Кукловоды

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы………………………………,,,…………………………..

3

Пояснительная записка…………………………………………………...………………..

3

Цели и задачи программы………………………………………………………..………..

4

Содержание программы:
Учебный план…………………………………………………………………………….... 6
Содержание учебного плана………………...……………………………………………..

7

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

Календарный учебный график……………………………………………………………..

9

Методическое обеспечение программы…………………………………………………

9

Условия реализации программы…………………………………………………………

10

Оценочные материалы……………………………………………………………………

10

Календарно – тематический план………………………………………………………….. 13

Раздел
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы

дополнительной

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Кукловоды» разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от
31.03.2022;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Бейский Центр детского творчества»;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Бейский Центр детского творчества».
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Кукловоды» имеет художественную направленность, так как ориентирована на
развитие творческих способностей ребёнка в области театрального искусства.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни
склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к
сочинительству, а четвертые – еще к чему-либо. Но все они, такие разные, любят
кукольный театр.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные
переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол
жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В процессе изготовления куклы, обучающиеся приобретают разносторонние
навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются
сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в
изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного
образа. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания
всестороннего развития детей.
Кукольный театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал
реализовать потребность отражения в художественных образах действительность,
воплощённую в театральном искусстве. Сегодня, данный вид искусства очень актуален
и значим для гуманизации образования и воспитания.
2

Актуальность программы заключается в том, что кукольный театр играет
большую роль в формировании личности ребенка, с самого раннего детства и таит в
себе большие возможности для всестороннего развития ребенка, доставляет много
радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на
зрителей.
Отличительной особенностью программы является увлечение детей одной
общей работой и идеей, дающей один результат – спектакль: одни и те же дети
выполняют и исполнительную работу, и работу по оформлению спектакля
(изготовление кукол, бутафории, реквизитов). Такая организация деятельности не
предусматривает разделения трудовых и творческих процессов, разделения детей на
художников и исполнителей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия
кукольным театром способствуют формированию творческой активности ребенка, то
есть готовности изменить себя и окружающую действительность в соответствии с
собственными потребностями, взглядами, целями, творческими способностями.
Адресат программы. Участвовать в реализации данной программы могут дети
от 7 до 10 лет, увлекающиеся кукольным театром. Обучающиеся набираются по
желанию. Число детей в группе 15 человек.
Уровень освоения программы: стартовый
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий
– 40 минут, между занятиями 10 минутный перерыв.
Форма организации деятельности детей: групповая.
Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры,
практические занятия, миниспектакль, спектакль.
Форма организации образовательно процесса: традиционная.
Цель программы: формирование у обучающихся творческого мышления,
ответственности за свой выбор и выбор коллектива через увлечение игрой в кукольном
театре.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Формирование интереса к театру кукол.
2. Ознакомление детей с различными видами кукол, их конструкциями, обучение
технике вождения.
3. Ознакомление с творческой деятельностью художников-оформителей,
декораторов, режиссеров, сценаристов и др.
4. Обучение навыкам изготовления кукол, декораций, подбора музыки.
5. Обучение навыкам сценической речи, пластической выразительности.
6. Обучение игре в кукольном спектакле.
Развивающие:
1. Расширение кругозора, исторических, литературных знаний обучающихся.
2. Развитие эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, художественной
памяти.
3. Повышение интереса у обучающихся к кукольному театру.
Воспитательные:
3

1. Воспитание внимания и уважения к окружающим, терпимость к чужому мнению,
умение работать в группе.
2. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Формирование культуры поведения и общения.
4. Обогащение опыта детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
5. Совершенствование артистических навыков детей.
Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий
мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов
реализации Программы.
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для
повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса
проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом
занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения программы.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня
развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения
программы, проводится в январе месяце.
Виды контроля

Формы контроля

Входящий мониторинг, проводится в Опрос (диагностическая карта).
начале года (на первом занятии)
сентябрь
Текущий контроль, проводится в Беседа,
опрос,
наблюдение,
течение года
практическое задание, игра
Промежуточная
аттестация, Минипоказы
с
целью
проверки
проводится в середине года
практических умений и навыков
январь
Подведение
итогов
реализации Показ спектакля
программы проводится в конце
учебного года
май
В учебно-воспитательном плане Программа предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
посещение кукольного театра;
посещение театральных постановок, организованных на базе школ;
показ спектакля в дошкольных учреждениях района;
участие в ежегодном творческом отчете.
В результате освоения программы обучающиеся должны:
- знать историю кукольного театра, разновидность кукольных театров, виды кукол,
профессии кукольного театра;
- иметь навыки сценической речи, пластической выразительности;
- уметь изготавливать кукол разных видов, декорации, подбирать музыку;
- уметь работать с куклой;
- иметь навыки игры в кукольном спектакле;
- знать особенности творческой деятельности художников-оформителей, декораторов,
режиссеров, сценаристов и др;
4

