Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлые нотки» – художественная. Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали). Отличительные особенности программы. Программа реализуется в сетевой форме с участием Базовой организации (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества» и организации – участника (муниципальное бюджетное учреждение культуры с. Бея). Базовая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Веселые нотки». Базовая организация и организация участник сотрудничают в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ, в которых указаны условия реализации программы, права и ответственность сторон. Данная программа предусматривает использование традиционных и современных приёмов обучения, которые позволяют заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого учащегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Новизна программы заключается в удовлетворении потребностей в занятиях вокальным творчеством у детей с самой разной мотивацией. Педагогическая целесообразность. Занятия вокалом дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус. Недостаточно научить обучающегося музыкальным умениям, навыкам, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 17 лет. Уровень программы – ознакомительный. Объем программы – для группы первого года обучения 144 часа, для группы второго года обучения 144 часа. Срок реализации программы: 2 года обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 2 раза в неделю по два учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, между занятиями 10 минутный перерыв. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Занятия проводятся в виде мастер – классов, концертов, творческих отчетов, выступлений, конкурсов. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» доступна для детей различных категорий, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к музыкальной деятельности. Для одаренных детей подбирается более сложный репертуар. Вершина творческих достижений обучающихся – выступление на творческих отчетах, фестивалях, праздниках. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня, формирование музыкальных способностей. Задачи программы: Образовательные: - изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; - освоить приёмы сольного и ансамблевого пения; - сформировать комплекс музыкально-ритмических навыков; - обучить правильному дыханию; - сформировать систему знаний, умений и навыков по предмету вокал. Развивающие: - развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; - осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; - развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства. Воспитательные: -воспитывать и развивать художественный вкус, -воспитывать и развивать любовь и уважение к искусству и культуре родной страны, -приобщать обучающихся к здоровому образу жизни, -воспитывать в обучающихся уважение к старшим, как продолжение педагогического авторитета, -формировать у обучающихся умение общаться и учиться в обществе сверстников, -воспитывать стремление к организации своего свободного времени. Содержание программы: Учебный план (первый год обучения) № Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8. Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Вводное занятие. ПРАЗДНИК «Созвездие талантов» Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. (Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебнотренировочного материала) Фонограмма, её особенности и возможности 4 2 2 6 4 2 10 2 8 Приёмы работы с микрофоном. Пение учебнотренировочного материала. Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала. Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Промежуточная аттестация. Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала. Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебнотренировочного материала. «Бек-вокал» и его роль в 10 4 6 10 4 6 Наблюдение, творческая работа. 30 8 22 Наблюдение, творческое выступление. 8 4 4 Наблюдение, творческая работа. 30 4 26 Наблюдение, творческая работа. 26 6 20 Наблюдение, Входной контроль. Беседа, опрос. Праздник. Наблюдение, опрос, беседа. Наблюдение, опрос, беседа, практическое задание. Наблюдение, творческая работа. Тема 9. эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала. Творческий отчёт. Тема 10. Подготовка. творческая работа. 8 - 8 Завершающее занятие 2 - 2 Итого 144 38 106 Наблюдение, творческая работа, творческое выступление, концерт. Беседа. Тема 11. Содержание учебного плана (первого года обучения) Тема 1. Вводное занятие. ПРАЗДНИК «Созвездие талантов» Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада). Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение). Практика. Проведение праздника «Созвездие талантов». Оценка первоначальных навыков. Тема 2. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. (Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебнотренировочного материала) Теория. Постановка певческой задачи. Расширение представления о жанре «Эстрадное пение». Понятие «манера исполнения». Индивидуальное прослушивание. Практика. Пение учебно – тренировочного материала. Тема 3. Фонограмма, её особенности и возможности Теория. Понятие фонограмма, её виды и особенности. Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок». Понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой. Подбор песенного репертуара. Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания). Запись фонограмм. Тема 4. Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. Теория. Знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями. Приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук». Передвижение с микрофоном по сцене. Практика. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление). Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции). Разучивание песенного репертуара. Тема 5. Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала. Теория. Понятие «пластическое интонирование». Знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика». Просмотр видеозаписи примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Практика. Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни. Тема 6. Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Теория. Знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы его создания. Знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства. Знакомство с понятием – образ песни. Выявление певческой наклонности обучающихся, индивидуальный подбор песенного материала. Практика. Индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни. Введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем). Индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. Тема 7. Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала. Теория. Знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль. Виды ансамблей вокальных и инструментальных. Состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет». Слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения. Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара. Тема 8. Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебнотренировочного материала. Теория. Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов. Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие). Индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов. Тема 9. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебнотренировочного материала. Теория. Знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Роль «бек-вокалистов» и их состав. Приёмы исполнения «бек-вокалистов». Слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом». Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал. Тема 10. Творческий отчет. Подготовка. Практика. Подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия. Выступление. Тема 11. Завершающее занятие. Практика. Подведение итогов за год. По завершению первого года обучения учащиеся должны: - знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа; - уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон); - овладеть следующими вокальными навыками: -петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2; вторые голоса СИм – СИ1; - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком; - формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада; - петь выразительно, осмысленно простые песни; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно; - знать правила охраны детского голоса. Учебный план (второй год обучения) № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. 2 2 - История джаза. Стилевые особенности. Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебнотренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Промежуточная аттестация. Приёмы импровизации. Пение учебнотренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Рэп. История становления жанра. Пение учебнотренировочного материала. Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала. Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. Творческий отчёт. 6 4 2 74 16 58 Входной контроль. Беседа, опрос. Наблюдение, опрос, беседа. Наблюдение, опрос, беседа, творческая работа. Творческое выступление. 18 4 14 Наблюдение, творческая работа. 4 2 2 Наблюдение, творческая работа. 6 2 4 Наблюдение, творческое выступление. 30 6 24 Наблюдение, творческая работа. 2 - 2 Творческое выступление, Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8. Формы аттестации/ контроля Завершающее занятие 2 - 2 Итого 144 36 108 концерт. Беседа. Тема 9. Содержание учебного плана (второго года обучения) Тема 1. Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебным планом второго года обучения. Тема 2. История джаза. Стилевые особенности. Теория. Знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра. Джаз, история возникновения. Стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма). Слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга). Практика. Пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация). Тема 3. Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебнотренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Промежуточная аттестация. Теория. Знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения. Слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной). Подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм. Знакомство с понятием глиссандо. Изучение технического приёма глиссандирования звука. Слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования. Знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп». Слушание записей-примеров исполнения «бибоп». Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация). Запись фонограмм. Выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения. Разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения. Пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука. Пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа». Тема 4. Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Теория. Знакомство с понятием импровизация. Слушание примеров вокальных импровизаций. Знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций. Практика. Пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции. Создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков. Тема 5. Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала. Теория. Стиль – РЭП. История становления жанра. Слушание записейпримеров стиля РЭП. Практика. Пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией. Тема 6. Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебнотренировочного материала. Теория. Значение поэтического текста в жанре РЭП. Знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы. Практика. Составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме. Тема 7. Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. Теория. Знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения. Формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП. Практика. Индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. Тема 8. Творческий отчет. Практика. Творческое выступление. Концерт. Тема 9. Завершающее занятие. Практика. Подведение итогов за год. По завершению второго года обучения учащиеся должны: - знать о стилевых особенностях джаза, - иметь представление о джазовых жанрах, - уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон), - овладеть следующими вокальными навыками: - петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2; второй голос – Лям – РЕ2; - соблюдать певческую установку; - стремиться петь на опоре; - знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп», - не форсировать звучание при исполнении песен; - петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере; - петь интонационно чисто и слаженно; - пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации; - уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения; - уметь исполнять сольно; - знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа». Планируемые результаты Предметные результаты: -овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; -овладение основами музыкальной культуры. Показатели: -знает стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; - имеет навыки приёмов сольного и ансамблевого пения; - имеет представление о способах и приемах выразительного музыкального интонирования; - сформирована система знаний, умений и навыков по предмету вокал; - соблюдает при пении певческую установку; -умеет использовать в процессе пения правильное певческое дыхание. Личностные результаты: -развитие познавательной активности в творческой деятельности; способность планировать свои действия и управлять своим поведением в музыкальной деятельности; - развитие музыкальных способностей учащихся: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма; - развитие интереса учащихся к песенному творчеству; развитие эстетических чувств и художественного вкуса. Показатели: присутствует устойчивый познавательный интерес; легко и быстро увлекается творческим делом; - выполняет требования, необходимые для успешной музыкальной деятельности; - доброжелательно относится к другим учащимся и оказывает им помощь. Метапредметные результаты: -формирование развития навыков пения; -овладение способами решения поискового и творческого характера; -приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Показатели: -умеет точно передавать мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения; -умеет решать проблемы творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 2 раза в неделю по два занятия, продолжительность каждого 40 мин. 2 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 2 раза в неделю по два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Формы аттестации: Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, а также итоговая аттестация за учебный год – проводится в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявление наиболее способных и талантливых детей. Способы и формы проверки результатов 1. Педагогическое наблюдение, прослушивание, творческие работы. 2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: - проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; - участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; - творческие выступления. Оценочные материалы С помощью средств мониторинга оцениваем степень продвижения обучающихся в освоении образовательной программы и уровень их воспитанности, а затем заносим оценки в специальную (диагностическую) карту развития детей. В начале учебного года (октябрь) осуществляется диагностика творческих способностей детей, для определения музыкальных способностей каждого. Чтобы узнать текущие результаты освоения программы, проводится (январь) промежуточная диагностика. В конце учебного года (май), для изучения достижения обучающихся планируемых итоговых результатов проводится заключительная диагностика. Методы диагностики: наблюдение за активностью обучающихся на музыкальных занятиях, диагностические, творческие задания, музыкальные игры, сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, беседы о различных музыкальных жанрах, обобщающее (итоговое) занятие, и др. Для диагностики применяются уровни оценок: низкий, средний, высокий. "Определение результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе": Показатели Критерии Степень выраженности (оцениваемые оцениваемого качества параметры) 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические Соответствие Минимальный уровень знания (по основным теоретических знаний (ребенок овладел менее чем Баллы 1 разделам программы) ребенка программным 1/2 объема требованиям предусмотренных программой); знаний, Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) 1.2. Владение Осмысленность специальной правильность терминологией использования специальной терминологией Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) и Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); 5 10 1 5 Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой) 10 Вывод: Уровень теоретической подготовки Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Низкий 2-6 Средний 7-14 Высокий 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические Соответствие Минимальный уровень умения и навыки, практических умений (ребенок овладел менее чем предусмотренные и навыков 1/2, предусмотренных программой (по программным умений и навыков); основным разделам требованиям учебно-тематического Средний уровень (объем плана программы) усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) 15-20 1 5 10 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений использовании специального оборудования оснащения Минимальный уровень в (ребенок испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием); и Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) 1 5 10 2.3. навыки Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Творческие Креативность в Начальный (элементарный выполнении уровень развития практических заданий креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); 1 5 Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Вывод: Уровень практической подготовки Творческий (выполняет задания с творчества) Низкий уровень практические элементами 10 3-10 Средний 11-22 Высокий 23-30 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно- Самостоятельность в Минимальный уровень интеллектуальные подборе и анализе (ребенок испытывает умения: литературы серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной 3.1.1. Умение помощи и контроле подбирать и педагога); анализировать специальную литературу Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 1 5 10 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.2. Учебнокоммуникативные умения: Самостоятельность пользовании компьютерными источниками информации в Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 1 5 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. Адекватность восприятия 3.2.1. Умение слушать информации, идущей и слышать педагога от педагога 3.2.2. Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. выступать перед подачи ребенком 3.1.1. аудиторией подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность в полемику, участвовать построении в дискуссии дискуссионного выступления, логика в построении доказательств 3.3. Учебно- Способность организационные самостоятельно умения и навыки: готовить свое рабочее место к деятельности и 3.3.1. Умение убирать за собой организовать свое рабочее место 3.3.2. Навыки Соответствие соблюдения в реальных навыков процессе деятельности соблюдения правил правил безопасности безопасности программным требованиям Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 1 5 10 Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); 1 5 Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) 3.3.3. Умение Аккуратность аккуратно выполнять ответственность работу работе Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) и Удовлетворительно в Хорошо Отличго 10 1 5 10 Вывод: Заключение Уровень общеучебных Низкий умений и навыков Средний Высокий Результат обучения Низкий ребенка по дополнительной Средний образовательной программе Высокий 9-30 31-62 63-90 До 46 47-98 99-140 Методическое обеспечение программы Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определенная последовательность основных форм занятий с учащимися: - беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами; - практические занятия, на которых учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания; - занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности учащихся; - занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов; - заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих учащихся, педагогов, родителей). В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, методы наблюдений, устного опроса; методы воспитания: поощрения, стимулирования, убеждения. На занятиях пользуются игровые технологии, технологии проблемноразвивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Применение современных образовательных технологий в музыкальных занятиях решают задачи общего развития обучающихся средствами музыки, обогащают духовный мир, развивают эмоциональную отзывчивость. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных, презентации, видео и аудио материалы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение: 1. Музыкальный зал, который обеспечен мебелью. 2. Оборудование: музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр, микрофоны, компьютер, колонки. Информационное обеспечение: -Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. -Справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическая литература и вокально-хоровая литература; - песенники; -методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами, вокалистами. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования со средним или высшим профессиональным образованием, имеющий соответствующую подготовку по направленности ДОП. Список литературы Используемая литература: 1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007. 2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007. 3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006. 4. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».М., «Классика», 2002. 5. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007. 6. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 7. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 8. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.