Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативноправовых документов и локальных актов. Идея программы в единстве с основным школьным курсом русского языка, математики, литературы, окружающего мира начального звена. Программа «Знайка» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися школьного курса, в том числе путем подготовки домашних заданий. Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа обучающихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Педагогу необходимо очень тщательно инструктировать обучающихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание, способствовать формированию навыков самостоятельной учебной работы. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - соответствие потребностям времени. Программа направлена на повышение качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника. Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Отличительная особенность, новизна Программа разработана в рамках предметных областей «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение», предназначена для учащихся начальных классов. Содержание программы направлено на решение домашних заданий школьной программы, а также выходит за ее рамки, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: способствовать систематизации знаний, полученных во время обучения в общеобразовательной школе, восполнить пробелы, полученные при изучении предметов, расширить имеющиеся у обучающихся знания. Дополнительная общеразвивающая программа «Знайка» поможет добиться максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский интеллект, направлена на целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Адресат программы- обучающиеся в возрасте от 7 до 11 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность занятий - 40 минут. Форма реализации образовательной программы. Программа может реализовываться с использованием сетевого взаимодействия, возможной базой для реализации программы является МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева». Формы организации деятельности детей:групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры, практические занятия, конкурсы. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к школьным предметам начального звена, обеспечивает развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки. Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности младшего школьника, для успешного усвоения школьной программы, путем внедрения методов активного обучения, систематизации и углубления знаний, закрепления и освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи программы: Образовательные: - формирование положительной учебной мотивации, - углубление и расширение знаний, умений у обучающихся по школьным предметам, - формирование интереса к учебным предметам, - развитие мотивации к углубленному изучению предметов, - формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе. Развивающие: - развитие смекалки и сообразительности, - развитие у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы, - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели, - развивать умения пользоваться различной литературой. Воспитательные: - воспитание дружеских чувств между членами коллектива, - формирование интереса к культуре своей Родины, - формирование разносторонних интересов, культуры мышления, - формирование духовно – нравственных ценностей. Содержание программы: Учебный план № п/п Наименование тематического модуля Количество часов Всего 3 Теория 1 Практика 2 Формы аттестации/ контроля Раздел 1. Введение. Тема 1.1 Языковое и фольклорное многообразие этнографического творчества народов России Математика – царица наук 2 1 1 игра опрос 1 - 1 практическая работа 10 5 5 1 1 - беседа Тема 2.2 Духовно-нравственные ценности культуры Общечеловеческие ценности Гражданские ценности 2 1 1 Тема 2.3 Патриотизм 2 1 1 Тема 2.4 Арифметика – начало большой науки Профессии, где нужно дружить с цифрой Игра на знание государственных символов России Поэтическая беседа «Я люблю тебя, Россия!» Язык как основа любой культуры Роль литературы в мировоззрении человека Игра «Мой любимый 2 1 1 практическая работа практическая работа игра 1 1 - опрос 1 - 1 игра 1 - 1 беседа 3 2 1 1 1 - опрос 1 - 1 игра Тема 1.2 Раздел 2. Тема 2.1 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7 Раздел 3. Тема 3.1 Тема 3.2 поэт» Тема 3.3 Этимология слов 1 1 - Раздел 4. Тема 4.1 Тема 4.2 В мире интересных цифр Волшебная цифра Циферблат и время 3 1 1 1 - 2 1 1 Тема 4.3 Я иду в магазин. 1 1 - Раздел 5. 3 1 2 1 2 34 12 1 14 5 2 20 7 Тема 6.2 Я – маленький гражданин Права ребёнка Мои обязанности в семье Понятие добра и зла Мир сказок и легенд Промежуточная аттестация Весёлый мир праздника 14 6 8 Тема 6.3 Басня – отражение морали 4 2 2 Тема 6.4 Сетикет – правила поведения в Интернете Жизнь в обществе. Культура – вторая природа человека Человек – часть природы. 