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих
заданий;
- уметь вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в
группах;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
В результате обучения по Программе у обучающихся сформируются желание
работать в коллективе, умение устанавливать дружеские отношения, навыки работы с
театральными куклами, сценическая речь, повысится познавательная активность,
улучшатся интеллектуальные способности, сформируется осознанный интерес к
театральному искусству.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п

Название
темы

раздела, Количество часов
всего

теория

Формы контроля
практика

Вводное занятие

2

1

1

Раздел 1.

Азбука театра

8

4

4

Тема 1.1

Азбука театра

4

2

2

Текущий контроль:
опрос

Тема 1.2

Виды театральных кукол
и способы
кукловождения

4

2

2

Текущий контроль:
опрос

Раздел 2.

Тренинговая работа

12

2

10

Тема 2.1

Артикуляция. Дикция.
Речевое дыхание.

6

1

5

Текущий контроль:
практическое
задание

Тема 2.2

Учимся говорить на
сцене. Выразительность
речи.

6

1

5

Текущий контроль:
практическое
задание

Раздел 3.

Работа с куклой

20

4

16

Тема 3.1

Изготовление кукол.
Работа в импровизации.

6

1

5

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 3.2

Игры на внимание.

2

2

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 3.3

Работа с куклой за
столом и ширмой

4

1

3

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 3.4

Игры по ролям за

4

1

3

Текущий контроль:

5

Входящий
мониторинг: опрос

ширмой

наблюдение

Тема 3.5

Обыгрывание сюжета
сочиненной сказки

4

1

3

Раздел 4.

Постановка
кукольного спектакля

28

4

24

Тема 4.1

Выбор произведения.
Чтение сценария

4

2

2

Текущий контроль:
опрос

Тема 4.2

Распределение ролей.
Работа над
выразительностью речи,
жестов, мимики, голоса

4

4

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 4.3

Работа с куклами по
сценарию

4

1

3

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 4.4

Подготовка декораций,
музыки

6

1

5

Текущий контроль:
наблюдение

Тема 4.5

Репетиция спектакля

10

10

Текущий контроль:
наблюдение

Раздел 5.

Итог

2

2

Тема 5.1

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

72

15

Текущий контроль:
наблюдение
Промежуточная
аттестация:
минипоказ

Текущий контроль:
показ спектакля

57

Содержание программы
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой «Кукловоды». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство
педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике
безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.
Практика: Игра – импровизация «Чему я хочу научиться». Входящий мониторинг.
Раздел 1. Азбука театра
Тема 1.1 Азбука театра
Теория: Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер,
художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и
кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол.
Практика: Первые навыки работы с куклой.
Тема 1.2 Виды театральных кукол и способы кукловождения
Теория: Активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол,
театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др.
6

