Соленое тесто

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная.
Актуальность программы - формирование творческой личности - одна из
важнейших задач на современном этапе. Одним из эффективных и наиболее
востребованных средств её решения в младшем школьном возрасте является лепка.
Наряду с традиционными материалами, используемыми в данном виде творчества
(пластилином и глиной), сегодня все более популярным становится солёное тесто,
экологически чистый материал, по своим свойствам обладающий особой живой
энергетикой, мягкостью и упругостью.
Данный вид деятельности представляет безграничные возможности для
развития творчества детей. Благодаря работе с солёным тестом ребенок чувствует
себя создателем, испытывает удовлетворение, гордость и массу положительных
эмоций за свои достижения.
Поскольку лепка связана с самостоятельной, практической и творческой
деятельностью ребенка, то она является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического восприятия.
Отличительные особенности программы. Характерной особенностью
программы является её нацеленность на общее художественное и эстетическое
развитие ребёнка, использование методик, связанных с включением в каждую тему
разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих формированию и
поддержанию у дошкольников и младших школьников мотивации к творчеству;
отсутствие слова «нельзя»: дети могут лепить различные изделия из солёного теста
и даже придумывать свою необычную технику. Это позволяет детям чувствовать
себя раскованее, смелее, независимо от своих способностей ощущать себя
волшебником, творцом, художником.
Изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение
к этому виду деятельности.
Новизна программы заключается в том, что она расширяет познания
обучающихся о декоративно – прикладном искусстве. При этом занятия лепкой
тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с
наблюдением за живыми объектами.
Педагогическая целесообразность программы. Обучение по программе
обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); работа над лепным
орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, делает
более чувствительными кончики пальцев, синхронизирует работу обеих рук, т.е.
повышает сенсорную чувствительность; способствует тонкому восприятию формы,
фактуры, цвета, веса, пластики.
Обучение по данной программе способствует формированию умения
планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его,
при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Как всякое искусство, занятие данным видом деятельности воспитывает
чуткое отношение к прекрасному, совершенствует наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности,
необходимые в любой сфере жизнедеятельности, а также помогает воспитывать у
детей любовь и уважение к труду.

Адресат программы – учащиеся, интересующиеся художественным
творчеством, в частности, лепкой из соленого теста в возрасте от 5 до 10 лет. В
данном возрасте ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито
воображение, стремление к самостоятельности.
Объем программы - 72 учебных часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. В процессе обучения используются электронные презентации, видео
мастер классы. На протяжении всего периода обучения функционируют
родительские чаты в мессенджере Viber, социальные сети «ВКонтакте», в которых
размещаются материалы по программе.
Уровень программы – ознакомительный.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Формы
организации
деятельности
детей
индивидуальные,
индивидуально-групповые, групповые, в группах одного возраста или
разновозрастных группах. Виды занятий по программе определяются содержанием
программы и предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы,
выставки и другие виды учебных занятий и учебных работ. А также учитывая
психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи
программы, занятия проводятся, применяя разнообразные методы обучения с
использованием наглядных материалов и образцов. Проводятся беседы о народных
традициях и обычаях, где дети являются не только зрителями и слушателями, но и
активными участниками.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Соленое тесто» доступна для детей различных категорий,
проявляющих интерес к тестопластике, обеспечивает развитие творческих
способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной
подготовки, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы - формирование эстетического
вкуса, развитие
творческих способностей
и
проектного
мышления
обучающегося
посредством изготовления изделий из солёного теста.
Задачи программы:
Образовательные:
− обучить основам изготовления классического и цветного солёного теста;
− обучить основным приемам работы с соленым тестом;
− обучить основным приемам работы со стеками;
− обучить основным приемам работы с различными художественными
материалами и красками;
− обучить основам цветоведения.
Развивающие:
− способствовать развитию творческих способностей, эстетического вкуса;
− развивать ассоциативное, образное и логическое мышление.
Воспитательные:
− воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
− воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
− воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое
общение в процессе обучения.
Содержание программы

Учебный план

Тема 3.1
Тема 3.2

Название
раздела,
темы
Технология работы с
солёным тестом
Вводное занятие
Особенности работы с
солёным тестом
Плоские и объемные
поделки из солёного теста
Основы цветоведения
поделок из солёного теста
Основные этапы
изготовления
Цветное тесто
Плоские поделки из
соленого теста
Подводный мир
Морское дно

Тема 3.3
Раздел 4.
Тема 4.1
Тема 4.2

Рыбки, ракушки
Новогодняя фантазия
Подарки своими руками
Символ года

№ п/п
Раздел 1.

