Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура русской речи» является модифицированной, имеет социально – гуманитарную направленность. Актуальность программы. В последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словам. Важную проблему современности предстоит решить с помощью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Культура русской речи», направленной на совершенствование умений и навыков подрастающего поколения свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, овладение нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Программа также направлена на расширение и углубление базового образования и не дублирует программу школьного образования, позволяет приобрести опыт устного и письменного общения в неформальной форме. Отличительная особенность, новизна состоит в создании системы занятий по освоению обучающимися основ публичного выступления. Программа содержит теоретические виды занятий, а также практические, которые включают в себя отработку всех правил русского языка в системе и служат для подготовки детей к ЕГЭ по русскому языку. В ходе обучения применяется методика проведения теста комплекса специальных упражнений и заданий, направленных на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет обучающимся отработать, углубить и систематизировать свои знания о языке и речи. Педагогическая целесообразность. Обучение по программе способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного школьного материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития обучающихся. В ходе обучения у детей формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путем коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения. Занятия помогут детям обогатить знания и совершенствовать умения по разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык. Адресат программы. Программа составлена для обучающихся от 13 до 17 лет. Уровень программы: ознакомительный. Объем программы – 72 учебных часа. Срок реализации программы: 1 год обучения. Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать: - работа с часто болеющими детьми; - работа с обучающимися во время карантина; - участие в дистанционных конкурсах. Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной почте. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40 минут, перемена 10 минут. Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, лекции, круглые столы, дискуссии, практикумы. Цель программы: создание условий для развития личности ребенка путем углубления знаний по русскому языку, совершенствования речевых умений, повышения уровня языковой компетенции. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить и углубить знания по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию. 2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. 3. Способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетенции обучающихся. 4. Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом. 5. Повышение уровня культуры речи. Развивающие: 1. Развивать языковые компетенции обучающихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения. 2. Развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию. 3. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих возможностей. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру речи. 2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературе русского народа. 3. Воспитывать социально активную, конкурентоспособную личность. Содержание программы: № п/п Наименование тематического модуля Учебный план Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правильность речи, ее 2 соответствие литературным нормам. 1 1 2. Орфоэпические нормы 8 2 6 3. Лексические нормы 6 2 4 4. Грамматические нормы 6 2 4 5. Морфология 10 2 8 беседа 12 4 8 Орфография 6. Промежуточная аттестация Синтаксические нормы и пунктуация 7. 8. 9. 10. 11. Речь. Функциональные стили речи Общие сведения о языке. Изобразительно – выразительные средства Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания Аттестация по итогам завершения программы ИТОГО Формы аттестации / контроля 10 4 6 6 2 4 4 2 2 практическое задание практическое задание практическое задание практическое задание практическое задание тестирование опрос, практическое задание практикум беседа 6 2 2 72 4 2 23 практическое задание практическое задание 49 Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правильность речи, ее соответствие литературным нормам. Теория: Предмет и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Правильность речи. Практика: Анализ текста В. Астафьева (отр. «Прощание с Матерой) Тема 2. Орфоэпические нормы Теория: Фонетика и графика. Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова. Практика: Фонетический анализ текста. Орфоэпические тестовые упражнения. Тема 3. Лексические нормы Теория: Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Практика: Анализ текста. Тема 4. Грамматические нормы. Теория: Грамматические нормы. Части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Практика: Практические задания. Тестирование. Тема 5. Морфология. Теория: Морфология. Морфологические нормы. Части речи. Морфологический анализ слова. Практика: Практические задания. Тема 6. Орфография. Промежуточная аттестация. Теория: Орфография. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные. Правописание приставок, суффиксов, личных окончаний. Практика: Практические задания по теме. Промежуточная аттестация в виде тестирования. Тема 7. Синтаксические нормы и пунктуация Теория: Синтаксические нормы и пунктуация. Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Интонационное богатство русской речи. Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Синтаксическая синонимия, ее роль в создании выразительности речи. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста – дискуссионно. Практика: Практические задания по теме. Тема 8. Речь. Функциональные стили речи Теория: Официально – деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад, очерк, путевой очерк, портретный очерк, эссе. Практика: Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы. Практикум. Тема 9. Общие сведения о языке. Изобразительно – выразительные средства Теория: Культура речи и языковая норма. Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Практика: Анализ художественного текста. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Тема 10. Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания Теория: Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии, морфемике, морфологии. Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Практика: Отработка навыков работы над текстом. Лингвистический анализ текста. Тема 11. Аттестация по итогам завершения программы Практика: Подведение итогов. Выполнение практического задания. Планируемые результаты Предметные: к концу обучения обучающие будут: - Знать языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения. - Знать признаки и особенности правильной речи. - Знать виды речевых ошибок и недочетов. - Владеть художественно – выразительными средствами языка. - Уметь соблюдать языковые нормы, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности. - Уметь извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач. Метапредметные: обучающиеся научатся: - Применять полученные знания и умения на практике. - Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. - Уметь продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении практических заданий. - Уметь давать самооценку результату своего труда. Личностные: у обучающихся будет: - Сформировано уважительное отношение к родному языку, гордость за него. - Развито стремление к речевому самосовершенствованию. - Развиты языковые компетенции, повышен уровень культуры речи. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Дата Дата Всего Всего Количеств Режим занятий начала окончани учебны учебны о учебных обучения я х х дней часов по обучения недель программ по е программ е 1 группа 15.09. 31.05. 36 36 72 один раз в неделю 2024 2025 по два занятия, продолжительнос ть каждого 40 мин. Год обучени я (или группа) Формы аттестации В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная аттестация проводится в январе в форме тестирования. Аттестация по итогам завершения программы – май, в виде практического задания. Оценочные материалы: контрольно-измерительные материалы (приложение 1). Методическое обеспечение программы: На занятиях используются разнообразные методы обучения: - по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический; - по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично - поисковой; - методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. Современные педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая технология, технология образовательного события, ИКТ. Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать творческие способности детей, их самостоятельность: практические работы, практикумы, дискуссии, круглые столы, викторины. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие структурировано. Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы: организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования умений, этап подведения итогов. На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты, карты, карточки, презентации, видеофильмы, аудиоматериалы, учебники, лингвистические словари, справочники. На занятиях обучающиеся получают элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом. Условия реализации программы Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья, книжный шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности. Информационное обеспечение: - работа с интернет источниками; - использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов; - наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия, лингвистические словари, справочники, памятки, тестовые задания. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы. Список литературы: 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2003. 3. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2002. 4. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Библионика, 2004. 5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2001. 6. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003. Приложение 1. Контрольно – измерительные материалы Тест 1.Как изменяются имена существительные? А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам.+ 2. Какие из данных существительных относятся к мужскому роду: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе;+ Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 3. Какие из приведенных ниже слов имеют форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;+ Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 4. Отметьте разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь;+ Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе. 5. Выберите верный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к. А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и; Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и; В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;+ Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и; Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е. 6. В каком слове перед суффиксом ставится ь? А) пон..чик; Б) стекол..щик; + В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 7. Какое из следующих прилагательных не имеет краткой формы? А) плохой; Б) хороший; В) снежный; + Г) маленький; Д) дорогой. 