Практика: Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол» и ее анализ.
Разминка «Пальчиковая игра». Просмотр и анализ кукольных спектаклей.
Раздел 2. Тренинговая работа
Тема 2.1 Артикуляция. Дикция. Речевое дыхание.
Теория: Понятия «Артикуляция», «Дикция», «Речевое дыхание»
Практика: Активизация подвижности губ и языка. Дикционные упражнения. Развитие
речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.
Тема 2.2 Учимся говорить на сцене. Выразительность речи.
Теория: Демонстрация правильного говорения, выразительности речи.
Практика: Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки. Работа над
выразительностью речи. Упражнения с голосом, интонацией.
Раздел 3. Работа с куклой
Тема 3.1 Изготовление кукол. Работа в импровизации.
Теория: Показ презентации «Мастерская кукол».
Практика: Выбор героев. Изготовление кукол из подручных материалов «Вторая
жизнь вещей». Ремонт одежды кукол. Выбор сюжета. Импровизация.
Тема 3.2 Игры на внимание
Практика: Игры «Что ты слышишь?», «Руки-ноги», «Передай позу»
Тема 3.3 Работа с куклой за столом и ширмой
Теория: Правила работы с куклой за столом и ширмой. Демонстрация, показ.
Практика: Упражнения. Отработка технологии работы с куклой за столом и ширмой.
Тема 3.4 Игры по ролям за ширмой
Теория: Беседа – диалог: «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа».
Практика: Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения,
остановка в движении, работа с предметами и т.д.)
Тема 3.5 Обыгрывание сюжета сочинённой сказки.
Теория: Презентация различных сюжетов сказок.
Практика: Сочинение сказки. Распределение ролей. Отработка навыков
кукловождения с
куклами.
Совершенствование
выразительности
движений,
интонационной выразительности. Промежуточная аттестация в виде минипоказа сказки
Раздел 4. Постановка кукольного спектакля
Тема 4.1 Выбор произведения. Чтение сценария
Теория: Представление произведений на выбор. Беседа о прочитанном. Определение
произведения.
Практика: Чтение сценария, разбор. Определение главной мысли, действий героев.
Тема 4.2 Распределение ролей. Работа над выразительностью речи, жестов,
мимики, голоса

Практика: Распределение ролей. Чтение по ролям. Формирование умений вживаться в
роль, передавать характер героя жестами, мимикой. Формирование четкой и грамотной
речи, отработка выразительности.
Тема 4.3 Работа с куклами по сценарию.
Теория: Обучение работе за ширмой, соединению словесных действий с физическими.
Практика: Упражнения для отработки навыков разговора куклы, выстраивание
диалогов. Остановка в движении. Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения.
Репетиции отдельных минисцен.
Тема 4.4 Подготовка декораций, музыки
Теория: Понятие «декорации». Просмотр декораций кукольных театров. Определение
декораций к спектаклю. Прослушивание музыкальных произведений для спектакля.
Практика: Изготовление декораций, костюмов кукол. Нарезка музыки.
7

Тема 4.5 Репетиция спектакля
Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций,
костюмов, музыкального сопровождения, света.
Раздел 5. Итог
Тема 5.1 Итоговое занятие.
Практика: творческий отчет – показ спектакля. Подведение итогов. Награждение
лучших обучающихся.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Всего
Всего
Количеств Режим занятий
обучени начала
окончания учебны учебны о учебных
я
(или обучения обучения х
х дней
часов
группа) по
по
недель
программ программ
е
е
1 год
15.09.
31.05.
36
36
72
1 раз в неделю,
2024
2025
по
2
занятия,
продолжительност
ь каждого 40 мин.
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации программы является
разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих
возможностей обучающихся.
На занятиях по программе применяются:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения
(скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы,
дразнилки);
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр.
В воспитательном процессе используются методы убеждения, поощрения,
стимулирования, мотивации и др.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим»
методом каждого тренировочного занятия.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе
подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что хочется.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровье сберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап:
– организационный момент;
8

- подготовка обучающихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной
деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3. Практическая работа.
4. Итоговый этап:
– подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
Дидактические материалы:
1. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
2. Книги по теме.
3. Заготовки эскизов декорации.
4. Сценарии по темам.
5. Планы – конспекты занятий.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в актовом зале.
Имеется кабинет для отдельных занятий, с окном, которое позволяет проветривать
помещение. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Имеется естественное и искусственное освещение.
Материально-техническое обеспечение.
Для эффективной реализации программы имеется необходимая материальнотехническая база:
-кабинет;
-актовый зал;
Оборудование, инструменты и материалы:
- стол для преподавателя - 1,
- кресло для преподавателя – 1,
- кресла для учеников – 15,
- ноутбук - 1;
- видеокамера - 1;
- мультимедийная проекционная установка - 1;
- ширма театра - 1;
- осветительное оборудование (светодиодный прожектор) - 1;
- звуковые колонки - 2;
- дистанционные микрофоны – 2.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.
Оценочные материалы
9

Оценка полученных образовательных, практических результатов у обучающихся
проводится с помощью методов педагогического наблюдения, опроса, минипоказов
сказок, спектаклей, практических заданий, скороговорок.
Входной мониторинг (опрос)
1. Знаешь ли ты, что такое кукольный театр и его виды?
2. Играл(а) ли ты когда-нибудь в кукольном театре?
3. Есть ли у тебя первоначальные навыки выступления на публику?
4. Делал(а) ли ты когда-нибудь кукольных героев?
5. Интересен(на) ли тебе роль актера?
6. Хотел(а) ли бы ты научиться изготавливать различные виды кукол?
7. Хотел(а) ли бы ты обучиться актерскому мастерству?
8. Любишь ли ты выступать на публику?
Критерии оценки
Интерес к
кукольному театру

