Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлые нотки» – художественная. Актуальность программы. Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокал – важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека. Отличительные особенности программы. Программа реализуется в сетевой форме с участием Базовой организации (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бейский Центр детского творчества» и организации – участника (муниципальное бюджетное учреждение культуры с. Бея). Базовая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Веселые нотки». Базовая организация и организация участник сотрудничают в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ, в которых указаны условия реализации программы, права и ответственность сторон. Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет предмет вокала. Программа предусматривает комплексный подход к проведению музыкальных занятий, охватывающий помимо формирования музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности и предоставление возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также личностного развития посредством различных видов искусства. Новизна программы заключается в удовлетворении потребностей в занятиях вокальным творчеством у детей с самой разной мотивацией. Педагогическая целесообразность. Занятия вокалом дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус. Недостаточно научить обучающегося музыкальным умениям, навыкам, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 14 лет. Младший школьный возраст (7-9 лет). В этом возрасте переход от игровой деятельности к учебной является определяющим и составляет так называемый «кризис 7 лет». Учащиеся попадают в ситуацию, когда возникает необходимость следования установленным образовательным учреждением правилам и нормам. Именно в этот период формируется и новое для детей психическое новообразование – умение управлять восприятием, вниманием и памятью. Формируется абстрактно-понятийное мышление. Игра остается – и, безусловно, важна, особенно в начале возрастного периода, но отходит на второй план и приобретает вспомогательный характер. У большинства детей в 7 - 8 лет уровень развития голоса еще так незначителен, что он развивается по мере приобретения правильных вокальных навыков при легком негромком звуке, спокойном дыхании, четком слове с хорошо произнесенными гласными и согласными. Голосовой механизм детей очень эластичен и податлив. Приблизительно с 9-11 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все больше обретать микстовый характер. Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон. Эти ноты начинают отличаться от верхних и нижних нот. Уровень программы – ознакомительный. Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 2 раза в неделю по одному учебному часу. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Занятия проводятся в виде мастер – классов, концертов, творческих отчетов, выступлений, конкурсов. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» доступна для детей различных категорий, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к музыкальной деятельности. Для одаренных детей подбирается более сложный репертуар. Вершина творческих достижений обучающихся – выступление на творческих отчетах, фестивалях, праздниках. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: развитие вокальных, творческих способностей у детей через занятия вокалом, музыкой, ритмопластикой. Задачи программы: Образовательные: - формировать комплекс музыкально-ритмических навыков, -обучать правильному дыханию, -формировать системы знаний, умений и навыков по предмету вокал, -поставить правильную, артикуляционную и выразительную речь, которая используется как в пении, так и в быту. Развивающие: -развить артистические и эмоциональные качества у учащихся средствами вокальных занятий, -развивать внимательность, наблюдательность, логические способности, -развивать способность к обучению языкам за счет занятий вокалом. Воспитательные: -воспитывать и развивать художественный вкус, -воспитывать и развивать любовь и уважение к искусству и культуре родной страны, -приобщать обучающихся к здоровому образу жизни, -воспитывать в обучающихся уважение к старшим, как продолжение педагогического авторитета, -формировать у обучающихся умение общаться и учиться в обществе сверстников, -воспитывать стремление к организации своего свободного времени. Содержание программы: Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Всего Раздел П Пение как вид музыкальной 10 1. деятельности Вводное занятие. Знакомство 2 Тема 1.1 с голосовым аппаратом, гигиена певческого голоса. Регистры. Певческая установка и 8 Тема 1.2 певческая позиция, дыхание. Теория Практика 3 7 2 - Входной контроль. Беседа, опрос 1 7 Наблюдение, опрос, выполнение практических упражнений Раздел 2. Формирование детского голоса Звуковедение и дикция Тема 2.1 26 5 21 6 1 5 Формирование Тема 2.2 исполнительских навыков 8 1 7 Метроритмические 6 Тема 2.3 упражнения, художественное тактирование 1 5 2 4 Ансамбль и строй 6 Формы аттестации/ контроля Наблюдение, выполнение практических упражнений Наблюдение, выполнение практических упражнений Наблюдение, выполнение практических упражнений Наблюдение, Тема 2.4 прослушивание Творческое выступление Промежуточная аттестация Раздел 3. Песенное творчество Вокальная работа над песней Тема 3.1 24 18 4 4 20 14 Собственная манера Тема 3.2 исполнения 6 - 6 Раздел 4. Музыкально – ритмичные движения, сценический образ Музыкальный образ в песне. Тема 4.1 Движения вокалистов под музыку 10 2 8 6 1 5 Сценическая культура и Тема 4.2 сценический образ 4 1 3 Раздел 5. Итог Завершающее занятие Тема 5.1 (аттестация) 2 2 - 2 2 72 14 58 Итого Наблюдение, прослушивание, выполнение творческого задания Наблюдение, прослушивание, выполнение творческого задания Наблюдение, прослушивание, практическое задание Наблюдение, прослушивание, практическое задание Творческое выступление, концерт Содержание учебного плана Раздел 1. Пение как вид музыкальной деятельности Тема 1.1 Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом, гигиена певческого голоса. Регистры. Теория. Особенности строения артикуляционного аппарата и гигиена певческого голоса. Тема 1.2 Певческая установка и певческая позиция, дыхание. Теория. Правильная установка при пении стоя и сидя (положение головы и корпуса прямое, ненапряженное). Певческая установка организует дыхание. Практика. Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, смешанное и реберно-диафрагмальное. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох. Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального. Выработка вокально правильной мимики и артикуляции. Спокойный, активный вдох с последующей задержкой, экономный выдох. Раздел 2. Формирование детского голоса Тема 2.1 Звуковедение и дикция. Теория. Дикция и механизм ее реализации. Практика. Свободный смягченный звук без крика и напряжения, различные виды атаки звука. Округление гласных, способы их формирования, пение легато и нон легато, владение нюансами (форте, пиано), развитие дикционных навыков. Тема 2.2 Формирование исполнительских навыков. Теория. Определение характера произведения и способа звуковедения. Практика. Работа над выработкой напевности звучания на основе задержки дыхания, выдоха. Диапазон. Знакомство с понятием высоты звука. Работа с микрофоном. Тема 2.3 Метроритмические упражнения, художественное тактирование. Теория. Изучаем музыкальный ритм, такт. Практика. Вводим учащихся в доступной для них форме в мир разнообразных ритмов. Изучаем простейшие длительности. Все, что проходим протопываем, прохлопываем, проговариваем, простукиваем. Тема 2.4 Ансамбль и строй. Теория. Звукообразование. Строй. Практика. Выработка унисона, чистое интонирование. Согласованное исполнение при соотношении простейших длительностей. Дыхание в ансамбле. Творческое выступление. Промежуточная аттестация. Раздел 3. Песенное творчество Тема 3.1 Вокальная работа над песней. Теория. Первоначальное слушание, объяснение общего содержания песни. Повторное слушание. Практика. Разучивание мелодии песни. Узнавание мелодии. Закрепление в памяти мелодии содержания песни. Работа над чистотой интонации. Работа над дружным началом песни. Работа над оттенками исполнения песни. Работа над дикцией. Работа над чистотой интонации. Пение без сопровождения. Работа над чистотой интонации – пение без инструмента, индивидуальное и группами. Пение индивидуально и группами – по желанию учащихся и педагога. Закрепляем песню. Тема 3.2 Собственная манера исполнения. Практика. Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего голоса. Раздел 4. Музыкально – ритмичные движения, сценический образ Тема 4.1 Музыкальный образ в песне. Движение вокалистов под музыку. Теория. Элементы ритмики. Практика. Движения вокалистов под музыку. В каждой песне, вокальном упражнении находить свой образ и его воплотить в движении, мимике, жестах. Движения вокалистов на сцене. Тема 4.2 Сценическая культура и сценический образ. Теория. Жестикуляция - как качество людей, работающих на сцене. Практика. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов дополнительное удовольствие для зрителя. Раздел 5. Итог Тема 5.1 Завершающее занятие (аттестация, творческое выступление, концерт) Планируемые результаты Предметные результаты: -овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; -овладение основами музыкальной культуры. Показатели: -умеет определять характер музыкального произведения; -умеет петь выразительно; -имеет представление о способах и приемах выразительного музыкального интонирования; -соблюдает при пении певческую установку; -умеет использовать в процессе пения правильное певческое дыхание. Личностные результаты: -развивается познавательная активность в творческой деятельности; способность планировать свои действия и управлять своим поведением в музыкальной деятельности; - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса. Показатели: - присутствует устойчивый познавательный интерес; - легко и быстро увлекается творческим делом; - выполняет требования, необходимые для