Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Основу прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся столярному делу направлено на воспитание творческого труда школьников, развитие их интереса к народному ремеслу, его творчеству и наследию. Столярное дело – позволяет формировать у ребят качественное отношение к труду, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность. На занятиях ребята закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Обработка древесины – один из распространенных видов декоративноприкладного искусства. Оно постоянно развивается благодаря таланту мастера, работающего в центрах народных промыслов России, и совершенствованию деревообрабатывающего оборудования. Изучение на занятиях столярного дела, как части духовного и материального наследия своего народа, будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. На занятиях, допускающих постоянное общение между детьми, воспитываются и укрепляются высокие нравственные качества: взаимопомощь, ответственность и за себя, и за окружающих, доброта, честность. Воспитание и осознание в себе этих качеств поднимает личную самооценку, что очень важно для данного возраста. Новизна программы – возможность чередования форм организации образовательной деятельности (контактная и бесконтактная), использование электронного обучения, что обеспечивает освоение обучающимися, части общеобразовательной программы, независимо от их места нахождения. Педагогическая целесообразность программы состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения. Отличительная особенность программы «Хозяин» заключается в том, чтобы помочь ребенку в профессиональном определении, разобраться в собственных способностях и склонностях. Программа помогает детям понять, являются ли они натурой творческой, обладают ли усидчивостью, терпением, способностью к достижению цели, интересны ли им будут профессии, связанные с обработкой древесины. Адресат программы дети в возрасте 7 – 16 лет, проявляющие интерес к декоративно – прикладному искусству, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Уровень программы – ознакомительный. Объем – 144 часа. Срок реализации программы - 1 год обучения. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятия 40 минут. Форма организации деятельности детей: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые. Цель программы: формирование у детей навыков работы с деревом, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Научить ребят чувствовать текстуру дерева, направлять ее в нужное русло, обработав ее и покрасив. Знать особенности профессий: столяр, краснодеревщик, плотник. Создание условий для всестороннего развития технических и художественных способностей обучающихся путём изучения основ столярного дела, привитие им любви к традиционному российскому художественному ремеслу. Задачи программы: Образовательные: - научить практическим навыкам работы с деревом, технике безопасности при работе с электроинструментами; - обучить технике изготовления изделий; - формировать способности организовывать трудовой процесс; - научить организовывать рабочее место столяра; - профессионально выполнять обработку лакокрасочными материалами; – подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Развивающие: - развивать познавательный интерес к столярному делу; - развивать творческие способности, а также умения самостоятельно применять на практике полученные знания; - развивать художественный вкус через овладение технологиями в декоративно – прикладном творчестве; - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка. Воспитательные: - воспитывать любовь к ручному труду, терпеливости и усидчивости; - воспитывать культуру межличностного общения, уверенности в себе, в своих силах; - прививать уважение к истории и традициям народа; − формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению. Содержание программы № п.п Название раздела, темы Раздел 1. Изготовление разделочных наборов Тема 1.1. Вводное занятие. Тема 1.2. Основные виды пород Учебный план Количество часов Формы Всего Теори Практика аттестации/контроля я 18 5 13 2 2 1 1 1 1 Текущий контроль Текущий контроль Тема 1.3 Технология изготовления разделочных досок Тема 1.4 Самостоятельная работа по технологии Раздел 2. Изготовление табуретов разных видов Тема 2.1. Вводное занятие Тема 2.2 Тема 2.3 Раздел 3. Тема 3.1. Тема 3.2. Тема 3.3. Тема 3.4 Оборудование, инструменты, приспособления Изготовление табуретов 3-х видов по чертежам. Техникотехнологические сведения. Подбор материала. Домовая резьба по дереву Вводное занятие. Выбор материалов, используемых для работы по изготовлению штакетин и наличников. Изготовление наличников Промежуточная аттестация Выбор красок и подбор марилки Раздел 4. Изготовление табуретов Тема 4.1. Вводное занятие Тема 4.2. Изготовление табуретов с последующей покраской Раздел 5. Кухонные разделочные доски Тема 5.1. Вводное занятие Тема 5.2. Выбор и зарисовка Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль/ Практическая работа 2 1 1 12 2 10 22 4 18 2 1 1 Текущий контроль 2 1 1 Текущий контроль 18 2 16 Текущий контроль/ Практическая работа 40 6 34 2 2 2 - 2 Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа 28 2 26 Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль/ Практическая работа 8 2 6 14 1 13 2 12 1 - 1 12 20 1 19 2 2 1 - 1 2 Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль Текущий контроль/ Тема 5.3 рисунков для лекал, вырезание на бумаге Индивидуальная работа Раздел 6. Подсвечники Тема 6.1. Вводное занятие Тема 6.2. Технология производства. Выполнение и сборка с покраской. Раздел 7. Деревянные игрушки Тема 7.1. Вводное занятие Тема 7.2 Изготовление деревянной игрушки «Конькачалка» Раздел 8. Виды резьбы по дереву Тема 8.1 Вводное занятие Тема 8.2 Геометрическая резьба Итоговая аттестация Раздел 9. Подведение итогов Тема 9.1 Выставка Итого часов: Практическая работа 16 - 16 10 2 8 2 2 - 8 8 10 2 8 2 8 2 - 8 8 2 6 2 6 2 - 6 Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа Текущий контроль Текущий контроль/ Практическая работа 2 2 - 2 2 144 20 124 Текущий контроль/ Практическая работа Содержание учебного плана Раздел 1. Изготовление разделочных наборов Тема 1.1 Вводное занятие. Теория. Электро и пожарная безопасность при производстве изделий из дерева Практика. Показ инструментов. Правила работы с ними. Тема 1.2 Основные виды пород Теория. Просмотр слайдов Практика. Показ на разрезах и распилах разных пород деревьев. Тема 1.3 Технология изготовления разделочных досок Теория. Зарисовка лекал на бумаге. Практика. Вырезание лекал на картоне. Тема 1.4 Самостоятельная работа по технологии Практика. Подготовка досточек для выпиливания. Шлифовка. Перевод рисунка на основу (рыбка, груша, яблоко, перец). Выпиливание эл. лобзиком рисунков из материала. Фрезерование. Шлифовка. Выпиливание задней фигуры. Вытачивание держателей для досточек. Склеивание, шлифовка, покрытие марилкой и лаком. Раздел 2. Изготовление табуретов разных видов Тема 2.1 Вводное занятие Теория. Технико-технологические сведения техники безопасности. Практика. Показ готовых изделий, фотографий. Тема 2.2 Оборудование, инструменты, приспособления Теория. Показ инструментов. Зарисовка деталей на картоне Практика. Пробная работа с инструментами. Вырезание лекал. Тема 2.3 Изготовление табуретов 3-х видов по чертежам. Техникотехнологические сведения. Подбор материала. Теория. Зарисовка лекал по рисункам, расчёт размеров деталей (у каждого свои размеры высоты). Практика. Перевод рисунков на материал-доска обрезная 25мм толщиной. Вырезание деталей из дерева (доски). Шлифование. Фрезерование. Разметка пазов, шкантов, отверстий. Сверление, выдалбливание пазов стамеской. Сборка, монтаж табуретов. Покрытие марилкой. Покрытие изделий лаком. Раздел 3. Домовая резьба по дереву Тема 3.1 Вводное занятие Теория. Просмотр рисунков готовых штакетин и наличников. Тема 3.2 Выбор материалов, используемых для работы по изготовлению штакетин и наличников Практика. Пробная работа с электроинструментами. Электролобзик, электродрель. Ручной лобзик. Фреза. Шуруповёрт. Тема 3.3 Изготовление наличников Теория. Зарисовка узоров на бумаге Практика. Вырезание шаблонов из бумаги-картона. Подготовка материала (размеры 125х15х2,5). Перевод рисунков на основу. Высверливание, выпиливание узоров. Фрезерование. Шлифовка. Пропитка ПФ-115. Промежуточная аттестация, практическая работа. Тема 3.4 Выбор красок и подбор марилки Теория. Правила монтажа Практика. Покрытие изделий пропиткой, марилкой, лаком. Раздел 4. Изготовление табуретов Тема 4.1 Вводное занятие Теория. Осмотр готовых изделий. Определение размеров. Практика: Разборка и высчитывание размеров и перенос размеров на бумагу+ Тема 4.2 Изготовление табуретов с последующей покраской Практика. Вырезание частей табурета по размерам для лекал (картон). Заготовка пиломатериала. Вырезание деталей ножек, соединений. Сборка табурета при помощи клея, саморезов. Шлифовка, покраска. Раздел 5. Кухонные разделочные доски Тема 5.1 Вводное занятие Теория. Просмотр готовых изделий Практика. Зарисовка с лекал на картон. Тема. 5.2 Выбор и зарисовка рисунков для лекал, вырезание на бумаге Практика. Выбор названия набора (рыба, овощи, фрукты). Рисунки. Тема 5.3 Индивидуальная работа Практика. Подготовка досточек для выпиливания фигур, шлифовка, фрезерование, вырезание контура. Покрытие марилкой, лаком. Раздел 6. Подсвечники Тема 6.1 Вводное занятие Теория. Техника безопасности при работе на токарном станке. Просмотр рисунков. Тема 6.2 Технология производства. Выполнение и сборка с покраской. Практика. Заготовка брусков 50х50мм. Строгание углов. Работа на токарном станке. Заготовки подставок для стоек. Покрытие марилкой, лаком. Раздел 7. Деревянные игрушки Тема 7.1 Вводное занятие Лекция. Выборка игрушек по книгам, рисункам. Тема 7.2 Изготовление деревянной игрушки «Конь-качалка» Практика. Групповая работа. Разметка деталей по размерам. Распределение деталей по группе. Шлифовка вручную. Фрезерование. Сборка изделия. Покрытие морилкой и лаком. Раздел 8. Виды резьбы по дереву Тема 8.1 Вводное занятие Лекция. Просмотр слайдов. История возникновения резьбы. Тема 8.2 Геометрическая резьба Практика. Изучение разметки узоров. Зарисовка на бумаге с помощью циркуля. Итоговая аттестация, практическая работа. Раздел 9. Подведение итогов Тема 9.1 Выставка Практика. Проведение выставки. Планируемые результаты