать любовь к труду, чувство ответственности, организованность;
-воспитывать дружеские чувства между членами коллектива;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
Содержание программы:
Учебный план
Количество часов
№ п/п

Название раздела, темы

Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие. Правила
по технике безопасности.
Тема 1.2 Беседа «Рукоделие в
вашей семье»
Раздел 2. Вязание крючком
Тема 2.1 История развития вязания.
Ассортимент изделий.
Тема 2.2 Правила безопасности
труда при вязании
Тема 2.3 Положение рук во время
работы. Условные
обозначения.
Тема 2.4 Вязание цепочки из
воздушных петель,
соединительных столбиков
Тема 2.5

Всего Теория Практика
2
1

2
1

1

1

15
1

3
1

12
-

беседа

1

1

-

опрос

1

1

-

наблюдение

1

-

1

наблюдение

-

1

наблюдение

-

10

практическая
работа

3

12

Вязание столбиков без
1
накида, с одним накидом, с
двумя накидами.
Тема 2.6 Вязание мягкой игрушки
10
(по выбору)
Раздел 3. Вязание спицами
15

-

Формы
аттестации/
контроля
беседа
опрос

Тема 3.1

История развития вязания
на спицах как вида
декоративно-прикладного
искусства

1

1

-

опрос,
беседа

Тема 3.2

Материалы и
инструменты. Правила
начала вязания.
Технология выполнения
лицевых и изнаночных
петель.
Вязание резинки 1х1,2х2.

1

1

-

беседа

1

1

-

беседа

2

-

2

Убавление, прибавление,
закрывание петель,
соединение петель.
Тема 3.6 Вязание шарфика, носка
(по выбору)
Промежуточная
аттестация.
Раздел 4. Плетение из газет
Тема 4.1 Плетение из газет как вид
декоративно-прикладного
искусства. Материалы и
инструменты.
Тема 4.2 Технология скручивания
трубочек. Виды плетения
Тема 4.3 Простое плетение,
наклонными рядами,
спиральное
Тема 4.4 Техника “шахматка”,
“верёвочкой”

2

-

2

практическая
работа
практическая
работа

8

-

8

практическая
работа

19
1

1
1

18
-

беседа

1

-

1

2

-

2

2

-

2

практическая
работа

Тема 4.5

Плетение корзинки, вазы
(по выбору)

13

-

13

практическая
работа

Раздел 5. Изготовление картин из
шпагата “Джутовая
филигрань”
Тема 5.1 Знакомство с
инструментами и
приспособлениями.
Правила пользования
инструментами
Тема 5.2 Азбука джутовой
филиграни.
Тема 5.3 Формы базовых
элементов. Орнамент
Тема 5.4 Изготовление панно

19

3

16

1

1

-

беседа

1

1

-

беседа

1

1

-

беседа

16

-

16

творческая работа

Тема 3.3
Тема 3.4
Тема 3.5

практическая
работа
практическая
работа

«Хакасские петроглифы»
Раздел 6. Итоговое занятие.
Тема 6.1 Проведение итогового
контроля. Выставка работ.
Аттестация по итогам
завершения программы.
ИТОГО

2
2

1
1

1
1

72

13

59

опрос, выставка

Содержание учебного плана
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ,
основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. основном
вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение
планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья
обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ,
которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные
знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных
материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение
правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию
в процессе изготовления художественных изделий.
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности.
Теория. Беседа, ознакомление детей с особенностями программы. Требования к
поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Тема 1.2 Беседа «Рукоделие в вашей семье»
Теория. Виды рукоделия. Роль рукоделия. Рукоделие в семье. Значение рукоделия,
используемые материалы.
Раздел 2. Вязание крючком.
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок
ниток и небольшой инструмент-крючок таят в себе неограниченные возможности
для творческого труда. Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое
количество оригинальных узоров из одних и тех же элементов, перевязать изделие,
вышедшее из моды.
Тема 2.1 История развития вязания. Ассортимент изделий.
Теория. История развития художественного вязания. Ассортимент изделий,
выполняемых в технике вязания крючком. Инструменты и материалы, необходимые
для занятий. Характеристика х/б, шелковых, вискозных нитей. Правила подбора
крючков из стали, пластмассы в зависимости от толщины и качества ниток.
Тема 2.2 Правила безопасности труда при вязании
Теория. Начало вязания. Правила безопасной работы во время вязания крючком.
Тема 2.3 Положение рук во время работы. Условные обозначения.

