Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………,,,………………………….. 3 Пояснительная записка…………………………………………………...……………….. 3 Цели и задачи программы………………………………………………………..……….. 4 Содержание программы: Учебный план…………………………………………………………………………….... 6 Содержание учебного плана………………...…………………………………………….. 7 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 Календарный учебный график…………………………………………………………….. 8 Методическое обеспечение программы………………………………………………… 8 Условия реализации программы………………………………………………………… 9 Оценочные материалы…………………………………………………………………… 9 Календарно – тематический план………………………………………………………….. 15 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные фантазии» разработана с учетом требований следующих нормативноправовых актов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества»; Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества». Программа представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству, раскрываются следующие направления и разделы: театральная игра; культура и техника речи; основы театральной культуры; актерское мастерство; элементы грима, позволяющие преодолевать пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств, что обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная, предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Актуальность. Программа помогает раскрыть творческие способности и даёт возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности. Театр - искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества детей. Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт развитие личности, но и формирование ее духовных запросов. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать 2 зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Отличительная особенность, новизна. Знакомство ребенка со сценическим действием происходит в процессе игры. Занятия учат детей общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Адресат программы – дети в возрасте от 11 до 13 лет, интересующиеся театральным искусством. Обучающиеся набираются по желанию. Число детей в объединении 15 человек. Уровень освоения программы – стартовый. Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Форма обучения: очная. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут, перерыв 10 минут. Форма организации деятельности детей: групповая. Форма организации образовательно процесса: традиционная. Цель программы: создание условий для развития социальных, интеллектуальных, творческих интересов обучающихся, самореализации личности, через обучение театральному искусству. Задачи программы: Образовательные: − обучение теоретическим и практическим знаниям и навыкам в области театрального искусства; − формирование представления о видах и жанрах театра; − формирование интереса к театральному искусству; − формирование художественного вкуса, интереса к искусству; − ознакомление с историей театрального искусства. Развивающие: − развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление; − развитие речевых характеристик голоса: правильное дыхание, артикуляция, сила голоса; − развитие внимательности, терпения, трудолюбия, самодисциплины, пунктуальности; − развитие творческих способностей, инициативы, фантазии, пластики. Воспитательные: − приобщение к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству; − воспитание самостоятельности и ответственности; - воспитание культуры сценического поведения на сцене и за кулисами; - воспитание чувства взаимоуважения и взаимовыручки в коллективе; − формирование нравственного отношения к окружающему миру, нравственных качеств личности. Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы. 3 С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце. Виды контроля Формы контроля Входящий мониторинг, проводится в опрос (диагностическая карта) начале года (на первом занятии) сентябрь Текущий контроль, проводится в течение опрос, наблюдение, практическое года задание, игра Промежуточная аттестация, проводится в театральные миниатюры середине года (январь) Подведение итогов реализации показ спектакля программы проводится в конце учебного года (май) В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения: посещение театров; творческие мастерские, мастер-классы; показ спектакля в дошкольных учреждениях района, для младших школьников общеобразовательных организаций; проведение досуговых мероприятий для сверстников; участие в ежегодном творческом отчете. В результате освоения программы обучающиеся должны: - знать общие театральные понятия (словарь театральных терминов); - знать основы актерского мастерства (восприятие, внутреннее видение, сценическое действие); - знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля; - знать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); - уметь чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; - знать наизусть стихотворения русских авторов; - знать основы художественного оформления (декорация, свет, музыкальное сопровождение, реквизит, костюм); - владеть комплексом артикуляционной гимнастики; - иметь навыки действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; - уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; - уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; - уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; - уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; 