4 1 3 10 6 4 2 6 4 4 2 2 Моя малая родина Хакасия Бея – столица Бейского района Заповедные места Хакасии Итог 4 1 3 3 1 2 1 2 - 1 2 Аттестация по итогам завершения программы 2 - 2 72 29 43 Тема 5.1 Тема 5.2 Раздел 6. Тема 6.1 Раздел 7. Тема 7.1 Тема 7.2 Раздел 8. Тема 8.1 Тема 8.2 Раздел 9. Тема 9.1 Итого опрос игра практическа я работа опрос опрос опрос тестировани е творческая работа практическа я работа практическа я работа практическа я работа творческая работа практическа я работа игра практическа я работа Содержание учебного плана Раздел 1. Введение Тема 1.1 Языковое и фольклорное многообразие этнографического творчества народов России. Теория. Филология — как наука. Язык и фольклор. Многообразие этнографического творчества народов России. Практика. Обзор и обсуждение творчества народов России. Выполнение домашних заданий. Тема 1.2 Математика – царица наук. Практика. Практическая работа «Диагностика имеющихся знаний». Выполнение домашних заданий. Раздел 2. Духовно-нравственные ценности культуры Тема 2.1 Общечеловеческие ценности. Теория. Мораль как общечеловеческая ценность. Тема 2.2 Гражданские ценности. Теория. Совесть, добрая воля, доверие, патриотизм, образованность, служение гражданским, культурным и духовным идеалам как гражданские ценности. Практика. Практическая работа по теме. Выполнение домашних заданий. Тема 2.3 Патриотизм. Теория. Патриотизм как любовь к родине. Практика. Практическая работа по теме. Выполнение домашних заданий. Тема 2.4 Арифметика – начало большой науки. Теория. Основы арифметики. Практика. Игра «Бабочки». Выполнение домашних заданий. Тема 2.5 Профессии, где нужно дружить с цифрой. Теория. Обсуждение профессий, основой которых является математика. Тема 2.6 Игра на знание государственных символов России. Практика. Игра «Символы России». Выполнение домашних заданий. Тема 2.7 Поэтическая беседа «Я люблю тебя, Россия!». Практика. Рассмотрение российских стихотворений, посвященных любви к родине. Выполнение домашних заданий. Раздел 3. Язык как основа любой культуры Тема 3.1 Роль литературы в мировоззрении человека. Теория. Обсуждение произведений и влияния морали, заложенной в них, на поведение ребенка. Тема 3.2 Игра «Мой любимый поэт». Практика. Игра «Мой любимый поэт». Выполнение домашних заданий. Тема 3.3 Этимология слов. Теория. Обсуждение интересных слов, их значение и происхождение. Раздел 4. В мире интересных цифр Тема 4.1 Волшебная цифра. Практика. Игра «Математический футбол». Выполнение домашних заданий. Тема 4.2 Циферблат и время. Практика. Практическое занятие на тему. Выполнение домашних заданий. Тема 4.3 Я иду в магазин. Теория. Эффективное распределение бюджета. Раздел 5. Я – маленький гражданин Тема 5.1 Права ребенка. Теория. Право на жизнь и здоровое развитие, право на имя, право на гражданство, право на заботу родителей и совместное проживание с ними. Тема 5.2 Мои обязанности в семье. Практика. Опрос детей об их обязанностях. Выполнение домашних заданий. Раздел 6. Понятие добра и зла Тема 6.1 Мир сказок и легенд. Теория. Прочтение и обсуждение сказок и легенд. Практика. Промежуточная аттестация в виде тестирования. Выполнение домашних заданий. Тема 6.2 Веселый мир праздника. Теория. Обсуждение всемирных и народных праздников. Практика. Мини сочинение на тему «Мой любимый праздник». Тема 6.3 Басня – отражение морали. Теория. Совместное прочтении и обсуждение баснь. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 6.4 Сетикет – правила поведения в Интернете. Теория. Правила поведения в Интернете. Практика. Выполнение домашних заданий. Раздел 7. Жизнь в обществе Тема 7.1 Культура – вторая природа человека. Теория. Культура как часть человеческой природы. Формирование культуры. Влияние культуры на человека. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 7.2 Человек – часть природы. Теория. Человек – часть природы. Человек разумное существо. Регулирование поведения людей. Практика. Мини сочинение «Человек – часть природы». Раздел 8. Моя малая родина - Хакасия Тема 8.1 Бея – столица Бейского района. Теория. Изучение символики Бейского района, географического расположения. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 8.2 Заповедные места Хакасии Практика. Игра – викторина «Мы – друзья природы». Выполнение домашних заданий. Раздел 9. Итог. Тема 9.1 Аттестация по итогам завершения программы. Практика. Практическая работа. Награждение активных членов детского объединения. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие познавательных интересов, направленных на изучение школьных предметов; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели; - развитие духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие чувства патриотизма, любови к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к языку, истории, культуре, национальным особенностям, толерантность; - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - проявление инициативы и самостоятельности; - овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - сформированность навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин; - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение работать с информацией; - сформированность положительной учебной мотивации; сформированность навыков самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, решать различные задачи; - сформированность навыков самостоятельно выполнять домашнее задание. Раздел2. Комплекс организационно - педагогическихусловий реализации программы Календарный учебный график Год обучени я (или группа) Дата Дата начала окончани обучения я по обучения программ по е программ е 1 группа 15.09. 31.05. 2024 2025 2 группа 15.09. 2024 31.05. 