Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов. Идея программы в единстве с основным школьным курсом английского языка. Программа «Развеселый английский» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися дошкольного курса. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Возможности иностранного языка на развитие личности дошкольника поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребенок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Отличительная особенность, новизна. Программа разработана в рамках предметных областей «Английский язык» и предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада. Содержание программы направлено на формирование повышенного уровня знаний по английскому языку и окружающему миру. Программа позволяет показать учащимся, как увлекательны, разнообразны, неисчерпаемы иностранный язык и другие культуры. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы для будущей учебной деятельности в рамках школьной программы. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: сформировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке; развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления; воспитание интереса и уважения к культуре других народов. Дополнительная общеразвивающая программа «Развеселый английский» поможет добиться максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский интеллект; также программа направлена на целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp, Viber, Telegram); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 30 минут, перемена 10 минут. Форма реализации образовательной программы. Программа может реализовываться с использованием сетевого взаимодействия. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры, практические занятия, конкурсы. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развеселый английский» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к иностранным языкам, обеспечивает развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности ребенка для будущего успешного усвоения школьной программы по иностранному языку, путем внедрения методов активного обучения, систематизации и углубления знаний, закрепления и освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи программы: Образовательные: - формирование у обучающихся лексических и грамматических навыков говорения; - ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру; - развитие мотивации к углубленному изучению предмета; - формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе. Развивающие: - расширение культуроведческих знаний и способствование формированию межкультурной компетенции обучающихся; - совершенствование навыков культуры речи, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности; развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учебе. Воспитательные: - воспитание любви к изучаемому языку и культуре общения; - воспитание уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - формирование разносторонних интересов и культуры мышления. - Содержание программы: Учебный план № п/п Наименование тематического модуля Количество часов Всего 6 Теория 4 Практика 2 Формы аттестации/ контроля Раздел 1. Введение. Тема 1.1 2 2 - Беседа. 2 1 1 2 1 1 Рифмовки, беседа Беседа, составление диалогов 8 4 4 Тема 2.1 Вводная беседа. Знакомство. What is your name? Базовые фразы: «Hello», «Goodbye». Первое стихотворение на английском языке «Goodbye, my doll!» Введение базовой лексики My first English animals. 2 1 1 Тема 2.2 Who are you? 2 1 1 Тема 2.3 What is this? 2 1 1 Тема 2.4 Строим английское предложение и вопрос. 2 1 1 Раздел 3. Тематические занятия 12 6 6 Тема 3.1 Большой и маленький. 2 1 1 Тема 3.2 Цвета. 2 1 1 Тема 1.2 Тема 1.3 Раздел 2. Беседа, практическо е задание Песня, игра «Please show me» Практическа я работа, беседа. Практическа я работа, беседа. Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Тема 3.3 Фрукты. 2 1 1 Тема 3.4 Овощи. 2 1 1 Тема 3.5 Одежда. 2 1 1 Тема 3.6 2 1 1 Раздел 4. Тема 4.1 Хобби. Промежуточная аттестация. Лексика Считаем от 1 до 5 26 2 13 1 13 1 Тема 4.2 Считаем от 5 до 10 2 1 1 Тема 4.3 А ты умеешь? 2 1 1 Тема 4.4 Сколько тебе лет? 2 1 1 Тема 4.5 Где ты живешь? 2 1 1 Тема 4.6 Моя семья. 2 1 1 Тема 4.7 Мое тело. 2 1 1 Тема 4.8 Транспорт. 2 1 1 Тема 4.9 Продукты, еда. 2 1 1 Тема 4.10 Времена года. 2 1 1 Тема 4.11 Профессии. 2 1 1 Тема 4.12 Время суток. 2 1 1 Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Практическая работа, беседа Беседа, творческое задание Практическа я работа, монолог Монолог, практическа я работа Беседа, творческое задание Беседа, творческое задание Беседа, творческое задание Практическая работа, беседа Беседа, творческое задание Практическая работа, беседа Практическая Тема 4.13 Повторение 2 1 1 Раздел 5. 14 7 7 Тема 5.1 Английский в нашей жизни Будьте вежливыми! 