Теория. Правильное положение рук во время работы. Условные обозначения в
схемах вязания крючком.
Тема 2.4 Вязание цепочки из воздушных петель, соединительных столбиков
Практика. Воздушная петля, техника выполнения. Выполнение соединительных
столбиков. Правила перехода к следующему ряду.
Тема 2.5 Вязание столбиков без накида, с одним накидом, с двумя накидами.
Практика. Вязание столбиков без накида, с одним накидом, с двумя накидами,
техника выполнения. Правила перехода к следующему ряду.
Тема 2.6 Вязание мягкой игрушки (по выбору)
Практика. Вязание крючком мягких игрушек.
Раздел 3. Вязание на спицах.
Вязание на спицах - один из старинных и интересных видов декоративноприкладного искусства. Несмотря на разнообразие ассортимента трикотажных
изделий на рынке, интерес к ручному художественному вязанию не угасает. Занятие
вязанием развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие, а главное дает
возможность быть неповторимым. Это работа, которая требует больших затрат
времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются
возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне
взаимопонимания и взаимоуважения.
Тема 3.1 История развития вязания на спицах как вида декоративно-прикладного
искусства.
Теория. История развития вязания на спицах. Ассортимент изделий, выполняемых
в технике вязания спицами.
Тема 3.2 Материалы и инструменты. Правила начала вязания.
Теория. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Характеристика
нитей для вязания. Правила подбора спиц в зависимости от толщины и качества
ниток. Правильное положение рук при вязании на спицах.
Тема 3.3 Технология выполнения лицевых и изнаночных петель.
Теория. Технология выполнения простых петель различными способами. Лицевые
и изнаночные петли. Убавление, прибавление и закрывание петель.
Тема 3.4 Вязание резинки 1х1,2х2.
Практика. Технология выполнения простых петель различными способами.
Лицевые и изнаночные петли. Вязание по кругу. Расчет петель. Набор петель
начального ряда. Вязание резинки 1х1,2х2.
Тема 3.5 Убавление, прибавление, закрывание петель, соединение петель.
Практика. Убавление, прибавление и закрывание петель.
Тема 3.6 Вязание шарфика, носка (по выбору). Промежуточная аттестация.
Практика. Последовательность вязания носков. Вывязывание пятки и носка.
Соединение петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение петель по
изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины. Промежуточная
аттестация в виде практической работы.

Раздел 4. Плетение из газет.
Плетение из газет - уникальный вид декоративно-прикладного искусства, который
получает все большее распространение среди отечественных умельцев. Освоить его
сможет каждый, да и материал всегда есть под рукой. Плетение является одним из
древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует
огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде
рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение
из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и
захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время.
Тема 4.1 Плетение из газет как вид декоративно-прикладного искусства.
Материалы и инструменты.
Теория. Плетение из газет как вид декоративно-прикладного искусства. Материал
и инструменты, необходимые для плетения.
Тема 4.2 Технология скручивания трубочек. Виды плетения.
Практика. Технология скручивания газетных трубочек. Большое количество
видов плетения из газет.
Тема 4.3 Простое плетение, наклонными рядами, спиральное.
Практика. Простое плетение, плетение наклонными рядами, спиральное
плетение.
Тема 4.4 Техника “шахматка”, “верёвочкой”.
Практика. Плетение в технике «шахматка», «верёвочкой».
Тема 4.5 Плетение корзинки, вазы (по выбору).
Практика. Начало плетения корзинки, последовательность плетения корзинки.
Раздел 5. Изготовление картин из шпагата “Джутовая филигрань”
Джутовая филигрань – основана на тех же принципах, что и металлическая. Из
джутовых нитей скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от
одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Скрученные элементы
укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить
любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на
основу. Она напоминает на филигрань из металла. В такой технике можно
изготовить и плоское изделие и объемное.
Тема 5.1 Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила пользования
инструментами.
Теория. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила пользования
инструментами.
Тема 5.2 Азбука джутовой филиграни.
Теория. Азбука джутовой филиграни.
Тема 5.3 Формы базовых элементов. Орнамент.
Теория. Формы базовых элементов. Орнамент.
Тема 5.4 Изготовление панно «Хакасские петроглифы».
Практика. Изготовление панно «Хакасские петроглифы».
Раздел 6. Итоговое занятие
Тема 6.1 Проведение итогового контроля. Выставка работ. Аттестация по итогам
завершения программы.

