Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир букв и цифр» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов. Идея программы в единстве с основным школьным курсом русского языка и математики начального звена. Программа «Удивительный мир букв и цифр» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися школьного курса, в том числе путем подготовки домашних заданий. Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа обучающихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Педагогу необходимо очень тщательно инструктировать обучающихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание, способствовать формированию навыков самостоятельной учебной работы. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная, способствует развитию личности обучающихся, формированию мотивации личности к творчеству. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - соответствие потребностям времени. Программа направлена на повышение качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника. Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Отличительная особенность, новизна Программа разработана в рамках предметной области «Математика», а также захватывает «Русский язык» в рамках выполнения домашних заданий, предназначена для учащихся начальных классов. Содержание программы направлено на решение домашних заданий школьной программы, а также выходит за ее рамки, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике. Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: способствовать систематизации знаний, полученных во время обучения в общеобразовательной школе, восполнить пробелы, полученные при изучении предметов, расширить имеющиеся у обучающихся знания. Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир букв и цифр» поможет добиться максимального развития личности каждого ребенка: воспитать сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, сформировать детский интеллект, направлена на целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Адресат программы- обучающиеся в возрасте от 7 до 11 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 144 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность занятий - 40 минут. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир букв и цифр» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к школьным предметам начального звена, обеспечивает развитие познавательных процессов. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки. Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности младшего школьника, для успешного усвоения школьной программы, путем внедрения методов активного обучения, систематизации и углубления знаний, закрепления и освоения умений, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи программы: Образовательные: - формирование положительной учебной мотивации, - углубление и расширение знаний, умений у обучающихся по школьным предметам, - формирование интереса к учебным предметам, - развитие мотивации к углубленному изучению предметов, - формирование потребности у обучающихся к самостоятельной работе. Развивающие: - развитие смекалки и сообразительности, - развитие у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы, - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели, - развивать умения пользоваться различной литературой. Воспитательные: - воспитание дружеских чувств между членами коллектива, - формирование разносторонних интересов, культуры мышления, - формирование духовно – нравственных ценностей. Содержание программы: Учебный план № п/п Наименование тематического модуля Количество часов Всего 3 Теория 2 Формы аттестации/ контроля Практика 1 Раздел 1. Введение. Тема 1.1 Математика вокруг нас 1 1 Тема 1.2 Профессии, где нужно дружить с математикой. Из истории математики 2 1 1 8 4 4 Старинные системы записи чисел. Из истории чисел и цифр. 1 0,5 0,5 беседа 1 0,5 0,5 опрос 1 0,5 0,5 беседа 1 0,5 0,5 опрос 1 0,5 0,5 беседа 1 0,5 0,5 беседа Тема 2.7 Как люди научились считать. Удивительное рядом или старинные меры длины. Из истории математических открытий. Архимед-гений математики и изобретений. Научный мир Пифагора. 1 0,5 0,5 беседа Тема 2.8 Первые учебники. 1 0,5 0,5 опрос Раздел 3. Решение геометрических задач. Построение ломанных. 32 7 25 2 1 1 практикум Построение прямоугольников. Построение треугольников. Построение квадратов. Нахождение площади. Нахождение объёма. Геометрические задачи на смекалку. Решение задач. 4 1 3 практикум 4 1 3 практикум 4 6 6 6 1 1 1 1 3 5 5 5 практикум практикум практикум практикум 48 8 40 Раздел 2. Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Тема 3.6 Тема 3.7 Раздел 4. беседа беседа Тема 4.1 Решение текстовых задач. 6 1 5 Тема 4.2 Решение задач по рисунку. 6 1 5 практикум Тема 4.3 6 1 5 практикум 6 1 5 практикум 6 1 5 тестировани е 6 6 1 1 5 5 практикум практикум 6 1 5 практикум Раздел 5. Решение задач на движение. Составление обратных задач. Задания со звёздочками. Промежуточная аттестация Решение уравнений. Решение заданий с применением знаков: больше, меньше, равно. Решение задач по таблицам. Олимпиадные задания. 27 4 23 Тема 5.1 Занимательные задачи. 8 1 7 практикум Тема 5.2 Логические задачи. 7 1 6 практикум Тема 5.3 Геометрические задачи. 6 1 5 практикум Тема 5.4 6 1 5 практикум 24 4 20 Тема 6.1 Задачи повышенной трудности. Очень важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. 6 1 5 практикум Тема 6.2 Задачи сказки. 6 1 5 практикум Тема 6.3 Математические головоломки. Математические ребусы. Итог 6 1 5 практикум 6 2 1 5 2 практикум Аттестация по итогам завершения программы 2 - 2 практическа я работа 144 29 115 Тема 4.4 Тема 4.5 Тема 4.6 Тема 4.7 Тема 4.8 Раздел 6. Тема 6.4 Раздел 7. Тема 7.1 Итого практикум Содержание учебного плана Раздел 1. Введение Тема 1.1 Математика вокруг нас. Теория. Беседа. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 1.2 Профессии, где нужно дружить с математикой. Теория. Сообщение по теме. Практика. Практическая работа «Диагностика имеющихся знаний». Выполнение домашних заданий. Раздел 2. Из истории математики. Тема 2.1 Старинные системы записи чисел. Теория. Беседа. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.2 Из истории чисел и цифр. Теория. Сообщение по теме. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.3 Как люди научились считать. Теория. Беседа. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.4 Удивительное рядом или старинные меры длины. Теория. Сообщение по теме. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.5 Из истории математических открытий. Теория. Беседа. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.6 Архимед-гений математики и изобретений. Теория. Сообщение по теме. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.7 Научный мир Пифагора. Теория. Беседа. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 2.8 Первые учебники Теория. Сообщение по теме. Практика. Выполнение домашних заданий. Раздел 3. Решение геометрических задач. Тема 3.1 Построение ломанных. Теория. Алгоритм построения. Практика. Практическая работа. Выполнение домашних заданий Тема 3.2 Построение прямоугольников. Теория. Алгоритм построения. Практика. Выполнение домашних заданий. Работа по карточкам. Тема 3.3 Построение треугольников. Теория. Алгоритм построения. Практика. Работа по заданию. Выполнение домашних заданий. Тема 3.4 Построение квадратов. Теория. Алгоритм построения. Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий. Тема 3.5 Нахождение площади. Теория. Применение формулы. Практика. Практическая работа. Выполнение домашних заданий. Тема 3.6 Нахождение объёма. Теория. Применение формулы. Практика. Практическая работа. Выполнение домашних заданий. Тема 3.7 Геометрические задачи на смекалку. Теория. Алгоритм решения задач. Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий. Раздел 4. Решение задач. Тема 4.1 Решение текстовых задач. Теория. Способы решения задач. Практика. Выполнение домашних заданий. Работа по карточкам. Тема 4.2 Решение задач по рисунку. Теория. Алгоритм решения задач. Практика. Практическое занятие на тему. Выполнение домашних заданий. Тема 4.3 Решение задач на движение. Теория. Рассмотрение вариантов решений. Практика. Составление схем решений. Выполнение домашних заданий. Тема 4.4 Составление обратных задач. Теория. Способы составления. Практика. Работа по вариантам. Выполнение домашних заданий. Тема 4.5 Задания со звёздочками. Промежуточная аттестация Теория. Алгоритм решения заданий. Практика. Практическая работа. Выполнение домашних заданий. Тестирование Тема 4.6 Решение уравнений. Теория. Рассмотрение вариантов решений. Практика. Решение вариантов. Выполнение домашних заданий. Тема 4.7 Решение заданий с применением знаков: больше, меньше, равно. Теория. Способы решения задач. Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий. Тема 4.8 Решение задач по таблицам. Теория. Рассмотрение вариантов. Практика. Практическая работа. Выполнение домашних заданий. Раздел 5. Олимпиадные задания. Тема 5.1 Занимательные задачи. Теория. Способы решения задач. Практика. Работа по карточкам. Выполнение домашних заданий. Тема 5.2 Логические задачи. Теория. Алгоритм решения. Практика. Выполнение домашних заданий. Решение по схеме. Тема 5.3 Геометрические задачи. Теория. Рассмотрение вариантов. Практика. Практическая работа. Домашняя работа. Тема 5.4 Задачи повышенной трудности. Теория. Способы решения. Практика. Решение задач. Выполнение домашних заданий. Раздел 6. Очень важную науку постигаем мы без скуки. Тема 6.1 Задачи в стихах. Теория. Прослушивание стихов. Практика. Выполнение домашних заданий. Тема 6.2 Задачи сказки. Теория. Прослушивание сказок. Практика. Решение задач. Выполнение домашних заданий. Тема 6.3 Математические головоломки. Теория. Алгоритм решения. Практика. Выполнение домашних заданий. Решение головоломок. Тема 6.4 Математические ребусы. Теория. Рассмотрение вариантов. Практика. Разгадывание ребусов. Раздел 7. Итог. Тема 7.1 Аттестация по итогам завершения программы. Практика. Практическая работа. объединения. Итоговая аттестация. Награждение активных членов детского Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие познавательных интересов, направленных на изучение школьных предметов; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); - развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели; - развитие духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - развитие чувства патриотизма, любови к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к языку, истории, культуре, национальным особенностям, толерантность; - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - проявление инициативы и самостоятельности; - овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - сформированность навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин; - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение работать с информацией; - сформированность положительной учебной мотивации; сформированность навыков самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, решать различные задачи; - сформированность навыков самостоятельно выполнять домашнее задание. Раздел2. Комплекс организационно - педагогическихусловий реализации программы Календарный учебный график Год обучени я (или Дата начала обучения Дата окончани я Всего учебны х Всего учебны х дней Количеств о учебных часов Режим занятий группа) по обучения программ по е программ е 1 группа 15.09. 31.05. 2024 2025 недель 36 144 144 четыре раза в неделю по одному занятию, продолжительнос ть каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме викторины, аттестация по итогам завершения программы – май, в виде творческой работы. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки; - круглые столы. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, диаграммы, загадки, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы 1. Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты – 4 шт.; стулья - 4 шт.; лавки - 3 шт.; книжный шкаф и тумба для оборудования – 1 шт., компьютер с проектором, канцелярские принадлежности, игры, бумага, тетради. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Гайдина Л.И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2013. 2. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 – 4-х классах (Серия “Сердце отдаю детям”). – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с. 3. Дружинина М. Умные задачки! Умникам и умницам! (игры, кроссворды, головоломки) 4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с. 5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010г. 6. Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы.