Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Культура русской речи» является модифицированной, имеет социально –
гуманитарную направленность.
Актуальность программы. В последние годы в российском обществе резко
снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм
литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие
представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств
массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими
элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными
словам. Важную проблему современности предстоит решить с помощью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Культура русской речи», направленной на совершенствование умений и
навыков подрастающего поколения свободно выражать свои мысли и
чувства как в устной, так и в письменной форме, овладение нормами
русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
Программа также направлена на расширение и углубление базового
образования и не дублирует программу школьного образования, позволяет
приобрести опыт устного и письменного общения в неформальной форме.
Отличительная особенность, новизна состоит в создании системы занятий
по освоению обучающимися основ публичного выступления. Программа содержит
теоретические виды занятий, а также практические, которые включают в себя
отработку всех правил русского языка в системе и служат для подготовки детей к
ЕГЭ по русскому языку. В ходе обучения применяется методика проведения теста
комплекса специальных упражнений и заданий, направленных на развитие
письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового
штурма» позволяет обучающимся отработать, углубить и систематизировать свои
знания о языке и речи.
Педагогическая целесообразность. Обучение по программе способствует
развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и
сознательному усвоению изученного школьного материала, совершенствует навыки
лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития обучающихся.
В ходе обучения у детей формируются не только познавательные
способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость,
трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что
внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных
способов поиска на занятиях решаются путем коллективного обсуждения,
столкновения и соотнесения разных точек зрения. Занятия помогут детям обогатить
знания и совершенствовать умения по разделам русского языка, развить чувство
слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство
гордости за русский язык.
Адресат программы. Программа составлена для обучающихся от 13 до 17
лет.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на
платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной
почте.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность
занятий - 40 минут, перемена 10 минут.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, лекции,
круглые столы, дискуссии, практикумы.
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка путем
углубления знаний по русскому языку, совершенствования речевых умений,
повышения уровня языковой компетенции.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и углубить знания по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и
правописанию.
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
обучающихся.
3. Способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетенции
обучающихся.
4. Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при
работе над текстом.
5. Повышение уровня культуры речи.
Развивающие:
1. Развивать языковые компетенции обучающихся, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.
2. Развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию.
3. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речи.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку,
приобщать к культуре и литературе русского народа.
3. Воспитывать социально активную, конкурентоспособную личность.
Содержание программы:
№ п/п
Наименование
тематического модуля
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Знакомство с программой.
Правильность речи, ее
2
соответствие литературным
нормам.
1
1
2.
Орфоэпические нормы
8
2
6
3.
Лексические нормы
6
2
4
4.
Грамматические нормы
6
2
4
5.
Морфология
10
2
8
беседа
12
4
8
Орфография
6.
Промежуточная аттестация
Синтаксические нормы и
пунктуация
7.
8.
9.
10.
11.
Речь. Функциональные
стили речи
Общие сведения о языке.
Изобразительно –
выразительные средства
Редактирование,
совершенствование текстов
с опорой на полученные
знания
Аттестация по итогам
завершения программы
ИТОГО
Формы
аттестации
/
контроля
10
4
6
6
2
4
4
2
2
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
тестирование
опрос,
практическое
задание
практикум
беседа
6
2
2
72
4
2
23
практическое
задание
практическое
задание
49
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правильность речи, ее
соответствие литературным нормам.
Теория: Предмет и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности.
Правильность речи.
Практика: Анализ текста В. Астафьева (отр. «Прощание с Матерой)
Тема 2. Орфоэпические нормы
Теория: Фонетика и графика. Орфоэпические нормы. Фонетический анализ
слова.
Практика: Фонетический анализ текста. Орфоэпические тестовые
упражнения.
Тема 3. Лексические нормы
Теория: Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексическое значение
слова.
Практика: Анализ текста.
Тема 4. Грамматические нормы.
Теория: Грамматические нормы. Части слова. Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования.
Практика: Практические задания. Тестирование.
Тема 5. Морфология.
Теория:
Морфология.
Морфологические
нормы.
Части
речи.
Морфологический анализ слова.
Практика: Практические задания.
Тема 6. Орфография. Промежуточная аттестация.
Теория: Орфография. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся
безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные. Правописание
приставок, суффиксов, личных окончаний.
Практика: Практические задания по теме. Промежуточная аттестация в виде
тестирования.
Тема 7. Синтаксические нормы и пунктуация
Теория: Синтаксические нормы и пунктуация. Роль пунктуации в письменном
общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки
знаков препинания. Интонационное богатство русской речи. Систематизация
сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического
разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Синтаксическая
синонимия, ее роль в создании выразительности речи. Анализ синтаксической
структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста
– дискуссионно.
Практика: Практические задания по теме.
Тема 8. Речь. Функциональные стили речи
Теория: Официально – деловой стиль речи. Его основные признаки,
назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля:
устное выступление, доклад, очерк, путевой очерк, портретный очерк, эссе.
Практика: Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов.
Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической
литературы. Практикум.
Тема 9. Общие сведения о языке. Изобразительно – выразительные средства
Теория: Культура речи и языковая норма. Изобразительно – выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Практика: Анализ художественного текста. Основные виды тропов, их
использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.
Тема 10. Редактирование, совершенствование текстов с опорой на
полученные знания
Теория: Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и
орфографии, морфемике, морфологии. Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
Практика: Отработка навыков работы над текстом. Лингвистический анализ
текста.
Тема 11. Аттестация по итогам завершения программы
Практика: Подведение итогов. Выполнение практического задания.
Планируемые результаты
Предметные: к концу обучения обучающие будут:
- Знать языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в
различных сферах общения.
- Знать признаки и особенности правильной речи.
- Знать виды речевых ошибок и недочетов.
- Владеть художественно – выразительными средствами языка.
- Уметь соблюдать языковые нормы, опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности.
- Уметь извлекать информацию из различных источников для решения
познавательных и коммуникативных задач.
Метапредметные: обучающиеся научатся:
- Применять полученные знания и умения на практике.
- Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации.
- Уметь продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками
при решении практических заданий.
- Уметь давать самооценку результату своего труда.
Личностные: у обучающихся будет:
- Сформировано уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- Развито стремление к речевому самосовершенствованию.
- Развиты языковые компетенции, повышен уровень культуры речи.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Дата
Дата
Всего
Всего Количеств
Режим занятий
начала
окончани учебны учебны о учебных
обучения
я
х
х дней
часов
по
обучения недель
программ
по
е
программ
е
1 группа
15.09.
31.05.
36
36
72
один раз в неделю
2024
2025
по два занятия,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.
Год
обучени
я (или
группа)
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам
завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения
каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме тестирования. Аттестация по итогам
завершения программы – май, в виде практического задания.
Оценочные материалы: контрольно-измерительные материалы (приложение
1).
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный, частично - поисковой;
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Современные педагогические технологии, используемые при реализации
программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая
технология, технология образовательного события, ИКТ.
Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать
творческие способности детей, их самостоятельность: практические работы,
практикумы, дискуссии, круглые столы, викторины.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
карты, карточки, презентации, видеофильмы, аудиоматериалы, учебники,
лингвистические словари, справочники. На занятиях обучающиеся получают
элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой,
Интернетом.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном
кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует
требованиям санитарно-гигиенических норм.
В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение.
Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется
естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют
ростовым нормам.
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья,
книжный шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение:
- работа с интернет источниками;
- использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов;
- наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия, лингвистические
словари, справочники, памятки, тестовые задания.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.
Список литературы:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 – 9
классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,
2003.
3. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа,
2002.
4. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших
учебных заведений. – М.: Библионика, 2004.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика
русского языка. – М.: Просвещение, 2001.
6. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003.
Приложение 1.
Контрольно – измерительные материалы
Тест
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.+
2. Какие из данных существительных относятся к мужскому роду:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;+
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
3. Какие из приведенных ниже слов имеют форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;+
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
4. Отметьте разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;+
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
5. Выберите верный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к,
реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;+
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
6. В каком слове перед суффиксом ставится ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик; +
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
7. Какое из следующих прилагательных не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный; +
Г) маленький;
Д) дорогой.
8. Отметьте правильный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск,
будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом,
лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; +
В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.
9. В каком из словосочетаний в прилагательном ставится суффикс –ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;+
10.Разряды имен прилагательных:
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;+
11. Какой из предложенных вариантов склонения числительного 90 верный?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;+
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
12. Как склоняется простое порядковое числительное?
А) как дробное числительное;
Б) как собирательное числительное;
В) как имя существительное 3 склонения;
Г) как местоимение;
Д) как имя прилагательное.+
13. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;+
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.
14. Какие из данных глаголов разноспрягаемые?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;+
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.
15. Какие из ниже перечисленных глаголов — безличные?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится+
16. Каким способом можно образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;+
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.
17. Отметьте вариант, где суффикс –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;+
Д) воспит..вать, использ..вать.
18. Какие из ниже перечисленных местоимений не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;+
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.
19. Отметьте притяжательные местоимения:
А) всякий, таков, тот, вас;
Б) ты, сам, самый, каждый;
В) иной, другой, себя, свой;
Г) свой, их, его, этот;
Д) мой, твой, наш, свой.+
20. В каком разрядя местоимений находится только одно слово?
А) неопределенное;
Б) определительное;
В) притяжательное;
Г) возвратное;+
Д) отрицательное.
21. Выберите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что; +
Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.
22. Какое из данных наречий пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.+
23. Выберите вариант, в котором слово пишется слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,+
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.
24. В каком из данных словосочетаний — связь примыкание?
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,+
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.
25. Выберите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн… повелось,
Г) начист.. вымыть,+
Д) слев.. от нас.
26. Слитно пишутся следующие предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,+
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
27. В каком варианте слово пишется через дефис?
А) не было (ни)у(кого),
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,+
Д) пришел (ни)с(чем).
28. Выберите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.+
В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.
29. В каком из предложений предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и
приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.+
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
30. Отметьте частицы, которые пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь,
Б) –бы, -ли, -ка, -то,
В) -нибудь, -ка, либо-, -то,+
Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,
Д) –же, -либо, -бы, -ка.
Система оценивания:
25 - 30 заданий выполнено правильно – высокий уровень
15 - 24 задания выполнено правильно – средний уровень
меньше 14 заданий выполнено правильно – низкий уровень
Выполнения практического задания по итогам завершения программы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Уровни освоения
Высокий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. При выполнении практического задания показывают отличное знание
материала программы.
Средний
уровень
освоения
обучающиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. При выполнении практического задания показывают хорошее
знание материала программы, требующее незначительной доработки.
Низкий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют низкий уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. При выполнении практического задания показывают
недостаточное знание материала программы, практическая работа не соответствует
требованиям.