Выступление на
публику

низкий
Имеет
первоначальные
знания о кукольном
театре
Смущается в
присутствии зрителей
до 60 %

Уровень
средний
Имеет
первоначальные
знания, пробовал
делать героев для
кукольного театра
Чувствует себя более
комфортно, выступая
в паре, группе
61 – 80%

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи:
Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Баран Буян залез в бурьян.
Наш Полкан попал в капкан.
Бобры для бобрят добры.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Около кола колокола.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон!
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Горихвостка, гори-хвосточка, выгорихвостила горихвостят.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
10

высокий
Много знает о
кукольных театрах,
его видах, умеет
создавать своих кукол
Чувствует себя
комфортно на сцене
более 80 %

У Кондрата куртка коротковата.
Влас у нас, а Афанас у вас.
Скрепи скрепки крестиком.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Феофанова фуфайка Фефеле впору.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
На дворе — трава, на траве — дрова.
Из кузова в кузов сгружали арбузы.
Критерии оценки по минипоказу сказки (промежуточная аттестация):
Критерии оценки
Знание слов роли

низкий
Читает с листа

Уровень
средний
Знает слова, но
ошибается
Выполняет два
критерия

высокий
Четко знает слова

Артистизм,
выразительность
игры роли,
вхождение в образ
роли

Выполняет один
критерий

Выполнение кукол,
атрибутов,
соответствующих
содержанию сказки

Выполнены небрежно Выполнены с учетом
требований

Полностью
соответствуют
критериям

до 60 %

более 80 %

61 – 80%

11

Выполняет все
критерии и добавляет
свои действия

Календарно-тематический план
№ п/ п Тема занятия
Вводное занятие.

Месяц

Кол-во
часов
сентябрь
2

Формы занятий
Беседа

Формы
контроля
Входящий
мониторинг:
опрос

Раздел 1. Азбука театра
1.1
Азбука театра

сентябрь

4

1.2

октябрь

4

Раздел 2. Тренинговая работа
2.1
Артикуляция. Дикция. Речевое
дыхание.

октябрь
ноябрь

6

2.2

ноябрь

6

Раздел 3. Работа с куклой
3.1
Изготовление кукол. Работа в
импровизации

декабрь

6

3.2

Игры на внимание

декабрь

2

3.3

Работа с куклой за столом и
ширмой

декабрь
январь

4

3.4

Игры по ролям за ширмой

январь

4

3.5

Обыгрывание сюжета
сочиненной сказки

февраль

4

Раздел 4. Постановка кукольного спектакля
4.1
Выбор произведения. Чтение
февраль
сценария

4

Беседа

Текущий
контроль: опрос

4.2

март

4

март

4

Беседа,
практическое
задание
Беседа,
практическое
задание

Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
наблюдение

4.3

Виды театральных кукол и
способы кукловождения

Учимся говорить на сцене.
Выразительность речи.

Распределение ролей. Работа
над выразительностью речи,
жестов, мимики, голоса
Работа с куклами по сценарию

12

Беседа,
Текущий
практическое
контроль: опрос
задание
Беседа, просмотр
Текущий
презентации, игра контроль: опрос
Беседа, упражнения,
Текущий
практическое
контроль:
задание
практическое
задание
Беседа, упражнения,
Текущий
игры, практическое
контроль:
задание
практическое
задание
Показ презентации,
творческая работа

Текущий
контроль:
наблюдение
Игры
Текущий
контроль:
наблюдение
Беседа, упражнения,
Текущий
практическое
контроль:
задание
наблюдение
Беседа – диалог,
Текущий
игры, практическое
контроль:
задание
наблюдение
Презентация,
Текущий
практическое
контроль:
задание, минипоказ наблюдение
сказки
Промежуточная
аттестация:
минипоказ

4.4

Подготовка декораций, музыки

март
апрель

6

Беседа, творческое
задание

4.5

Репетиция спектакля

апрель
май

10

Беседа,
практическое
занятие

май

2

Показ спектакля

Раздел 5. Итог
5.1
Итоговое занятие

13

Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
наблюдение
Подведение
итогов
реализации
программы:
спектакль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».