Практика. Проведение итогового контроля. Выставка работ.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- приобретут навыки изготовления поделок из разных видов материала,
- научатся участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества,
- познакомятся с декоративно – прикладным творчеством, историей ремесел,
- узнают названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда,
- узнают названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки,
- обучатся правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с
колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами,
- будут знать правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными
материалами,
- изучат приемы оформления работы в рамку.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место,
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике,
- выполнять правила техники безопасности,
- работать по шаблону,
- изготавливать разные игрушки и сувениры,
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки.
Личностные результаты:
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности,
- развитие креативного мышления и пространственного воображения,
- стремление к получению законченного результата,
- умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Метапредметные результаты:
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами
ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности,
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного
труда с использованием распространенных инструментов,
-умение применять в практической деятельности полученных знаний.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 группа

15.09.2024

31.05.2025

36

36

72

1 раз в неделю по
два занятия,
продолжительность
каждого 40 мин.

Формы аттестации:
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная и аттестация по итогам завершения
программы.
Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела,
темы в форме: беседы, опроса, практической работы.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, в виде практической работы. Аттестация по итогам
завершения программы – проводится в конце учебного года, с целью определения
уровня образования, степени подготовленности к самостоятельной работе,
выявление наиболее способных и талантливых детей.
Аттестация по итогам завершения программы может проводиться в форме:
Устный опрос – проводится с целью обстоятельного выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при
поступлении в детское объединение, так и на отдельных этапах усвоения
общеобразовательной программы. Собеседование может вестись в форме
индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в
коллективной форме (фронтальный опрос).
Выставка – показ изготовленных изделий – форма аттестации, которая
осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники исполнения
творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей детей. Выставка может быть персональной или коллективной по
разным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим
участникам может выдаваться диплом. Выставка является инструментом поощрения
учащихся.
Оценочные материалы
Содержание программы «Арт-студия» учитывает потребности воспитанников
в овладении данными видами прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в
том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного
творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым
они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень
важно для детей любого возраста.
Задача образовательного процесса – развитие интереса к получению
определенных знаний, умений и навыков по предмету, для этого нужно определить
степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее
эффективные методы и средства обучения. С этой целью разработана система
мониторинга – это наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ
выставочных работ, викторины, игры и др.
Контрольно – измерительные материалы (приложение 1)
Методическое обеспечение программы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей,
образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие
конкурсы; создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности
учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
При реализации программы используются различные формы занятий:
выставки, мастер – классы, игры, конкурсы, открытые занятия, викторины.
Для более эффективной реализации программы используются групповые,
индивидуальные и коллективные формы организации образовательного процесса. В
процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также
индивидуальность в творческом развитии личности.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения, коллективной
творческой деятельности;
-Игровые технологии.
Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов:
- журналы посещаемости;
- протоколы промежуточной аттестации учащихся;
- участие в конкурсах (грамоты, дипломы, призовые места).
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка учащихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют
самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;

- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены педагогом).
4. Книги по теме.
5. Заготовки эскизов.
6. Планы – конспекты занятий.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном
кабинете. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется
естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют
ростовым нормам. В шкафу хранится специальное оборудование: журналы, книги
для детей и педагога, оборудование для занятий.
Материально – техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 4 шт.;
стулья -4 шт.; лавки-3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт.;
Материал для изготовления творческих работ: портновские ножницы, набор игл,
линейки, спицы, крючки разных диаметров, вязальные нитки, а также различные
материал для украшения и декорирования изделий (бисер, бусинки, стеклярус и т.д.),
природные и бросовые материалы, бумага, картон, газета, акриловые и акварельные
краски, гуашь, карандаши, клей, салфетки, джутовая нить, рамки для готовых работ.
Информационное обеспечение. Наглядные пособия: иллюстрации с
различными видами декоративно-прикладного творчества, реквизиты для занятий,
раздаточный материал (учебные пособия, инструкционные карты, схемы, образцы
изделий и т.д.). Также программа дополнена заданиями информационно
практического характера, заимствована в интернет-пространстве, детям
предлагаются разные виды работ по изготовлению изделий– на сайте Страна
Мастеров http://stranamasterov.ru; Pinterest https://www.pinterest.ru/. А также на
занятиях используются наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для
обучающихся.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образование, владеющим навыками декоративно-прикладного
искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины»,
Ростов-на-Дону, 2009 г.
4. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
5. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.
6. Канзаши – японское рукоделие из лент. Мастер-классы для новичков,
издательство «Нобель-Пресс», 2013г.
7. Марьина Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
8. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990

9. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
10. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов, М.Просвещение,2006г.
11. Пушина Вера. Декоративные изделия в технике "джутовая филигрань"
Издательство: Феникс, 2016 г.
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
//mastera-rukodeliya.ru
//www.zlatoshveika.com/
//www.panda.ru
https://www.labirint.ru/books/546543/
https://1igolka.com/rukodelie/dzhutovaya-filigran
http://tvorchestvovpodarok.ru/sample-page/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольно-измерительные материалы
Методика 1.
Цель: Выявление качества
- соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами,
- соблюдения последовательности и качества выполнение конкретного изделия.
При выполнении обучающимися практической работы в течение занятия
оценивается качество соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при
работе с инструментами (ножницы, крючок, спицы и др), а также соблюдение
последовательности и качества выполнения изделия.
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения правил безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами
1. Ребенок не может организовать свое рабочее место, разбрасывает 0 баллов
инструменты, при работе с инструментами подносит их к своему
лицу, создает опасные ситуации для окружающих.
2. Ребенок частично организовывает свое рабочее место, имеются 1 балл
единичные случаи разбрасывания инструментов.
3. Умение правильно организовать свое рабочее место:
- ребенок, в процессе изготовления поделки, помещает
инструменты в безопасное место;
- материалы размещены удобным для использования способом;
3 балла
- после работы ребенок качественно убирает свое рабочее место.
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень 0 баллов.
Критерии оценивания
Баллы
соблюдения последовательности и качества выполнения конкретного
изделия
1. Обучающийся выполняет работу в точном соответствии с этапами 5 баллов
алгоритма, либо изменяет этапность, но на качестве изделия
данная последовательность не отражается, обучающийся включает
в изделие дополнительные элементы.
2. Работа выполнена аккуратно, полностью удовлетворены
3 балла
требования и условия выполнения.
3. У обучающегося сформирован навык изготовления изделий
6 баллов
Высокий уровень – 11 – 14 баллов, средний уровень – 6-10 баллов, низкий уровень 05 баллов.
Общий уровень по методике 1: Высокий уровень – 12 – 17 баллов, средний уровень
– 7-11 баллов, низкий уровень 0-6 баллов.
Теоретические задания
Как вяжется «Резинка»?
а- лицевыми петлями, б- изнаночными петлями, в- чередованием лицевых и изнаночных
петель.
2.
Как вяжутся вытянутые петли?
1.

а- только лицевыми петлями, б- снимаются на спицу не провязанные, в- 2 ряда лицевых
петель и 2 ряда изнаночных петель.
4.
Чем можно закрепить петли? а- иглой, б -ножницами, в -спицами.
5.
Как убавить петли? а- провязать 2 петли вместе, б- сделать накид, в- снять петлю не
провязывая.
6.
Как прибавить петли? а- провязать 2 петли вместе, б- сделать накид, в- снять петлю не
провязывая.
7. Крайние (кромочные) петли- это? а – первая и последняя петли, б- изнаночные петли, влицевые петли.
8. Сколько воздушных петель нужно для вязания круглого коврика? а-2, б-1, в-3
9. С чего нужно начинать второй ряд? а-с петель подъема, б- с накида, в- с соединительного
столбика.
10.
Что нужно сделать, чтобы коврик не скручивался? а- прибавить петель-столбиков, бубавить петель-столбиков, в –распустить ряд.
11.
Что нужно сделать, чтобы край коврика не был волнистым? а- прибавить петельстолбиков, б- убавить петель-столбиков, в –распустить ряд.
12.
Что такое раппорт? а- образец узора, б- образец изделия, в- образец для расчета
количества петель для данного узора.
13.
Как можно прибавить петли? а- с помощью накида, б- с помощью крючка, в-с помощью
скрещенной петли.
14.
Как можно убавить петли? а- связать 2 петли вместе, б- с помощью крючка, в-с
помощью скрещенной петли.
15.
Какой инструмент поможет связать жгут? а- ножницы, б- крючок, в –дополнительная
спица.
16.
Какой из видов вязок можно назвать ажурным? а- «Жгут», б- «Ромбы»,в- «Листочек» .
3.