Количество часов
Теори Практик
Всего
я
а

Формы
аттестации/
контроля

6

3

3

2
2

1
1

1
1

Беседа, наблюдение
Беседа, наблюдение

2

1

1

Технология
изготовления

4

2

2

2

1

1

2
12

1
3

1
9

2
4

1
1

1
3

6
14
4
6

1
3
1
1

5
11
3
5

4

1

3

20

4

16

4
6

1
1

3
5

Пасхальные подарки
Поделки сувениры
Коллективная работа
Панно «Рябиновая гроздь»
В гостях у сказки «Теремок».

4
6
16
4
6

1
1
3
1
1

3
5
13
3
5

Тема 6.3 Корзина с полевыми цветами
Аттестация по итогам
завершения программы
Тема 6.4 Итоговое занятие
Итого часов

4

1

3

2
72

18

2
54

Тема 1.1.
Тема 1.2.
Тема 1.3
Раздел 2.
Тема 2.1.
Тема 2.2.
Раздел 3.

Тема 4.3 Праздничная открытка
Промежуточная аттестация
Раздел 5. Объёмные поделки из
солёного теста
Тема 5.1 Подарок маме. Кулон
Тема 5.2. Букет роз
Тема 5.3
Тема 5.4.
Раздел 6.
Тема 6.1
Тема 6.2

Технология
выполнения
Выставка

Опрос
Технология
выполнения
Практическая работа
Опрос
Беседа, технология
выполнения
Творческое задание
Тест Выставка
Опрос
Технология
выполнения
Выставка
Практическая работа
Беседа
Технология
выполнения
Творческое задание.
Тест
Выставка

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Технология работы с солёным тестом

Тема 1.1. Вводное занятие
Теория. Виды декоративно-прикладного искусства. Творческий процесс
создания предметов декоративно-прикладного творчества. История появления
лепки из соленого теста.
Практика. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами
и инструментами, необходимыми для основных и отделочных работ.
Знакомство с основами санитарии и гигиены. Культура труда, организация
рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз.
Тема 1.2. Особенности работы с солёным тестом
Теория. Виды и назначение соленого теста. Свойства солёного теста. Основные
рецепты приготовления классического солёного теста. Полезные советы по работе
с солёным тестом.
Практика. Замес солёного теста до пластического состояния Выполнение
простых изделий из солёного теста.
Знакомство с основами санитарии и гигиены. Культура труда, организация
рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз.
Тема 1.3. Плоские и объемные поделки из соленого теста
Теория.
Понятие о плоской и объёмной композиции. Техника изготовления
плоской и объёмной композиции. Основные элементы формообразования в лепке.
Приёмы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание. Способы
лепки: конструктивный, пластический. Изготовление поделок на основе базовых
элементов.
Практика. Деление теста на части, соединение деталей. Лепка геометрических
фигур из цветного теста (круг, цилиндр, конус). Изделие «Гусеница».
Раздел 2. Основы цветоведения поделок из солёного теста.
Тема 2.1. Основные этапы изготовления поделок из солёного теста
Теория. Приготовление классического солёного теста. Лепка изделия. Способы
оформления изделий дополнительными деталями из подручных материалов
(бусины, пуговицы, нитки, кусочки ткани) и с использованием природного
материала (гвоздика, чёрный перец-горошек, сухоцветы, пёрышки и т.п.). Виды
сушки изделий (основная, после окрашивания, после лакирования). Способы и
время сушки изделий (в духовке электроплиты, в духовке газовой плиты,
воздушная сушка, комбинированная сушка). Условия, необходимые для обжига
изделий. Температурный режим, меры предосторожности. Технология и
последовательность раскрашивания, лакирования и глазурования изделий.
Материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Правила техники
безопасности при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор,
перчатки).
Практика. Лепка пирамидки из классического теста с последующей сушкой.
Тема 2.2. Цветное тесто
Теория. Виды и назначение соленого теста. Свойства солёного теста. Основные
рецепты приготовления классического солёного теста. Цветное соленое тесто.
Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Определение
ахроматические, хроматические цвета. Смешивание цветов. Полезные советы по
работе с солёным тестом (приложение № 2).
Практика. Замес цветного солёного теста до пластического состояния с
использованием пищевых красителей, гуаши и акварели. Выполнение простых
изделий из солёного цветного теста.