Предметные результаты В результате обучения дети будут знать: - классификацию и породы древесины, ее свойства; - основы графической документации (чертеж, эскиз, технический рисунок); - правила и приемы безопасной работы с ручным столярным инструментом; - основы работы со столярным инструментом, верстаком; - приемы пользования лакокрасочными материалами; - основные приёмы выпиливания из дерева; - способы чистовой отделки изделий из дерева. Обучающиеся должны уметь: - организовывать рабочее место и порядок на нем во время работы; - использовать инструменты в соответствии с требованиями техники безопасности; - выполнять несложные элементы резьбы по дереву; - выполнять обработку лакокрасочными материалами. Личностные результаты - развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка; - развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания; - развитие положительных эмоций и волевых качеств; - развитие моторики рук, глазомера. Раздел 2. Организационно – педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения (или группа) Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе 1 группа 15.09.2024 31.05.2025 Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 36 72 144 2 раза в неделю, два занятия, продолжительностью 40 мин. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: 1. Кабинет, который обеспечен рабочими столами, стульями, шкафами, стеллажами, и отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. 2. Материалы: древесина, наждачная бумага, лак для древесины. 3. Оборудование: токарный станок по дереву, электродрель, электролобзик, рубанки – 4 шт, напильники, точильный станок, электрофреза, резаки, линейки, уголки, тиски, верстак, набор стамесок, ножовки – 3 шт, пилка по металлу. Методические и информационные материалы: Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература по декоративно-прикладному творчеству, художественной резьбе по дереву, домовой резьбе, плотническим работам. Наглядный материал: образцы изделий. Кадровое обеспечение: Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного искусства, столярным делом. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется по окончанию изучения каждого раздела. Промежуточная аттестация проводится в январе, в тестовой форме, в форме практического задания, итоговая – по окончанию освоения программы – май, в виде практической работы, выставки. Оценочные материалы (Приложение 1) Список литературы 1. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. - Москва «Народное творчество», 2001 г. 2. Логачёва Л.А. Резчиком по дереву (альбом орнаментов- выпуск-2). Народное творчество, 2001 г. 3. Нипель Франк. Мастер на все руки. - Мир, 1993 г. 4. Плотничные работы. Издание 2 Е переработанное и дополненное. - Москва «Высшая школа», 1976 г. 5. Прорезная резьба (альбом орнаментов). Выпуск 1, 2. - Народное творчество, 2001 г. 6. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - Просвещение, 1984 г. 7. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - Трастпресс, 1999 г. 8. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск, 1990 г. 9. Степанов Н.С. Художественная резьба по дереву. - Москва: «Народное творчество», 2007 г. Приложение 1. Контрольно-измерительные средства Тест: Приспособление, на котором работает столяр А) парта; Б) верстак; В) стол – книжка Какие деревья относятся к лиственным? а) береза, лиственница, ольха, липа б) сосна, ель, береза, дуб в) дуб, береза, ольха, липа Центр древесины? А) ядро; Б) сердцевина; В) годичные кольца Чертеж выполняют карандашом от руки (без помощи линейки)? А) да; Б) нет; В) всё равно как Документ, в котором указывается последовательность изготовления изделия А) чертёж; Б) технический рисунок; В) технологическая карта Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на заготовку? А) да; Б) нет Инструмент для пиления А) рубанок; Б) рашпиль; В) пила Какие правила безопасности надо соблюдать при строгании древесины? ........................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................... Какие виды отверстий бывают А) глухие; Б) сквозные; В) отверстия – дырки Режущий инструмент для выполнения отверстий: А) шерхебель; Б) колодка; В) сверло «Нежный и ласковый" друг гвоздя. Приспособление для сжатия склеиваемых деталей А) упор; Б) струбцина; В) стусло Каким инструментом надо воспользоваться, чтобы выдернуть забитый гвоздь: А) стамеска; Б) отвёртка; В) клещи Лакирование деревянных изделий выполняют А) для обработки шлифовальной шкуркой; Б) для защиты поверхности от влаги и гниения Напиши, для чего каждый инструмент служит Дрель_________________________________________________________________ Наждачная бумага_______________________________________________________ Рашпиль_________________________________________________________________ Рубанок _________________________________________________________________ Молоток ___________________________________________________________________ Тиски______________________________________________________________________ Отвертка_________________________________________________________________ Линейка ________________________________________________________________ Практическое занятие: Творческий проект.