успешной музыкальной деятельности; - доброжелательно относится к другим учащимся и оказывает им помощь. Метапредметные результаты: -формирование развития навыков пения; -овладение способами решения поискового и творческого характера; -приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Показатели: -умеет точно передавать мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения; -умеет решать проблемы творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 72 72 2 раза в неделю по одному занятию, продолжительность каждого 40 мин. 2 группа 15.09.2024 31.05.2025 36 72 72 2 раза в неделю по одному занятию, продолжительность каждого 40 мин. Формы аттестации: Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, а также итоговая аттестация за учебный год – проводится в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявление наиболее способных и талантливых детей. Способы и формы проверки результатов 1. Педагогическое наблюдение, прослушивание 2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: - проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; - участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; - творческие выступления. Оценочные материалы С помощью средств мониторинга оцениваем степень продвижения обучающихся в освоении образовательной программы и уровень их воспитанности, а затем заносим оценки в специальную (диагностическую) карту развития детей. В начале учебного года (октябрь) осуществляется диагностика творческих способностей детей, для определения музыкальных способностей каждого. Чтобы узнать текущие результаты освоения программы, проводится (январь) промежуточная диагностика. В конце учебного года (май), для изучения достижения обучающихся планируемых итоговых результатов проводится заключительная диагностика. Методы диагностики: наблюдение за активностью обучающихся на музыкальных занятиях, диагностические, творческие задания, музыкальные игры, сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, беседы о различных музыкальных жанрах, обобщающее (итоговое) занятие, и др. Для диагностики применяются следующие уровни оценок: низкий уровень – обучающийся не проявляет интерес к деятельности; плохо понимает смысл предлагаемого ему задания, затрудняется его выполнять; нуждается в помощи педагога; не проявляет самоконтроль, потребность в общении; имеет чаще негативную или неадекватную самооценку; средний уровень – обучающийся проявляет интерес; понимает инструкцию педагога, готов выполнить задание, прибегая к помощи педагога; действует по образцу, примеру; не во всех видах деятельности проявляет самоконтроль, потребность в сотрудничестве; имеет недостаточно устойчивую самооценку; высокий уровень (норма) – обучающийся имеет устойчивый интерес к различным видам деятельности; самостоятельно выполняет задания; повсеместно проявляет самоконтроль, потребность в сотрудничестве; добивается результата; имеет адекватную самооценку. Контрольно – измерительные материалы (Приложение 2.) Методическое обеспечение программы Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определенная последовательность основных форм занятий с учащимися: - беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами; - практические занятия, на которых учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания; - занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности учащихся; - занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов; - заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих учащихся, педагогов, родителей). В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, методы наблюдений, устного опроса; методы воспитания: поощрения, стимулирования, убеждения. На занятиях пользуются игровые технологии, технологии проблемноразвивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Применение современных образовательных технологий в музыкальных занятиях решают задачи общего развития обучающихся средствами музыки, обогащают духовный мир, развивают эмоциональную отзывчивость. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных, презентации, видео и аудио материалы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение: 1. Музыкальный зал, который обеспечен мебелью. 2. Оборудование: музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр, микрофоны, компьютер, колонки. Информационное обеспечение: -Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. -Справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическая литература и вокально-хоровая литература; - песенники; -методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами, вокалистами. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования со средним или высшим профессиональным образованием, имеющий соответствующую подготовку по направленности ДОП. Список литературы Используемая литература: 1.Абатурова Т.Н. Певческая осанка. – Томск: МАОУДОД ДШИ No4, 2011. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 2. 4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб: Издательство «Лань», 2000 – 192 с. 6. Иванова Л.