Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное слово» является модифицированной, имеет художественную направленность. Актуальность программы обусловлена следующими факторами. В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы. Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития. Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей. Как сделать жизнь детей разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным событиям? Как сделать детскую жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и педагоги, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей? Таким средством является кружок «Художественное слово». Отличительная особенность, новизна. Процесс обучения по программе включает постановку сценок к конкретным мероприятиям, проведение музыкально литературных вечеров, инсценировку сценариев различных календарных праздников, театральных постановок сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно - драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении. Н.В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Отличительной особенностью программы является также то, что в основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы помочь обучающимся освоить знания, умения и навыки по технике и логике речи, искусству художественного слова. Обучение по программе способствует развитию культуры речевого общения, расширению кругозора чтения, повышению общекультурного уровня. Адресат программы. Программа составлена для обучающиеся от 12 до 17 лет. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети творческие, увлекающиеся литературой, поэзией, театром, музыкой. Все члены кружка инициативные, активные, заинтересованные. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 144 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, перемена 10 минут. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, лекции, игры, практические занятия, конкурсы, практикумы, тренинги. Цель программы: Развитие творческих способностей обучающихся средствами сценической деятельности и литературы. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать навыки дикции и сценической культуры. 2. Научить пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи). 3. Развивать навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных ролей в действии и взаимодействии обучающихся друг с другом. 4. Развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние. 5. Вовлекать одаренных детей в творческую работу. Развивающие: 1. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел. 2. Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение. 3. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих возможностей. 4. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики. 2. Воспитывать добро, любовь к ближним, своей Родине. 3. Воспитывать в детях внимание к людям, неравнодушное отношение к окружающему миру. Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для обучающихся и родителей, организации литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза, как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших сочинений детей и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Обучающиеся будут принимать активное участие в организации мероприятий Центра детского творчества. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка. Основные направления: 1. Духовно - образовательное. - тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках, обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях. 2. Воспитательно-оздоровительное - посещение музеев, концертов. 3. Культурно-познавательное. - концерты, праздники, сказки, инсценировки, посещение музея, просмотр кинофильмов. 4. Сценическое мастерство. - театральная игра, ритмопластика, культура речи. 5. Творческое. - выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стихотворчество. Содержание программы: № п/п 1.1 1.2 1.3 Наименование тематического модуля Учебный план Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика Вводное 2 1 1 беседа Раздел 1. Дыхание и голос 40 9 31 упражнения, Мускульная свобода. 4 1 3 наблюдение Артикуляция. 10 2 8 практика Резонаторы 4 1 3 практика 1.4 1.5 1.6 2.1 3.1 Посыл голоса Дикция Гибкость голоса. Развитие фантазии. Раздел 2. Чувство ритма 4 10 1 2 3 8 8 2 6 20 6 14 Ритм. Виды ритма. 20 6 14 Раздел 3. Голос в нагрузке 36 8 28 Свойство голоса. Работа голосом. 4.1 5.1 опрос практическое задание 36 8 28 творческое задание Промежуточная аттестация Раздел 4. Индивидуальная работа над произведением. Индивидуальная работа над произведением Раздел 5. Итог Аттестация по итогам завершения программы ИТОГО практика практика практика 44 12 32 44 12 32 2 2 2 2 144 36 творческое задание творческое задание 108 Содержание учебного плана Вводное занятие. Организационное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности. Обсуждение и составление плана работы кружка. Знакомство. Игры: «Знакомство», «Снежный ком», «ЧТО я люблю». Раздел 1. Дыхание и голос. Теория: элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата. Правильный вдох. Понятие «диафрагмальное дыхание», «опора голоса». Практика: упражнения для постановки правильного дыхания: «Медленный вдох, активный выдох», «Стрельба через трубочку», «Вдыхаем через соломинку», «Теплый и холодный вдох», «Вдох по счету», «Нинзя», «Выбражули», «Комар». Тема 1.1. Мускульная свобода. Развитие мышечной свободы, устранение зажимов - важный элемент верного чтения. Теория: понятие «Мускульная свобода», «зажимы», «штампы» Практика: упражнения на расслабление мышц, «Роботы», «Напряжение перемещается в …», «Куклы», «Скульптор». Воспитание правильной осанки. Тема 1.2. Артикуляция. Развитие подвижности мышечной сетки голосового аппарата. Теория: внимание на мышцы лица, подвижность челюсти, массаж, понятие «Подвижная губа». Практика: упражнения: подвижность челюсти, губ, языка, разминки щек, «покусывание», «Уколы языком», «Укол - лопата», «Цоканье» и др. Тема 1.3. Резонаторы. Резонаторы - усилители голоса. Их развитие играет важную роль в формировании звука. Работа на 3 регистрах позволяет сделать голос сильным, точным и громким. Теория: понятие «Резонаторы», «Регистры» их важная роль в образовании сильного голоса. Практика: упражнения: «МММ…», «Самолет», «Снежинки – да!», «МММ в движении», «Ми-мэ-ма-мо-му-мы». Тема 1.4. Посыл голоса. Формирование звука на опоре с большой полетностью, продолжительного, динамичного. Теория: понятие «посыл голоса и полетность, посыл-опора. Практика: упражнения: «Эй!...», « 6 этажей», «Да- ааа». Тема 1.5. Дикция. Тренировка дикционных навыков и скорости чтения. Теория: губные, свистящие и шипящие звуки. Правила произношения скороговорок, положение языка во время произношения звуков. Практика: упражнения: «И-э-а-о-e-ы», «Ряд гласных с добавлением», скороговорки, «Звук по кругу». Упражнения с пробкой. Сложные звукосочетания. Сложные скороговорки «Технология шишкосушения». Медленное и быстрое чтение. Тема 1.6. Гибкость голоса, фантазия. Развитие гибкости голоса, умение говорить с разной окраской. Развитие фантазии в тренинге. Теория: понятие «магическое если бы…», «Кинолента видения». Свойства голоса. Практика: упражнения: «Ни-ни-ни», придумать финал, чтение с задачей, «10 раз без повторений», чтение наизусть «Веришь ты, верим и мы». Написание сказок, стихотворений. Импровизации под музыку. Раздел 2. Чувство ритма. Тема 2.1 Ритм. Виды ритма. Теория: Что такое ритм? Виды ритма. Рапид. Практика: Развитие слуха и чувства ритма в произведении. Упражнения: «Движение с задачей», «Хлопушки», «Ритм и стих». Движение в рапиде, «Светофор». Инсценировка стихотворения в ритме. Скороговорки в ритме, «перебежки». Раздел 3. Работа голоса в нагрузке. Разучивание произведения в нагрузке с сохранением всех свойств голоса и опоры. Промежуточная аттестация. Тема 3.1 Свойства голоса. Работа голосом. Промежуточная аттестация. Теория: повторение материала – опора. Практика: упражнения: голос + приседания, мостик, наклоны, кувырки, необычная ходьба. Сочетание смысла и действия. «Скакалка», «Шалтай-болтай» Раздел 4. Индивидуальная работа над произведением. Подготовка чтецкого материала, учитывая приобретенные в тренингах навыки. Умение самостоятельно литературный материал, понять идею, структуру, разработать персонажей. Тема 4.1 Индивидуальная работа над произведением Теория: структура произведение, правильный выбор. Кульминация. Кинолента видения. Идея произведения. Практика: разучивание и чтение наизусть с учетом всех правил чтения + исправление личных речевых дефектов. Раздел 5. Итог. Тема 5.1 Аттестация по итогам завершения программы Практика: Подведение итогов. Выполнение творческого задания. Планируемые результаты Предметные: к концу обучения обучающие будут: - Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок. - Знать потешки и шутки, прибаутки, уметь их обыграть. - Знать народные календарные праздники. - Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть. - Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений. Метапредметные: обучающиеся научатся: - Применять полученные знания и умения на практике. - Работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя. - Обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка. Личностные: у обучающихся будет: - Развита эмоциональная отзывчивость. - Развита самостоятельность и творческая инициатива. - Сформирован интерес к литературно-творческой деятельности. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Год Дата Дата Всего Всего Количеств Режим занятий обучени начала окончани учебны учебны о учебных я (или обучения я х х дней часов группа) по обучения недель программ по е программ е 1 группа 15.09. 31.05. 36 72 144 два раза в неделю 2024 2025 по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме творческих заданий, выступления на праздниках Центра, торжественных и тематических мероприятиях (инсценирование сказок, сценки). Аттестация по итогам завершения программы – май, в виде творческого задания. Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - комбинированное занятие; - практическое занятие; - занятие-игра; - открытые уроки. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного события. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, карточки, презентации, видеофильмы. На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья, книжный шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие 2010. 2. Дорохов А.А. Город твоих друзей. Библиотечный урок. – Москва, Школьная библиотека №8, 2010. 3. Каришев - Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 . 4. Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А. Литературные вечера. 2011. 5. Фадеева Е. И. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие.: Москва, 2003 год. 6. «Путешествие в Книгоград». Сценарий школьного праздника для учащихся 15 классов. ШБ №1 2010 год. 7. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. 2011. ПРИЛОЖЕНИЕ Дикция. Орфоэпия. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. • Логика чтения. Логические паузы. Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков. • Речевой слух. Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов: • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы; • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка; • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма. Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому): Громче – тише, Выше – ниже, Быстрее – медленнее. Голос – одежда живой речи, а душой является интонация. • Волшебный посредник – видение образа. «Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В. Н. Аксенов, режиссер. Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа. Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа: 1. Образный (сигналы I сигн. системы); 2. Мыслительный (II сигн. Системы); 3. Средний. • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова. • Позиция и поза. • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо. Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской. • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение. • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком. Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов. • Основой дикламационного искусства должен быть ритм. • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить. •