Тест № 1
1. С чего начинается любое
вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:

а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди
распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
14. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
15. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
16.Что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
17. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
18.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
19. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
20. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их

ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Тест № 2
1. К видам декоративно-прикладного искусства относятся:
а) ВТО
б) вязание
в) обработка вытачек
г) макраме
2. Кто изобрел способ вязания на спицах?
а) женщины б) мужчины в) пожилые люди
3. Перечислите правила организации рабочего мести при вязании
а) хорошее освещение б) сидеть на мягком в) сидеть прямо
г) локти на столе д) расстояние до глаз 35 – 40 см
4. Из какого материала могут быть изготовлены спицы?
а) алюминий б) дерево в) пластмасса г) кость д) чугун
5. Номер спиц – это…
а) длина спицы б) диаметр спицы в) маркировка материала
6 Какие бывают спицы?
а) круговые б) чулочные в) одноконцевые г) носочные
7. Как разделяют спицы между собой?
а) по номерам б) по толщине в) по диаметру г) по радиусу
д) по длине.
8. Как подбирают спицы при вязании?
а) приложить нити к спице б) приложить спицы к нити, сложенной вдвое в) связать
контрольный образец г) протянуть нить через отверстие, сделанное спицами на бумаге
9. Какие нити используют при вязании на спицах?
а) шерстяные б) хлопчатобумажные в) любые
10. Какого качества должна быть пряжа?
а) красивая б) равномерная по толщине в) тонкая
11. Назовите способы намотки нитей?
а) клубок б) моток в) пасма
г) бобина
д) все перечисленное выше
12. Что не указывается на этикетке мотка?
а) вид вязания (ручной, машинный) б) вес пряжи в) число нитей в пряже г) волокнистый
состав д) схема вязания
13. Перечислите виды петель?
а) лицевая б) полупетля в) накид
14. Первую петлю при вязании:
а) вяжут лицевой петлей б) снимают, не провязывая в) вяжут изнаночной петлей
15. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?
а) два б) три в) один
16. Изнаночная петля может вывязываться:
а) классическим способом;
б) фигурным способом;
в) бабушкиным способом.
17. Накиды используют для:
а) чулочного вязания
б) платочного вязания
в) ажурных узоров

г) вязания английской резинки
18. Чулочное вязание - это:
А) чередование лицевых и изнаночных метель в одном ряду
Б) вязание только лицевыми петлями
В) чередование лицевых и изнаночных рядов
19. Платочное вязание - это:
А) чередование лицевых и изнаночных метель в одном ряду
Б) вязание только лицевыми петлями
В) чередование лицевых и изнаночных рядов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест: «Цветок настроения»
Изучение эмоционального состояния обучающихся, обучающимся
предлагается выбрать карточку такого цвета, который, соответствует их
теперешнему состоянию, настроению.
Красный - восторг
Оранжевый - радость
Синий - беспокойство
Фиолетовый - тревога
Зеленый - спокойствие
Желтый - удовольствие
Черный - мрачное
Тест на самооценку: «Довольны ли Вы собой?»
№ Вопрос: Да. Нет.
1- Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
2 -Есть ли у вас любимое дело (хобби)
3- Когда ваша работа не ладится, вы задаете себе вопрос: «Такое может
может случиться только со мной?»
4- Радуетесь ли вы, когда узнаете, что кто- то вам завидует?
5- Страдаете ли вы, если кто- то называет вас скучным и несимпатичным
человеком?
6 -Утешает ли вас новость о том, что с вашими друзьями произошли те же
неприятности, что и с вами?
7 -Переживаете ли вы, когда узнаёте, что какое то дело идет гораздо лучше без
без вашего участия?
8- Часто ли вам приходит желание выиграть большую сумму денег в лотерею?
9- Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаёте, что вашим друзьям родители
приобрели вещь, а у вас такой нет?
10 -Любите ли вы высказывать в присутствии большого количества людей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к
тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».