Н. Особенности работы с детскими голосами на уроках классического вокала. Методические рекомендации к дополнительной общеразвивающей программе «Постановка голоса. Вокал», «Ансамбль», «Хор». Детский голос как основа вокального мастерства. – Томск: МАОУДОД ДШИ No4, 2013. 7. Краевая Л.В., Равикович Л.Л. Вокальная работа в детском хоре – М: Издательский центр «Академия», 2002 – 82 с. 8. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания – Ярославль: Академия развития, 2006 – 240 с. Приложение 1. Контрольно измерительные материалы. 1. Определение уровня музыкальных способностей (методика О.П. Радыновой) 1. ВНИМАНИЕ Ладовое чувство 3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно. 1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно. 2. ПРОСЬБА ПОВТОРИТЬ 3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить. 2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога. 1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения. 3. НАЛИЧИЕ ЛЮБИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся. 2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений. 1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов. 4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность 1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении. 5. ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ С КОНТРАСТНЫМИ ЧАСТЯМ 3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога. 1 – Не различает форму музыкального произведения. 6. УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ ПО ФРАГМЕНТУ 3– Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям. 2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ МЕЛОДИИ 3– Точно определяет окончание мелодии с первого раза. 2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога. 1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога. 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ У СЕБЯ И У ДРУГИХ 3– Очень чувствителен к точности интонации 2– Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других. Музыкально – слуховые представления 1. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ 3– Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя. 1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога. 2. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога. 1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 3. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога. 1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт. 4. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога. 1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ ИЗ 3 – 4 ЗВУКОВ НА МЕТАЛЛОФОНЕ 3– Мелодия подбирается по слуху самостоятельно. 2- Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте. 6. ПОДБОР ПО СЛУХУ МАЛОЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ 3– Мелодия подбирается по слуху самостоятельно. 2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте. Чувство ритма 1. Воспроизведение в хлопках, в притопах ритмического рисунка мелодии; 2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями; 3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). ОЦЕНКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием). 2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого). 1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием). Младшая группа (7 – 11 лет) 1. Соблюдать при пении правильную певческую установку: при пении сидя находиться в спокойном, ненапряженном состоянии, слегка отведя плечи назад, не наклоняя корпуса и головы. Ноги упирать в пол, не прислоняться к спинке стула. При пении стоя держать корпус прямо, но не напряженно, не отклоняя и не поднимая излишне голову вверх. Руки свободно опустить, слегка отведя плечи назад. Тяжесть тела распределять на обе ноги. 2. Уметь правильно дышать: делать спокойный вдох, поднимая плечи, равномерно расходовать дыхание при пении музыкальной фразы, петь короткие фразы на одном дыхании. 3. Ясно выговаривать слова песни. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Приобретать необходимую активность артикуляционного аппарата. 4. Пользоваться только мягкой атакой звукообразования. Без напряжения, легким, звонким, напевным звуком исполнять выразительно и эмоционально песни разного характера и содержания. Песни плавные исполнять легко, но не вяло, при исполнении песен героического характера не допускать форсированного звучания. 5. Уметь находить кульминации в отдельных фразах, в частях и в песне в целом. 6. Знать, что певческий голос нужно беречь. Средняя группа (12 – 14 лет) 1. Соблюдать при пении правильную певческую установку. 2. Научиться петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его. Укреплять навык спокойного, равномерного выдоха при пении. Уметь делать вдох в характере исполняемого произведения. 3. Четко, ясно произносить согласные, особенно в верхнем регистре. Пользоваться мягкой атакой как постоянным приемом звукообразования. 4. Научиться петь легато, нон - легато, стаккато. 5. Стремиться петь свободным, мягким ровным звуком, смягчать звук в нижнем регистре. Стремится к вокально – танцевальному исполнению мелких длительностей в песнях быстрого темпа. Уметь петь маршеобразные песни, сохраняя напевность, при четком выполнении пунктирного ритма. 