Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов. Идея программы в единстве с основным школьным курсом английского языка. Программа «Развеселый английский» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися школьного курса. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При обучении иностранному языку младших школьников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Основное содержание обучения иностранному языку детей коммуникативно направлено. Дети учатся использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Для достижения поставленной цели служат все разделы данной программы. Кроме того, в развивающем аспекте обучения важным является ясное понимание языкового материала, его использование в речи, чему способствуют: рифмовки, песенки, сценки, игры, представление мини проектов, предназначенных для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала посредством самостоятельной поисковой деятельности. На начальном этапе обучения основной задачей является динамическое развитие устной речи (говорение и понимание речи на слух). Вместе с тем, как и при обучении родному языку, младшим школьникам очень важно раскрываться творчески, что помогает лучше усвоить лексикограмматический материал и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов. Отличительная особенность, новизна Программа разработана в рамках предметных областей «Английский язык» и предназначена для учащихся начальных классов. Содержание программы направлено на решение домашних заданий школьной программы, а также выходит за ее рамки, формирует повышенный уровень знаний по английскому языку и окружающему миру. Программа позволяет показать учащимся, как увлекательны, разнообразны, неисчерпаемы иностранный язык и другие культуры. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: научить правильно с фонетической точки зрения повторять английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью, видеоматериалом), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения; помощь в накоплении, закреплении и активизации лингвострановедческого словаря, без которого невозможно совершенствование тематического речевого общения; обучение определенному количеству грамматических структур, связанных с основным общеучебным материалом; обучение построению высказываний, при котором речь должна: 1) строиться преднамеренно, так как ребенок использует достаточно ограниченный словарный запас; 2) планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли посредством высказываний, раскрывающих тематику обсуждения. Дополнительная общеразвивающая программа «Развеселый английский» поможет добиться максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский интеллект; также программа направлена на целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 9 до 10 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp, Viber, Telegram); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, перемена 10 минут. Форма реализации образовательной программы. Программа может реализовываться с использованием сетевого взаимодействия. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры, практические занятия, конкурсы. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к иностранным языкам, обеспечивает развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности младшего школьника, для успешного усвоения школьной программы по иностранному языку, путем внедрения методов активного обучения, систематизации и углубления знаний, закрепления и освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи программы: Образовательные: - формирование у обучающихся лексических и грамматических навыков говорения; ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру; - развитие мотивации к углубленному изучению предмета; - формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе. Развивающие: - расширение культуроведческих знаний и способствование формированию межкультурной компетенции обучающихся; - совершенствование навыков культуры речи, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности; - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учебе. Воспитательные: - воспитание любви к изучаемому языку и культуре общения; - воспитание уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - формирование разносторонних интересов и культуры мышления. - Содержание программы: Учебный план № п/п Наименование тематического модуля Количество часов Всего 2 Теория 1 Практика 1 Раздел 1. Введение. Тема 1.1 2 1 1 Раздел 2. Диагностика. Знакомство. What is your name? How old are you? Where are you from? Я и моя семья. 4 2 2 Тема 2.1 Это я. 2 1 1 Тема 2.2 Моя семья. 