2025 Всего учебны х недель Всего учебны х дней Количеств о учебных часов Режим занятий 36 72 72 36 72 72 два раза в неделю по одному занятию, продолжительнос ть каждого 40 мин. два раза в неделю по одному занятию, продолжительнос ть каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме викторины, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде творческой работы. Оценочные материалы. используются контрольно–измерительные Для диагностики материалы ( Приложение 1) Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. В процессе занятий предусмотрены формы подведения итогов реализации программы: творческая работа, конкурс рисунков, практическая работа, игра, викторина. (Приложение 2) Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки; - круглые столы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы 1. Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 4 шт.; стулья - 4 шт.; лавки - 3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Гайдина Л.И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2013. 2. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 – 4-х классах (Серия “Сердце отдаю детям”). – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с. 3. Дружинина М. Умные задачки! Умникам и умницам! (игры, кроссворды, головоломки) 4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с. 5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010г. 6. Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы. Интернет – ресурсы: https://depobr-molod.admhmao.ru/ официальный сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры. http://www.Google.ru – Google. Крупнейшая в мире поисковая система, проста и удобна в использовании и за долю секунды бесплатно выдаёт информацию на разных языках. (Возможен поиск на 100 языках мира, включая русский.) Предоставляет доступ ко всей информации без захода на главную страницу. Панель инструментов Google позволяет вести поиск из любого места в Интернете. Google можно использовать с разных мобильных платформ (даже не за компьютером), включая телефоны, работающие в режимах WAP и i-mode. http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ. http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стартовая диагностика Тесты 1. Что относится к экологической проблеме? а) загрязнение воздуха б) добыча полезных ископаемых в) загрязнение воды г) исчезновение растений и животных 2. Какое число самое большое? а) 256 б) 1000 в) 1111 г) 989 3. У Димы 15 конфет, у Маши – 10, у Оли – 20, у Пети – 11. У кого больше конфет? а) у Пети б) у Оли в) у Маши г) у Димы 4. Напиши на сколько больше кругов, чем квадратов? Ответ: ______________ 5. Какое утверждение верно? а) «Колобок» - сказка. б) «Красавица и чудовище» - стихотворение. в) «Теремок» - мультфильм. г) Баба Яга – добрый персонаж. 6. Вставьте нужный знак (+ или -)? а) 2 2=4 б) 10 5=5 в) 7 8=15 б) чтобы они получали свежий воздух в)чтобыониполучалидостаточнос вета г) чтобы освободить место г) 11 6=5 7. Проведите звуковой анализ слова «вишня». Покажите, какие в нем звуки гласные _____________, твердые согласные ______________, мягкие согласные ________. 8. Вставьте пропущенные буквы. а) К_Т б) К_Т в) К_РОВА г) КР_ША 9. Запишите 2 любимых произведения. 10. Почему сломался Теремок? 11. В каких словах ударение падает на букву а? а) пчела б) арбуз в) зоопарк г) зарядка. Обработка результатов Каждый правильный ответ - 1балл. 7-11 5-6 0–4 высокий уровень средний уровень низкий уровень Диагностика освоения общеобразовательной программы «Знайка» 1. Какая из сказок русская народная? a) Русалочка b) Колобок c) Принцесса на горошине d) Дюймовочка 2. Точная наука, первоначально исследовавшая количественные отношени я и пространственные формы – это? a) Русский язык b) Литература c) Математика d) География 3. В какой ситуации человек поступил как герой? a) Построил дом b) Нарисовал картину c) Спас ребенка d) Посадил дерево 4. Что такое «патриотизм»? a) Понимание добра и зла b) Любовь к Родине c) Наука d) Название книги 5. В какой профессии нужно хорошо знать математику? a) Продавец b) Ученый c) Библиотекарь d) Строитель 6. Какая основная мысль в сказке «Гадкий утёнок»? ______________________________________________________________ __ 7. Кто из авторов – поэт? a) Андерсон b) Пушкин c) Чуковский d) Носов 8. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов – это ... a) Литература b) Этимология c) Математика d) География 9. У Вити было 150 рублей. В магазине он купил шоколадку за 40 рублей, хлеб за 30 рубле и молоко за 50 рублей. Сколько денег осталось у Вити? ______________________________________________________________ ________ 10.Какая основная мысль в басне «Лебедь, рак и щука»? ______________________________________________________________ ________ 11.Сетикет – это … a) Правила поведения в машине b) Правила поведения за столом c) Правила поведения в Интернете d) Правила поведения в музее 12.Человек – часть природы. Верно? a) Да Почему?__________________________________________________ _______ b) Нет Почему?__________________________________________________ _______ Обработка результатов Каждый правильный ответ - 1 балл. 10-12 5-9 0-4 высокий уровень средний уровень низкий уровень Приложение 2 Оценка качества обучения № п/п Ф.И. ученика Тестирование (кол-во баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 И Т О Г И % Низкий Средний Высокий Участие в конкурсах, НОУ Выполнение практической работы