В ритме танца

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В ритме
танца» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативноправовых документов и локальных актов.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Программа способствует развитию у обучающихся музыкального
слуха, гибкости, выворотности, координации движений, зрительно –
пространственной ориентировки, внимания, логического мышления. Формирует
навыки исполнения танцевальных элементов, трюковых элементов и навыки
исполнения танцевальных номеров.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания самосознания
обучающихся. Получение сведений о танцах разных народов мира знакомит детей с
особенностями своей культуры и расширяет кругозор знаний о мире. Каждый народ
имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер.
Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные переживания,
формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять своё отношение к
происходящему. Всё это создаёт необходимые условия для воспитания
нравственных качеств личности ребёнка.
Творческие задания совершенствуют трудовые умения ребенка, формируют
культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны
и во взрослой жизни.
Отличительная особенность, новизна.
Отличительной особенностью данной программы является ориентация
обучающихся на процесс воспитания и развития личности по средством
хореографии. Для этого используется многожанровость видов хореографии. В
программу включены разделы: ритмика, детский танец, спортивный танец. Тем
самым формирование творческого начала происходит с азов постижения
хореографического искусства.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе
её реализации каждый ребенок приобщается к танцевально-музыкальной культуре,
учиться слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку, совершенствуясь
физически, укрепляя свое здоровье посредством хореографии, которая объединяет в
себе музыку, ритмику и пластику движений. Танцевальное искусство обладает
огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности.
Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить
музыку. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного,
воспитывают художественный вкус, а также дают возможность ребенку попробовать
себя в различных направлениях, тем самым открывая более широкие перспективы
для самоопределения и самореализации.
Адресат программы дети в возрасте от 10 до 15 лет, желающие научиться
правильно и красиво танцевать.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.

Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для обучающихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на
платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной
почте.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность
занятий - 40 минут, между занятиями 10 минутный перерыв.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: практические занятия, концерты, конкурсы, творческие
выступления, открытые занятия.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В ритме танца» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к
танцам, хореографии, обеспечивает развитие творческих способностей. Программу
могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки.
Цель программы: заключается в развитии творческих способностей и
формировании физических, хореографических и музыкальных данных, развитие
мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать у ребенка базовые хореографические и физические данные;
- научить детей основным хореографическим движениям, пластики, чувствовать
характер музыкального сопровождения, выражения чувств с помощью танца;
- познакомить детей с многообразием хореографии.
Развивающие:
- развивать художественные и творческие способности детей, используя
эффективные педагогические технологии, методы и приёмы;
- развивать воображение, фантазию, наглядно-образного, ассоциативного мышления,
самостоятельного художественного осмысления хореографического материала;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность,
побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитание морально волевых качеств: выдержки, настойчивости, побуждение
ребёнка к более дисциплинированному и настойчивому труду;
- воспитание внимания и уважения к людям, терпимость к чужому мнению, умение
работать в группе;
- воспитание музыкального и эстетического вкуса;
- развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки;

- формирование культуры поведения и общения.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п

Название раздела, темы

Раздел 1. Ритмика
Тема 1.1

Количество часов
Всего Теория Практи
ка
16
5
11

Вводное занятие «Музыка и 2
танец».

Формы
аттестации/
контроля

1

1

Беседа.

1

1

1

3

2

6

Беседа,
педагогическо
е наблюдение
Беседа,
педагогическо
е наблюдение
Беседа,
педагогическо
е наблюдение

6
2

22
4

Танцы разных народов мира
Тема 1.2
Тема 1.3

«От простого хлопка – к 2
притопу»
азбука
танцевального движения
Музыкально-танцевальные 4
игры

«Танцевальная мозаика» - 8
танцевальные
элементы,
этюды, танцы
Раздел 2. Детский танец
28
Тема 2.1 Элементы ритмики и
6
музыкальной грамоты
Тема 1.4

Тема 2.2

Танцевальные игры

4

-

4

Тема 2.3

Танцевальные комбинации

8

2

6

Тема 2.4

Постановка танцевального
номера.