Раздел 3. Плоские поделки из соленого теста
Тема 3.1. Подводный мир
Теория. Беседа-игра о многообразии подводного мира: рыбы, крабы, осьминоги,
морские коньки. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Подводный мир».
Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме.
Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Декорирование
изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Тема 3.2. Морское дно
Теория. Беседа-игра о многообразии морского дна: ракушки, морские рифы.
Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Морское дно». Форма каждого
предмета, его строение, пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме.
Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Декорирование
изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Тема 3.3 Рыбки, ракушки
Теория. Беседа-игра о многообразии подводного мира. Просмотр иллюстраций и
образцов по теме «Морские обитатели». Форма каждого предмета, его строение,
пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме.
Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Декорирование
изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Раздел 4. Новогодняя фантазия
Тема 4.1. Подарки своими руками
Теория. Беседа-игра о праздновании Нового года. Зимние забавы. Персонажи: Дед
Мороз и внучка Снегурочка, снеговик. Украшения на елку. Животные - символы
Нового года. Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Новогодние фантазии».
Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка
новогодних подарков (на выбор учащихся); их декоративное оформление по
замыслу. Праздник друзей с вручением подарков, сделанных своими руками.
Тема 4.2. Символ года
Теория. Беседа о праздновании Нового года. Украшения на елку. Животные символы Нового года. Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Новогодние фантазии».
Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка
символа года, их декоративное оформление по замыслу. Праздник друзей с
вручением подарков, сделанных своими руками.
Тема 4.3 Праздничная открытка
Теория. Беседа - зачем выполняем открытку. Какие открытки бывают.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Праздничная открытка».
Обсуждение этапов выполнения
открытки. Составление эскиза в альбоме.
Праздник друзей с вручением
открыток, сделанных своими руками.
Промежуточная аттестация. Творческое задание, тест, выставка.

Раздел 5. Объёмные поделки из солёного теста
Тема 5.1 Подарок маме. Кулон
Теория. Беседа о праздновании Международного женского дня 8 Марта. История
сувениров, требования к современному сувениру. Технология изготовления
сувениров и плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.
Практика. Лепка кулонов с орнаментом (конструктивным способом).
Декорирование. Праздник для мам, вручение подарков, сделанных своими руками.
Тема 5.2. Букет роз
Теория. Рассматривание цветов на картинках. Виды цветов (полевые и садовые) и
их названия. Строение цветка. Характерные внешние особенности розы; её цвета.
Строение цветка. Технология выполнения объемной поделки.
Практика. Составление эскиза в альбоме. Лепка роз: цветов, стеблей, листьев.
Сборка. Сушка. Декорирование. Составление букета.
Тема 5.3 Пасхальные подарки
Теория. Беседа об истории возникновения праздника Пасхи. Обычаи и традиции.
Пасхальные подарки: корзинки, подставки под яйца, крашенки (расписанные яйца),
куличи, цыплята и др.
Практика. Составление эскизов изделий. Лепка подставки под яйца, крашенок и
цыплят. Сушка. Декорирование.
Тема 5.4. Поделки сувениры
Теория. Беседа о праздновании, о ценности подарков, сделанных своими руками.
Широкое применение в быту изделий из солёного теста как изделий декоративноприкладного характера (украшение интерьера, подарки, игрушки и т.д.).
Практика. Изготовление праздничной сувенира: составление эскиза открытки;
лепка деталей; сборка титульного листа открытки из готовых элементов; текст
поздравления; декорирование изделия.
Раздел 6. Коллективная работа
Тема 6.1. Панно «Рябиновая гроздь»
Теория. Рассматривание иллюстраций и образцов с изображением рябины. Рябина
в поэзии и песнях, загадки о рябине. Понятие «композиция». Правила составления
эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме.
Лепка листьев, ягод, веток. Сборка композиции. Роспись панно.
Тема 6.2 В гостях у сказки «Теремок».
Теория. Игра «Узнайте сказку». Обсуждение сюжета русской народной сказки
«Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о характерных
особенностях главных героев. Графические рисунки сказочных героев.
Практика. Составление общего эскиза панно. Работа по подгруппам: составление
эскиза теремка и сказочных персонажей; лепка теремка и сказочных персонажей
(мышки, зайки, лягушки, волка, лисы и медведя). Сушка. Роспись гуашью или
акварелью. Сборка панно согласно эскизу из готовых элементов. Декорирование.
Тема 6.3. Корзина с полевыми цветами

