Культура русской речи

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Культура русской речи» является модифицированной, имеет социально –
гуманитарную направленность.
Актуальность программы. В последние годы в российском обществе резко
снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм
литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие
представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств
массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими
элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными
словам. Важную проблему современности предстоит решить с помощью

дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Культура русской речи», направленной на совершенствование умений и
навыков подрастающего поколения свободно выражать свои мысли и
чувства как в устной, так и в письменной форме, овладение нормами
русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
Программа также направлена на расширение и углубление базового
образования и не дублирует программу школьного образования, позволяет
приобрести опыт устного и письменного общения в неформальной форме.
Отличительная особенность, новизна состоит в создании системы занятий
по освоению обучающимися основ публичного выступления. Программа содержит
теоретические виды занятий, а также практические, которые включают в себя
отработку всех правил русского языка в системе и служат для подготовки детей к
ЕГЭ по русскому языку. В ходе обучения применяется методика проведения теста
комплекса специальных упражнений и заданий, направленных на развитие
письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового
штурма» позволяет обучающимся отработать, углубить и систематизировать свои
знания о языке и речи.
Педагогическая целесообразность. Обучение по программе способствует
развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и
сознательному усвоению изученного школьного материала, совершенствует навыки
лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития обучающихся.
В ходе обучения у детей формируются не только познавательные
способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость,
трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что
внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных
способов поиска на занятиях решаются путем коллективного обсуждения,
столкновения и соотнесения разных точек зрения. Занятия помогут детям обогатить
знания и совершенствовать умения по разделам русского языка, развить чувство
слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство
гордости за русский язык.
Адресат программы. Программа составлена для обучающихся от 13 до 17
лет.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.

Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы обучения: очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. Необходимость дистанционной формы обучения обусловлена
различными факторами, среди которых можно назвать:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время карантина;
- участие в дистанционных конкурсах.
Для реализации занятий могут применяться электронные формы обучения и
дистанционные образовательные технологии, педагогом разрабатываются
информационные материалы (презентации, изображения, видео- и аудиозаписи,
ссылки на источники информации) и задания для учащихся, которые могут
размещаться: в группах объединения в мессенджерах (например, Сферум); на
платформах SKYPE, ZOOM, в приложении Google; направляться по электронной
почте.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность
занятий - 40 минут, перемена 10 минут.
Формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, беседы, лекции,
круглые столы, дискуссии, практикумы.
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка путем
углубления знаний по русскому языку, совершенствования речевых умений,
повышения уровня языковой компетенции.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и углубить знания по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и
правописанию.
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
обучающихся.
3. Способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетенции
обучающихся.
4. Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при
работе над текстом.
5. Повышение уровня культуры речи.
Развивающие:
1. Развивать языковые компетенции обучающихся, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.
2. Развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию.
3. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речи.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку,
приобщать к культуре и литературе русского народа.
3. Воспитывать социально активную, конкурентоспособную личность.
Содержание программы:

№ п/п

Наименование
тематического модуля

Учебный план
Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.
Знакомство с программой.
Правильность речи, ее
2
соответствие литературным
нормам.

1

1

2.

Орфоэпические нормы

8

2

6

3.

Лексические нормы

6

2

4

4.

Грамматические нормы

6

2

4

5.

Морфология

10

2

8

беседа

12

4

8

Орфография
6.
Промежуточная аттестация
Синтаксические нормы и
пунктуация

7.
8.
9.

10.

11.

Речь. Функциональные
стили речи
Общие сведения о языке.
Изобразительно –
выразительные средства
Редактирование,
совершенствование текстов
с опорой на полученные
знания
Аттестация по итогам
завершения программы
ИТОГО

Формы
аттестации
/
контроля

10

4

6

6

2

4

4

2

2

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
тестирование
опрос,
практическое
задание
практикум
беседа

6

2

2
72

4

2
23

практическое
задание

практическое
задание

49

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правильность речи, ее
соответствие литературным нормам.
Теория: Предмет и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности.
Правильность речи.