10

2

8

Раздел 3. Спортивный танец
Тема 3.1 Основы спортивного танца
(формы позиций и
положений рук, ног и
головы)

26
6

7
2

19
4

Тема 3.2

Элементы спортивного
танца

8

2

6

Тема 3.3

Постановка номеров.
Парный танец

12

3

9

2
2

-

2
2

Беседа,
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Беседа,
педагогическо
е наблюдение
Беседа,
открытый урок

Промежуточная аттестация

Раздел 4. Итог
Тема 4.1
Концертная деятельность

Беседа,
наблюден ие за
выполнением
практической
работы
Педагогическо
е наблюдение

Педагогическо
е наблюдение
Конкурс

Аттестация
по
итогам
завершения программы.
Итого

Отчетный
концерт
72

18

54

Содержание учебного плана
Раздел 1. Ритмика
Тема 1.1 Вводное занятие «Музыка и танец». Танцы разных народов мира.
Теория. Знакомство с творческим объединением, режимом работы, основными
видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях,
формы одежды и прически. Выявляется взаимосвязь музыки и движения –
совместное вступление и окончание мелодии и танцевального движения, передача
единого характера и настроения. Знакомство с танцами разных народов мира.
Практика. Поклон. Разминка.
Тема 1.2 «От простого хлопка – к притопу» - азбука танцевального движения.
Теория. Включает в себя знакомство детей с музыкой. Раскрывает такие понятия как
темп (быстро, медленно, умеренно); контрастность (быстрая-медленная; весёлаягрустная); характер (задорная, весёлая, печальная, яркая. Знание музыкального
размера 2/2; 3/4; 4/4. Умение скоординировать движения с музыкой.
Практика. Простейшие виды хлопков-притопов в различных метроритмических
сочетаниях.
Задачи: Развитие метроритма, слуха и навыков элементарного исполнительства,
умение слушать и слышать ритмический рисунок музыки.
Тема 1.3 Музыкально-танцевальные игры.
Теория. Включает в себя знакомство детей с правилами и задачами игры.
Практика. Игры: «Рассыпуха», «Музыкальный оркестр», «Перетанцовки»,
«Волшебный остров», «Гусеница», «Сделай сам- покажи другим», «Весёлый поход»,
«Зеркало».
Задачи: Ориентация в пространстве танцевального зала; развитие интереса отразить
в пластике различные образы. Творческий поиск. Освоение актёрской игры, мимики.
Релаксация.
Тема 1.4 «Танцевальная мозаика» - танцевальные элементы, этюды, танцы.
Теория. Рассказ - беседа о методике и технике исполнения танцевальных элементов.
Практика. Разучивание танцевальных этюдов, композиций и танцев, согласно
репертуарному плану. А также самостоятельную этюдную работу.
Задачи: развивать творческие способности детей; умение создавать танцевальные
образы самостоятельно, используя полученные навыки и умения; развивать
наблюдательность зрительную, мышечную и эмоциональную память.
Раздел 2. Детский танец
Тема 2.1 Элементы ритмики и музыкальной грамоты.
Теория. Изучение понятий: «ритмический рисунок»; длительность, акцент, строение
музыкального произведения: вступление, части, музыкальные фразы; особенности
танцевальных жанров: вальс, полька, марш.
Практика. Хлопки громкие и тихие, в темпе музыки; воспроизведение хлопками и
притопами ритмического рисунка, состоящего из четвертей, восьмых, половинных и
целых.
Тема 2.2 Игры.
Практика. Повторение некоторых пройденных игр: «Музыкальный оркестр»,
«Перетанцовки», «Волшебный остров», «Сделай сам- покажи другим», «Зеркало».

