Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………,,,………………………….. 3 Пояснительная записка…………………………………………………...……………….. 3 Цели и задачи программы………………………………………………………..……….. 4 Содержание программы: Учебный план…………………………………………………………………………….... 5 Содержание учебного плана………………...…………………………………………….. 7 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 10 Календарный учебный график…………………………………………………………….. 10 Формы аттестации………………………………………………………………………….. 10 Методическое обеспечение программы…………………………………………………… 10 Условия реализации программы…………………………………………………………… 11 Оценочные материалы……………………………………………………………………… 11 Календарно – тематический план………………………………………………………….. 13 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный медик» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав образовательной организации; Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе образовательной организации. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – естественнонаучная. Актуальность программы. Последние годы в России остро стоит проблема дефицита медицинских кадров, одной из причин которой является недостаточное число молодых людей, желающих получить медицинскую профессию. Отсутствие медицинских кадров ведет к тому, что люди чаще обращаются за медицинской информацией к сети интернет. Обучение по данной программе поможет детям не только самоопределиться в выборе будущей профессии, но и поможет в будущем грамотно ориентироваться в обилие медицинской информации, сформирует основные медицинские знания и различные навыки. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – является важной задачей не только родителей, но и педагогов. Обучение по программе позволит обучающимся получить систематизированные представления о личном здоровье, об опасных факторах, влияющих на организм. В процессе обучения у детей сформируется сознательное ответственное отношение к своему здоровью. Программа направлена на изучение человеческого организма, его функций, систем и органов, формирование умений и навыков диагностики нарушений в критических ситуациях и оказания неотложной помощи. Ведь, зачастую человек, лишенный элементарных медицинских знаний и умений, не знает, как помочь пострадавшему в критической ситуации, ведь жизнь и здоровье человека - самое ценное, что есть у него. Отличительная особенность программы связана с расширением знаний в области медицины и способствует осознанному выбору будущей профессии, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Сочетание теоретического курса и практических работ с использованием анатомических моделей органов, медицинских тренажеров, комплектов по оказанию первой помощи будет способствовать интеллектуальному развитию детей. При построении учебного плана использована тематика различных направлений медицины: история медицины, анатомия человека, оказание неотложной помощи, здоровый образ жизни, профориентация. 2 . Педагогическая целесообразность программы связана с обеспечением занятости, пробуждением интереса к новой деятельности, связанной с получением медицинских навыков и практическому их применению. В процессе освоения программы происходит эффективное воздействие на развитие и формирование личности обучающегося, профессиональное самоопределение. Новизна дополнительной образовательной программы. Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко изучается в школьном курсе биологии и основ безопасности жизнедеятельности. Адресат программы: дети в возрасте от 12 до 17 лет, проявляющие интерес к сфере медицины, желающие получить первичные медицинские знания и навыки оказания первой помощи: одаренные дети, дети с ОВЗ, дети находящиеся в ТЖС.. Уровень освоения программы: базовый. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы – 1 год обучения. Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий 40 минут, между занятиями 10 минутный перерыв. Форма организации деятельности детей: групповая. Виды занятий: самостоятельная работа, беседы, игры, практические занятия, экскурсии, лекции, показ технических приемов, видеоуроки, встречи с медицинскими работниками. Форма организации образовательно процесса: традиционная. Цель программы: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, правильных представлений о человеческом организме, создание условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии в области медицины. Задачи программы: Образовательные: 1. Расширение и углубление знаний по истории развития науки медицины. 2. Формирование понятия о профессии и особенностях работы медицинских работников. 3. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни. 4. Ознакомление обучающихся с анатомией организма человека, процессами, происходящими в нем. 5. Обучение навыкам оказания первой неотложной помощи. Развивающие: 1. Развитие у обучающихся самостоятельности, целеустремленности, наблюдательности, любознательности. 2. Развитие памяти и мышления, произвольного внимания на материале медицины и смежных областей. 3. Повышение интереса у обучающихся к медицине. 4. Создание условий для расширения кругозора, ознакомления с новейшими достижениями медицины и смежных наук. 5. Формирование устойчивой мотивации к профессиональному самоопределению. Воспитательные: 1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни. 2. Воспитание внимания и уважения к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. 3. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки. 3 4. Формирование культуры поведения и общения. 5. Воспитание потребности в поддержании собственного здоровья и здоровья окружающих, готовности к оказанию простейшей и допустимой первой помощи. Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы. Формы контроля: анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, игра, практическая работа, презентация, ситуационные задачи. В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения: экскурсии в медицинские организации; встречи с медицинскими работниками; участие в викторинах; участие в ежегодном творческом отчете. В результате освоения программы обучающиеся должны: - знать особенности развития медицины; - знать анатомию организма человека, процессы, происходящие в организме; - определять состояния, требующие оказания неотложной медицинской помощи; - уметь использовать алгоритмы действий по оказанию первой помощи; - владеть понятиями о здоровом образе жизни, вредных факторах, влияющих на организм; - владеть понятиями о видах деятельности медицинских работников, медицинских профессиях. - понимать значимость обучения, правильного и осознанного выбора будущей профессии; - понимать ценности здорового и безопасного образа жизни; - иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - быть самостоятельными и ответственными; - уметь взаимодействовать с окружающими, применять различные социальные роли в различных ситуациях. В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются знания в области медицины, повысится познавательная активность, улучшатся интеллектуальные способности, появятся первичные навыки оказания первой помощи, сформируется осознанный интерес к медицинским профессиям. Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде презентации. Содержание программы: Учебный план № п/п Название темы раздела, Количество часов всего Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2. Введение 2 Вводное занятие. Ис- 2 тория развития науки медицины. Анатомия человека 18 теория 2 2 практика - 8 10 4 Формы контроля Входящий мониторинг: анкетирование Тема 2.1 Скелет человека 4 2 2 Тема 2.2 Состав и соединение 6 костей 2 4 Тема 2.3 Строение мышц, ра- 4 бота мышц 2 2 Тема 2.4 Осанка. Особенности опорно – двигательной системы человека, связанные с прямохождением Сердечно – сосудистая система Особенности сердечно – сосудистой системы. Строение и работа сердца, движение крови по сосудам, регуляция кровоснабжения. Дыхательная система человека Строение дыхательной системы, воздухоносные пути. Легкие. Легочное и тканевое дыхание, механизмы вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Промежуточная аттестация Первая помощь Понятие доврачебная помощь (неотложная, первая) Реанимация 4 2 2 10 4 6 4 2 2 6 2 4 10 4 6 4 2 2 Текущий контроль: наблюдение, творческая работа 6 2 4 Текущий контроль: наблюдение, творческая работа, промежуточная аттестация - викторина 18 2 10 2 8 - 2 1 1 Раздел 3. Тема 3.1 Тема 3.2 Раздел 4. Тема 4.1 Тема 4.2 Раздел 5. Тема 5.1 Тема 5.2 Тема 5.3 Кровотечения 2 1 1 Тема 5.4 Механические трав- 2 мы 1 1 5 Текущий контроль: наблюдение, творческая работа Текущий контроль: наблюдение, творческая работа Текущий контроль: наблюдение, практическая работа Текущий контроль: наблюдение, игра Текущий контроль: наблюдение, творческая работа Текущий контроль: наблюдение, творческая работа, викторнина Текущий опрос контроль: Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа контроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практиче- Тема 5.5 Раны 2 1 1 Тема 5.6 Ожоги 2 1 1 Тема 5.7 Обморожения 2 1 1 Тема 5.8 Электротравмы 2 1 1 Тема 5.9 Отравления 2 1 1 Раздел 6. Тема 6.1 Профориентация Медицинские профессии Здоровый образ жизни Основы здорового образа жизни 4 4 2 2 2 2 8 4 4 4 2 2 Тема 7.2 Вредные привычки и 4 их последствия 2 2 Раздел 8. Тема 8.1 Итог Итоговое занятие 2 2 - 2 2 Итого 72 34 Раздел 7. Тема 7.1 Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа Текущий наблюдение, ская работа контроль: практиче- Текущий опрос, игра контроль: контроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практичеконтроль: практиче- Текущий контроль: опрос, практическая работа Текущий контроль: опрос, практическая работа Подведение итогов реализации программы: презентация 38 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Тема 1.1 Вводное занятие. История развития науки медицины. Теория. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Наука медицина: история возникновения. Первые врачи, клятва «Гиппократа». Основные этапы развития медицины. Медицина традиционная и «народная». Раздел 2. Анатомия человека Тема 2.1 Скелет человека Теория. Строение скелета: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Функции скелета. Практика. Практическая работа: «Определение костей скелета». Тема 2.2 Состав и соединение костей Теория. Кости скелета: виды, строение, соединения. Практика. Творческая работа по изображению костей скелета и их соединений в различных техниках. Тема 2.3 Строение мышц, работа мышц Теория. Мышцы человека: анатомия, строение, функции. Классификация мышц мышечной системы человека. Законы распределения скелетных мышц. 6 Практика. Практическая работа: «Мышцы человека». Тема 2.4 Осанка. Особенности опорно – двигательной системы человека, связанные с прямохождением. Теория. Осанка. Особенности опорно – двигательной системы человека, связанные с прямохождением. Болезни, связанные с осанкой. Практика. Упражнения на сохранение осанки. Викторины по темам раздела. Раздел 3. Сердечно – сосудистая система Тема 3.1 Особенности сердечно – сосудистой системы. Теория. Особенности сердечно – сосудистой системы. Практика. Творческие работы по теме. Тема 3.2 Строение и работа сердца, движение крови по сосудам, регуляция кровоснабжения. Теория. Строение и работа сердца, движение крови по сосудам, регуляция кровоснабжения. Практика. Творческая работа по теме. Викторины по темам раздела. Раздел 4. Дыхательная система человека Тема 4.1 Строение дыхательной системы, воздухоносные пути. Легкие. Теория. Строение дыхательной системы, воздухоносные пути. Легкие. Практика. Творческие работы по теме. Тема 4.2 Легочное и тканевое дыхание, механизмы вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Промежуточная аттестация. Теория. Легочное и тканевое дыхание, механизмы вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Практика. Творческая работа по теме. Промежуточная аттестация - викторины по темам раздела. Раздел 5. Первая помощь Тема 5.1 Понятие доврачебная помощь (первая, неотложная) Теория. Понятие первой доврачебной помощи. Виды неотложных состояний. Этапы оказания первой доврачебной помощи. Тема 5.2 Реанимация Теория. Понятие реанимации. Причины остановки сердечной деятельности и дыхания. Восстановление проходимости дыхательных путей. Техники проведения искусственной вентиляции легких. Методики проведения непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реабилитационных мероприятий. Практика. Оценка необходимости проведения реанимационных мероприятий. Практическая работа: «Отработка механизма проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца». Оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий. Тема 5.3 Кровотечения Теория. Кровотечения: понятия, причины, виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений. Особенности транспортировки пострадавших с кровотечением. Практика. Практическая работа: «Определение видов кровотечений», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений» Тема 5.4 Механические травмы Теория. Механические травмы: понятия, основные причины, признаки. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах. Алгоритм транспортировки. Практика. Практическая работа: «Определение травмы», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм» Тема 5.5 Раны 7 Теория. Раны: понятия, виды, признаки, осложнения. Классификация повязок. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранах. Практика. Практическая работа: «Определение вида раны», «Отработка механизмов наложения повязок и оказания первой доврачебной помощи при различных видах ран» Тема 5.6 Ожоги Теория. Ожог: понятия, квалификация, признаки. Ожоговый шок. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах ожогов. Практика. Практическая работа: «Определение вида ожога», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах ожогов» Тема 5.7 Отморожения Теория. Отморожения: понятие, виды, признаки, причины. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при различных видах отморожений. Практика. Практическая работа: «Определение отморожения по признакам», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при различных видах отморожений» Тема 5.8 Электротравмы Теория. Электротравма: понятие, причины, признаки. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при электротравмах. Транспортировка пострадавших. Практика. Практическая работа: «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при электротравмах» Тема 5.9 Отравления Теория. Отравления: понятие, причины, признаки, виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при отравлениях. Практика. Практическая работа: «Определение наличия отравления по признакам», «Отработка механизмов оказания первой доврачебной помощи при отравлениях» Раздел 6. Профориентация Тема 6.1 Медицинские профессии. Теория. Калейдоскоп профессий. Медицинские профессии. Плюсы медицинских профессий. Виды деятельности в разрезе каждой профессии. Практика. Профориентационная игра «Выбор медицинской профессии». Экскурсия. Встречи с медицинскими работниками. Раздел 7. Здоровый образ жизни Тема 7.1 Основы здорового образа жизни Теория. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье. Факторы, сохраняющие здоровье. Закаливание, режим труда и отдыха, личная гигиена, гимнастика. Практика. Составление распорядка дня. Выполнение физических упражнений полезных для здоровья. Тема 7.2 Вредные привычки и их последствия Теория. Виды вредных привычек и влияние их на организм. Курение, наркомания, употребление алкоголя. Последствия. Поражение внутренних органов. Практика. Создание листовок по профилактике вредных привычек. Викторина по темам раздела. Раздел 8. Итог Раздел 8.1 Итоговое занятие Практика. Презентация на выбранную тему. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график 8 Год Дата Дата обученачала окончания ния обучения обучения (или по пропо прогруппа) грамме грамме 1 год 15.09.2024 31.05.2025 Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 36 36 72 1 раза в неделю по два занятия, продолжительность занятия 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии в виде анкетирования. Текущий контроль включает наблюдение, опрос, творческие работы в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце в виде викторины. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно – иллюстрационный; репродуктивный, частично поисковой; игровой. В воспитательном процессе используются методы убеждения, поощрения, стимулирования, мотивации и др. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события, технология игровой деятельности. Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать способности детей, их самостоятельность, креативность: практические работы, открытые уроки, круглые столы, экскурсии, игры, встречи, презентации, викторины. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет с освещением и отоплением в соответствии с СаНПин. Оборудование учебного кабинета: стол для педагога, столы для обучающихся – 10 шт, стул для педагога, стулья детские – 10 шт, компьютер - 1, мультимедийное оборудование - 1, интерактивная панель 75» - 1, шкаф для учебных пособий - 1, дидактических материалов, средств обучения. При обучении по программе используются средства обучения: тренажер – манекен Максим - 1, анатомическая модель глаза – 1, анато9 мическая модель уха – 1, модель гортани в разрезе – 1, модель желудка в разрезе – 1, модель носа в разрезе – 1, модель почки в разрезе – 1, модель сердца (демонстрационная) – 1, макет скелета человека - 1, набор «Имитатор ранений и поражений» - 2, набор лангеток - 5, комплект необходимых средств для оказания неотложной помощи – 1, медицинские расходные материалы - 1. Информационное и методическое обеспечение: плакаты, книги, методические разработки, планы – конспекты занятий, карточки. Работа с интернет источниками, аудио- и видео - материалами. Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом дополнительного образования, прошедшим курсы повышения квалификации по темам программы. Оценочные материалы Оценка полученных образовательных, практических результатов у обучающихся проводится с помощью методов педагогического наблюдения, творческих работ, презентаций, решения ситуационных задач викторины. Примерный перечень ситуационных задач для викторины Ситуационные задачи №1 Пострадавший в ДТП неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Видимого кровотечения нет. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №2 Во время урока у соседа по парте пошла кровь из носа, он запрокинул голову наверх. Ваши действия? Ситуационная задача №3 Во время похода в лес один из учащихся оступился и упал. Жалуется на боль в области правого голеностопного сустава. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №4 Во время экскурсии в горы один из учащихся оступился и упал. Жалуется на сильную боль в области левой голени. При видимом осмотре левая нога деформирована, опухшая. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №5 Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия? Ситуационная задача №6 Во время похода в лес на лыжах один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на левом предплечье, из которой вытекает алая кровь пульсирующей струей. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия? Ситуационная задача №7 Во время экскурсии один из учащихся сильно оцарапал руку. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой каплями выступает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль. Лето. Ваши действия? 10 Ситуационная задача №8 Летом на берегу речки ваш товарищ длительное время провел под жарким солнцем. Стал жаловаться на головокружение, тошноту, плохое самочувствие и упал в обморок. При осмотре очень бледен. Ваши действия? Ситуационная задача №9 Во время похода один из учащихся резко поднял полное ведро воды. Возникла боль в области запястья. При осмотре наблюдается отек. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №10 Во время похода один из учащихся опрокинул кружку с горячим чаем на ногу. При осмотре кожа красная и появляются пузыри, заполненные желтоватой жидкостью, жалуется на боль, сильное жжение. Лето. Ваши действия? Ситуационная задача №11 Во время похода один из учащихся съел колбасу, которая сутки пролежала в полиэтиленовом пакете в рюкзаке. Жалуется на боль в животе, головокружение. Возникла рвота, понос. При осмотре пострадавший очень бледен. Ваши действия? Ситуационная задача №12 При подъеме в горы, ваш младший родственник шел без головного убора. Упал в обморок. Бледен, пульс слабый. Лето, температура + 34. Ваши действия? Ситуационная задача №13 Вы готовили обед. Открывая крышку кастрюли, ошпарили руку паром. Кожа руки покраснела, сильно горит. Ваши действия? Ситуационная задача №14 Дома на кухне Вы случайно пролили бутылку с уксусной кислотой на ногу. Нога сильно горит, начали появляться пузыри. Ваши действия? 11 Календарно-тематический план № п/ п Тема занятия Месяц Кол-во часов Формы занятий Формы контроля сентябрь 2 Беседа Входящий мониторинг в виде анкетирования Раздел 2. Анатомия человека 2.1 Скелет человека сентябрь 4 2.2 Состав и соединение костей октябрь 6 2.3 Строение мышц, работа мышц октябрь, ноябрь 4 2.4 Осанка. Особенности опорно – ноябрь двигательной системы человека, связанные с прямохождением Раздел 1. Введение 1.1 Вводное занятие. История развития науки медицины. 4 Раздел 3. Сердечно – сосудистая система 3.1 Особенности сердечно – ноябрь, сосудистой системы. декабрь 4 3.2 декабрь 6 Раздел 4. Дыхательная система человека 4.1 Строение дыхательной системы, декабрь, воздухоносные пути. Легкие. январь 4 4.2 6 Строение и работа сердца, движение крови по сосудам, регуляция кровоснабжения. Легочное и тканевое дыхание, январь, механизмы вдоха и выдоха, ре- февраль гуляция дыхания. Промежуточная аттестация Раздел 5. Первая помощь 5.1 Понятие доврачебная помощь (неотложная, первая) февраль 12 2 Беседа, практиче- Текущий конская работа, творче- троль: наблюская работа дение, творческая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, игра троль: наблюдение, игра Промежуточная аттестация: тестирование Беседа, практиче- Текущий конская работа, творче- троль: наблюская работа дение, творческая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, творческая работа, викторина Беседа, практиче- Текущий конская работа, творче- троль: наблюская работа дение, творческая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, творческая работа. Промежуточная аттестация: викторина Беседа Текущий контроль: опрос 5.2 Реанимация февраль 2 5.3 Кровотечения февраль 2 5.4 Механические травмы февраль 2 5.5 Раны март 2 5.6 Ожоги март 2 5.7 Обморожения март 2 5.8 Электротравмы март 2 5.9 Отравления апрель 2 Раздел 6. Профориентация 6.1 Медицинские профессии апрель 4 Беседа, игра, экскурсия, встречи Раздел 7. Здоровый образ жизни 7.1 Основы здорового образа жизни апрель 4 Беседа, практическая работа май 4 май 2 7.2 Вредные привычки и их последствия Раздел 8. Итог 8.1 Итоговое занятие 13 Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, видео- троль: наблюурок дение, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа троль: наблюдение, практическая работа Текущий контроль: опрос, игра Текущий контроль: опрос, практическая работа Беседа, практиче- Текущий конская работа, викто- троль: опрос, рина практическая работа Беседа, презентация Подведение итогов реализации программы: презентация 14