Практика: Анализ текста В. Астафьева (отр. «Прощание с Матерой)
Тема 2. Орфоэпические нормы
Теория: Фонетика и графика. Орфоэпические нормы. Фонетический анализ
слова.
Практика: Фонетический анализ текста. Орфоэпические тестовые
упражнения.
Тема 3. Лексические нормы
Теория: Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексическое значение
слова.
Практика: Анализ текста.
Тема 4. Грамматические нормы.
Теория: Грамматические нормы. Части слова. Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования.
Практика: Практические задания. Тестирование.
Тема 5. Морфология.
Теория:
Морфология.
Морфологические
нормы.
Части
речи.
Морфологический анализ слова.
Практика: Практические задания.
Тема 6. Орфография. Промежуточная аттестация.
Теория: Орфография. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся
безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные. Правописание
приставок, суффиксов, личных окончаний.
Практика: Практические задания по теме. Промежуточная аттестация в виде
тестирования.
Тема 7. Синтаксические нормы и пунктуация
Теория: Синтаксические нормы и пунктуация. Роль пунктуации в письменном
общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки
знаков препинания. Интонационное богатство русской речи. Систематизация
сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического
разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Синтаксическая
синонимия, ее роль в создании выразительности речи. Анализ синтаксической
структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста
– дискуссионно.
Практика: Практические задания по теме.
Тема 8. Речь. Функциональные стили речи
Теория: Официально – деловой стиль речи. Его основные признаки,
назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля:
устное выступление, доклад, очерк, путевой очерк, портретный очерк, эссе.
Практика: Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов.
Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической
литературы. Практикум.
Тема 9. Общие сведения о языке. Изобразительно – выразительные средства
Теория: Культура речи и языковая норма. Изобразительно – выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Практика: Анализ художественного текста. Основные виды тропов, их
использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.

Тема 10. Редактирование, совершенствование текстов с опорой на
полученные знания
Теория: Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и
орфографии, морфемике, морфологии. Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
Практика: Отработка навыков работы над текстом. Лингвистический анализ
текста.
Тема 11. Аттестация по итогам завершения программы
Практика: Подведение итогов. Выполнение практического задания.
Планируемые результаты
Предметные: к концу обучения обучающие будут:
- Знать языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в
различных сферах общения.
- Знать признаки и особенности правильной речи.
- Знать виды речевых ошибок и недочетов.
- Владеть художественно – выразительными средствами языка.
- Уметь соблюдать языковые нормы, опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности.
- Уметь извлекать информацию из различных источников для решения
познавательных и коммуникативных задач.
Метапредметные: обучающиеся научатся:
- Применять полученные знания и умения на практике.
- Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации.
- Уметь продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками
при решении практических заданий.
- Уметь давать самооценку результату своего труда.
Личностные: у обучающихся будет:
- Сформировано уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- Развито стремление к речевому самосовершенствованию.
- Развиты языковые компетенции, повышен уровень культуры речи.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Дата
Дата
Всего
Всего Количеств
Режим занятий
начала
окончани учебны учебны о учебных
обучения
я
х
х дней
часов
по
обучения недель
программ
по
е
программ
е
1 группа
15.09.
31.05.
36
36
72
один раз в неделю
2024
2025
по два занятия,
продолжительнос
ть каждого 40
мин.
Год
обучени
я (или
группа)

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация и аттестация по итогам
завершения программы. Текущий контроль осуществляется по окончанию обучения
каждого раздела, темы в форме: опроса, практической работы. Промежуточная
аттестация проводится в январе в форме тестирования. Аттестация по итогам
завершения программы – май, в виде практического задания.
Оценочные материалы: контрольно-измерительные материалы (приложение
1).
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный, частично - поисковой;
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Современные педагогические технологии, используемые при реализации
программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая
технология, технология образовательного события, ИКТ.
Занятия для детей проводятся в формах, позволяющих активизировать
творческие способности детей, их самостоятельность: практические работы,
практикумы, дискуссии, круглые столы, викторины.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
На занятиях используются дидактические материалы: обучающие плакаты,
карты, карточки, презентации, видеофильмы, аудиоматериалы, учебники,
лингвистические словари, справочники. На занятиях обучающиеся получают
элементарные навыки работы с научно - популярной и справочной литературой,
Интернетом.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном
кабинете, который оснащён необходимой учебной мебелью. Кабинет соответствует
требованиям санитарно-гигиенических норм.
В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение.
Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями. Имеется

естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют
ростовым нормам.
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель: парты, стулья,
книжный шкаф, компьютер с проектором, канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение:
- работа с интернет источниками;
- использование проектора, компьютера для просмотра видео материалов;
- наглядные пособия: плакаты, картинки, схемы, учебные пособия, лингвистические
словари, справочники, памятки, тестовые задания.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом, обладающим
профессиональными знаниями и компетенциями для реализации данной программы.
Список литературы:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 – 9
классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,
2003.
3. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа,
2002.
4. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших
учебных заведений. – М.: Библионика, 2004.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика
русского языка. – М.: Просвещение, 2001.
6. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003.

Приложение 1.
Контрольно – измерительные материалы
Тест
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.+
2. Какие из данных существительных относятся к мужскому роду:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;+
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
3. Какие из приведенных ниже слов имеют форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;+
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
4. Отметьте разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;+
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
5. Выберите верный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к,
реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;+
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
6. В каком слове перед суффиксом ставится ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик; +
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.

7. Какое из следующих прилагательных не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный; +
Г) маленький;
Д) дорогой.
8. Отметьте правильный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск,
будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом,
лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; +
В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.
9. В каком из словосочетаний в прилагательном ставится суффикс –ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;+
10.Разряды имен прилагательных:
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;+
11. Какой из предложенных вариантов склонения числительного 90 верный?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;+
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
12. Как склоняется простое порядковое числительное?
А) как дробное числительное;
Б) как собирательное числительное;
В) как имя существительное 3 склонения;
Г) как местоимение;
Д) как имя прилагательное.+
13. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;+
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.

14. Какие из данных глаголов разноспрягаемые?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;+
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.
15. Какие из ниже перечисленных глаголов — безличные?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится+
16. Каким способом можно образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;+
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.
17. Отметьте вариант, где суффикс –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;+
Д) воспит..вать, использ..вать.
18. Какие из ниже перечисленных местоимений не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;+
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.
19. Отметьте притяжательные местоимения:
А) всякий, таков, тот, вас;
Б) ты, сам, самый, каждый;
В) иной, другой, себя, свой;
Г) свой, их, его, этот;
Д) мой, твой, наш, свой.+
20. В каком разрядя местоимений находится только одно слово?
А) неопределенное;
Б) определительное;
В) притяжательное;
Г) возвратное;+
Д) отрицательное.

21. Выберите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что; +
Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.
22. Какое из данных наречий пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.+
23. Выберите вариант, в котором слово пишется слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,+
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.
24. В каком из данных словосочетаний — связь примыкание?
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,+
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.
25. Выберите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн… повелось,
Г) начист.. вымыть,+
Д) слев.. от нас.
26. Слитно пишутся следующие предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,+
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
27. В каком варианте слово пишется через дефис?
А) не было (ни)у(кого),
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,+
Д) пришел (ни)с(чем).

28. Выберите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.+
В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.
29. В каком из предложений предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и
приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.+
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
30. Отметьте частицы, которые пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь,
Б) –бы, -ли, -ка, -то,
В) -нибудь, -ка, либо-, -то,+
Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,
Д) –же, -либо, -бы, -ка.
Система оценивания:
25 - 30 заданий выполнено правильно – высокий уровень
15 - 24 задания выполнено правильно – средний уровень
меньше 14 заданий выполнено правильно – низкий уровень

Выполнения практического задания по итогам завершения программы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Уровни освоения
Высокий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. При выполнении практического задания показывают отличное знание
материала программы.
Средний
уровень
освоения
обучающиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. При выполнении практического задания показывают хорошее
знание материала программы, требующее незначительной доработки.
Низкий уровень освоения - обучающиеся демонстрируют низкий уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. При выполнении практического задания показывают
недостаточное знание материала программы, практическая работа не соответствует
требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».