Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов. Идея программы в единстве с основным школьным курсом английского языка. Программа «Развеселый английский» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися школьного курса. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При обучении иностранному языку младших школьников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Основное содержание обучения иностранному языку детей коммуникативно направлено. Дети учатся использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Для достижения поставленной цели служат все разделы данной программы. Кроме того, в развивающем аспекте обучения важным является ясное понимание языкового материала, его использование в речи, чему способствуют: рифмовки, песенки, сценки, игры, представление мини проектов, предназначенных для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала посредством самостоятельной поисковой деятельности. На начальном этапе обучения основной задачей является динамическое развитие устной речи (говорение и понимание речи на слух). Вместе с тем, как и при обучении родному языку младшим школьникам очень важно раскрываться творчески, что помогает лучше усвоить лексикограмматический материал и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов. Отличительная особенность, новизна Программа разработана в рамках предметных областей «Английский язык» и предназначена для учащихся начальных классов. Содержание программы направлено на решение домашних заданий школьной программы, а также выходит за ее рамки, формирует повышенный уровень знаний по английскому языку и окружающему миру. Программа позволяет показать учащимся, как увлекательны, разнообразны, неисчерпаемы иностранный язык и другие культуры. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: научить правильно с фонетической точки зрения повторять английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью, видеоматериалом), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения; помощь в накоплении, закреплении и активизации лингвострановедческого словаря, без которого невозможно совершенствование тематического речевого общения; обучение определенному количеству грамматических структур, связанных с основным общеучебным материалом; обучение построению высказываний, при котором речь должна: 1) строиться преднамеренно, так как ребенок использует достаточно ограниченный словарный запас; 2) планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли посредством высказываний, раскрывающих тематику обсуждения. Дополнительная общеразвивающая программа «Развеселый английский» поможет добиться максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский интеллект; также программа направлена на целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 7 до 8 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp, Viber, Telegram); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, перемена 10 минут. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры, практические занятия, конкурсы. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к иностранным языкам, обеспечивает развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности младшего школьника, для успешного усвоения школьной программы по иностранному языку, путем внедрения методов активного обучения, систематизации и углубления знаний, закрепления и освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи программы: Образовательные: - формирование у обучающихся лексических и грамматических навыков говорения: - ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру; - развитие мотивации к углубленному изучению предмета; - формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе. Развивающие: - расширение культуроведческих знаний и способствование формированию межкультурной компетенции обучающихся; - совершенствование навыков культуры речи, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности; - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учебе. Воспитательные: - воспитание любви к изучаемому языку и культуре общения; - воспитание уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - формирование разносторонних интересов и культуры мышления. Содержание программы: Учебный план № п/п Наименование тематического модуля Количество часов Всего 6 Теория 3 Практика 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 18 9 9 «A lamp and a table» Буквы: Rr, Ff, Hh, Dd Повторение изученного. Числительные 1-10. Буква: Оо. 2 1 1 2 1 1 Тема 2.3 «Hi, Mike!» Буквы: Ii, Vv, Ss, Qq. Артикль «a». 