4 - иметь навыки построения диалога с партнером на заданную тему; - уметь подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между персонажами; - выполнять несколько видов несложного грима; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются желание работать в коллективе, умение устанавливать дружеские отношения, познание о театре, повысится познавательная активность, улучшатся интеллектуальные способности, сформируется осознанный интерес к театральному искусству. Содержание программы: Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего 4 Теория 1 Практика 3 1 Вводная часть 2 История театра. Театр как вид искусства 4 3 1 3 Театральное закулисье 4 3 1 4 Сценическая речь 18 6 12 5 Актерское мастерство 12 4 8 6 Работа над постановкой 20 4 16 7 Организация досуговых мероприятий 8 2 6 8 Итоговое занятие 2 Итого: 72 2 23 5 49 Формы аттестации/контроля Входящий мониторинг: опрос Текущий контроль: игры, наблюдение Текущий контроль: наблюдение, творческая работа Текущий контроль: наблюдение, практическое задание Текущий контроль: наблюдение, игра Промежуточная аттестация: театральные миниатюры Текущий контроль: наблюдение, практическое задание Текущий контроль: наблюдение, практическое задание Подведение итогов реализации программы: показ спектакля Содержание программы: Раздел 1.Вводная часть – 4 часа Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности. Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями. 2. История театра. Театр как вид искусства – 4 часа Теория: виды театра, театральные жанры. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества. Как устроен театр. Практика: использование имеющегося художественного опыта обучающихся; творческие игры; рисование плакатов для закрепления представлений о театре как виде искусства. 3. Театральное закулисье – 4 часа Теория: знакомство с сценографией, театральными декорациями и бутафорией, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Практика: творческая мастерская: «Грим любимых героев» 4. Сценическая речь – 18 часов Теория: роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье». Отработка выразительности речи. Работа над интонацией. 5. Актерское мастерство – 12 часов. Теория: понятие «актерское мастерство». Организация внимания, воображения, памяти. Понятие «сценическое действие», элементы сценического действия: бессловесные, словесные. Связь словесных и бессловесных действий. Логика действий. Составные образа роли. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры. Практика: Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало», «Театральная мозаика», «Алфавит театральный», «Показ мод». Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся», «Мини – история для одного актера», «Мини-истории для двух актёров», «Улитка и заяц». Игры на развитие чувства пространства и актерского взаимодействия «Суета», «Король», «Салют», «Марионетка», «Снежки» и другие. Практическое освоение словесного и бессловесного действий. Упражнения и этюды. Промежуточная аттестация: театральная миниатюра. 6. Работа над постановкой – 20 часов. Теория: выбор произведения или главной темы для постановки спектакля. Определение жанра, осмысление сюжета, выделение основных событий. 6 Практика: работа за столом, чтение, общий разговор о замысле спектакля. Анализ по событиям. Определение мотивов поведения, целей героев. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью, характером персонажа. Репетиция отдельных сцен, картин. Изготовление реквизита, декораций, костюмов. Выбор музыкального оформления. Репетиции. Показ спектакля для малой группы. Анализ показа спектакля. 7. Организация досуговых мероприятий - 8 часов Теория: знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Разработка сценариев. Практика: понятие «Праздник». Учет возрастных особенностей при разработке праздника. Виды праздников, их особенности и характеристики. Алгоритм подготовки и проведения. Профессии, которые «делают» праздник. Определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика подбора игр и разработка правил проведения праздника. Музыкальное, художественное, техническое оформление. Сценарий, понятие, правила работы с ним, этапы работы. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра». Подбор материала. Разработка сценария. Определение ролей. Репетиции. Реквизит. Музыкальное и звуковое сопровождение. Выступление. Анализ. 8. Итоговое занятие – 2 часа Практика: Показ спектакля для родителей. Подведение итогов. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения (или группа) 1 год Дата Дата начала окончания обучения обучения по по программе программе 15.09.2024 31.05.2025 Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 36 36 72 1 раз в неделю по два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Методическое обеспечение программы Теоретические и практические занятия проводятся с применением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.). Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: словесные (объяснение, беседа, рассказ); наглядные (объяснительно-иллюстративный, показ, демонстрация приемов работы); практические (частично-поисковый, проблемный, игровой); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 7 Формы проведения занятий с обучающимися: игра, диалог, слушание, импровизация, тренинги, репетиции, занятия малыми группами (3-5 человек), спектакль, досуговые мероприятия. Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися. Условия реализации программы Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом дополнительного образование, владеющим навыками театрального искусства. Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета для теоретических занятий с освещением и отоплением, в соответствии с СанПиН; помещения для репетиционных занятий, оборудованных столом для педагога – 1, стульями для педагога – 1 и для обучающихся - 15. Оборудование, материалы: ноутбук - 1, звуковые колонки - 2, дистанционные микрофоны - 1, радиосистема с 4 микрофонами и 2 передатчиками - 3, микшерский пульт - 1, осветительные приборы (светодиодный прожектор) - 1, видеокамера – 1, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок. Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото материалы. Интернет–источники. Сценарии сказок, пьес, детские книги. Оценочные материалы Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы с учётом программы театрального объединения. Уровни освоения программы детской театральной студии по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов: 3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации). 2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий). 8 1 балл - низкий (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с небольшим интересом; нуждаются в помощи педагога). Контрольные критерии Предмет «Театральная игра» Контрольный критерий №1. Запоминание и изображение заданной позы. Обучающийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - Игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу. 1 балл 2 балла 3 балла Учащийся придумывает и Учащийся не может Учащийся копирует и фиксирует позу, четко придумать и воспроизводит заданную позу, копирует и воспроизводит зафиксировать позу, не но не может воспроизвести ее заданную позу. Может точно копирует и через определенный повторить ее через повторяет заданную позу промежуток времени. определенный промежуток или движение. времени. Контрольный критерий №2 Этюдное изображение животных и птиц. Обучающийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных. 1 балл 2 балла 3 балла Учащийся представляет повадки и Учащийся скованно и Учащийся изображает поведение некоторых живых зажато показывает Различных животных существ, но не может некоторые элементы и птиц с помощью воспроизвести их с помощью поведения животных и пластических пластических движений. птиц. движений. Контрольный критерий №3 Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений. Обучающийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей. 9 Музыкально – игровые этюдные задания. 1 балл 2 балла Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа. 3 балла Учащийся четко улавливает Учащийся представляет характер музыкального персонаж, но не в характере произведения и изображает и настроении заданного заданный персонаж в музыкального соответствии с произведения. музыкой. Контрольный критерий №4 Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль – игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны сразу остановиться и замереть на месте. 1 балл 2 балла 3 балла Учащийся вступил в Учащийся вступил в игровое Учащийся вступил в игровое игровое пространство пространство вместе со всеми, пространство вместе со всеми, вместе со всеми, но выполнил требования игры, но выполнил требования закончил не по не справился с игры, справился с команде. самостоятельным выходом. самостоятельным выходом. Контрольный критерий №5. Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству. Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса. Контрольно-измерительный материал: - театральные миниатюры (промежуточная аттестация). 1 балл 2 балла 3 балла Проявляет активность Высокий уровень познавательной Низкий уровень на занятии. Есть деятельности. С интересом изучает мотивации. Низкий мотивация к играет различные роли. Высокая уровень сценическому мотивация. Проявляет активность на познавательной искусству, но не занятии. Проявляет творческую деятельности. высокая. мыслительную активность. ПРАКТИКУМ 1 УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка. 1.1 О, А НЕ потраве, а около катилось «О» и охало. «О» охало, «о» окало…Не потраве, а около… 10 1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Около колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! На меду медовик, а мне не до медовика. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. 1.3 Р, Л, М, Н На дворе трава, на траве дрова. НЕ руби дрова на траве двора. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. А мне не до недомогания. Маланья-болтунья молоко болтала, взбалтывала, да не выболтала. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь. 1.4 С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Тщетно тщится щука ущемить леща. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории: а) почтенный трепет; б) готовность смеяться вместе с вами; в) восторг; д) панический ужас; е) восхищение. УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказочной интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце– «мудрое наставление– «намек добрым молодцам». Вариант 1: Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе науме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка! Вариант 2: Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и нешибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. 