Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Актуальность программы обусловлена приобщением к разным видам рукоделия. Дети имеют возможность последовательно осваивать технологические особенности изготовления изделий из бумаги, пластика, природных материалов, вязания, мягкой игрушки. Программа способствует развитию у детей изобразительных, художественно – конструктивных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Обучающиеся могут создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные способности, что особенно определяет успешность выполнения творческой деятельности. Программа направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, точных действий пальцев, развитие глазомера, а также на накопление ими социального опыта через освоение простых техник декоративно – прикладного творчества. Отличительная особенность программы. Развитие у детей навыков творческого и исследовательского характера, пространственных представлений. Происходит знакомство со свойствами различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Еще одной отличительной особенностью программы является принцип дозированности учебного материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности. Работу дети начинают с простых по конструкции и небольших по объёму изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования, тесная связь с экологическим воспитанием. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. Педагогическая целесообразность. Дополнительное образование позволяет смягчить существующую перегрузку учащихся в системе общего образования. Ведь для педагога дополнительного образования главное даже не научить, а открыть ребенка, развить его потенциал, включить его внутренние импульсы, что поможет ему продвигаться в будущем. Понимая и принимая это, многие родители целенаправленно приводят своих детей в учреждения дополнительного образования. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают воспитывать у детей любовь и уважение к труду, предоставляют ребенку возможность для проявления собственного творчества через самостоятельные работы. Изучение истории ДПИ способствует формированию духовной культуры детей, воспитанию патриотических чувств. Адресат программ – учащиеся, интересующиеся художественным творчеством, в частности: мягкая игрушка, вязание, работа с пластиком, бумагопластика, в возрасте от 7 до 9 лет. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы – 1 год обучения. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. В процессе обучения используются электронные презентации, видео мастер классы. Данную программу возможно использовать при введении карантинных мероприятий, материалы, рекомендации к занятиям будут расположены на официальном сайте учреждения дополнительного образования, выкладываться в чатах мессенджера Viber, социальной сети «ВКонтакте». Уровень программы – ознакомительный. Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Особенности организации образовательного процесса: Формы организации деятельности детей - индивидуальные, групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают практические занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, выставки, творческие отчеты и другие виды учебных занятий и учебных работ. Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное творчество. Задачи программы: Образовательные: - закреплять и расширять знания и умения творческой направленности; - обучать приемам и технологии изготовления композиций; - изучать свойства и работу различных материалов; - создавать композиции и изделия, выполненные в технике бумажная пластика, пластик, вязание и мягкая игрушка. Развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал и художественный вкус каждого ребенка, фантазию, наблюдательность; - развивать образное мышление и воображение; - создавать условия для саморазвития учащихся; - развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира; - развивать мелкую моторику, точность пальцев рук, глазомер. Воспитательные: − воспитывать уважение к труду; − формировать чувства коллективизма; − воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение; − сформировать адекватную самооценку учащихся через проявление себя в конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности. Содержание программы Учебный план № п/п Формы аттестации/ контроля Количество часов Название раздела, темы Всего 6 Теория 2 Практика 4 2 1 1 Беседа 4 1 3 Творческая работа Раздел 2. Бумажная пластика 8 2 6 Тема 2.1 4 1 3 4 1 3 Раздел 2. Здравствуй дедушка мороз Тема 3.1 Символ года 14 3 11 6 1 5 Выставка Тема 3.2 Новогодние игрушки 6 1 5 Тема 3.3 Открытки, сувениры 2 1 1 Творческая работа Творческая работа Раздел 4. Пластиковые материалы Тема 4.1 «Желуди» 12 3 9 4 1 3 Тема 4.2 4 1 3 4 1 3 20 5 15 4 1 3 4 1 3 Раздел 1. Природный и искусственный материал Тема 1.1 Вводное занятие Тема 1.2 Тема 2.2 Аппликация «Мой дом» Панно «Бумажные картинки» Панно «Золотая осень» Картина «Фрукты в корзине» Промежуточная аттестация Тема 4.3 Панно «Мои любимые игрушки» Раздел 5. Мягкая игрушка Тема 5.1 Тема 5.2 Разные игрушки носков Игольница «Божья коровка», «Жук» из Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Тема 5.3 «Колобок и его друзья» 4 1 3 Тема 5.4 Кукла оберег 4 1 3 Тема 5.5 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Одежда для куклы «Барби» Раздел 6. Вязание 4 1 3 12 3 9 Тема 6.1 4 1 3 Беседа 4 1 3 2 1 1 Творческая работа Выставка Творческая работа Творческая работа Выставка Тема 6.2 Тема 6.3 Тема 6.4 Способы вязания крючком Панно «Из вязаных цепочек» Игрушка «Солнышко» Итоговая аттестация Выставка готовых изделий Итого часов 2 72 2 18 54 Содержание учебного плана Раздел 1. Природный и искусственный материал Тема 1.1 Вводное занятие. Теория. Вводное занятие. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Понятия природного и искусственного материала. Практика. Подбор материалов. Технологии изготовления аппликаций. Работа с клеем. Тема 1.2 Аппликация «Мой дом». Теория. Использование природного и искусственного материала. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы «Мой дом» Раздел 2. Бумажная пластика Тема 2.1 Панно «Бумажные картинки». Теория. Бумага – история происхождения. Виды и свойства бумаги. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология работы с бумагой. Практика. Выполнение творческой работы – панно «Бумажные картинки». Тема 2.2 Панно «Золотая осень». Теория. Виды и свойства бумаги. Технология работы с бумагой. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы – панно «Золотая осень» Раздел 3. Здравствуй дедушка мороз Тема 3.1 Символ года Теория. История праздника Новый год. Символы года. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Подбор материалов. Технология изготовления. Практика. Выполнение работы Символ года. Тема 3.2 Новогодние игрушки Теория. Виды и предназначение новогодних игрушек. Выбор материалов для изготовления игрушек. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология изготовления. Практика. Выполнение новогодних игрушек. Тема 3.3 Открытки, сувениры Теория. Виды открыток и сувениров. Технология изготовления. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение открыток, сувениров. Раздел 4. Пластиковые материалы Тема 4.1 «Желуди». Теория. Знакомство с пластиковыми материалами. Виды и свойства пластиковых материалов. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Технология работы с пластиком. Практика. Выполнение творческой работы «Желуди». Тема 4.2 Картина «Фрукты в корзине». Теория. Виды и свойства пластиковых материалов. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Выполнение творческой работы «Фрукты в корзине». Промежуточная аттестация. Тема 4.3 Панно «Мои любимые игрушки». Теория. Использование пластиковых материалов в быту. Подбор материалов. Технология изготовления панно. Практика. Выполнение творческой работы панно «Мои любимые игрушки» Раздел 5. Мягкая игрушка Тема 5.1 Разные игрушки из носков Теория. История игрушек. Материалы для изготовления игрушек. Технология изготовления игрушек из носков Практика. Выполнение мягкой игрушки. Тема 5.2 Игольница «Божья коровка», «Жук». Теория. Беседа о пользе животных. Изделия для дома с изображением животных. Определение деталей для изготовления игольниц. Подбор ткани и меха. Технология изготовления. Практика. Выполнение игольницы «Божья коровка», «Жук». Тема 5.3 «Колобок и его друзья». Теория. Сказка колобок. Герои сказки. Применение мягкой игрушки. Технология изготовления. Правило раскроя меха, подбор меха, определение деталей. Практика. Выполнение творческой работы. Тема 5.4 Кукла оберег Теория. Что такое оберег. Виды оберегов. Предназначение куклы оберег. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ. Практика. Подбор материалов. Технология изготовления куклы оберег. Выполнение творческой работы. Тема 5.5 Одежда для куклы «Барби» Теория. Для чего нужна одежда. Виды одежды. Моделирование одежды. Эскиз. Технология изготовления одежды для куклы Барби. Организация рабочего места, инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Выполнение работы. Раздел 6. Вязание Тема 6.1 Способы вязания крючком Теория. История вязания. Способы вязания. Подбор ниток и крючка. Приемы работы, правильное положение рук, набор петель, принципы образования первой петли и ряда вязания. Технология выполнения воздушной петли. Практика. Вязание отдельных частей и соединение. Тема 6.2 Панно «Из вязаных цепочек» Теория. Технология изготовления панно. Материалы для изготовления панно. Выбор цветов, нитей и подбор рисунка. Практика. Выполнение панно «Из вязаных цепочек» Тема 6.3 Игрушка «Солнышко» Теория. Способы вязания. Подбор материалов. Технология выполнения игрушки. Практика: Выполнение игрушки «Солнышко» Тема 6.4 Итоговая аттестация. Выставка готовых изделий Планируемые результаты Предметные результаты В результате обучения дети будут знать: - виды материалов, пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых при выполнении изделий, способы обработки материалов; - виды декоративно-прикладного творчества; - безопасные приемы работы; - основные рабочие приемы вязания; - технологии изготовления композиций. Обучающиеся должны уметь: - выполнять приемы работы различными инструментами; - рассчитывать рациональный расход материалов; - подбирать инструменты и материалы для работы; - выполнять сборку и оформление готового изделия; - создавать композиции и изделия в различной технике. Метапредметные результаты - владение базовыми понятиями и терминологиями, умение их объяснить; - умение работать в коллективе при выполнение практических работ; - получение знаний о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - умение осуществлять поиск новых решений возникшей творческой проблемы; - умение выявлять и формулировать учебную задачу совместно с педагогом; - умение определять и формулировать цель деятельности; - выполнение контроля точности изготовления деталей с помощью шаблонов; - умение сравнивать изучаемые материалы по их свойствам; - способность проявлять индивидуальные творческие способности при составлении эскиза; - способность преобразовывать устную информацию в другую форму; - умение высказывать свое мнение. Личностные результаты - развитие личностных познавательных, творческих способностей и интересов к художественному