2 1 1 Раздел 3. А ты умеешь? 4 2 2 Тема 3.1 Can you…? I can… Базовые глаголы действия. 2 1 1 Тема 3.2 Хобби. 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Диагностиче ский тест, беседа Практическа я работа, составление диалога Практическа я работа, проект, беседа. Беседа, практическа я работа Беседа, творческое задание. Раздел 4. Я и мои друзья. 6 3 3 Тема 4.1 Описание внешности. 2 1 1 Тема 4.2 Черты характера. 2 1 1 Тема 4.3 Мой лучший друг! 2 1 1 Раздел 5. В магазине. 6 3 3 Тема 5.1 Фрукты и овощи. 2 1 1 Тема 5.2 Продукты и еда. 2 1 1 Тема 5.3 Здоровая и вредная еда. 2 1 1 Раздел 6. Моя любимая школа! 6 3 3 Тема 6.1 Идем в школу. Школьные предметы. Мой любимый урок. 4 2 2 Тема 6.2 Школа в странах изучаемого языка. Промежуточная аттестация. 2 1 1 Раздел 7. Режим дня. 4 2 2 Тема 7.1 Который час? What time is it? Время в английском языке. 2 1 1 Тема 7.2 Режим дня. Время суток. 2 1 1 Раздел 8. Письмо и звонок 4 2 2 Беседа, практическа я работа Беседа, практическа я работа Беседа, составление монолога Практическа я работа, беседа Практическа я работа, беседа. Беседа, творческое задание, игра. Беседа, практическа я работа, составление монолога Аудировани е, , просмотр видео, практическа я работа, беседа. Беседа, практическа я работа, составление диалогов. Беседа, творческое задание. Тема 8.1 Мое первое письмо другу. Мой первый звонок другу. 4 2 2 Раздел 9. Путешествие по странам. 8 4 4 Тема 9.1 Страны и национальности. Культура стран изучаемых языков. Отправляемся в путешествие. 4 2 2 Беседа, тест. 4 2 2 Практическа я работа, составление диалогов. Раздел 10. Города 6 3 3 Тема 10.1 Столицы стран изучаемого языка. 2 1 1 Тема 10.2 Достопримечательности стран изучаемого языка. 2 1 1 Тема 10.3 Достопримечательности моего села. 2 1 1 Раздел 11 Дом милый дом. 6 3 3 Тема 11.1 Мой дом. Виды зданий. 2 1 1 Тема 11.2 Комнаты и мебель. 2 1 1 Тема 11.3 Дом мечты. 2 1 1 Раздел 12. У доктора. 4 2 2 2 1 1 2 1 1 4 2 2 2 1 1 Тема 9.2 Тема 12.1 Болезни. Поход в больницу. доктора. Раздел 13. Времена года. Тема 12.2 Тема 13.1 12 месяцев. У Беседа, практическа я работа, составление диалогов. Аудировани е, творческое задание. Творческое задание, беседа. Беседа, творческое задание. Практическа я работа, беседа, монолог. Беседа, практическа я работа. Беседа, творческое задание. Беседа, практическа я работа. Беседа, игра. Беседа, практическа Тема 13.2 Времена года. Раздел 14. Праздники Тема 14.2 Праздники Великобритании Америке. Праздники в России. Тема 14.3 Мой любимый праздник. Тема 14.1 в и Раздел 15. Подведение итогов Тема 15.1 Повторение изученного материала. Итоговая аттестация Всего 2 1 1 6 3 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 36 36 я работа, творческое задание. Беседа, творческое задание. Беседа, аудирование . Беседа, практическа я работа. Беседа, творческое задание. Практическа я работа, беседа, тест Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Тема 1.1 Диагностика. Знакомство. What is your name? How old are you? Where are you from? Теория. Базовые фразы для знакомства и представления себя. Практика. Диагностика. Раздел 2. Я и моя семья. Тема 2.1 Это я. Теория. Базовая лексика для рассказа о себе. Практика. Составление диалогов. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 2.2 Моя семья. Теория. Базовая лексика для рассказала о своей семье. Члены семьи. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Проект на тему “Моя семья”. Раздел 3. А ты умеешь? Тема 3.1 Can you…? I can… Базовые глаголы действия. Теория. Введение лексики: базовые глаголы действия. Составление вопросов “Can you…?” и ответов “I can…”. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 3.2 Хобби. Теория. Введение лексики по теме “Хобби”. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Раздел 4. Я и мои друзья. Тема 4.1 Описание внешности. Теория. Введение лексики для описания внешности: существительные и прилагательные. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 4.2 Черты характера. Теория. Введение лексики для описания характера. Качества человека. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 4.3 Мой лучший друг! Теория. Введение лексики, необходимой для описания отдельно взятого человека. Практика. Составление монолога. Раздел 5. В магазине. Тема 5.1 Фрукты и овощи. Теория. Введение новой лексики: овощи и фрукты. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 5.2 Продукты и еда. Теория. Введение новой лексики: продукты и еда. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 5.3 Здорова и вредная еда. Теория. Повторение ранее изученного материала по разделу. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Игра: что полезно, а что вредно? Раздел 6. Моя любимая школа! Тема 6.1 Идем в школу. Школьные предметы. Мой любимый урок. Теория. Введение новой лексики на тему “школа”: школьные предметы, школьные принадлежности. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление монолога на тему “мой любимый урок”. Тема 6.2 Школа в странах изучаемого языка. Промежуточная аттестация. Теория. Рассказ и просмотр видео о школах Великобритании. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Аудирование. Промежуточная аттестация. Раздел 7. Режим дня. Тема 7.1 Который час? What time is it? Время в английском языке. Теория. Введение лексики по теме “Время”. Составление вопросов и ответов на тему “Время”. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление диалогов. Тема 7.2 Режим дня. Время суток. Теория. Введение лексики по теме “время суток” и “режим дня”. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Раздел 8. Письмо и звонок. Тема 8.1 Мое первое письмо другу. Мой первый звонок другу. Теория. Введение новой лексики по теме “звонок”. Введение конструкций, необходимых для правильного написания письма. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление диалогов. Раздел 9. Путешествие по странам. Тема 9.1 Страны и национальности. Культура стран изучаемых языков. Теория. Изучение стран в нашем мире и различных национальностей. Изучение культуры стран Америки и Великобритании. Практика. Тестирование. Тема 9.2 Отправляемся в путешествие. Теория. Введение базовых фраз, необходимых для успешного пребывания в путешествии: как пройти…? где находится…? сколько стоит…? как добраться…? Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление диалогов. Раздел 10. Города. Тема 10.1 Столицы стран изучаемых языков. Теория. Изучение столиц Великобритании и Америки. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Аудирование. Тема 10.2 Достопримечательности стран изучаемых языков. Теория. Изучение главных достопримечательностей Великобритании и Америки. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Тема 10.3 Достопримечательности моего села. Теория. Повторение лексики, необходимой для успешного выполнения творческого задания. Практика. Творческое задание по теме “Достопримечательности моего села”. Раздел 11. Дом милый дом. Тема 11.1 Мой дом. Виды зданий. Теория. Изучение видов зданий. Введение новой лексики на тему “Дом”. Описание своего дома. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление монолога. Тема 11.2 Комнаты и мебель. Теория. Введение новой лексики на тему “дом”: комнаты и мебель, предметы в доме. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 11.3 Дом мечты. Теория. Повторение лексики по разделу. Практика. Творческое задание по теме: “мой дом мечты”. Раздел 12. У доктора. Тема 12.1 Болезни. Теория. Введение базовой лексики на тему “болезни” и “больница”. Практика.Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 12.2 Поход в больницу. У доктора. Теория. Повторение лексики по разделу. Введение базовых фраз на тему “у доктора”, “в больнице”. Практика. Игра “на приеме у доктора”. Раздел 13. Времена года. Тема 13.1 12 месяцев Теория. Введение новой лексики по теме “времена года”. Обсуждение времен года: признаки каждого времени года. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Творческое задание по теме “составление календаря”. Тема 13.2 Времена года. Теория. Повторение лексики по теме “времена года”. Практика. Творческое задание по теме “мое любимое время года”. Раздел 14. Праздники. Тема 14.1 Праздники в Великобритании и Америке. Теория. Рассказ о главных праздниках Великобритании и Америки. Просмотр видео. Практика. Аудирование. Тема 14.2 Праздники в России. Теория. Рассказ и обсуждение главных праздников в России. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 14.3 Мой любимый праздник. Теория. Повторение лексики по теме “праздник”. Практика. Творческое задание по теме “мой любимый праздник”. Составление рассказа-монолога. Раздел 15. Подведение итогов Тема 15.1 Повторение изученного материала. Итоговая аттестация Теория. Устные задания по пройденным темам. Беседа. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Итоговый тест. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие познавательных интересов, направленных на изучение иностранного языка; - развитие интеллектуальных умений (описывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - уважение к иностранному языку, чужой истории, культуре, толерантность; - способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - проявление инициативы и самостоятельности; - овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - сформированность навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьной дисциплины; - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение работать с информацией; - сформированность положительной учебной мотивации; сформированность навыков самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, решать различные задачи; - сформированность навыков самостоятельно выполнять домашнее задание. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогическихусловий реализации программы Календарный учебный график Год Дата Дата Всего Всего Количеств Режим занятий обучени начала окончани учебны учебны о учебных я (или обучения я х х дней часов группа) по обучения недель программ по е программ е 1 15.09. 31.05. 36 36 72 один раз в неделю группа 2024 2025 по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. 2 15.09. 31.05. 36 36 72 один раз в неделю группа 2024 2025 по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме практической работы, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде практической работы, теста. Оценочные материалы. Для диагностики используются контрольно–измерительные материалы (Приложение 1) Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. В процессе занятий предусмотрены формы подведения итогов реализации программы: творческая работа, практическая работа, игра, викторина. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки; - круглые столы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы, аудирование. Условия реализации программы 1. Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окна, которые позволяют проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 8 шт.; стулья - 16 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради, карточки. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов, аудирования; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Адаменко Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. 2. Болдова Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А.Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2000. - Вып.5. 3. Вохрышева Е.В., Стрельников В.Н. Обучение диалогическому взаимодействию на английском языке с помощью новых компьютерных технологий / Самар. гос. акад. культуры и искусств // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Электрон. науч.-практ. конф. - Самара, 2001. 4. Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И.Нелунов // Информатика и образование. - 2000. 5. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка / Н.Н.Рафикова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. – Вып.4. Интернет – ресурсы: https://depobr-molod.admhmao.ru/ официальный сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры. http://www.Google.ru – Google. Крупнейшая в мире поисковая система, проста и удобна в использовании и за долю секунды бесплатно выдаёт информацию на разных языках. (Возможен поиск на 100 языках мира, включая русский.) Предоставляет доступ ко всей информации без захода на главную страницу. Панель инструментов Google позволяет вести поиск из любого места в Интернете. Google можно использовать с разных мобильных платформ (даже не за компьютером), включая телефоны, работающие в режимах WAP и i-mode. http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ. http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стартовая диагностика Тесты 1. Напиши буквы, которые в алфавите читаются так: 1. [bi:] : ______ 2. [kei] : ______ 3. [i:] : ______ 4. [es] : ______ 5. [si:] : ______ 6. [en] : ______ 6 правильно = 3 балла 4-5 правильно = 2 балла 2-3 правильно = 1 балл 2. Зачеркни лишнее слово: a) father, brother, dog, sister; b) dress, coat, jacket, party; c) one, fish, two, five 2-3 правильных ответа = 1 балл 3. Ответь на вопросы о себе. 1) What is your name? I’m_____________________________________ 2) How old are you? I’m_____________________________________ 3) Have you got a family? 4) Can you swim? _____________________________________ 4 правильных ответа = 4 балла 3 правильных ответа = 3 балла 2 правильных ответа = 2 балла 1 правильный ответ = 1 балл _____________________________________ 4. Соедини списки слов с подходящими темами: 1. mummy, daddy 2. crocodile, horse , cat 3. apple, pizza, egg a) food b) family c) animals 2-3 правильных ответа = 2 балла. 1 правильный ответ = 1 балл. Обработка результатов 7-10 5-6 высокий уровень средний уровень 0–4 низкий уровень Приложение 2 Оценка качества обучения № п/п Ф.И. ученика Тестирование (кол-во баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 И Т О Г И % Низкий Средний Высокий Участие в конкурсах, НОУ Выполнение практической работы