Задачи: Ориентация в пространстве танцевального зала; развитие интереса отразить
в пластике различные образы. Творческий поиск. Освоение актёрской игры, мимики.
Релаксация.
Тема 2.3 Танцевальные комбинации.
Теория. Рассказ - беседа о методике и технике исполнения танцевальных элементов.
Практика. Комбинации из подскоков, галопа, прыжков, хлопков, шагов и бега.
Тема 2.4 Постановка танцевального номера.
Теория. Рассказ - беседа о методике и технике исполнения танцевальных элементов,
рисунка танца и траектории перестроения по сценической площадке.
Практика. Постановка ритмического детского танца, создание сценического образа,
понятного детям.
Задачи: научиться создавать и воплощать образы с помощью ритмического рисунка.
Промежуточная аттестация по пройденному материалу.
Раздел 3. Спортивный танец
Тема 3.1 Основы спортивного танца.
Теория. Знакомство с элементами спортивного танца; прослушивание музыки в
разных жанрах.
Практика. Изучение движений в спортивном стиле. Применение на практике.
Тема 3.2 Элементы спортивного танца.
Теория. Рассказ - беседа о методике и технике исполнения танцевальных шагов и
движений.
Практика. Изучение основных шагов. Изучение основных движений.
Тема 3.3 Постановка номеров. Парный танец.
Теория. Знакомство с разными жанрами спортивного танца и их построением, с
просмотром видеоматериалов и прослушиванием музыки; знакомство с элементами
спортивного танцевального костюма.
Практика. Постановка спортивных танцев.
Раздел 4. Итог
Тема 4.1 Концертная деятельность. Аттестация по итогам завершения программы.
Практика. Исполнение выученных танцевальных работ (номеров) на отчетном
концерте. Итоговая аттестация.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся исполнению различных танцевальных номеров,
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Предметные результаты
- соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ;
- красиво и непринуждённо держать корпус, голову, знать позиции ног и рук;
- начинать и заканчивать движение с музыкой, различать музыкальные и
танцевальные жанры (марш, песня, вальс, полька);
- передать характер, ритмические особенности музыки в движении;
- знать правила исполнения танцевальных элементов, ориентироваться в
композиционном пространстве, владеть навыками исполнения парного и массового

танца;
- уметь, обладать музыкальностью, координацией, актерской выразительностью и
применять полученные навыки и знания в самостоятельном творчестве.
Личностные результаты
-развитие внимательности, самостоятельности;
-креативное мышление и пространственное воображение;
-стремление к получению законченного результата.
Метапредметные результаты:
- умение использовать базовые знания и умения в дальнейшем обучении, занятиях
иной деятельности;
- умение самостоятельно определять цели, формулировать для себя задачи,
развивать интересы своей познавательной деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Год
обучения
(или
группа)

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 год

15.09.2024

31.05.2025

36

36

72

1 раз в неделю,
по два занятия,
продолжительность
занятия 40 мин.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам
завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения
каждого раздела, темы в форме: опроса, открытого урока. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме тестирования, открытого урока, творческого
выступления, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде
творческого выступления.
С целью определения уровня мастерства, техники исполнения танцевальных
номеров, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей
проводится концертная деятельность. По итогам выступления на конкурсах лучшим
участникам может выдаваться диплом. Концерты и конкурсы являются
инструментом поощрения учащихся.
Оценочные материалы. Для диагностики используются контрольно –
измерительные материалы ( Приложение 1.)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный.
В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования,
мотивации.
При работе с детьми эффективно применяются педагогические технологии:
индивидуального
обучения
(использование
индивидуального
подхода);