4 2 2 Тема 2.4 Множественное число: Ss – [s], [z] 2 1 1 Раздел 1. Тема 1.1 Тема 1.2 Тема 1.3 Раздел 2. Тема 2.1 Тема 2.2 Введение. Мои первые буквы Диагностика. Знакомство. Буквы: Aa, Bb, Cc, Pp, Tt, Gg Базовые фразы: «Hello», «Goodbye». «Make a cake, Kate». Буквы: Nn, Mm, Kk, Jj, Ll, Ee Алфавит Формы аттестации/ контроля Диагностиче ский тест, беседа Рифмовки, беседа, чтение Игра: «Jane, make a cake!» Беседа, аудирование Повторениепрактическа я работа, беседа Практическа я работа, сценка «Who are you?» Чтение, беседа Тема 2.5 «It’s a cat!». Фраза: «It is… It’s….» 2 1 1 Тема 2.6 Новая фраза: «Sit! Sit still!». Буквы: Xx, Uu, Vv, Ww, Yy, Zz. Буквосочетание: sh и его звук. 2 1 1 2 1 1 Тема 2.8 Повторение. cakes» 2 1 1 Раздел 3. Введение в грамматику 6 3 3 Тема 3.1 Грамматика «I can…» 2 1 1 Тема 3.2 2 1 1 2 1 1 Раздел 4. Тема 4.1 Грамматика «This is… That is…». Буквосочетание th. Грамматика «I can see…» Промежуточная аттестация Лексика Вежливые фразы 20 2 10 1 10 1 Тема 4.2 Глаголы действия 2 1 1 Тема 4.3 «Fly, my little fly! Bye!». Вопрос «Is it…?» и структура ответов. 2 1 1 Тема 4.4 Буквосочетания ch и wh. Слова на ch и wh. 2 1 1 Тема 4.5 Отрицание: «No, not…». Интонация. is 2 1 1 Тема 4.6 Дом. Квартира. Мебель. Описание 4 2 2 Тема 4.7 В мире животных. 2 1 1 Тема 2.7 Тема 3.3 «Kate likes it Беседа, практическа я работа Практическа я работа, беседа Практическа я работа, игра Сценка, практическа я работа Практическая работа, беседа, чтение Практическая работа, беседа Диалоги, практическая работа Практическа я работа, диалог Практическа я работа, игра Беседа, творческое задание Практическа я работа, монолог Чтение, практическа я работа Беседа, практическа я работа, творческое задание Беседа, творческое Тема 4.8 Продукты: фрукты, овощи, ягоды. 2 1 1 Тема 4.9 «Let’s play…». Введение новой лексики. Повторение. Устный английский Тематические тексты с картинками «I have got». Предметы и их описание. 2 1 1 16 2 8 1 8 1 2 1 1 Тема 5.3 «What is this?». Вопросы и диалоги 2 1 1 Тема 5.4 «I have got…». Новая лексика. «Have you got a cat?». Диалоги. «Who is this? Who is that?» Чтение текстов и сказок с картинками. Пересказ Закрепление изученного 2 1 1 2 1 1 4 2 2 2 1 1 Подведение итогов Повторение всего изученного материала. Итоговая аттестация 6 6 3 3 3 3 72 36 36 Раздел 5. Тема 5.1 Тема 5.2 Тема 5.5 Тема 5.6 Тема 5.7 Раздел 6. Тема 6.1 Всего: задание Беседа, практическо е задание. Беседа, творческое задание Чтение, беседа Практическа я работа, беседа Диалог, творческое задание Чтение, монолог Диалог, практическа я работа Чтение, беседа Домашнее задание, монолог, практическа я работа Практическа я работа, беседа, тест Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Мои первые буквы Тема 1.1 Диагностика. Знакомство. Буквы: Aa, Bb, Cc, Pp, Tt, Gg. Теория.Знакомство. Буквы: Aa, Bb, Cc, Pp, Tt, Gg. Практика. Диагностика. Обзор нескольких букв английского алфавита, практическое задание. Тема 1.2 Базовые фразы: «Hello», «Goodbye». Теория. Обзор базовых фраз, фонетические особенности, повторение фраз за преподавателем. Практика. Чтение букв, слов, базовых фраз. Тема 1.3 «Make a cake, Kate». Буквы: Nn, Mm, Kk, Jj, Ll, Ee Теория. Введение новых звуков и структур. Разучивание рифмовки Практика. Игра: «Jane, make a cake!» Раздел 2. Алфавит Тема 2.1 «A lamp and a table» Буквы: Rr, Ff, Hh, Dd Теория. Изучение букв: Rr, Ff, Hh, Dd. Введение и отработка звуков. Практика. Чтение новых слов. Задание с аудированием. Тема 2.2 Повторение изученного. Числительные 1-10. Буква: Оо. Теория. Введение новой лексики числительных от 1 до 10, первичная устная тренировка. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Кроссворд. Тема 2.3 «Hi, Mike!» Буквы: Ii, Vv, Ss, Qq. Артикль «a». Теория. Изучение букв: Ii, Vv, Ss, Qq и артикля «a». Развитие фонетических навыков, обогащение словарного запаса. Практика. Практическая работа, сценка «Who are you?». Тема 2.4 Множественное число: Ss – [s], [z] Теория. Множественное число у существительный с окончанием Ss – звуки [s], [z]. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Чтение небольших текстов, отработка фонетических аспектов. Тема 2.5 «It’s a cat!». Фраза: «It is… It’s….» Теория. Знакомство с новыми звуками и грамматическими конструкциями. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 2.6 Новая фраза: «Sit! Sit still!». Буквы: Xx, Uu, Vv, Ww, Yy, Zz. Теория. Изучение букв: Xx, Uu, Vv, Ww, Yy, Zz и новых фраз. Разучивание рифмовки, введение новой лексики. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 2.7 Буквосочетание: sh и его звук. Теория. Фонетические особенности буквосочетания sh. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 2.8 Повторение. «Kate likes cakes» Теория. Повторение пройденной лексики, речевых структур. Практика. Сценка, практическая работа по теоретическому материалу. Раздел 3. Введение в грамматику Тема 3.1 Грамматика «I can…» Теория. Ввод новых слов. Развитие диалогической речи. Разучивание песенки. Практика. Чтение текстов с картинками по пройденным темам. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 3.2 Грамматика «This is… That is…». Буквосочетание th. Теория. Введение новой грамматической конструкции. Фонетические особенности буквосочетания th. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 3.3 Грамматика «I can see…». Промежуточная аттестация. Теория. Введение новой грамматической конструкции. Развитие диалогической речи. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Промежуточная аттестация. Раздел 4. Лексика Тема 4.1 Вежливые фразы Теория. Введение новых лексических единиц и закрепление уже изученных в диалогах. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 4.2 Глаголы действия Теория. Введение новых лексических единиц: базовые глаголы действия. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 4.3 «Fly, my little fly! Bye!». Вопрос «Is it…?» и структура ответов. Теория. Повторение пройденной лексики, речевых структур. Грамматическая конструкция «Is it…?» и структура ответов на вопрос. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Тема 4.4 Буквосочетания ch и wh. Слова на ch и wh. Теория. Фонетические особенности буквосочетания ch и wh. Введение новой лексики. Развитие речевой догадки посредством наглядности. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление и рассказ монолога. Тема 4.5 Отрицание: «No, it is not…». Интонация. Теория. Интонационные особенности при чтении текстов на английском языке. Грамматическая конструкция отрицания «No, it is not…». Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Чтение тематических текстов. Тема 4.6. Дом. Квартира. Мебель. Описание Теория. Введение новой лексики на тему «Дом, мебель, квартира». Учимся описывать предметы, комнаты. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Творческое задание «Дом моей мечты». Тема 4.7 В мире животных. Теория. Введение новой лексики на тему «Животные». Описание животных. Практика. Творческое задание «Зоопарк». Тема 4.8 Продукты: фрукты, овощи, ягоды. Теория. Введение новой лексики на тему «Продукты». Вредная и полезная еда. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 4.9 «Let’s play…». Введение новой лексики. Повторение. Теория. Введение новой лексики «Let’s play…». Закрепление слов предыдущих занятий. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Раздел 5. Устный английский Тема 5.1 Тематические тексты с картинками Теория. Повторение пройденной лексики, речевых структур. Практика. Чтение тематических текстов с картинками, выполнение заданий по тексту. Тема 5.2 «I have got…». Предметы и их описание. Теория. Грамматическая конструкция «I have got…». Введение новой лексики: предметы. Описание предметов. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Тема 5.3 «What is this?». Вопросы и диалоги Теория. Вопросительная конструкция: «What is this?». Введение новых речевых фраз. Диалоги. Практика. Творческое задание по теоретическому материалу. Тема 5.4 «I have got…». Новая лексика. Теория. Грамматическая конструкция «I have got…». Введение новых речевых фраз. Практика. Чтение текстов и рассказов по теоретическом материалу. Составление монолога. Тема 5.5 «Have you got a cat?». Диалоги. «Who is this? Who is that?» Теория. Грамматическая конструкция вопросительного предложения: «Have you got…?». Введение новых речевых фраз. Вопросы «Who is this? Who is that?». Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Составление диалогов. Тема 5.6 Чтение текстов и сказок с картинками. Пересказ Теория. Описание предметов и героев из сказок согласно изученному материалу. Пересказ текстов и сказок. Практика. Чтение текстов и сказок, выполнение заданий по прочитанному материалу. Тема 5.7 Закрепление изученного Теория. Повторение изученного материала в формате беседы. Практика. Составление монолога, выполнение и проверка домашнего задания. Раздел 6. Подведение итогов Тема 6.1 Повторение всего изученного материала. Итоговая аттестация Теория. Устные задания по пройденным темам. Беседа. Практика. Практическая работа по теоретическому материалу. Итоговый тест. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие познавательных интересов, направленных на изучение иностранного языка; - развитие интеллектуальных умений (описывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - уважение к иностранному языку, чужой истории, культуре, толерантность; - способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - проявление инициативы и самостоятельности; - овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - сформированность навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьной дисциплины; - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение работать с информацией; - сформированность положительной учебной мотивации; сформированность навыков самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, решать различные задачи; - сформированность навыков самостоятельно выполнять домашнее задание. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год обучени я (или группа) 1 группа 2 группа Дата Дата начала окончани обучения я по обучения программ по е программ е 15.09. 31.05. 2024 2025 15.09. 2024 31.05. 2025 Всего учебны х недель Всего учебны х дней Количеств о учебных часов Режим занятий 36 36 72 36 36 72 один раз в неделю по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. один раз в неделю по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме практической работы, по итогам завершения программы – май, в виде практической работы, теста. Оценочные материалы. используются контрольно–измерительные Для диагностики материалы (Приложение 1) Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. В процессе занятий предусмотрены формы подведения итогов реализации программы: творческая работа, практическая работа, игра, викторина. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки; - круглые столы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы, аудирование. Условия реализации программы 1. Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 8 шт.; стулья - 16 шт.; лавки - 3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради, карточки. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Адаменко Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / 2. 3. 4. 5. Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. Болдова Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А.Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2000. - Вып.5. Вохрышева Е.В., Стрельников В.Н. Обучение диалогическому взаимодействию на английском языке с помощью новых компьютерных технологий / Самар. гос. акад. культуры и искусств // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Электрон. науч.-практ. конф. - Самара, 2001. Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И.Нелунов // Информатика и образование. - 2000. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка / Н.Н.Рафикова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. – Вып.4. Интернет – ресурсы: https://depobr-molod.admhmao.ru/ официальный сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры. http://www.Google.ru – Google. Крупнейшая в мире поисковая система, проста и удобна в использовании и за долю секунды бесплатно выдаёт информацию на разных языках. (Возможен поиск на 100 языках мира, включая русский.) Предоставляет доступ ко всей информации без захода на главную страницу. Панель инструментов Google позволяет вести поиск из любого места в Интернете. Google можно использовать с разных мобильных платформ (даже не за компьютером), включая телефоны, работающие в режимах WAP и i-mode. http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ. http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стартовая диагностика Тесты 1. Прочитай транскрипцию правильно. [mi:t], [bred], [milk], [ti:], [sɔ:siʤ], [su:p], [hʌni], [pɔ:riʤ], [æpl], [ʤæm]. 7-10 правильно = 3 балла 4-6 правильно = 2 балла 2-3 правильно = 1 балл 2. Дай перевод следующим словам: 1. 2. 3. 4. 5. Cat Russia Pink Summer Music - 1 правильный ответ = 1 балл 3. Составь предложения из слов: 1. like/I/winter = 2. am/I/seven years old = 1 правильный ответ = 1 балл Обработка результатов 7-10 5-6 высокий уровень средний уровень 0–4 низкий уровень Приложение 2 Оценка качества обучения № п/п Ф.И. ученика Тестирование (кол-во баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 И Т О Г И % Низкий Средний Высокий Участие в конкурсах, НОУ Выполнение практической работы