11 Сказка— быль ли, небыль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец— всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая. УПРАЖНЕНИЕ 4. Прочитайте пословицы, посвященные речи. О какой речи они? Приятно ли такую речь слушать? Подберите еще несколько пословиц о речи и голосе. За твоим языком не поспеешь босиком. У него слово слову костыль подает. Говорит, что клеит. УПРАЖНЕНИЕ 5. Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает. Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане? Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане. ПРАКТИКУМ 2 УПРАЖНЕНИЕ 1. Формирование правильной осанки Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка. 1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи– свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки. 1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками. 1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек» И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон в перед, опуская руки в низ (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено – с восклицанием «раз»! 1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук– вдохните. Бросьте расслабленное тело в низ с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух! Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже. 1.5 «Пильщики». Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два (повтор.2 раза) Будут на зиму дрова. (Производим движения руками, как при пилке дров. Стоим чуть наклонившись вперед.) 1.6. «Самолет». Руки в стороны– в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед– левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре– полетел наш самолет. (И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1-поворотвправо, 2 –и. п., 3- влево, 4-и. п. ит. д.) 1.7. «Мельница. «Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре– завертелась, закружилась. (И. п. –наклон в перед, руки в стороны; 1- прав. Рукой коснуться пола, лев. Рука назад в сторону, 2 –наоборот.) 1.8. «Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево– раз, вправо– два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы 12 потрудились. (И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, правая рука скользит в верх вдоль туловища; 2- и. п. 3- наклон вправо, движение левой руки.) УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко. 2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох: Вдох через нос– выдох через рот, Краткий глубокий вдох– замедленный выдох, Медленный глубокий вдох– краткий резкий выдох. При глубоком вдохе: Медленный выдох, воздух выходит узкой струей, Выдох несколькими равными порциями (толчками), Выдох двумя неравными порциями. 2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета. 2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов. 2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. Гудок– приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н… Шум ветра: В-В-В-В… Писк летающего комара: З-З-З-З…. Рычание собаки: Р-Р-Р…. Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С… Звук поддерживайте без усилий, свободно. УПРАЖНЕНИЕ 3 «Опора для дыхания» эти упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания. 3.1. «Свеча» - ровный медленный выдох. Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собой узкую полоску бумаги). 3.2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох. Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу! 3.3. «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». По счету «раз» - руки в сторону (с глубоким вздохом). На выдохе со звуком «з-з"медленно соединяйте руки, чтоб «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! НЕ спугните комара! Желание поймать комара замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха– образуется «опора дыхания». И только когда вы «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц. 13 № п/ Тема занятия п 1. Вводная часть Календарно-тематический план Месяц Кол-во Формы занятий Формы контроля часов сентябрь 4 Беседа, просмотр Входящий видеофильма мониторинг: опрос 2. История театра. Театр как сентябрь вид искусства октябрь 4 3. Театральное закулисье октябрь 4 4. Сценическая речь октябрь ноябрь декабрь 18 5. Актерское мастерство декабрь январь 12 6. Работа над постановкой февраль март апрель 20 апрель май 8 май 2 7. 8. Организация досуговых мероприятий Итоговое занятие 14 Беседа, Текущий практическая контроль: игры, работа, игра наблюдение Беседа, творческая Текущий мастерская контроль: наблюдение, творческая работа Беседа, Текущий импровизация, контроль: практическая наблюдение, работа практическое задание Беседа, тренинги, Текущий контроль: показ миниатюр, наблюдение, игра игра Промежуточная аттестация: театральные миниатюры Беседа – диалог, Текущий практическая контроль: работа, слушание, наблюдение, репетиции, практическое спектакль задание Беседа – диалог, Текущий творческая контроль: мастерская, наблюдение, досуговое практическое мероприятие задание Спектакль Подведение итогов реализации программы: показ спектакля