коллективного
взаимообучения,
ориентированные
на
развитие
умений
самостоятельной и познавательной деятельности детей; технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной
программы являются следующие формы организации учебных занятий: конкурс,
фестиваль, отчетный концерт, игра, практическое занятие, открытый урок.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях обучающиеся получают
элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой,
Интернетом.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся на сцене
зрительного зала.
Материально-техническое обеспечение: сцена зрительного зала, аппаратура
с флэш - носителем, аудио-, видео- материалы, мультимедийная установка.
Информационное обеспечение: видео материалы (выступления других
коллективов, исполнение танцевальных номеров).
Методические материалы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные
карты;
- дидактические и психологические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, музыкальный материал для
сопровождения номеров.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована педагогом
дополнительного образования, отвечающим всем требованиям квалификационной
характеристики для соответствующей должности педагогического работника.
.
Список литературы:
1. Адерсон Б. Растяжка для каждого / Б. Андерсон. - Минск, 2002
2. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000
3. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для
руководителей хореографических коллективов. - Курган, 2010
4.
Глагури В. Компоненты постановочной и исполнительской работы в
искусстве движения. 2009 г.
5. Диниц Е. Азбука танцев. 2004г.
6. Журнал Телесемь, статьи: Сердцу не хочется покоя; Тянитесь и
кланяйтесь; Грации и пластики больше от гимнастики.2007 г.
7. Пасютинская. Волшебный мир танца. 2000 г.
8. Ротерс Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. 1989 г.
9. Собинов Б. Танцующая гимнастика. 1972 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольно - измерительные материалы
Вопросы теста.
1. Что такое танец:
а) это – вид народного творчества
б) это – выразительные движения человеческого тела
в) это – основной язык балета
2. Как раньше назывался классический танец:
а) «серьезный», «благородный», «академический»
б) «строгий», «серьезный»
в) «веселый», «благородный», «академический»
3. Что выражает народный танец:
а) красоту каждого народа
б) стиль и манеру исполнения каждого народа
в) манеру каждого народа
4. Историко-бытовой танец это:
а) хороводный танец
б) танец прошлых времен
в) вид народного творчества
5. К какому танцу относятся эти движения «переменный шаг», «припадание»:
а) народный танец
б) современный танец
в) классический танец
6. К какой национальности относиться танец «Крыжачок»:
а) русской
б) татарской
в) белорусской
7. К какому виду танца относиться «Полонез»:
а) классический танец
б) историко-бытовой танец
в) народный танец
8. «Полонез» это:
а) хороводный танец
б) плясовой танец
в) танец шествия
Тест «Уровень творческого развития»
Игра «Зеркало»
Зеркальные элементы в помещении, где предоставляются уроки танцев, являются необходимым атрибутом.
Зеркало играет очень важную роль для эффективного освоения навыков чувства ритма и демонстрации
пластики.
Описание игры
Играющие разбиваются на пары и становятся, или садятся друг напротив друга. Первый в паре – «танцующий
человечек», второй – «зеркало». «Танцующий человечек» начинает медленно, плавно двигать руками, а
«зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может
почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут
педагог предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
Когда ребята освоятся в роли «зеркал» и упражнение станет для них достаточно легким, игру можно
усложнить. «Человек» начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаздывая на один или два
такта. Этот вариант потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и собранности. В конце упражнения
можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче – «зеркала» или
«человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?

Критерии мониторинга результативности образовательного процесса
Уровень развития танцевальных данных
• Выворотность
• Величина шага
• Гибкость
Освоение программного материала
• Танцевальная мозаика
• Детский танец
• Спортивный танец
Уровень развития музыкальных данных
• Музыкальный слух
• Чувство ритма
Развитие артистичности и выразительности
• Эмоциональность
•
Выразительность
Сроки
Какие ЗУН оцениваются
Январь,
•
Умение двигаться в соответствии с различным темпом и характером музыки;
промежуточная
•
Знание музыкальной грамоты и жанров;
аттестация
•
Знание сценических терминов. Умение ориентироваться в танц-классе и на
сцене.

Май,
аттестация
итогам
завершения
программы

по

•
•
•
•
•
•
•

Оценивание/уровень
высокий

средний

низкий

Умение выполнить пространственные перестроения;
Выполнение танцевального шага, танцевального бега, галопа, подскоков;
Освоение танцевальных движений;
Умение увидеть образ при прослушивании музыки;
Умение самостоятельно повторить комбинацию движений с другой ноги;
Организованность, самостоятельность и внимательность;
Уровень освоения репертуара

Критерии оценивания
Обучающийся осознанно и свободно владеет танцевальными
комбинациями, танец исполняет уверенно, выразительно, музыкально, без
ошибок. Свободно владеет пластикой тела, демонстрирует эмоциональную
выразительность, физическую готовность опорно-двигательного аппарата к
дальнейшему обучению. Держит красиво и непринужденно корпус, голову,
знает позиции рук и ног. Передает музыку в движениях.
Достаточно владеет пластикой тела, индивидуальной техникой, держит
красиво и непринужденно корпус, голову, знает позиции рук и ног,
танцевальные комбинации исполняет с несущественными ошибками,
которые сам исправляет, владеет умением сохранять рисунок танца.
Демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата.
Обучающийся слабо ориентируется в содержании материала; исполняет
танцевальные комбинации с существенными ошибками. Недостаточно
владеет пластикой тела, индивидуальной техникой, манерой исполнения,
опорно-двигательный аппарат развит слабо. Не передает движениями
музыку, не выразителен.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».