2 1 1 Тема 5.2 Идем в магазин. 2 1 1 Тема 5.3 Тема 5.4 Продуктовая лавка. How many? How much? 2 2 1 1 1 1 Тема 5.5 Где это? Кто это? 2 1 1 Тема 5.6 Погода и природа. 2 1 1 Тема 5.7 Закрепление изученного 2 1 1 Раздел 6. Тема 6.1 Подведение итогов Повторение всего изученного материала. Итоговая аттестация 6 6 3 3 3 3 72 37 35 Всего работа, беседа Практическа я работа, беседа. Чтение, беседа Практическа я работа, беседа Игра Практическа я работа, беседа. Диалог, практическа я работа Практическа я работа, беседа. Домашнее задание, практическа я работа Практическа я работа, беседа, тест Содержание учебного плана Раздел 1. Введение Тема 1.1 Вводная беседа. Знакомство. What is your name? Теория. Введение звуков и структур речевого общения. Базовые фразы для знакомства. Тема 1.2 Базовые фразы: «Hello», «Goodbye». Теория. Введение в лексикон базовых фраз приветствия и прощания. Практика. Разучивание рифмовки. Тема 1.3 Первое стихотворение на английском языке «Goodbye, my doll!» Теория. Повторение пройденной лексики, речевых структур. Практика. Составление диалогов по теме предыдущего занятие, чтение стихотворения. Раздел 2. Введение базовой лексики Тема 2.1 My first English animals. Теория. Введение новых слов по теме «животные». Практика. Практическое задание по теоретическому материалу. Тема 2.2 Who are you? Теория. Введение новых слов и базовых вопросов для рассказа о себе по структуре «I am…». Практика. Игра «please show me», практическое задание по теоретическому материалу. Тема 2.3 What is it? Теория. Введение структуры «It is…», введение новой лексики. Практика. Практическое задание по теоретическому материалу. Тема 2.4 Строим английское предложение и вопрос. Теория. Изучение порядка и структуры повествовательных и вопросительных предложений в английском языке Практика. Практическое задание по теоретическому материалу. Раздел 3. Тематические занятия Тема 3.1 Большой и маленький Теория. Введение новой лексики. Прилагательные: «big», «small». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 3.2 Цвета. Теория. Введение новой лексики по теме «Цвета». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 3.3 Фрукты Теория. Введение новой лексики по теме «Фрукты». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 3.4 Овощи Теория. Введение новой лексики по теме «Овощи». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 3.5 Одежда Теория. Введение новой лексики по теме «Одежда». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 3.6 Хобби. Промежуточная аттестация. Теория. Введение новой лексики по теме «Хобби». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Промежуточная аттестация. Раздел 4. Лексика Тема 4.1 Считаем от 1 до 5. Теория. Введение новой лексики: числительные от 1 до 5. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.2 Считаем от 5 до 10 Теория. Введение новой лексики: числительные от 5 до 10. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.3 А ты умеешь? Теория. Введение новой лексики: базовые глаголы действия и движения, хобби и занятия. Практика. Творческое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.4 Сколько тебе лет? Теория. Введение новой лексики: базовые вопросы и ответы для рассказа о себе. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.5 Где ты живешь? Теория. Введение новой лексики: базовые вопросы и ответы для рассказа о себе. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Составление монолога. Тема 4.6 Моя семья. Теория. Введение новой лексики по теме «Семья». Практика. Творческое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.7 Мое тело. Теория. Введение новой лексики по теме «Мое тело». Практика. Творческое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.8 Транспорт. Теория. Введение новой лексики по теме «Транспорт». Практика. Творческое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.9 Продукты, еда. Теория. Введение новой лексики по теме «Продукты, еда». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.10 Времена года. Теория. Введение новой лексики по теме «Времена года». Практика. Творческое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.11 Профессии. Теория. Введение новой лексики по теме «Профессии в нашей жизни». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.12 Время суток. Теория. Введение новой лексики по теме «Время суток». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 4.13 Повторение. Теория. Повторение всего пройденного материала по разделу. Практика. Практическое занятие на повторение. Раздел 5. Английский в нашей жизни Тема 5.1 Будьте вежливыми! Теория. Введение новой лексики: вежливые слова и фразы. Практика. Чтение рассказов, отрывков и текстов на тему вежливости. Тема 5.2 Идем в магазин. Теория. Повторение лексики: фрукты, овощи, еда, продукты, одежда. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 5.3 Продуктовая лавка. Теория. Повторение лексики: фрукты, овощи, еда, продукты, одежда. Практика. Игра «Let's go shopping». Тема 5.4 How much? How many? Теория. Введение новой лексики: how much? how many? Разница между much и many. Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 5.5 Где это? Кто это? Теория. Введение новой лексики и вопросительных конструкций: Where is it? Who is it? Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Составление диалога. Тема 5.6 Погода и природа. Теория. Введение новой лексики на тему «Погода» и «Природа». Практика. Практическое занятие по теоретическому материалу. Тема 5.7 Закрепление изученного. Теория. Повторение и закрепление изученного материала. Практика. Практическое занятие по закреплению и повторению теоретического материала. Выполнение домашнего задания. Раздел 6. Подведение итогов Тема 6.1 Повторение всего изученного материала. Итоговая аттестация Теория. Устные задания по пройденным темам. Беседа. Практика. Практическая работа по изученному материалу. Итоговый тест. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие познавательных интересов, направленных на изучение иностранного языка; - развитие интеллектуальных умений (описывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие уважительного отношения к межкультурным связям различных стран; - уважение к иностранному языку, чужой истории, культуре, толерантность; - способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - проявление инициативы и самостоятельности; - овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - сформированность навыков применения полученных знаний и умений для дальнейшего успешного изучения школьной дисциплины; - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение работать с информацией; - сформированность положительной учебной мотивации; сформированность навыков самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, решать различные задачи; - сформированность навыков самостоятельно выполнять домашнее задание. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год обучени я (или группа) 1 группа Дата Дата начала окончани обучения я по обучения программ по е программ е 15.09. 31.05. 2024 2025 Всего учебны х недель Всего учебны х дней Количеств о учебных часов Режим занятий 36 36 72 один раз в неделю по два занятия, продолжительнос ть каждого 30 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме практического занятия, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде практической работы, тестирования. Оценочные материалы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. В процессе занятий предусмотрены формы подведения итогов реализации программы: творческая работа, практическая работа, игра, викторина. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки; - круглые столы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы, аудирование. Условия реализации программы 1. Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 8 шт.; стулья - 16 шт.; лавки - 3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради, карточки. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Вербовская М.Е., Шишкова И.А Английский для малышей - Учебник/ под ред. Н.А. Бонк. М., 2009 2. Вербовская М.Е., Шишкова И.А Английский для малышей - Рабочая тетрадь/ под ред.Н.А. Бонк. М., 2009 3. Вербовская М.Е., Шишкова И.А Английский для малышей - Раздаточные материалы/ под ред. Н.А. Бонк. М., 2009 4. Вербовская М.Е., Шишкова И.А Английский для малышей – Игры, сценки, песенки / под ред. Н.А. Бонк. М., 2009 5. Вербовская М.Е., Шишкова И.А Английский для малышей - Руководство для преподавателей и родителей/ под ред. Н.А. Бонк. М., 2009 6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017 7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991 - https://cryspo.ru/pedagogika/passov-e-i- kommunikativnyjmetod-obuchenija-inojazychnomu-govoreniju/ Интернет – ресурсы: https://depobr-molod.admhmao.ru/ официальный сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры. http://www.Google.ru – Google. Крупнейшая в мире поисковая система, проста и удобна в использовании и за долю секунды бесплатно выдаёт информацию на разных языках. (Возможен поиск на 100 языках мира, включая русский.) Предоставляет доступ ко всей информации без захода на главную страницу. Панель инструментов Google позволяет вести поиск из любого места в Интернете. Google можно использовать с разных мобильных платформ (даже не за компьютером), включая телефоны, работающие в режимах WAP и i-mode. http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ. http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. Приложение 1 Оценка качества обучения № п/п Ф.И. ученика Тестирование (кол-во баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 И Т О Г И % Низкий Средний Высокий Участие в конкурсах, НОУ Выполнение практической работы