труду; - самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков; - развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности; - способность к самооценке; навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 15.09.2024 31.05.2025 36 36 72 1 раз в неделю, два занятия, продолжительность каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела в форме: беседа, творческая работа. Промежуточная аттестация проводится в январе месяце в форме творческой работы. Итоговая аттестация – по окончанию освоения программы – май, в виде опроса и выставки. Оценочные материалы Оценочные материалы позволяют определить уровень освоения обучающимися разделов программы. (Приложение 1) Эффективным методом оценки результатов освоения программы является наблюдение за поведением учащихся на занятиях, при выполнении творческо – практических работ, на конкурсах различных уровней и других мероприятиях творческой направленности. Методические материалы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: 1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа). 2. Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.) 3. Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.) 4. Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска). Воспитание проводится в форме бесед, в виде поощрения, стимулирования, мотивации и др. Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические), практикумы, мастерская, конкурсы, викторины. Формы организации занятий – индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые. Основная форма деятельности учащихся – это групповая самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании коллективной и индивидуальной формами работы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие должно быть структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Занятия проводятся с использованием различного дидактического материала (цветные иллюстрации, плакаты, образцы наглядных изделий, презентации, видеофильмы). На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Большая роль уделяется практической творческой работе. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология образовательного события (трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которые переживают учащиеся при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично). В процесс обучения включены игры, настольные игры, головоломки, практикумы. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Материалы: бумага, клей, ткань, наполнитель, пряжа, ватные диски, природный и искусственный материал, пластиковые материалы, материалы для оформления поделок. 3. Оборудование: ножницы, линейка, крючки, спицы, деревянные шпажки, канцелярские принадлежности. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература и журналы по декоративно-прикладному творчеству, конспекты занятий, интернет источники. Наглядный материал: образцы изделий, цветные иллюстрации, плакаты. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного творчества. Список литературы для педагога 1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: ТЦ «Сфера», 1997.-144 с. 2. Коломеец Л.А. Все для любимой куклы.- М.: Рольф, 2000.-224 с. 3. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил. 4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художник М.В. Душин, В.Н. Крутов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-208 с. 5. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка. - СПб. Издательский Дом «Литера,» 2001. - 208 с. 6. Цамуталина Е.Е. 100 Поделок из ненужных материалов. Художник Л.В. Нирильчева. - Ярославль: « Академия развития», «Академия , К » 1999.-192с. Для родителей и обучающихся 1. Бригитта Марина Штауб –Вахсмут Печворк и Квилт. Лоскутное шитье и изделия в технике квилла. - Информационо-издательский дом, « Профиздат» Москва 2000. 2. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-192 ил. 3. Журналы, Лена рукоделие, Клубок вяжем спицами, крючком. Ксюша для тех вяжет. Головные уборы. Модно и просто вязание. Наталья вязание спицами и крючком. Валя Валентина. Интернет ресурсы 1. stranamasterov. ru/find/nodes/модульное; 2. stranamasterov. ru/technic/swan; 3. planetaorigami. ru/2011/05/modulnoe-origami 4. www. babyblog. ru/community/post/rukodelie 6. henddecor. com; 7. tvorchestvo. wordpress. com/category/азбука; 8. detsad-kitty. ru/art/; 9. mirpodelki. ru/index. Приложение 1. Контроль знаний по разделам программы «Сувенирчики» Раздел природные и искусственные материалы 1. Выберите правильный ответ. Природный материал это - __________________________________________ А) Все материалы, которые создала природа (трава, шишки, цветы и т.д) Б) Все материалы, которые создал человек (стекло, пластик и т.д) 2. Выберите правильный ответ. Искусственный материал это - _________________________________________ А) Все материалы, которые создала природа (трава, шишки, цветы и т.д) Б) Все материалы, которые создал человек (стекло, пластик и т.д) 3. Выберите правильный ответ. При работе с ножницами А)Проверить исправность инструмента. Б)Ножницы должны быть с тупыми концами. В)Работать только на своем месте Г)Передавать кольцами вперед. Д) Где хранить ножницы. 4. Назовите основные правила работы с клеем. Раздел бумажная пластика 1. Что такое бумажная пластика. 2. Какие инструменты необходимы для работы в технике бумагопластика. 3.Какие виды бумагопластики вы знаете. Раздел пластиковые материалы 1. Виды и свойства пластика. 2. Изделия, которые можно изготовить из пластика. 3. Технология работы с пластиком. Раздел мягкая игрушка 1.Назовите основные правила при изготовлении мягкой игрушки. Раздел вязание 1.Назовите основные способы вязания крючком 2.Покажите правильное расположение рук при вязании.