Теория. Просмотр иллюстраций и образцов различных видов корзинок.
Технология изготовления объемной корзинки из солёного теста. Характерные
особенности полевых цветов (ромашек и васильков).
Практика. Составление эскиза работы. Лепка корзины и полевых цветов (ромашек
и васильков). Сушка. Декорирование. Сборка готовых изделий в композицию.
Аттестация по итогам завершения программы в виде творческого задания,
тестирования.
Тема 6.4 Итоговое занятие
Практика. Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов.
Планируемые результаты освоения Программы
Предметные результаты:
В результате освоения Программы обучающиеся будут знать:
- основные приёмы лепки, технологию выполнения изделия из солёного теста;
- необходимые инструменты и материалы, используемые в работе;
- основные приёмы работы со стеками;
- основные сочетания цветов;
- технику росписи готовых изделий гуашью и акварелью;
- правила безопасной работы во время лепки и отделки изделий.
обучающиеся будут уметь:
- готовить тесто для лепки (классическое и цветное);
- изготавливать отдельные детали, соединять их в готовое изделие;
- создавать
плоские
и
объёмные
сюжетные
композиции
(индивидуальные и коллективные);
- сушить изделие, проводить окончательную отделку;
- гармонично сочетать цвета;
- организовывать свое рабочее место.
Метапредметные результаты:
- уметь работать с различным информационным материалом, самостоятельно
подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;
- уметь делать самостоятельный выбор, выполнять различные творческие
работы по созданию изделий;
- уметь осуществлять проектную деятельность (выявлять проблемы, ставить
вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои творческие идеи);
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- уметь работать в группе с выполнением различных творческих заданий;
- уметь осуществлять поиск новых решений возникшей творческой проблемы.
Личностные результаты:
- навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор,
аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в
работе необходимую литературу, иные источники информации), верить в свои
возможности;

- обладание социально ценными личностными качествами (трудолюбие,
организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать
другим, уважение к чужому труду);
- умение адекватно воспринимать оценку своих работ;
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной,
проектной творческой деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

группа 15.09.2024 31.05.2025
Ромашка

36

36

72

группа
Ивушка

15.09.2024 31.05.2025

36

36

72

Группа 15.09.2024 31.05.2025
БСОШИ

36

36

72

1 раз в неделю,
два занятия,
продолжительностью
30 мин.
1 раз в неделю,
два занятия,
продолжительностью
30 мин.
1 раз в неделю,
два занятия,
продолжительностью
40 мин.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и
умений проводится текущий контроль, промежуточная и аттестация по итогам
завершения программы.
Текущий контроль осуществляется по окончанию
обучения каждого раздела, темы в форме: беседы, опроса, практической работы,
выставки работ. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме
творческого задания, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде
практической работы, выставки.
Оценочные материалы
Оценочные материалы позволяют определить уровень освоения
обучающимися разделов программы (Приложение 1).
Способом проверки результатов развития и воспитания также являются
систематические педагогические наблюдения за обучающимися и собеседование.
Это позволяет определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса
к занятиям, уровень социальной активности, культуры, мастерства.
Способы фиксирования результатов:

- записи в журнале учета работы педагога об участии детей в конкурсах
(дипломы, грамоты, благодарности), в разделе творческие достижения
обучающихся,
- отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (приложение
2).
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей,
технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций,
наблюдение, работа по образцу и др.)
3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.)
4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие
конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной
деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска).
Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования,
мотивации и др.
При реализации программы используются различные формы занятий:
выставки, конкурсы, открытые занятия, игра, беседы, практикумы.
Для более эффективной реализации программы используются групповые,
индивидуальные и коллективные формы организации образовательного процесса.
В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также
индивидуальность в творческом развитии личности.
Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Занятия проводятся с использованием различного дидактического
материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных изделий,
презентации, видеофильмы). На занятиях учащиеся получают элементарные
навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом.
Большая роль уделяется практической творческой работе. Современные
педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология
индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология
игровой
деятельности,
коммуникативная
технология
обучения,
здоровьесберегающая технология, технология образовательного события.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:

1.
Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами,
стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
2. Материалы: соль, вода, мука, краски.
3.
Оборудование: емкость для замеса теста, кисти, ножницы, карандаш,
бумага, сантиметровая лента.
Методические и информационные материалы:
Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий
используется специальная литература по изготовлению соленого теста, журналы,
конспекты занятий, видео уроки, интернет источники.
Наглядный материал: образцы изделий, плакаты, цветные иллюстрации,
презентации.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы необходим педагог дополнительного
образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании программы
1. Деревянко Т. Фигурки из солёного теста. М., «АСТ-пресс», 2009.
2. Диброва А., Шкваря Ж. Солёное тесто. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012.
3. Маслова Н.В. Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. - М.:
«Астрель», 2008.
Список литературы для педагогов
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. - М.: «Астрель»,
2001.
2. Кискальт И. Соленое тесто. - М.: «АСТ-пресс», 2001.
3. Кискальт И. Соленое тесто: Увлекательное моделирование /пер. с нем.
Чекмаева О. - М.: «Профиздат», 2007.
4. Колль М.Э. Глина и тесто /пер. с англ. Ханыковой М.Е. - М.: 2004.
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М.:
«Педагогическое общество России», 2000.
6. Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста. - М.: «Эксмо», 2007.
7. Силаева К., Михайлова А. Солёное тесто. М., «Эксмо», 2004.
8. Скребцова Т.О., Данильченко А.А. Солёное тесто. Лепим поделки и сувениры.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
9. Хананова И. Солёное тесто. - М., «АСТ-пресс», 2008.
10. Цирулина Л.Н., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. -Самара:
«Учебная литература», 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Пышка», [Электронный ресурс] URL:
https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-testoplastika-pishka783269.html. .
2. Конспект занятия по лепке из солёного теста «Герои нашего теремка»: [Электронный
ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/lepka-iz-sol-nogo-testa-kolektivnaja-rabotageroi-nashego-teremka.html.

3. Мастер-класс «Подарки к Пасхе» в технике лепки из цветного солёного теста:
[Электронный ресурс] URL: http: //kladraz.ru/blogs/tatj ana-nikolaevna-nazarova/masterklas-podarki-k-pashe-v-tehnike-lepka-iz-cvetnogo-solyonogo-testa.html.
4. Методические рекомендации по технологии изготовления изделий из соленого теста:
[Электронный

ресурс]

URL:

https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-

riekomiendatsii-po-tiekhnologhii-izghotovlieniia-izdielii-iz-so.html.
5. Обучение

детей

лепке

из

солёного

теста:

[Электронный

ресурс]

URL:

http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-solenogo-testa.html.
6. Объемные

фигурки

из

солёного

теста:

[Электронный

ресурс]

URL:

http://detskayapodelka.ru/obemnye-figurki-iz-solenogo-testa/.
7. Сказка «Теремок» из соленого теста - мастер-класс по изготовлению кукол:
[Электронный ресурс] URL: http: //kladraz.ru/blogs/marij a-trofimovna-murygina/skazkateremok-iz-solenogo-testa-master-klas-izgotovlenija-kukol.html.

Приложение 1.
Оценочные материалы
Тест «Лепка из соленого теста» № 1
(промежуточная аттестация)
1. Тест на опознание
№

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1
…из теста начали лепить только в 21 веке
2
… у индейцев фигурки из теста имели символический
смысл
3
… тесто для лепки должно быть жидким.
4
… соли необходимо добавлять столько же сколько муки
5
… после того как слепили фигурку, её можно расписывать
2. Тест на классификацию
В 1 колонку запиши, что пригодится для лепки, а что нет: ножницы, стека, молоток,
топор, линейка, кисточка, рубанок, иголка.
Пригодится
Нет
3. Тест - подстановка
а) пластмассовый ножик для лепки _______________________________________________
б) декоративная композиция, которой украшают стены помещения ____________________
в) как на Руси называли маленькие куколки, вылепленные из соленого теста ____________
4. Конструктивный тест
1. Лепка из теста называется ____________________________
5. Типовая задача
Расположи в нужной последовательности этапы выполнения плоской поделки из соленого
теста
Приготовить тесто
расписать
высушить
лакировать
вылепить
оформить композицию в рамку
Оценка:
Высокий уровень – на все тесты даны верные ответы;
Средний уровень – в 2 -3 тестах были допущены ошибки;
Низкий уровень – во всех тестах были допущены ошибки.

