Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Актуальность программы – обусловлена приобщением обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Педагогическая целесообразность. Представление самостоятельности и возможностей для самовыражения ребенку, путем выборного подхода (варианты действий технологии, методов средств) деятельности для достижения оптимального результата. Отличительная особенность программы. Вязание характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание становится любимым занятием. Владение данной техникой даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание. Адресат программы – учащиеся, интересующиеся художественным творчеством, в частности, вязанием в возрасте от 7 до 15 лет. Уровень программы – ознакомительный. Объем программы - 144 часа. Срок реализации программы – 1 год. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Формы организации деятельности детей - индивидуальные, индивидуальногрупповые, групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые и ролевые игры, выставки, творческие отчеты, и другие виды учебных занятий и учебных работ. А также учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия проводятся, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Цель программы: создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире. Задачи программы: Образовательные: - сформировать кругозор учащихся в области вязания; - обучить умениям и навыкам самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности в области декоративно прикладного творчества; - сформировать навыки самостоятельного пользования терминологией при чтении специализированной литературы и текстов. Развивающие: - развивать и корректировать мелкую моторику и координацию рук; − развивать художественный вкус и творческую инициативу; − развивать творческие способности и инициативу учащихся, их логическое, абстрактное и критическое мышление в процессе творческой деятельности; − развивать познавательный интерес и познавательные способности учащихся; − развивать память, внимательность, пространственное воображение. Воспитательные: − воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; − сформировать адекватную самооценку учащихся через проявление себя в конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности; − привить основы культуры труда. Содержание программы Учебный план № п/п Раздел 1. Количество часов Теори Практик Всего я а 10 3 7 Название раздела, темы Курс вязания крючком 2 Тема 1.1. Тема 1.2. Тема 1.3 Раздел 2. Тема 2.1. Тема 2.2. Раздел 3. Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Раздел 4. Тема 4.1 Тема 4.2 Тема 4.3 Раздел 5. Тема 5.1 Тема 5.2. 1 Формы аттестации/ контроля 1 Вводное занятие Беседа, наблюдение Основные приемы вязание крючком Изготовление игрушек из полиэтиленовых пакетов 4 1 3 4 1 3 Поделки из пряжи и картона, ткани и кожи Заготовка картонного шаблона. Технология изготовления помпона 6 2 4 4 1 3 2 1 1 18 3 15 Подбор материала и эскиз 2 1 1 Показ образцов Выполнение плоских сказочных героев Настенное панно из пряжи 8 1 7 Технология выполнения 8 1 7 Выставка Мастерская деда мороза. Выполнение игрушек, поделок, сувениров 28 3 25 Выбор изделия и выполнение объемной игрушки 4 1 3 Мастерская Деда Мороза (поделки, игрушки, открытки) Новогодний серпантин 12 1 11 Технология выполнения 12 1 11 Обвязывание сосудов разной формы Подбор сосудов и пряжи 12 3 9 Технология изготовления выполнения 2 1 1 Выполнение обвязывания сосуда 8 1 7 Выполнение оформление изделия Выполнение плоских игрушек крючком и Беседа, наблюдение Выставка Технология выполнения Выставка Показ образцов Показ образцов Технология выполнения Оформление готового изделия Промежуточная аттестация 2 Способы тунисского вязания История возникновения. Инструменты и материалы Выполнение образцов тунисского вязания 70 13 57 2 1 1 8 1 7 Выполнения образцов лицевые петли Выполнение образцов узора резинки (1*1, 2*2 и сложная) Мозаика ткачество из пряжи Основные приемы вязания Прибавление и убавление петель. Частичное вязание Выполнение резинки полуторка (1-1) Закрытие петель простым способом 8 1 7 6 1 5 Технология выполнения 8 1 7 Технология выполнения 10 1 9 Беседа 4 1 3 Технология выполнения 4 1 3 4 1 3 Вязание кругового шнура Выполнение из бумажных трубочек 4 1 3 Технология выполнения Технология выполнения Технология выполнения 6 1 5 4 1 3 Тема 6.12 Сувениры из нетрадиционного материала Итоговая аттестация Тема 6.13 Выставка изделий 2 1 1 144 27 117 Тема 5.3 Раздел 6. Тема 6.1 Тема 6.2 Тема 6.3 Тема 6.4 Тема 6.5 Тема 6.6 Тема 6.7 Тема 6.8 Тема 6.9 Тема 6.10 Тема 6.11 Итого часов готовых 1 1 Выставка Беседа Технология выполнения Технология выполнения Выставка Технология выполнения Выставка Выставка Содержание учебного плана Раздел 1. Курс вязания крючком Тема 1.1 Вводное занятие Теория. Правила поведения в кабинете. Правила безопасности при выполнении практических работ. Материалы и инструменты для работы. Ознакомление с перечнем изделий, которые предлагается выполнить в процессе занятий. Практика. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Правильное положение рук. Выбор крючка в зависимости от толщены ниток и узора. Тема 1.2 Основные приемы вязание крючком Теория. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение качества петель и ниток. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.). Тема 1.3 Изготовление игрушек из полиэтиленовых пакетов Теория. Особенности работы с различными полиэтиленовыми пакетами. Правила соответствия крючка и нити. Определение вида пряжи по видам и свойствам. Выбор и подготовка нитей к вязанию. Сматывание пряжи рабочим концом наружу. Сматывание пряжи с рабочим концом из центра. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Технология выполнения различных игрушек. Раздел 2. Поделки из пряжи и картона, ткани и кожи Тема 2.1 Заготовка картонного шаблона. Технология изготовления помпона Теория. Техника сматывания нити в клубок для помпона. Разнообразие середины клубка для помпона. Виды помпонов. Практика. Виды техники наматывания, разнообразие основ. Варианты цветности, композиции цветности. Форма помпонов, плотность. Разнообразие помпонов, в зависимости от качества нити, также используем ткань и кожу. Тема 2.2 Выполнение и оформление изделия Теория. Техника сматывания нити в клубок для помпона. Практика. Изготовление и украшение помпонов. Раздел 3. Выполнение плоских игрушек крючком Тема 3.1 Подбор материала и эскиз Теория. Ознакомление и подбор геометрической формы игрушки. Практика. Составление индивидуальной схемы вязания изделия. Подбор ниток. Тема 3.2 Выполнение плоских сказочных героев Теория. Изучение деталей выбранных героев. Подбор ниток. Практика. Вывязывание отдельных частей сказочных героев. Способы соединения деталей между собой. Тема 3.3 Настенное панно из пряжи Теория. Подбор цветовой гаммы, пряжи. Практика. Вывязывание отдельных частей. Компоновка и способы крепления композиции на плоскости. Раздел 4. Мастерская Деда Мороза. Выполнение игрушек, поделок, сувениров Тема 4.1 Выбор изделия и выполнение объемной игрушки Теория. Ознакомление и подбор формы игрушки. Подбор цветовой гаммы, пряжи. Практика. Составление индивидуальной схемы вязания изделия. Подбор ниток. Практическое изготовление игрушки. Тема 4.2 Мастерская Деда Мороза (поделки, игрушки, открытки) Лекция. Изучение деталей. Изготовление отдельных частей. Практика. Способы соединения деталей между собой. Оформление изделия. Тема 4.3 Новогодний серпантин Теория. Изучение деталей и способы изготовления. Подбор материала. Практика. Изучение деталей. Изготовление отдельных частей. Способы соединения деталей между собой. Оформление изделия. Раздел 5. Обвязывание сосудов разной формы Тема 5.1 Подбор сосудов и пряжи Теория. Выбор сосудов различной формы. Практика. Подбор схемы, ниток по цвету и фактуре. Тема 5.2 Выполнение обвязывания сосуда Теория. Изучение технологии обвязывания сосудов. Практика. Набор петель, соединение в кольцо, прибавление петель, вывязывание донышка, вязание основы сосуда. Убавление петель по форме сосуда. Тема 5.3 Оформление готового изделия Теория. Техника оформления цветами, листьями, цветной бумагой. Практика. Украшение листьями, цветы, веточки, цветная бумага (картон). Промежуточная аттестация, творческая работа, выставка. Раздел 6. Способы тунисского вязания Тема 6.1 История возникновения. Инструменты и материалы Теория. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания на спицах. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Практика. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Тема 6.2 Выполнение образцов тунисского вязания Теория. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Выбор крючков в зависимости от ниток и узора. Набор петель. Принципы образования начального ряда. Технология выполнения вязание изнаночной петли. Тема 6.3 Выполнения образцов лицевые петли Лекция. Условные обозначения, применяемые при вязании. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Набор петель. Принципы образования начального ряда. Технология выполнения вязание лицевой петли. Тема 6.4 Выполнение образцов узора резинки (1*1, 2*2 и сложная) Теория. Условные обозначения, применяемые при вязании спицами. Практика. Кромочная петля. Закрепления последнего ряда. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной. Тема 6.5 Мозаика ткачество из пряжи Теория. Натяжение и переплетение нитей на ткацкий станок. Практика. Технология выполнения ткачества. Закрепления последнего ряда. Тема 6.6 Основные приемы вязания Теория. Условные обозначения, применяемые при вязании спицами. Технология выполнения вязание изнаночной и лицевой петли. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Набор петель. Принципы образования начального ряда. Технология выполнения вязание лицевой и изнаночной петли. Кромочная петля. Закрепления последнего ряда. Связать образцы. Тема 6.7 Прибавление и убавление петель. Частичное вязание Теория. Способы прибавления и удаления петель. Практика. Укороченные и увеличенные ряды. Индивидуальная работа; небольших бытовых изделий, образцов. Тема 6.8 Выполнение резинки полуторка 1-1 Теория. Условные обозначения, применяемые при вязании спицами. Работа с журналами, чтение схем. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Набор петель. Тема 6.9 Закрытие петель простым способом Теория. Условные обозначения, применяемые при вязании спицами. Выбор спиц в зависимости от ниток и узора. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Набор петель. Принципы образования начального ряда. Технология выполнения вязание лицевой и изнаночной петли. Кромочная петля. Закрепления последнего ряда. Тема 6.10 Вязание кругового шнура Теория. Способы прибавления и удаления петель. (3- 6 петли) Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Набор петель. Тема 6.11 Выполнение из бумажных трубочек Теория. Изготовление и соединения бумажных трубочек. Практика. Компоновка готового изделия. Тема 6.12 Сувениры из нетрадиционного материала Теория. Изготовление и соединения деталей сувенира. Практика. Приемы работы, правильное положение рук. Изготовление и соединения деталей сувенира. Итоговая аттестация, творческая работа, выставка. Тема 6.13 Выставка готовых изделий Теория. Достижения и планы на будущее. Практика. Подготовка выставки. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате обучения дети будут знать: - сочетания фактуры и материала при вязании; - виды декоративно-прикладного творчества; - безопасные приемы работы; - основные рабочие приемы вязания крючком; - условные обозначения вязальных петель, схемы; - порядок чтения схем для вязания крючком. Обучающиеся должны уметь: - пользоваться схематичным описанием рисунка; - выполнять различные приемы вязальными инструментами; - рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия; - подбирать инструменты и материалы для работы; - выполнять сборку и оформление готового изделия. Метапредметные результаты: - уметь работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов; - уметь делать самостоятельный выбор, выполнять различные творческие работы по созданию изделий; - уметь адекватно воспринимать оценку своих работ; - уметь самостоятельно составлять, осуществлять и контролировать свой образовательный маршрут; - уметь осуществлять проектную деятельность (выявлять проблемы, ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои творческие идеи); - уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - уметь выражать свои мысли, способны выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - уметь работать в группе с выполнением различных творческих заданий; - уметь осуществлять поиск новых решений возникшей творческой проблемы; - проявлять инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; - обладать компетентностью в области использования информационнокоммуникационных технологий. Личностные результаты: - устойчивый познавательный интерес к выбранной деятельности; - навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации); - способность к самооценке (у ребенка сформируется адекватная самооценка при выполнении творческих работ, понимание многообразия критериев оценки); - обладание социально ценными личностными качествами (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду); - навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности; - овладение целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и технологий; - обладание качествами, весьма важными в практической деятельности любого человека (внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, независимость и нестандартность мышления); - самостоятельность в приобретении новых знаний и умений; - проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; - мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода. Раздел 2. Организационно - педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий группа БСОШИ 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 группа БШИ 15.09.2024 31.05.2025 36 72 144 2 раза в неделю, по два занятия, продолжительностью 40 мин. 2 раза в неделю, по два занятия, продолжительностью 40 мин. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Материалы: пряжа, наполнитель, синтепон, поролон. 3. Оборудование: крючки, спицы, пряжа, ножницы, карандаш, бумага, сантиметровая лента. 4. Ткацкий станок, электроутюг, увлажнитель, вязальная машинка. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература по декоративно-прикладному творчеству, журналы. Наглядный материал: образцы изделий. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества. Методическое обеспечение программы Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические), тестирование, опрос, индивидуальная и коллективная творческая работа различных уровней технической направленности. Формы организации занятий – индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые. Основная форма деятельности учащихся – это групповая самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании коллективной и индивидуальной формами работы. Рассказ педагога сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется показом презентаций и видеофильмов. Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала, викторины и конкурсы, демонстрационные опыты. На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Воспитание проводится в форме бесед. В процесс обучения включены игры, настольные игры, головоломки, практикумы. Большая роль уделяется практической творческой работе. Современные образовательные технологии, используемые при реализации программы: технология образовательного события (трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которые переживают учащиеся при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично). Методы обучения 1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа). 2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.) 3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.) 4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска учащимися новых познавательных ориентиров, итоговые мероприятия). Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела в форме: беседа, опрос, практическая работа, выставка работ, конкурс, тестирование. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме выставки, итоговая – по окончанию освоения программы – май, в виде выставки. Эффективным методом оценки результатов освоения программы является наблюдение за поведением учащихся на занятиях, творчество – практических работ, конкурсах различных уровней и других мероприятиях творческой направленности во время выполнения заданий. Оценочные материалы (Приложение 1) Список литературы для педагога 1. Грей И. Мягкая игрушка, куклы и марионетки. Пер. с анг. А.С. Трошина.- М.: Посвещение,1979 – 64с. 2. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возроста). – М.: ТЦ «Сфера», 1997.-144 с. 3. Коломеец Л.А. Все для любимой куклы.- М.: Рольф, 2000.-224 с. 4. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил. 5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художник М.В. Душин, В.Н. Крутов. - Ярославль: « Академия развития», 1997.-208 с. 6. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка. - СПб. Издательский Дом «Литера,» 2001. - 208 с. 7. Цамуталина Е.Е. 100 Поделок из ненужных материалов. Художник Л.В. Нирильчева. - Ярославль: « Академия развития», «Академия , К » 1999.-192с. Для родителей и обучающихся 1. Бригитта Марина Штауб –Вахсмут Печворк и Квилт. Лоскутное шитье и изделия в технике квилла. - Информационо-издательский дом , « Профиздат» Москва 2000. 2. Женило М.Ю. Сценарий школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4х классов. Наш праздник учиться и жить помогает. Серия «Школа радости». - Ростов-н,Д: «Феникс», 2001.-128с. 3. Кисскальт Изольда. Соленое тесто. - «АСР-ПРЕСС» Москва 2001. 4. Максимова М.В., Кузмена М.А., 1998 оформление. - ЗАО «Издательство» «ЭКСМОПресс», 1998. 5. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил. 6. Журналы, Лена рукоделие, Клубок вяжем спицами, крючком. Ксюша для тех вяжет. Головные уборы. Модно и просто вязание. Наталья вязание спицами и крючком. Валя Валентина. Интернет ресурсы 1. stranamasterov. ru/find/nodes/модульное; 2. stranamasterov. ru/technic/swan; 3. planetaorigami. ru/2011/05/modulnoe-origami 4. www. babyblog. ru/community/post/rukodelie 6. henddecor. com; 7. tvorchestvo. wordpress. com/category/азбука; 8. detsad-kitty. ru/art/; 9. mirpodelki. ru/index. Приложение 1. Контроль знаний по разделам программы «Город мастеров» 1. Вязание салфетки выполняют: А. крючком. Б. спицами . 2. Как называется столбик между рядами? А. столбик с накидом Б. столбик без накида В. воздушная петля Г. соединительный столбик 3. Какие нитки применяются для вязания салфетки: А. хлопчатобумажные Б. шерстяные В. вискозные Г. ацетатные 4. Прием, который не относится к технике вязания крючком? А. столбик с накидом Б. воздушная петля; В. лицевая петля. 5.Установите соответствие между выполняемыми операциями при вязании крючком и их условными обозначениями Выполняемая операция Условное обозначение 1 столбик с тремя накидами А 2 чешуйка из столбиков с накидами Б 3 двойной столбик с накидами В 6. Как закрепить нить после окончания вязания полотна? А. обрезать нить Б. вставить в иглу и протянуть с изнаночной стороны В. обрезать нить и притянуть через последнюю петля, затянуть петлю. 7.Одинаковые ли условные обозначения при вязании прямого полотна и вязании по кругу? А. да Б. нет В. другое 8. Впервые вязание крючком появилось: А. Египет Б. Франция В. Англия Г. Россия. 9. При вязании по кругу необходимо: А. добавлять петли Б. убавлять петли 10. Запишите схему (алгоритм) выполнения вязания по кругу. ______ _____ _____ _____ _____ Слова для справок: кольцо, соединительный столбик, воздушные петли, петля подъема, 11. Допиши предложения: а) Для создания объемной формы в виде трубочки, необходимо в каждом круге провязывать ___________количество петель. 12. Установите соответствия меду видами петель и добавление петель к основанию из цепочки воздушных петель. Виды петель Добавляют к основанию из цепочки возд.петель В. Столбик с накидом 3 Г. Столбик с 2 накидами 2 Д. Столбик с 3 накидами 6 13. Какие способы вязания по кругу вы знаете? А. по спирали Б. по полотну В. по кругу Ответы: 1-в форме квадрата, в форме круга, в форме треугольника; 2-а 3-б 4-а,г 5- в 6. 1б, 2д, 3в, 4а, 5г 7. б, в 8. а 9. а 10. а 11. воздушные петли, соединительный столбик, кольцо, петли подъема, рисунок. 12. одинаковое 13 1-Е; 2-Д; 3-Г; 4-В; 5-Б; 6-А