8. Отметьте правильный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег. А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-; Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; + В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-; Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-; Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-. 9. В каком из словосочетаний в прилагательном ставится суффикс –ск-: А) низ..ий домик. Б) близ..ое знакомство; В) немец..ий город; Г) дерз..ая эпиграмма; Д) француз..ий язык;+ 10.Разряды имен прилагательных: А) вопросительные, относительные, повествовательные; Б) возвратные, отрицательные, личные; В) одушевлённые, неодушевлённые; Г) определительные, собирательные, количественные; Д) качественные, относительные, притяжательные;+ 11. Какой из предложенных вариантов склонения числительного 90 верный? А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах; Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста; В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте; Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;+ Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста. 12. Как склоняется простое порядковое числительное? А) как дробное числительное; Б) как собирательное числительное; В) как имя существительное 3 склонения; Г) как местоимение; Д) как имя прилагательное.+ 13. Глагол имеет следующие морфологические признаки: А) падеж, наклонение, род; Б) склонение, лицо, время; В) вид, наклонение, время, лицо, число;+ Г) род, число, падеж; Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж. 14. Какие из данных глаголов разноспрягаемые? А) гнать, дышать, держать, слышать; Б) брить, стелить; В) бежать, хотеть;+ Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть; Д) все глаголы на –уть. 15. Какие из ниже перечисленных глаголов — безличные? А) горевать, ночевать, бушевать; Б) улыбается, умывается, одевается; В) бродить, предупредить, дерзить; Г) шелестеть, говорить, устремить; Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится+ 16. Каким способом можно образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать? А) с помощью перестановки ударения;+ Б) с помощью приставок; В) с помощью суффиксов; Г) путем чередования гласных в корне; Д) с помощью приставок и суффиксов. 17. Отметьте вариант, где суффикс –ова- в глаголах: А) доказ..вать, испыт..вать; Б) доклад..вать, запис..вать; В) врач..вать, гор..вать; Г) след..вать, завид..вать;+ Д) воспит..вать, использ..вать. 18. Какие из ниже перечисленных местоимений не имеют формы именительного падежа? А) каждого, иному; Б) столько, чей-нибудь; В) некому, нечему, себя;+ Г) их, тобой; Д) нас, что-то. 19. Отметьте притяжательные местоимения: А) всякий, таков, тот, вас; Б) ты, сам, самый, каждый; В) иной, другой, себя, свой; Г) свой, их, его, этот; Д) мой, твой, наш, свой.+ 20. В каком разрядя местоимений находится только одно слово? А) неопределенное; Б) определительное; В) притяжательное; Г) возвратное;+ Д) отрицательное. 21. Выберите, в каком примере ни пишется раздельно? А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что; + Г) (ни) что; Д) (ни) сколько. 22. Какое из данных наречий пишется через дефис: А) разделить (по)ровну, Б) запеть (по)тихоньку, В) оказаться не (по)вкусу, Г) называть (по)именно, Д) оставить (по)прежнему.+ 23. Выберите вариант, в котором слово пишется слитно: А) (за)границу, Б) (до)смерти, В) (в)последствии,+ Г) (на)днях, Д) (по)двое. 24. В каком из данных словосочетаний — связь примыкание? А) зимнее утро, Б) наступило утро, В) рано утром,+ Г) дождаться утра, Д) по утренней дороге. 25. Выберите наречие с буквой –о на конце: А) сначал.. скажи, Б) раскалить докрасн.., В) издавн… повелось, Г) начист.. вымыть,+ Д) слев.. от нас. 26. Слитно пишутся следующие предлоги: А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток, Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления, В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности, Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,+ Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости. 27. В каком варианте слово пишется через дефис? А) не было (ни)у(кого), Б) рассказать кое(про)кого, В) были(же) случаи, Г) (кое)какой товар,+ Д) пришел (ни)с(чем). 28. Выберите ССП с разделительным союзом: А) Еще напор и враг бежит. Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.+ В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало. Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее. Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение. 29. В каком из предложений предлог пишется раздельно: А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой. Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым. В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры. Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.+ Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен. 30. Отметьте частицы, которые пишутся через дефис? А) –бы, -ли, -же, -нибудь, Б) –бы, -ли, -ка, -то, В) -нибудь, -ка, либо-, -то,+ Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь, Д) –же, -либо, -бы, -ка. Система оценивания: 25 - 30 заданий выполнено правильно – высокий уровень 15 - 24 задания выполнено правильно – средний уровень меньше 14 заданий выполнено правильно – низкий уровень Выполнения практического задания по итогам завершения программы. Критерии оценки достижения планируемых результатов: Уровни освоения Высокий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. При выполнении практического задания показывают отличное знание материала программы. Средний уровень освоения обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. При выполнении практического задания показывают хорошее знание материала программы, требующее незначительной доработки. Низкий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. При выполнении практического задания показывают недостаточное знание материала программы, практическая работа не соответствует требованиям.