6. Продолжать работу над фразировкой: уметь самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова. Чисто интонировать хроматизм в песнях и упражнениях. Петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации. 7. Мальчикам – мутантам петь мягко, не напряженно, на удобных для них звуках. Приложение 2 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата 1 Певческая установка Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. 2 Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье сберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. 3 Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласным следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губи мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». 4 Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. 5 Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения. 6 Развитие чувства метроритма Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения 7 Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. 8.Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато. 9.Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. 10 Формирование сценической культуры. Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Дыхательная гимнастика. Разминка для голоса. Следить, чтобы во время пения плечи не поднимались, а дыхание было нижне – рёберным, с работой диафрагмы. Для контроля нужно положить на живот руки. Можно использовать соответствующие картинки. «Паровоз» - короткий вдох носом, долгий выдох через рот; «Воздушный шарик»- вдох носом, а выдох долгий на звук «ш-ш-ш»; «Комарик»- вдох нижне- рёберный и долгий выдох со звуком «З-з-з»; «Лошадка» - прищелкивание язычком, останавливание лошадки- «Тпру-у-у»; «Машина» - звук «Р-р-р» вибрация губ; используя соответствующие картинки; «Самолёт» - на звук «У-у-у» - петь протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос; «Певец» - на слог «ля» тянуть как можно дольше звук, стараясь чтобы было усиление динамики и ослабление динамики к концу звучания Артикуляционная гимнастика. Здесь работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль. - «Болтушка» - высунуть язык и очень быстро им зацеплять верхнюю и нижнюю губу; - «Шинкуем капусту» - прикусывание зубами выдвигающегося вперёд и назад языка; - «Обезьянка» - язык поднят вверх и зажат между губами и зубами; - «Жуём конфетку»- вращаем языком над верхними и нижними зубами; - «Лошадка» - цокать языком далеко-близко; - «Радость» и «Обида» - показ мимикой лица; - «Бегемот зевает» - нижняя челюсть открыта, звук «Э»; - «Рева» - нижняя челюсть открыта и нижняя губа вывернута; - «Рычащая пантера» - нижняя челюсть и верхняя губа задействованы в произношении звука «РР-Р»; - «Кобра» - нижняя челюсть и губы, язык – жало; -«Забей гол»- вправо- влево водить языком внутри щёк; -«Подуй на одуванчик» - язык выдвинут вперёд и сложен трубочкой Речевые упражнения и музыкально – речевые игры. 1 Речевые упражнения. Взрослый четко проговаривает согласные буквы (слоги, слова), а дети «отвечают», так же четко проговаривая. Важно в этом упражнении держать быстрый темп. Произносим буквы: Б, П, В, Ф, Г, К, Ж, Ш, Д, Т, З, С. Произносим слоги: да, ма, ба, га, бра, брэ, бри, бро, бру и т.д Произносим слова: гав, динь, дон, бом, рак. 2 Музыкально – речевые игры. Одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: ритм, темп, тембр, динамика, интонация, артикуляция, форма. Они являются характерными и для речи. Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 -1982) г.г.). Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран. Речевые игры и упражнения, а также разучивание текстов (слов песен) на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками по коленям, щелчками). Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем, на лугу», «Чики –чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др. Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Речевые игры со звучащими жестами. Снег. (И. Токмакова) Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка. И под горкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям. И на ёлке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка. И под ёлкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям. А под снегом спит медведь. Притопы. Тише, тише – не шуметь! Произносят шёпотом, указательный палец возле губ Речевые игры с музыкальными инструментами. Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук! Принесли нам расписные ложки. Тук –тук! Мы на ложках заиграли. Туки –туки! Туки –тук! Наши ложки заплясали. Туки –туки! Тук –тук – тук! Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень. Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень. Погремушки зазвенели – Трень –трень – трень! Трень –трень – трень! Звонко песенку запели - Трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень! Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень! Будет весело играть наш оркестр целый день!