Итоговый тест № 2
1.Игрушки и фигурки из соленого теста называются:
а) сольмука; б) мукосол; в) игрушки.
2. При изготовлении животных из солёного теста надо начинать …:
а) со средних частей;
б) с самых маленьких частей;
в) с самых больших частей
3. Композиция из нескольких предметов - это:
а) сюжетная лепка;
б) комбинированный способ лепки;
в) конструктивный способ лепки.
4. Из-за чего появляются трещины на изделиях из солёного теста после сушки?
а) в солёное тесто было добавлено много соли;

б) при изготовлении солёного теста была использована теплая вода;
б) в тесто была добавлена краска.
5. Лепка из цельного куска материала - это
а) сюжетная лепка;
б) скульптурный;
в) Комбинированный способ лепки.
6. Каким инструментом пользуются, когда надо изготовить иголочки на изделии?
а) карандаш;
б) стека;
в) ножницы.
7. Хроматические цвета - это
а) цвета спектра (цвета радуги);
б) черный, белый и все оттенки серого;
в) красный, желтого и синего.
8. Ахроматические цвета - это:
а) цвета спектра (цвета радуги);
б) черный, белый и все оттенки серого;
в) красный, желтого и синего.
9. Если смешать красный+желтый, какой цвет получится?
а) зелёный;
б) синий;
в) оранжевы.
10.Если смешать желтый+ синий, какой цвет получится?
а) синий;
б) зеленый;
в) оранжевы.
При ответе на следующие задания из предложенных вариантов ответа укажите два
правильных (обвести кружком):
11. Способы сушки изделий из солёного теста:
а) феном;
б) на воздухе, естественным способом;
в) прячем в темное закрытое место;
г ) в духовке.
12. Какие цвета надо смешать, чтобы получился фиолетовый?
а) синий;
б) зелёный;
в) красный;
г) жёлтый.
13. К первичным цветам относится:
а) фиолетовый;
б) желтый;
в) синий;
г) оранжевый.
14. Чем красят солёное тесто:
а) нельзя красить;
б) фломастеры;
в) гуашь, краска;
г) пищевой краситель.
Установите соответствие
15. Установите соответствие между технологией изготовления изделий из соленого
теста и его последовательностью:
Последовательность
Технологией изготовления изделий из

соленого теста
А - Раскраска
Б - Лепка
В - Замес
Г - Окрашивание
Д - Сушка
Закончите предложение

12345-

16. Рецепт соленого теста _____________
17. Для приготовления солёного теста вода должна быть
___________________________
18. Для приготовления солёного теста соль должна быть ___________________
19. Маленький пластмассовый ножичек, который продаётся в наборах с пластилином
это _________________
20. Публичное представление достижений в искусстве (показ изготовленного изделия
перед другими) это ______________
Критерии ответов итогового контроля знаний обучающихся
(максимальное количество баллов 32)
Вопросы с 1 по 10 – ответ правильный 1 балл, неправильный ответ – 0
баллов. Максимальное количество баллов - 10.
Вопросы с 11 по 14 – ответ правильный 2 балла, ответ включает один из элементов – 1
балл, неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов - 8.
Вопрос 15 – ответ включает все элементы 4 балла, ответ включает один из элементов – 1
балл, максимальное количество баллов - 4.
Вопросы с 16 по 20 – ответ правильный 2 балла, ответ неправильный 0 баллов,
максимальное количество баллов 10.
Оценка:
Высокий уровень – 23 – 32 балла;
Средний уровень – 13 – 22 балла;
Низкий уровень – 1-12 баллов.
Творческая работа № 1 (промежуточная аттестация) – выполнение праздничной
открытки из соленого теста.
Творческая работа № 2 (итоговая) – выполнение корзины с полевыми цветами из
соленого теста.
Творческие работы обучающихся оцениваются по уровневой шкале:

- высокий уровень (8 – 10 баллов),
- средний уровень (4 – 7 баллов),
- низкий уровень (1 – 3 балла).
Параметр развития

Высокий уровень
(8 – 10 баллов)
Овладение
Полностью владеет
техническими
техническими
навыками
и навыками
и
умениями лепки из умениями;
соленого
теста, самостоятельно
приемами
использует

Средний уровень
(4 – 7 баллов)
Испытывает
затруднения
в
применении
технических
навыков и умений;
использует
в

Низкий уровень
(1 – 3 балла)
Пользуется
помощью педагога в
применении
технических средств
и
приемов
декорирования; не

декорирования

разнообразные
приемы
декорирования;
грамотно передает
форму предмета и
его пропорции

Овладение
навыками работы с
красками, цветовым
восприятием

Грамотно работает с
гуашью
и
акварелью;
использует
всю
цветовую гамму

Эмоционально
художественное
восприятие,
творческое
воображение

– Видит
красоту
окружающего мира,
художественного
произведения;
отражает
свое
эмоциональное
состояние в работе;
самостоятельно
создает
художественный
образ, используя в
полной
мере
приобретенные
навыки и умения

Умение планировать
свою деятельность,
самостоятельность и
активность
на
занятиях

Ребенок
последовательно и
самостоятельно
выделяет
этапы
выполнения работы;
дорожит
результатом своего
труда;
проявляет
активность
при
обсуждении
результатов своего
труда

неполном
объеме
приемы
декорирования;
допускает
незначительные
ошибки в передаче
формы предмета и
его пропорций
Допускает
незначительные
ошибки при работе с
акварелью
и
гуашью;
ограниченно
использует
цветовую гамму
Выражает
заинтересованность
к художественному
произведению;
затрудняется
в
передаче
своего
эмоционального
состояния в работе
при
создании
художественного
образа;
не
достаточно
использует
необходимые
навыки и умения
Ребенок допускает
незначительные
ошибки
при
выделении
этапов
выполнения работы;
оценка своего труда
складывается
под
влиянием педагога и
его сверстников

умеет
самостоятельно
определить форму
предмета
и
его
пропорции

Нуждается
в
помощи
педагога
при
работе
с
акварелью
и
гуашью; использует
не более 2 – 3 цветов

Не
проявляет
эмоциональной
отзывчивости
на
произведение
искусства; работает
только по образцу с
помощью педагога

Пользуется
помощью педагогов
при планировании
своих
действий;
преимущественно
равнодушен
к
результатам своего
труда

Приложение 2

Диагностическая таблица
№ Фамилия, Теоритические
п/п
имя
знания
ребенка

1
полуг

2
полуг

Овладение
Овладение
Эмоционально
Умение
техническими
навыками
–
планировать свою
навыками и
работы с
художественное
деятельность,
умениями,
красками,
восприятие,
самостоятельность
приемами
цветовым
творческое
и активность на
декорирования восприятием
воображение
занятиях
1
2
1
2
1
2
1
2
полуг полуг полуг полуг полуг. полуг.
полуг.
полуг.

Приложение 3.

Полезные советы.
•

Воду для замешивания нужно использовать очень холодную. Добавляйте ее

порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от выбранной Вами муки, воды
может потребоваться разное количество.
•

Чтобы тесто в процессе лепки не рвалось и не крошилось, его нужно хорошо

вымесить и размять.
•

Тесто не должно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо

лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет - немного муки.
•

Излишки теста во время работы накрываем салфеткой, чтобы тесто не

•

Лепить изделия из теста и украшения для них нужно на противне: в этом

сохло.
случае обратная сторона изделия останется ровной.
•

Чтобы избежать трещин, сушите поделки в помещении без перепадов

влажности.
•

Если изделие треснуло при сушке:

1-й способ: Нужно замазать трещину тем же соленым тестом и ПВА. Чтобы
замаскировать замазку (заплатку), намочите палец и потрите место замазки, чтобы скрыть
следы маскировки и получить ровную поверхность.
2-й способ: Прячем трещину за элементами декора. Треснутое место можно
закрыть веточкой, цветочком, камушком и т.д., по сюжету вашей поделки.
Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют свойство
разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При этом лак должен быть
достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии останутся пятна. Лучше всего для
этой цели подходит лодочный лак или паркетный. Но и лаки бывают разные - матовые
или глянцевые.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».