Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………,,,………………………….. 3 Пояснительная записка…………………………………………………...……………….. 3 Цели и задачи программы………………………………………………………..……….. 4 Содержание программы: Учебный план…………………………………………………………………………….... 6 Содержание учебного плана………………...…………………………………………….. 7 Планируемые результаты…………………………………………………………………. 7 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 Календарный учебный график…………………………………………………………….. 8 Методическое обеспечение программы………………………………………………… 8 Условия реализации программы………………………………………………………… 9 Оценочные материалы…………………………………………………………………… 9 Календарно – тематический план………………………………………………………….. 12 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав образовательной организации; Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе образовательной организации. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный техник» - техническая. Актуальность программы. В целях реализации государственной политики в области образования, Концепции развития дополнительного образования необходимо вовлекать детей в создание технических объектов (моделей), прививать навыки в области электротехники и электроники, обработки материалов, инженерии. Данная программа будет способствовать выполнению поставленных задач. В ходе ее реализации дети научатся конструировать, моделировать различные модели, в том числе транспортных средств, ознакомятся с современной техникой, получат полезные сведения и навыки в конструировании. Кроме того, программа поможет детям самоопределиться при выборе будущей профессии. Педагогическая целесообразность. Программа «Юный техник» пробуждает интерес обучающихся к различным областям техники, практической творческой деятельности, так как мальчишек с раннего детства привлекают мир машин, механизмов, движущиеся игрушки, модели. Обучение по данной образовательной программе помогает решить проблему организации досуговой занятости детей, направленной на полезную, творческую, конструкторскую деятельность. В процессе освоения программы происходит эффективное воздействие на развитие и формирование личности обучающегося, профессиональное самоопределение. 2 Отличительные особенности данной программы в том, что она направлена на развитие и становление личности обучающихся, их самореализацию и свободное самовыражение; способствует воспитанию целеустремлѐнности и внимательности, параллельно развивает абстрактное и техническое мышление. Программа предусматривает возможность выбора обучающимся модели для конструирования с учетом его интересов, создание индивидуального проекта и возможности его презентации. Новизна дополнительной образовательной программы. Программа создана исходя из запросов современного общества. Основной акцент делается на использовании проектной деятельности и самостоятельности при создании проектов. Творческое, самостоятельное выполнение практических заданий, через постановку задачи или проблемы, дают возможность обучающемуся самостоятельно определять пути решения. Адресат программы – дети в возрасте от 10 до 17 лет, проявляющие интерес к конструированию, моделированию, созданию проектов: одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, находящиеся в ТЖС. Уровень программы – ознакомительный. Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы – 1 год обучения. Формы обучения – очная. Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Форма организации деятельности детей: групповая. Виды занятий: практическая работа, защита проекта, игры, экскурсии, конкурсы, показ технических приемов, видеоуроки, презентации, самостоятельная работа, выставка. Форма организации образовательной программы: Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, базой для реализации программы является МБОУ «Куйбышевская СШИ». Цель программы: развитие технических, конструкторский, изобретательских и творческих способностей у обучающихся, формирование интереса к техническим видам творчества. Задачи программы: Образовательные: - обучить владению материалами и инструментами; - сформировать знания, умения и навыки по кораблестроению, автомотомоделированию, строительству; - научить передавать точно пропорции конструкции; - обучить оформлению и конструированию эстетично с учетом техники безопасности; - обучить правильному планированию соединений электрических схем; 3 - обучить выполнять самостоятельно свою работу от замысла до воплощения; - сформировать высокий уровень мастерства при участии в творческих проектах; - сформировать способности подготовки проектов и их защите на районном уровне. Развивающие: - развивать интерес к кораблестроению, автомотомоделированию, строительству; - развивать творческие способности, умения самостоятельно применять на практике полученные знания; - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; - развивать конкурсную деятельность учащихся на конкурсах в пределах Российской Федерации. Воспитательные: - воспитывать любовь к труду, терпеливости и усидчивости; - воспитывать культуру межличностного общения, уверенности в себе, в своих силах; - формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению. Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы. С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце. Виды контроля Формы контроля Входящий мониторинг, проводится в опрос (диагностическая карта) начале года (на первом занятии) сентябрь Текущий контроль, проводится в течение опрос, беседа, наблюдение, года практические задания Промежуточная аттестация, проводится в практическая работа середине года (январь) Подведение итогов реализации презентация проекта программы проводится в конце учебного года (май) 4 В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения: творческие мастерские, мастер-классы; выступления на конкурсах технической направленности; участие в ежегодном творческом отчете. Содержание программы Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль/ Самостоятельная работа Текущий контроль/ Практическая работа 1. Выбор обоснование. проекта, 2 2 - 2. Составление технологических карт, схем, электро-схем, общий вид. Заготовка материалов. 4 2 2 3. Изготовление деталей для своих проектов 10 - 10 4. Изготовление и соединение деталей с одновременным фотографированием деталей для создания проекта. Промежуточная аттестация. Самостоятельная работа по созданию проектов. 16 2 14 22 4 18 Самостоятельная работа 6. Покраска изделий. 4 2 2 7. Составление проекта, подготовка для защиты, сбор всех данных, фотографий, схем, чертежей. Оформление. Итоговое занятие. Защита проектов. 12 12 - Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль/ Оформление проекта 2 2 - 5. 8. 5 Итоговое занятие/ защита проекта Итого 72 26 46 Содержание учебного плана Тема 1. Выбор проекта, обоснование. Теория. Презентация проектов для выбора. Показ. Выбор проекта: «Подводная лодка», «Мельница», «Электросамокат», «Самолет», «Вертолет». Обоснование выбора. Тема 2. Составление технологических карт, схем, электро-схем, общий вид. Заготовка материалов. Теория. Технологические карты, схемы: правила составления, показ. Составление технологических карт, схем - видеоурок. Подборка материалов. Практика. Заготовка материалов, подготовка лекал, вырезание. Составление технологических карт, схем. Тема 3. Изготовление деталей для своих проектов Практика. Подбор материалла для изделий. Подбор электро - двигателей, покупка батареек, закупка гвоздиков, болтов, марилки, краски, клея и иного. Технология изготовления деталей. Тема 4. Изготовление и соединение деталей с одновременным фотографированием деталей для создания проекта. Промежуточная аттестация. Теория. Технология изготовления деталей, их соединения. Практика. Вырезание деталей электро-лобзиком. Точение деталей на токарном станке. Вытачивание основания лодки, вытачивание кругляка для постройки мельницы. Зачистка механических деталей. Подготовка иных деталей к выбранной модели. Промежуточная аттестация в виде практической работы. Тема 5. Самостоятельная работа по созданию проектов. Теория. Интернет. Наглядные пособия. Практика. Создание выбранной модели. Сборка модели. Сборка деталей с фотографированием каждых деталей по отдельности. Тема 6. Покраска изделий. Теория. Правила подбора видов красок. Практика. Покраска деталей, покрытие марилкой, покрытие лаком. Тема 7. Составление проекта, подготовка для защиты, сбор всех данных, фотографий, схем, чертежей. Оформление. Теория. Правила составления проекта. Описание: оборудование, цель и задачи, пунктуальность проекта, экономическая оценка, описание работы от начала до окончания, оформление и прочитка проекта. Подготовка к защите. Тема 8. Итоговое занятие. Защита проектов. Теория. Презентация проекта. Планируемые результаты Предметные результаты В результате обучения дети будут знать: - основы кораблестроения, автомотомоделирования, строительства; - правильное планирование соединений электрических схем; - порядок изготовления и работу по изготовлению деталей для проектов; - правила выполнения самостоятельно своих работ от замысла до воплощения. 6 Обучающиеся будут уметь: - владеть материалами и инструментами; - передавать точно пропорции конструкции; - оформлять и конструировать эстетично с учетом техники безопасности; - самостоятельно оформлять работы, творческие проекты; - защищать проекты на конкурсах. Личностные результаты - развитие интереса к кораблестроению, автомотомоделированию, строительству; - развитие творческих способностей, умений самостоятельно применять на практике полученные знания; - развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка; - развитие конкурсной деятельности учащихся на конкурсах в пределах Российской Федерации. Метапредметные результаты - владение навыками переработки информации: оценка, аргументирование; - умение определять цели, задачи; - умение работать в коллективе, проявлять терпимость; - умение работать самостоятельно, делать собственные выводы; - развитие коммуникативных умений. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе 1 группа 15.09.2024 31.05.2025 Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 36 36 72 1 раз в неделю, два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Методическое обеспечение программы На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, - практический: практические работы, - аудивизуальный с использованием видеоматериалов. В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования, мотивации. При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии: индивидуального обучения (использование индивидуального подхода); коллективного взаимообучения, ориентированные на развитие умений 7 самостоятельной и познавательной деятельности детей; технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: конкурс, практическое занятие, открытый урок, презентация проекта, проектно – исследовательская работа. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Материалы: электродвигатель, батарейки, провода, древесина, наждачная бумага, лак для древесины. 3. Оборудование: токарный станок, электродрель, электролобзик, электропаяльник, рубанки – 4 шт, напильники, точильный станок, электрофреза, резаки, линейки, уголки, тиски, верстак, набор стамесок, ножовки – 3 шт, пилка по металлу. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература по техническому творчеству, творческо – конструкторской деятельности, пользованию электроинструментами. Наглядный материал: образцы изделий. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, владеющий разнообразными техническими, творческо – конструкторскими технологиями. Оценочные материалы Для определения оценки качества освоения образовательной программы разработаны критерии и оцениваемые параметры. Критерии оценивания теоритических и практических умений и навыков Форма оценки результатов: 3 высокий уровень, 2 средний уровень, 1 низкий уровень. № п/п Мониторинг учебных результатов обучающихся. Оцениваемые Критерии Методы параметры диагностики 8 1 2 3 4 5 Теоретическая подготовка обучающихся Теоретические знания по Соответствие Наблюдение, опрос основным разделам теоретических знаний учебно-тематического программным требованиям плана программы (оценка уровня от 1 до 3) Владение специальной Осмысленность и Беседа терминологией правильность использования специальной терминологии (оценка уровня от 1 до 3) Практическая работа обучающихся Практические умения и Соответствие практических Практические навыки знания по умений и навыков работы основным разделам программным требованиям учебно-тематического (оценка уровня от 1 до 3) плана программы Владение специальным Отсутствие затруднений Наблюдение оборудованием и при работе на станочном оснащением оборудовании, правильное пользование мерительными и другими приборами, инструментом (оценка уровня от 1 до 3) Творческие навыки Способность к Наблюдение, усовершенствованию, индивидуальные инициатива, задания самостоятельность познания (оценка уровня от 1 до 3) Мониторинг результатов личностного развития обучающихся. № Оцениваемые параметры Критерии Методы п/п диагностики 1 Терпение Способность переносить Наблюдение конкретные нагрузки в течение определенного времени (оценка уровня от 1 до 3) 2 Воля Способность побуждать Наблюдение себя к практическим действиям (оценка уровня от 1 до 3) 3 Самоконтроль Умение контролировать Наблюдение свои поступки (оценка уровня от 1 до 3) 4 Самооценка Способность оценивать Наблюдение себя адекватно реальным достижениям 9 5 Интерес к объединении 6 Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам) 7 1. 2. 3. 4. 5. занятиям в (оценка уровня от 1 до 3) Осознанное участие Наблюдение ребенка в освоении образовательной программы (оценка уровня от 1 до 3) Способность занять Наблюдение определенную позицию в конфликтной ситуации (оценка уровня от 1 до 3) Умение воспринимать Наблюдение общие дела, как свои собственные (оценка уровня от 1 до 3) Список литературы Заенчик В.М.: Основы творческо-конструкторской деятельности. - М.: Академия, 2004г. Кругликов, Григорий Исаакович Основы технического творчества. Книга для учителя / Кругликов Григорий Исаакович. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2012. - 807 c. Нипель Франк. Мастер на все руки. - Мир, 1993 г. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - Трастпресс, 1999 г. . Шустов, М. А. Методические основы инженерно-технического творчества / М.А. Шустов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 128 c. 10 Календарно-тематический план № п/ п Тема занятия Месяц Кол-во часов сентябрь 2 1. Выбор проекта, обоснование. 2. Составление технологических сентябрь, карт, схем, электро-схем, общий октябрь вид. Заготовка материалов. 4 3. Изготовление деталей для своих октябрь, проектов ноябрь 10 4. Изготовление и соединение ноябрь, деталей с одновременным декабрь, фотографированием деталей для январь создания проекта. Промежуточная аттестация. 16 5. Самостоятельная работа созданию проектов. 22 6. Покраска изделий. 7. Составление проекта, подготовка для защиты, сбор всех данных, фотографий, схем, чертежей. Оформление. 8. Итоговое занятие. Защита проектов. по январь, февраль, март, апрель апрель 4 апрель, май 12 май 2 11 Формы занятий Формы контроля Беседа Входящий мониторинг в виде анкетирования Беседа, Текущий практическая контроль: работа, видеоуроки практическая работа Беседа, Текущий практическая контроль: работа, наблюдение, самостоятельная самостоятельна работа я работа Беседа, Текущий практическая работа контроль: наблюдение Промежуточная аттестация: практическая работа Беседа , Текущий самостоятельная контроль: работа беседа, наблюдение Беседа, Текущий практическая работа контроль: наблюдение, практическая работа Беседа, Текущий практическая контроль: работа, открытое опрос, занятия оформление проекта Беседа, презентация Подведение итогов реализации программы: презентация 12 13